Мировое сообщество рассматривает технологию е–портфолио как технологию цифровой идентификации личности и непрерывного развития в течение всей жизни. Х. Барет определяет электронный портфолио как эффективную педагогическую технологию 21века, позволяющую осуществлять комплексное оценивание образовательных результатов обучаемых, рефлексию, описывать собственную историю образования [7].
В условии глобализации, распространения социальных сетей и мобильных электронных устройств технология е–портфолио получила новое признание как инструмент капитализации ресурсов учащихся, как ответ на вызовы общества и открытой системы образования. Вызовы к разработке и внедрению новых, результативных образовательных технологий, соответствующих потребностям обучаемых и условиям обучения, которое уже не ограничивается формальным образованием и фиксированными периодами времени, поскольку накапливать материалы в персональном портфолио можно начиная со школы, продолжить формировать и развивать портфолио в колледже и университете. Таким образом, электронный портфолио действительно является уникальной цифровой технологией индивидуализации, планирования собственного образования, рефлексии и профессионального развития [7, 9].
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования [1-4, 7, 9] показал, что электронный портфолио является перспективной педагогической технологией оценивания образовательных достижений, профессионального развития и трудоустройства, в течение более 20 лет успешно используемой в Америке, Европе, Австралии и других странах мира.
В практику российского образования технология электронного портфолио начала активно внедряться на уровне средней общеобразовательной школы в 2002-2005 гг. после принятия Концепции профильного обучения (утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002) и нормативной базы, регламентирующей процесс внедрения и использования портфолио в СОШ (Письмо ГУ-ВШЭ от 28.12.2004 № 31-17/12-2929[1]). Была разработана и апробирована модель портфолио учащегося и выпускника основной школы в рамках «Эксперимента по введениюпрофильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования». Эксперимент проводился Министерством образования Российской Федерации в 2003-2005 гг. и охватил 4,5 тысячи школьников в 9-ти регионах России.
Группа московских ученых Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская А.С. [2-4] внесла существенный вклад в создание научной базы для внедрения в отечественную практику инструмента портфолио и расширила его возможности как технологии аутентичного оценивания образовательных достижений учащихся.
Известно, что в практике трудоустройства в России не принято использовать е–портфолио как инструмент оценки качеств претендента на должность. В большинстве случаев используются отдельные элементы портфолио, например, резюме или примеры выполненных проектов.
В Красноярском крае последние годы ведутся системные исследования использования технологии электронного портфолио в профессиональном образовании и трудоустройстве. Коллектив красноярских ученых с 2003г. успешно внедряет технологию е–портфолио в образовательный процесс учреждений СПО и ВПО и в практику трудоустройства выпускников. Разработаны учебно-методические комплексы дисциплин, написаны учебные пособия, ориентированные на использование технологии е-портфолио на различных уровнях профессионального образования, модели и механизмы эффективного использования электронного портфолио выпускников при трудоустройстве.
В рамках проекта «Поддержка мобильности выпускников СПО/ВПО Красноярского края средствами электронного портфолио», поддержанного Краевым фондом науки Красноярского края, сотрудниками ИППС СФУ проведена работа по системной интеграции и внедрению е–портфолио при трудоустройстве выпускников, разработана модель использования технологии е–портфолио для поддержки мобильности выпускника СПО/ВПО.
Исследования, проводимые авторами в течение последних семи лет, позволили выявить основные проблемы, риски и возможности, возникающие при внедрении методики е-портфолио в процесс обучения и трудоустройства.Авторами предлагается системный подход к использованию технологии е–портфолио в непрерывном образовании и в трудоустройстве. Новизна данного подхода заключается в согласовании требований различных целевых групп (обучающиеся, преподаватели, работодатели) на стадии проектирования е–портфолио; в ориентации на профессиональное и личностное развитие обучаемого, самооценку и экспертную оценку его образовательных результатов и мониторинг их динамики.
В 2012 г. СФУ вошел в консорциум 4-х европейских вузов по исследованию перспектив технологии е-портфолио в развитии человеческого потенциала (проект «EportfolioforHumanResources» был поддержан в рамках 7-ой рамочной программы ERANet).
Целью проведенного исследования являлось выявление отношения педагогов системы среднего специального и высшего образования к методу электронного портфолио как инструменту профессионального развития и трудоустройства.
В рамках проекта проведения научных исследований («Электронный портфолио как средство профессионально-личностного развития»), проект № 12-26-19001 / Theproject «ePortfolioastheMeansofProfessionalandPersonalDevelopment» iscarriedoutwiththesupportfromRussianScientificHumanitarianFund, project № 12-26-19001 РГНФ был создан интерактивный он-лайн ресурс для изучения мнения различных целевых групп по возможностям е–портфолио для трудоустройства и профессионального развития, согласованный с зарубежными партнерами:
· http://ww3.unipark.de/uc/Abt_Bildungsforschung/7797/ – он-лайн анкет для учителей и преподавателей общеобразовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования;
· http://ww3.unipark.de/uc/Abt_Bildungsforschung/0195/ – он-лайн анкета для учащихся учреждений среднего и высшего профессионального образования (специалитета, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры).
Объект исследования – преподаватели школ, средних специальных и высших учебных заведений Красноярского края.
Предмет исследования – отношение педагогов к использованию технологии е–портфолио для профессионального развития и трудоустройства.
Выборка – преподаватели школ, колледжей, вузов Красноярского края.
Метод исследования: анкетирование целевых аудиторий. В ходе опроса использовались он-лайн анкета из 38 вопросов (закрытых, открытых). Результаты обрабатывались методами непараметрической статистики; множественное сравнение выполнялось с помощью критерия Kruskal-Wallis (Крускала-Уоллиса). Для сравнения данных в двух группах (пара вопросов) использовался критерий Манна-Уитни. Различия принимались статистически значимыми при Р≤0,05.
Анализ полученных данных
В опросе приняли участие 60 человек, представляющие средние, высшие и средние специальные учебные заведения г. Красноярска. Респонденты мужчины – 13 человек, женщины – 47 человек.
Распределение респондентов по возрасту представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение респондентов по возрасту
Диапазон, лет |
20 –30 |
31 – 40 |
41 – 50 |
51 – 60 |
Кол.человек |
18 |
23 |
11 |
8 |
При анализе анкет было выяснено, что 3 человека из опрошенных имеют полное среднее образование, 3 человека – среднее профессиональное, 36 – высшее профессиональное образование, 7 человек имеют степень бакалавра, 4 человека – магистра и аспирантуру и докторантуру закончили 7 человек. Распределение по сферам деятельности (преподаваемым предметам) представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение респондентов по сфере деятельности
Сфера деятельности |
Количество |
Естественнонаучные предметы |
5 |
Гуманитарные предметы |
31 |
Творческие дисциплины |
1 |
IT |
8 |
Другое |
15 |
Всего |
60 |
Все респонденты имеют различный опыт работы по специальности, причем, 45% (27 человек) анкетируемых имеют опыт работы на руководящей должности. У подавляющего большинства респондентов (21 из 27 человек), имеющих опыт руководителя, стаж не превышает 5 лет. Распределение по стажу работы представлено на рис. 1.
Рис.1. Распределение респондентов по стажу работы.
Размеры статьи не позволяют детально проанализировать все вопросы, заданные в он-лайнанкетах, поэтому мы остановимся только на наиболее интересных и важных, по нашему мнению, результатах.
Каждый из анкетируемых педагогов имеет персональный компьютер, который использует ежедневно, и только один человек пользуется компьютером несколько раз в неделю. 84,7% респондентов используют социальные сети. Наиболее часто используемые сети: В контакте и Одноклассники. Значимого предпочтения среди ответов не выделено. Каждый из респондентов выбрал как минимум две различные социальные сети. Данные представлены на рис.2.
Рис.2. Статистика использования социальных сетей педагогами
Можно констатировать, что технология е–портфолио уже достаточно известна среди преподавателей Красноярского края (31 человек из 60 ответили утвердительно). Ранее использовали е-портфолио только 12 человек, что составляет пятую часть от всего количества респондентов. У 72, 8% респондентов мотивирующим фактором к созданию собственного е–портфолио явилось требование организации, и только 27,2% сделали это по собственной инициативе. Из 48 педагогов, не использовавших е–портфолио в своей деятельности, 27 человек (56%) не знали о таком инструменте оценивания, 18 (38%) выбрали ответ: В организации приняты другие форматы оценивания профессиональных компетенций. Не нравятся предлагаемые структуры е–портфолио трем респондентам.
Авторов исследования интересовал вопрос о программном обеспечении, которое могло быть использовано при составлении портфолио. На вопрос Какое программное обеспечение для е-портфолио Вы знаете? ответили 47 человек из 60, проходивших анкетирование. Мы сравнили с ответами студентов на этот же вопрос. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Программное обеспечение для создания е-портфолио
Программное обеспечение |
Количество |
|
Педагоги |
Студенты |
|
Mahara |
13 |
5 |
GoogleSites |
15 |
3 |
Europass |
5 |
- |
|
1 |
- |
Ваш вариант |
13 |
2 |
Разработанное в учреждении |
- |
16 |
Всего |
47 |
26 |
Следует отметить, что достаточно большой круг анкетируемых педагогов (27,7%) в качестве ответа выбрали свой вариант.
Из 12 педагогов, ранее использовавших е–портфолио, 10 (83%) выбрали программное обеспечение, предложенное организацией (для студентов это составило 61,5%). Можно отметить, что в будущем планируют использовать программное обеспечение, предложенное организацией только 4 человека, специальное открытое программное обеспечение – 4 и он-лайн инструменты, такие как блог, LinkedIn или GoogleSites – 3 респондента. Студенты не используют активно е–портфолио, если это не является обязательным требованием педагога.
Интересное противоречие было выявлено при сравнении ответов вопросов №18 Как вы использовали е-портфолио в учебном процессе? и № 24, который выясняет мнение респондентов об эффективности е–портфолиокак инструмента учебного процесса.Если в первом случае 54,5% респондентов использовали е–портфолиокак метод обучения, то в другом случае в качестве эффективного инструмента обучения метод е–портфолионе выбрал ни один респондент!
Если педагоги использовали е–портфолиодля профессионального развития (67%), то в качестве инструмента трудоустройства его не использовал никто. Однако, по мнению анкетируемых,е–портфолиокак инструмент трудоустройства может быть эффективным в будущем (100% респондентов)!
При ответе на вопрос №25 В чем, на Ваш взгляд, может заключаться специфика структуры (содержания) е-портфолио в Вашей профессиональной области? приоритеты преподавателей расположились в следующей последовательности: примеры проектов работ, награды и достижения, профессиональные отзывы и рекомендации, необходимость организации обратной связи. К незначимым разделам анкетируемые отнесли необходимость видеорезюме и карьерные/профессиональные планы.
Результаты ответов на вопрос 26 Выберите разделы е-портфолио, которые, по Вашему мнению, обязательны в его структуре представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ ответов на вопрос анкеты №26 по биномиальному критерию
Разделы портфолио/Ответы (%) |
Да |
Нет |
Р |
Резюме |
100 |
0 |
<0,001 |
Видеорезюме |
67 |
33 |
0,388 |
Рекомендации предыдущих работодателей |
50 |
50 |
1 |
Награды и достижения (сертификаты, дипломы и т.д.) |
100 |
0 |
<0,001 |
Примеры проектов/работ |
100 |
0 |
<0,001 |
Карьерные планы |
67 |
33 |
0,388 |
Социальная деятельность |
67 |
33 |
0,388 |
Условия работы |
50 |
50 |
1 |
Мобильность |
67 |
33 |
0,388 |
Обратная связь |
92 |
8 |
0,006 |
Таким образом, по мнению педагогов, в структуре е-портфолио должны находиться следующие разделы (значимые различия по биноминальному критерию): Резюме; Награды и достижения (сертификаты, дипломы и т.д.); Примеры проектов/работ;Обратная связь.
Не обязательно (нет значимых различий): Видеорезюме; Карьерные планы; Рекомендации предыдущих работодателей;Социальная деятельность;Условия работы;Мобильность.
При исследовании вопроса о необходимости создания базы е–портфолио на различных уровнях значимых различий между ответами не выявлено. Значимые различия выявлены среди ответов на вопрос о размещении е-портфолио на различных уровнях. Респонденты отдали предпочтение региональному уровню и уровню страны (Р<0,07), мировой уровень в качестве возможного ресурса для размещения базы е–портфолио не нашел поддержки у респондентов.Все анкетируемые отметили, что для создания е–портфолио должны использоваться системы, опирающиеся на русский язык. 75% анкетируемых считают, что должно быть единообразие в структуре портфолио на всех уровнях.
По мнению 38 из 59 педагогов, в будущем портфолио будет играть ведущую роль в процессе трудоустройства. Это мнение высказали 64% респондентов, однако 36% ответили нет. Это означает, что пока российские педагоги не видят е-портфолио в качестве эффективного инструмента для трудоустройства (значимых различий по биномиальному критерию не выявлено).
Выводы:
Использование технологии электронного портфолио, получившей в последнее время широкое распространение в нашей стране, является ответом на необходимость подготовки учащихся к реалиям нового мира занятости. В ее основе лежат компетентностный подход в образовании, принципы аутентичного оценивания личностного и профессионального развития в течение всей жизни.В ходе анкетирования педагогов Красноярского края были:
1) уточнены структура и содержание е-портфолио преподавателей общеобразовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования;
2) обозначены причины неиспользования е-портфолио в качестве инструмента трудоустройства.
3) статистические методы обработки анкет позволили выявить значимые разделы портфолио для решения задач профессионального развития и трудоустройства.
Рецензенты:Немировский В.Г., д.соц.н., профессор, заведующий кафедрой социологии Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ «Сибирский федеральный университет»,
г. Красноярск.
Россиев Д.А., д.м.н., проректор по информационным технологиям и корпоративной политике ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им.проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития РФ, г. Красноярск.