Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL EXPERIENSE, PROFESSIONAL MENTALITY AND MORALAS A REASON OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Zavoychinskaya I.G. 1
1 Vyatka State University
A strategy rise methods of economic competition is оne of the main direction present state politics of our country. At the same time we must bring up new personnel, who understands this state politics.In this article I analyze, how professional and morality trait people have influence on the quality of work. Morality regulate professional activityof people, also the sphere of the economic attitude about process of production, distribution and consumption materialistic and spiritual welfares. Professional problems of person are very important, because this sphere comprises the most part of the people life.University education plays the fundamental role in this process.Now many spheresprofessionalactivity of people have standards of the ethics behavior. Professional and morality trait peopleplays a great role in business. The combination of professional and morality trait people is a condition of success in improvement of economicactivity as one institution, as the whole countryandnationaleconomy.
university.
teacher
education
science
economics
professional and morality trait people
ideal
moral

Введение      

            Стратегия повышения конкурентоспособности является одним из главных направлений современной государственной  политики нашей страны. Этот процесс должен осуществляться в тесной взаимосвязи с подготовкой кадров новой формации, ориентированных на данную политику, кадров профессионалов. Таким образом, возрастает роль субъекта хозяйствования - человека -и присущих ему черт личности, в первую очередь, нравственных.

            Цель исследования

            Данное исследование ставит своей целью проанализировать взаимосвязь и взаимозависимость профессионализма и нравственности  и их влияния на экономические показатели развития, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и национальной экономики в целом.

            Методы исследования

            Методами исследования являются : анализ научной литературы, сравнение исследуемых явлений, индукция и дедукция, анкетирование, статистическая обработка данных.

            Результаты исследования           

            Профессионализмвыражается в высоком качестве и стабильности достигаемых результатов. Достижение устойчивых высоких результатов в труде становится возможным за счет соответствия индивидуальных свойств человека требованиям профессии, а также активизации внутренних психологических ресурсов, поэтому профессионализм предполагает наличие в своей структуре психологических компонентов. Нравственные принципы  специалистов-практиков оказывают влияние на те сферы деятельности, в которых они работают. Экономиста - на эффективность финансовых сделок, юриста на ихзаконность, врача -на отношение к больным, преподавателя, школьного учителя, классного руководителя - на уровень знаний и воспитанности учащихся, а в случае занятия данным специалистом руководящей административной должности - на работу всего коллектива, подбор и расстановку кадров и, в конечном счете,  на качество работы учреждения в целом.

            В своей деятельности профессионал должен стремиться к достижению идеального состояния выполнения своих служебных обязанностей.

            Проблеманравственногоиидеальноговчеловекевсегдабылаоднойизважнейших как в теоретических исследованиях, так и в практике жизни. 

            Выдающиесяотечественныепедагоги-мыслители утверждали, что при формировании личности нравственное влияние составляет главную задачу и важнее развития ума. Так, например, в трудах И.Т.Посошкова  и  В.Н.Татищева утверждалась необходимость широкого религиозно-нравственного воспитания молодого поколения. И.И.Бецкой идеалом человека ставил личность, развитую нравственно до «величайшей тонкости», а нравственное воспитание в целом выше любого образования. П.Г.Редкин, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский считали заботу о нравственности человека основой его воспитания [2]. Лучшие личностные качества, такие, как глубокий патриотизм, честность, ответственность за свое дело, гуманизм, трудолюбие, с точки зрения педагогов многих поколений, являлись проявлением нравственной зрелости. Благодаря сложившимся традициям воспитания, в педагогике России особое место всегда занимала проблема нравственного идеала.  Идеал человека в русском педагогическом сознании приравнивался к нравственному идеалу, качества личности оценивались главным образом с нравственной точки зрения.Hравственный идеал есть универсальный регулятор, способный ориентировать психическую активность человека в различных видах деятельности, а также в отношениях с представителями разнообразных групп людей из микро- и макросреды с присущими им нравственными качествами и отношением к общечеловеческим ценностям.Hравственные идеалы в качестве психологических явлений, отражающих реальную действительность, содержат два вида компонентов: чувственные, наглядно-образные и абстрактно-обобщенные структурные элементы [8, с.13]. Оба они, по мнению С.Л.Рубинштейна, находятся в диалектическом единстве и выполняют определенные функции. Образ конкретного человека становится носителем обобщения, то есть  системы имеющихся у него моральных качеств и представлений, он репрезентирует существенные характеристики этого человека. Нравственный идеал, формируя сознание, нравственные принципы личностиоказывает влияние на профессиональную деятельность человека.

            Можно выделить несколько форм нравственности [4].Это индивидуальная мораль, мораль отдельных  слоёв общества (стратов), мораль отдельных культур, групповые нравственные нормы, нравственные ценности конкретного исторического этапа развития человечества; высшие нравственные ориентиры, общечеловеческие ценности (отношение к Родине, человеку, чести, достоинству).

            Следование моральным нормам должно быть сознательным, а не принудительным. Только тогда его можно назвать нравственным. Принудительное поведение в соответствии с принятыми моральными нормами не основано на внутреннем принятии нормы. В случае отсутствия внешнего контроля (например, со стороны руководства на работе) в ситуациях выбора человек опирается на усвоенные им моральные ценности, которые могут не совпадатьс требуемыми.

            Важным аспектом является также соотношение знаний моральных норм и реализации их в поведении.

            В профессиональной деятельности личности необходимым качеством является и моральная устойчивость. Она формирует мотивы поведения. Суть моральной устойчивости выражается в стремлении человека всегда, а не только на глазах окружающих, действовать в соответствии с требованиями морали. Воспитание устойчивости личности является вместе с тем и воспитанием ее нравственных идеалов, умения не приспосабливаться к внешним обстоятельствам, а учитывать и изменять их в соответствии с принципами морали. Проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения.

Основополагающую роль в становлении нравственности и профессионализма играет вузовское воспитание, ибонепосредственное становление сознания и мышления будущего специалиста любой отрасли, его интеллекта и типа ума происходит в процессе образования. То есть основы профессионализма закладываются в системе образования. Нравственные идеалы и принципы личности формируются в процессе обучения и воспитания, т.е. также в системе образования.Этические нормы и принципы деятельности специалиста, усвоенные в студенческом возрасте, будут определять ценностные ориентации зрелого специалиста через несколько лет. Воспитание нравственных качеств одновременно с приобретением профессиональных знаний и практическим опытом формируют уровень готовности личности к занятию той или иной должности. Эта готовность «созревает» независимо от возраста или поэтапного перехода с одной должности на другую. В данном случае важным и определяющим является становление сознания, его интеллектуальный  уровень. У каждой профессиональной группы свой набор ценностей. У каждого индивида существует внутренний образ своего «Я», жизненного пути и образ личностных качеств, присущих представителям определённой профессии [1]. Важным этапом профессионального становления и развития является соотнесение собственного «Я» с образом профессии и профессионала, что способствует профессиональному самосознанию. Осознание и последующее присвоение этических правил и норм профессионализма происходит также  при включении студентов в практическую деятельность. Непосредственная профессиональная деятельность также играет немаловажную роль.

Новая модель образования должна не только реализовать профессиональные программы различного уровня и направленности, но и формировать у будущих специалистов высокие морально-нравственные качества, осознание ими государственного и общественного предназначения их профессиональной деятельности. Качественное высшее образование -это сочетание профессиональной грамотности, образованности и культуры с навыками духовного и профессионального саморазвития.В работе специалистов, получивших высшее образование, нравственные правила и нормы являются профессионально важными. Неэтичное поведение отдельных специалистов снижает престиж и репутацию тех или иных видов профессиональной деятельности и бросает тень на работу отрасли в целом. Так, при определении качества конечного продукта для клиента, недобросовестный специалист может убедить в высоком уровне предоставляемых им услуг, даже если это не соответствует действительности [7].

Основным субъектом организации образовательного процесса в вузах является профессорско-преподавательский состав. В 1997г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО были даны рекомендации о статусе преподавательских кадров вузов. В соответствии с ними сотрудники и студенты должны использовать свой интеллектуальный потенциал и моральный авторитет для защиты и распространения универсально признанных ценностей, таких, как мир, свобода, равенство, солидарность, справедливость. Недостатками в данном случае можно признать отсутствие должной педагогической подготовки у преподавателей технических вузов, а также общедоступность преподавательской деятельности для привлекаемых к ней работников-практиков.

Научная работа, процесс познания являются средством достижения профессионального идеала для специалистов-практиков. Но всегда ли нравственно научное познание?  Познать, - писал Платон, - «это не то же самое, что перевернуть черепок, тут надо душу перевернуть от сумеречного дня к истинному дню бытия»[5,с.324.]. Само познание - это не только мыслительная деятельность, но и нравственный поступок, затрагивающий внутренний мир человека, преобразующий его душу[6, с.111]. Какой мотив деятельности преобладает в сознании  человека, занимающегося наукой? Является ли основным стимулом удовлетворение от проделанной работы и наконец-то найденная истина? Немаловажную роль играет и активность человека. Личность более активная побеждает, отстаивая собственные научные исследования любыми способами.           

            Многие сферы профессиональной деятельности специалистов в настоящее время имеют нормативы этического поведения.В каждой профессиональной сфере существует определённый задокументированный или негласный свод норм, принципов и правил работы. Например, в журналистской деятельности («Кодекс профессиональной этики журналиста»), в среде юристов («Кодекс чести судьи РФ и правила поведения юристов в профессиональной и внеслужебной деятельности»), варианты «Этического кодекса работы менеджеров». В этих документах представлены определённые требования к качеству выполняемых работ и личным особенностям специалистов. Они ориентированы на то, чтобыпомогать профессионалам выбирать адекватные цели, средства и способы работы. Это во многом определяет качество предоставляемых услуг и повышает престижность различных видов профессиональной деятельности.

            Каждая сфера деятельности предъявляет свои требования к профессионализму и нравственности. Но существует ряд качеств, которые необходимы представителям всех профессий. Например, в деятельности юриста необходима честность. Но нужно ли такое качество сварщику или строителю? При отсутствии честности он может некачественно выполнить свою работу при строительстве, например, дома, желая как можно скорее получить деньги. В результате дом разрушится и погибнут люди. Таким образом, честность должна быть присуща представителям самых разнообразных специальностей.

            Велика роль профессионализма и нравственности при организации бизнеса. Взаимосвязь бизнеса и морали проявляется в непрерывных контактах, отношениях, переговорах со многими людьми: поставщиками и потребителями, деловыми партнёрами, наёмными работниками. А эти контакты строятся на доверии и взаимопонимании. Нарушение предпринимателем этики, морали, нравственных принципов может сделать бизнес неэффективным, сказывается на репутации фирмы. Возрастание нравственного фактора в бизнесе и управлении является закономерностью цивилизованной экономики.. Деловая этика - это совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности [3]. Она определяется уровнем общей культуры работников, занятых во всех сферах экономики страны и слагается из следующих компонентов: имидж предприятия, репутация предприятия, этика деловых контактов, профессиональная этика, этичное поведение сотрудников.

            Наблюдающееся в России возрастание роли руководителей  в кадровой политике предполагает более детальное изучение их профессиональной и личностной спецификации в плане становления их нравственного сознания как специалистов высокого уровня. Необходимо учитывать, что теоретические профессиональные знания любого руководителя в области менеджмента на практике преломляются через его личностную нравственную позицию,  что, в свою очередь, опосредованно влияет на стратегию управления и, в конечном счете, на показатели деятельности учреждения. Чтобы руководить людьми, руководитель должен быть способен предвидеть эмоциональные реакции и познавательные способности, стереотипы, ценностные ориентации тех людей, которыми ему приходится управлять, уметь предсказать оценки ими различных явлений в области производственных отношений. Управленческая этика - это система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных функций.В то же время отбор среди кандидатов на должность как самого директора учреждения, так и специалистов, их продвижение по службе во многом определяются именно личным решением руководителя; его нравственной позицией и жизненными целями. Получается замкнутый цикл. Уровень развития сознания, самосознания  и нравственности специалиста-руководителя, его личностная спецификация определяют подбор и расстановку кадров рядовых специалистов, что, в конечном счете, влияет на качественные показатели работы учреждения. Таким образом, подчеркивается важность разработки проблемы нравственных основ профессионального выбора и анализа становления сознания специалиста-управленца с нравственных позиций.

            В итоге мы приходим к выводу, что существуют определённые общечеловеческие ценности, которые должны адекватно воспринимать представители различных профессий.

В процессе жизнедеятельности происходит формирование системы моральных отношений человека к основным общечеловеческим ценностям и развитие определённых нравственных качеств. При этом в сознании мысленно возникает некоторый образец, соответствующий каждому нравственному качеству. Этот образец постепенно переходит в мысленный идеал к той или иной общечеловеческой ценности: экономический идеал,  профессиональный идеал  и другие, дающие в совокупности нравственный идеал личности.

            В процессе исследования было проведено анкетирование различных специалистов на основе самооценки, выясняющее уровень профессионального и нравственного становления личности. Результаты были математически обработаны. Применяемая методика позволяет выявить основные направления формирования отношения к общечеловеческим ценностям как структурным элементам сложной системы понятия нравственный идеал и сравнить динамику их развития у различных возрастных групп. Введены условные обозначения основных показателей  сформированности и типов нравственных идеалов в виде формул. Такая запись позволяет отслеживать индивидуальную динамику процесса по возрастным, профессиональным группам и в хронологической последовательности.Знание типа и уровня сформированности нравственного идеала в младшем возрасте позволяет прогнозировать развитие личности к более старшему возрасту и при необходимости осуществлять  педагогическую коррекцию, т.е. целенаправленно влиять  на процесс формирования нравственных идеалов и, следовательно, мировоззрения личности в целом. В свою очередь мировоззрение, сознание специалиста определяет его профессионализм и качество выполняемой работы, воздействуя на экономические показатели хозяйствующей системы.

            Выводы       

            Таким образом,нравственность регулирует профессиональную деятельность человека, а также сферу экономических отношений с другими людьми по поводу производства, распределения и потребления материальных и духовных благ.Данными исследованиями положено начало разработке методики определения уровня профессионального и нравственного развития личности с целью использования её при оценке прогнозировании отношения специалиста к выполняемой работе. Сочетание нравственных и профессиональных качеств личности является залогом успеха в совершенствовании экономической деятельности отдельного предприятия или учреждения и страны в целом.Нравственная составляющая любых процессов является непременным условием существования мировой цивилизации.

Рецензенты:

КаранинаЕ.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой финансов и экономической безопасности ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г.Киров.

Логинов Д.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Кировского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ», г.Киров.