Одним из важнейших условий развития современного российского общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. ФГОС общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): «...любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества» [8]. Демократизация общественной жизни требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
В связи с этим особую актуальность приобретают исследования в области теории и практики гражданского образования, которые позволили бы определить эффективные средства формирования выпускника школы - гражданина России. Это и определило тему нашего исследования - формирование гражданской компетентности учащихся в современной школе.
Основными методами работы являются обобщение и систематизация теоретического материала. Статья носит характер научно-практических рекомендаций и может представлять интерес для преподавателей высшей школы и классных руководителей.
Компетентностный подход к гражданскому воспитанию, сформированный в работах отечественных авторов (И.А. Жигалова, Ю.В. Клецов) [9] и декларированный в рамках образовательной политики России на современном этапе, предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). «Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и свобод в демократическом обществе, применить свои знания на практике» [7].
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. отмечают, что компетентностный подход задает набор компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида деятельности. По мнению ученых, понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Из этого следует, что она всегда личностно окрашена качествами конкретного человека [2].
Болотов В.А. и Сериков В.В., анализируя природу компетентности как следствие саморазвития индивида, его личностного роста, самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта, определяют компетентность как «способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире» [3, с. 16].
Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:
- исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации;
- компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами;
- компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения;
- коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем;
- учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования, мы считаем необходимым отметить два важных момента.
Во-первых, реализация компетентностного подхода не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию, без которых невозможно становление действительной гражданской компетентности. Гражданская компетентность, в отличие от ряда других компетентностей, не может быть сформирована без опоры на гражданские ценности и не может реализовываться вне системы ценностных ориентиров.
Во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления компетентности как «доказанной готовности к деятельности» может осуществляться и реализовываться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится. Вот поэтому гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации, и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации.
Поскольку гражданская компетентность выступает как своего рода синтезирующая компетентность, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей, то задача создания условий для ее становления не может быть решена средствами только традиционного гражданского образования (дисциплины и курсы социально-политического цикла). Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты.
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени, каждая из которых характеризуется своим набором гражданских компетентностей (табл. 1).
Таблица 1- Формирование гражданской компетентности по образовательным уровням
Уровни |
Цели |
Формируемые гражданские компетентности |
Начальное |
Сформировать представление об основных гражданских ценностях и нормах поведения |
Формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развитие коммуникативных способностей ребенка, позволяющих ему интегрироваться в сообщество |
Основная |
Продолжить формирование системы ценностей и установок поведения подростка: уважение к закону, праву, правам других людей, ответственность перед обществом |
Приобретение знаний и умений, необходимых для будущей самостоятельной жизни в обществе. Обогащение сознания и мышления учащихся знаниями из истории Отечества. Познание элементарных моральных и правовых норм |
Средняя |
Выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов. Учащимся совершенствовать в процессе общественной деятельности готовность и умение защищать свои права и права других людей, строить индивидуальную и коллективную деятельность |
Углубление и расширение знаний о процессах, происходящих в различных сферах общества. Познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества. Определение гражданской позиции человека, его социально-политической ориентации |
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.
На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
В процессе обучения формирование гражданских компетентностей тесно связано с универсальными умениями и способностями, которые проявляются и в других сферах жизни (не только в социальной сфере). Освоение учащимися способов и приемов исследовательской деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений, овладение учебными навыками - все это служит развитию гражданских компетентностей [5]. Понимание этого позволит педагогам наполнить новым смыслом привычные занятия, использовать в полной мере богатейшие возможности учительской кооперации и межпредметных связей [1].
Очевидно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения учебных и практических задач. Как отмечает Г.Н. Филонов, «предпочтительно вариативное моделирование конкретных деятельностных форм гражданского воспитания в процессе образовательно-воспитательной, социокультурной деятельности учащихся в школьно-семейном социуме» [6, с. 130]. К таким формам и методам относятся, например, медиации в разрешении конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.
Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.
В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношей в деятельности детских общественных объединений и организаций. В этой связи определенный интерес представляют социально-психологические проблемы жизнедеятельности школьного коллектива, отражающие особенности общественной психологии учащихся, их взаимодействие с педагогами.
Одним из путей гражданского воспитания учащихся является их включение в процесс управления гимназией. Закон «Об образовании в Российской Федерации» одним из важнейших принципов государственной политики в области образования декларирует воспитание гражданственности и уважения к правам и свободам человека, любви к Родине [4, с. 8]. Практика показывает, что «одними вербальными методами реализовать в школе этот принцип практически невозможно, нужна деятельность, соответствующая социальная среда, которая и создается прежде всего с помощью механизмов самоуправления, когда ребенок может практически повлиять на социальную ситуацию, начиная со своей школы и заканчивая районом или даже небольшим городом» [6, с. 98].
В настоящее время в педагогической литературе (Л.В. Байбородова, В.И. Бочкарев, А.С. Прутченков, А.Н. Тубельский и др.) представлен широкий спектр технологий создания систем школьного самоуправления.
Практика работы образовательно-воспитательных учреждений свидетельствует, что самоуправление в воспитательном коллективе возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление - звенья одной цепи. Демократическое управление обеспечивает первичным коллективам учащихся и отдельным учащимся право на самоопределение, саморазвитие и участие в самоуправлении общешкольным коллективом.
Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива; в организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений. Самоуправление следует рассматривать как существенный фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе социальных функций: информационной, ценностно-ориентационной, нормативной и др. Задача педагогического коллектива через самоуправление расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому индивиду освоение социального мира, формировать у учащихся умение преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.
Волонтерская (добровольческая) воспитательная деятельность возникла как аналог общественно полезной деятельности (или морального поведения). Эта деятельность предполагает достаточную активизацию индивидуальной нравственной позиции личности, при этом ее осуществление предполагает коллективный характер ответственности за совершенное действие. Волонтерская деятельность позволяет сохранить ориентацию педагогической деятельности на формирование морального (общественно ориентированного) образа поведения, то есть адаптационных механизмов существования человека, и в то же время - реализовать потребность личности в неадаптивных актах нравственной деятельности, которые позволяют ей перейти на ступень преобразования существующей общественной реальности.
Таким образом, понимая под гражданской компетентностью личности совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и свобод в демократическом обществе и подчеркивая ее синтезирующий характер, мы считаем, что основными средствами формирования гражданской компетентности учащихся в современной школе являются: освоение учащимися способов и приемов исследовательской деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов, общения, принятия решений; использование активных и интерактивных методов обучения и воспитания; включение в процесс управления гимназией, вовлеченность в волонтерскую деятельность.
Рецензенты:Комелина В.А. д.п.н., профессор, заведующая кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Федорова С.Н., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.