Введение
Психический дизонтогенез при шизофрении представляет собой одну из важных проблем современной клинической психологии [6]. Психологами Т.К. Мелешко, С.М. Алейниковой, Н.В. Захаровой было показано диссоциативное развитие отдельных психических процессов и их компонентов у детей, страдающих расстройствами шизофренического спектра. В первую очередь это касается нарушений мышления, обнаружено своеобразие соотношения операционного и предметно-содержательного аспектов и избирательности мышления при этих расстройствах по сравнению с нормой [8]. В работе А.И. Хромова и Н.В. Зверевой выявлено, что наиболее выраженные дефициты в когнитивной сфере (память, внимание, мышление) обнаруживаются у детей и подростков с расстройствами шизофренического спектра в возрастной группе от 9 до 13 лет [9]. Психиатры М.Ш. Вроно, В.М. Башина, Ю.С. Шевченко и другие указывают на своеобразие ассоциаций при шизофрении [1,2,3]. Специального исследования ассоциативной деятельности у детей с психической патологией не проводилось, доступны работы, выполненные на других контингентах испытуемых [10]. Изучение ассоциаций позволяет подойти к особенностям познавательного развития при осуществлении деятельности в различных модальностях. За последние годы появились работы, направленные на изучение психических процессов в связи с модальной спецификой их выполнения. Для детского возраста значение имеют исследования, данные о специфике становления тактильной сферы у больных шизофренией детей по сравнению со здоровыми ровесниками, своеобразии соотношения модальностей (зрительной, тактильной, слухоречевой) при осуществлении мнестической деятельности [4,7]. Отдельный интерес представляет вопрос о межполовых различиях. Известно, что в возрасте до 13-14 лет соотношение заболевших мальчиков и девочек примерно 2:1 [1,3]. Все это стало предпосылкой к изучению особенностей ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей младшего школьного возраста, больных шизофренией с учетом фактора пола. Настоящее сообщение представляет отдельный фрагмент большой исследовательской программы по изучению своеобразия когнитивного дизонтогенеза при шизофрении.
Цель: изучение межполовых различий ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей, больных шизофренией в сопоставлении с нормативно развивающимися сверстниками.
Материал и методы
Обследовано 120 детей в возрасте от 8 до 11 лет, которые составили две выборки. Контрольная группа - 60 здоровых детей, учеников УВК «Измайлово» № 1118 г. Москвы, не состоящих на учёте психиатра. Экспериментальная группа - 60 детей c расстройствами шизофренического спектра, с выставленными диагнозами по МКБ-10: шизофрения детский тип F20.8 (38 человек - 12 девочек, 26 мальчиков) и шизотипическое расстройство F21 (22 человека - 10 девочек, 12 мальчиков). Дети экспериментальной группы были уравнены с контрольной выборкой испытуемых по когнитивному возрасту развития, который оценивался с помощью батареи тестов K-ABC (KaufmanAssessmentBatteryforChildren, (Kaufman&Kaufman, 1983). Дети, больные шизофренией, показавшие в результате выполнения тестов Кауфманов K-ABC коэффициент интеллекта ниже 85 не принимали дальнейшего участия в исследовании и исключались из выборки. Исследование проводилось на базе 7 клинического отделения Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук (НЦПЗ РАМН) и 3,7,10 отделений детской психиатрической больницы № 6 г. Москвы.
Методический комплекс включал в себя оригинальные методики по изучению вербальных ассоциаций на стимулы разных модальностей: обонятельная, слуховая, зрительная («форма», «форма-цвет», «цвет»), тактильная («фактура», «стереогноз») [2,3,7]. По единой процедуре обследования последовательно предъявлялись стимулы, на которые испытуемые должны были дать свои ассоциации (в инструкции задавалось их количество). Оценивались параметры: продуктивность ассоциативной деятельности, время выполнения заданий, узнавание стимулов, коэффициент стандартности. Дополнительно применялась методика конструирования объектов для сопоставления коэффициентов стандартности при разных видах мыслительной деятельности, а также батарея тестов K-ABC для оценки интеллекта. Достоверность различий определялась с помощью критерия Манна - Уитни.
Результаты исследования
В соответствии с целью исследования был проведён анализ различий особенностей ассоциативной деятельности в разных модальностях между мальчиками и девочками в контрольной и экспериментальной группах. По показателям продуктивность ассоциативной деятельности, время выполнения заданий, узнавание стимулов значимых различий в ассоциировании мальчиков и девочек обнаружено не было как в группе нормы, так и в группе патологии.
Стандартность ассоциаций (коэффициент стандартности) достоверно различалась у мальчиков и девочек в контрольной группе испытуемых (таблица 1).
Таблица 1. Статистическая значимость различий по показателю коэффициент стандартности ассоциаций между мальчиками и девочками в контрольной группе
Коэффициент стандартности Методики |
Мальчики |
Девочки |
Значимость различий критерия U Манна -Уитни |
||
Среднее |
Стд. откл. |
Среднее |
Стд. откл. |
||
Обонятельная |
50,88 |
10,77 |
42,15 |
14,37 |
0,01 |
Слуховая |
59,21 |
11,64 |
48,85 |
12,97 |
0,004 |
Зрительная «форма» |
58,97 |
10,77 |
48,73 |
14,61 |
0,02 |
«форма-цвет» |
52,38 |
11,04 |
42,77 |
14,14 |
0,02 |
«цвет» |
50,56 |
20,60 |
49,31 |
17,23 |
0,75 |
Тактильная «фактура» |
56,65 |
9,18 |
47,92 |
12,92 |
0,01 |
«стереогноз» |
55,91 |
8,60 |
48,00 |
10,35 |
0,003 |
Конструирование объекта |
59,79 |
11,49 |
51,96 |
13,44 |
0,04 |
Как видно из таблицы 1, статистически значимые различия по коэффициенту стандартности ассоциаций в ассоциировании мальчиков и девочек были обнаружены во всех модальностях, кроме зрительной модальности серия «цвет». Именно в этой серии зрительной модальности ассоциации мальчиков и девочек контрольной группы не отличаются разнообразием, хотя при этом они весьма продуктивны. Дети дают стандартные ассоциации с высокой частотой встречаемости и опорой на цветовой признак предъявляемой палитры стимулов. Так, например, на пятно неопределённой формы синего цвета, как правило, у мальчиков и девочек актуализируется ассоциация «лужа», на пятно зелёного цвета - ассоциация «трава», а на неопределённый размытый объект жёлтого цвета - «солнце».
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в выборке здоровых детей ассоциации мальчиков стандартнее, чем ассоциации девочек. Качественный анализ показывает, что ассоциации девочек в контрольной группе действительно разнообразнее, чем ассоциации мальчиков. Именно девочки в слуховой модальности актуализируют ассоциации с переносным смыслом («красный угол» и «Красная площадь», «звонкое имя»). В зрительной модальности чаще у девочек, чем мальчиков, встречаются единичные, редкие, ответы, например, «обёртка от букета цветов», «носок туфля», «бант», «снежинка» и т.п. В тактильной модальности ассоциации девочек также отличаются оригинальностью и своеобразием, например, монеты (один из стимулов тактильной методики) «оживают» и становятся «божьими коровками», «черепашками», «жучками», «звёздным небом» и «морскими звёздами», а ассоциации мальчиков носят более бытовой примитивный характер, отражают предметы домашнего обихода, их функции, элементы игр (диски, гвозди, фишки, кнопки и т.п.) и, соответственно, чаще встречаются.
Статистически значимые различия по коэффициенту стандартности ассоциаций между мальчиками и девочками в экспериментальной группе испытуемых представлены в таблице 16.
Таблица 2. Статистическая значимость различий по показателю коэффициент стандартности ассоциаций между мальчиками и девочками в экспериментальной группе
Коэффициент стандартности Методики |
Мальчики |
Девочки |
Значимость различий критерия U Манна -Уитни |
||
Среднее |
Стд. откл. |
Среднее |
Стд. откл. |
||
Обонятельная |
21,68 |
8,88 |
22,64 |
8,98 |
0,67 |
Слуховая |
37,45 |
14,93 |
29,68 |
12,14 |
0,06* |
Зрительная «форма» |
36,13 |
11,88 |
34,45 |
12,64 |
0,95 |
«форма-цвет» |
23,24 |
10,43 |
26,18 |
9,78 |
0,34 |
«цвет» |
19,24 |
9,98 |
23,45 |
9,64 |
0,21 |
Тактильная «фактура» |
30,39 |
5,77 |
31,50 |
6,30 |
0,61 |
«стереогноз» |
33,61 |
5,34 |
32,36 |
5,21 |
0,39 |
Конструирование объектов |
33,45 |
12,52 |
30,64 |
12,16 |
0,39 |
Примечание: P = 0,06* - значимость различий на уровне тенденции.
Как видно из таблицы 2, в группе детей, больных шизофренией, статистически значимых различий по коэффициенту стандартности ассоциаций между мальчиками и девочками обнаружено не было. В слуховой модальности различия между мальчиками и девочками по данному показателю выявляются на уровне тенденции.
Рассмотрим межгрупповые различия по коэффициенту стандартности в разных методиках у детей в норме развития и при шизофрении без учета признака пола (таблица 3).
Таблица 3. Статистическая значимость различий по показателю «коэффициент стандартности» между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп
Группы |
Контрольная |
Экспериментальная |
Значимость различий критерия U Манна - Уитни |
||
Коэффициент стандартности в модальности |
Среднее |
Стд. откл. |
Среднее |
Стд. откл. |
|
Обонятельная |
47,10 |
13,09 |
22,03 |
8,86 |
0,0001 |
Зрительная «форма-цвет» |
48,22 |
13,27 |
24,32 |
10,21 |
0,0001 |
Зрительная «цвет» |
50,02 |
19,08 |
20,78 |
9,99 |
0,0001 |
Зрительная «форма» |
54,53 |
13,47 |
35,51 |
12,09 |
0,0001 |
Тактильная «фактура» |
52,87 |
11,70 |
30,80 |
5,93 |
0,0001 |
Тактильная «стереогноз» |
52,48 |
10,11 |
33,15 |
5,28 |
0,0001 |
Слуховая |
54,72 |
13,18 |
34,60 |
14,37 |
0,0001 |
Методика «Конструирование объекта» |
56,40 |
12,86 |
32,41 |
12,36 |
0,0001 |
В таблице 3 модальности, в которых осуществлялась ассоциативная деятельность, представлены по возрастанию коэффициента стандартности в группе нормы. Коэффициент стандартности в группе нормы последовательно возрастает от обонятельной к зрительной и тактильной модальности, и максимальное значение достигает для слуховой модальности. В группе больных шизофренией детей коэффициент стандартности для всех модальностей достоверно ниже, чем в норме, кроме того, следует указать на несколько иную последовательность изменения коэффициента стандартности по модальностям.
Заключение
Результаты проведенного исследования выявили как общее, так и различное в межполовых различиях ассоциативной деятельности детей младшего школьного возраста в норме развития и при расстройствах шизофренического спектра. Общим оказалось, что продуктивность и временные параметры ассоциативной деятельности (динамические параметры) не дифференцируют мальчиков и девочек в каждой из выборок. При этом следует указать, что между всеми детьми в норме развития и при шизофрении различия по этим параметрам уже были показаны, и они достоверны [5]. Межполовые различия по сравниваемым выборкам были обнаружены только по коэффициенту стандартности (качественные параметры). У здоровых детей межполовые различия были выявлены по всем модальностям ассоциативной деятельности, а также по методике, направленной на предметно-содержательный аспект мышления. Сопоставляя полученные данные, можно говорить о том, что болезнь (расстройства шизофренического спектра) в определенной мере нивелирует различия по полу, по крайней мере, в тех областях ассоциативной деятельности, в которых в норме мы видим значимые расхождения между мальчиками и девочками младшего школьного возраста. Следует полагать, что в нормативной выборке исследованного возрастного интервала девочки оказываются более индивидуально своеобразными, чем мальчики того же возраста. По всей видимости, за этим стоят общие законы психического развития детей и подростков, согласно которым имеется определенная гетерохрония психического развития мальчиков и девочек.
Учет имеющихся литературных данных дает основание к продолжению исследования ассоциативной деятельности детей с расстройствами шизофренического спектра, по крайней мере, в сторону расширения возрастного интервала до подросткового и юношеского возраста.
Рецензенты:
Троицкая Л.А., д.псх.н., профессор Московского городского психолого-педагогического университета на факультете клинической и специальной психологии, г. Москва.
Иовчук Н.М., д.м.н., профессор Московского городского психолого-педагогического университета на факультете клинической и специальной психологии, г. Москва.