Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

AN INTRODUCTION TO THE FAMILY VALUES OF THE PEOPLES OF KARACHAI-CHERKESSIA AS A BASIS OF THE NEEDS OF FAMILY LIFE

Gochiyaeva T.U. 1 Koychueva A.S. 1
1 Karachay -Cherkessia State University W.D. Aliyev
The paper discusses psychological and pedagogical problems of initiation to family values of the peoples of Karachai-Cherkessia and the use of their content in the context of the contemporary socio-cultural realities as the basis for the formation needs of family life, the development of new approaches, taking into account the specific features of the formation of the need for spiritual and moral priorities highland family based on ethnic culture of the peoples of Karachai-Cherkessia. Special emphasis on mainstreaming approach ethnopedagogical revival of family values, highlight the experiences of public education in the context of the development of spiritual and moral principles in the alumni, family ideals of value-oriented education as a necessary tool in family formation needs; offered various forms of extracurricular work with high school students.
educational practice of family and school
the structure of family values
stability of the family institution
family and moral values

Введение. Проблемы создания семьи в современном мире являются очень серьёзными в силу трансформации традиционных семейных ценностей. Главным в семейной политике является формирование потребности в семье и приобщение к семейным ценностям, что на нынешнем этапе развития общества находится на недостаточном уровне, снижение ценностного отношения к ним наблюдается даже в национальных республиках.

Для решения задач формирования потребности в духовно-нравственных приоритетах горской семьи на основе этнической культуры народов Карачаево-Черкесии необходимо формирование новых психолого-педагогических подходов и законодательной базы в реализации государственной семейной политики, развития духовных и нравственных начал в воспитанниках, обоснование семейных ценностей и ценностно ориентированного воспитания как необходимого инструментария формирования потребности в семье.

Курс на национальное возрождение российского общества и дальнейшее развитие духовной культуры обусловили острую потребность в укреплении семьи, которая предопределяет существование таких феноменов, как моральные добродетели, национальный менталитет и традиции, обычаи, семейные ценности прошлых и современных поколений, где семья является своеобразным духовным хранилищем.

Между тем процессы деформации семейных ценностей, возникшие в последнее десятилетие под влиянием финансово-экономических и других проблем, нивелировали идеалы семьи, расширив негативные тенденции в ее развитии, такие как супружеская дисгармония, рост числа разводов, изменение семейных ценностей и стандартов межличностного поведения, низкий уровень культуры, что свидетельствует о кризисном состоянии современной российской семьи. Все эти проблемы четко просматриваются и в российских национальных регионах, где семья традиционно была крепкой, с устойчивыми традициями и укладом.

Налицо падение духовности и нравственности, утрата национальных идеалов, в том числе ослабление морально этических требований к брачующимся, в числе которых были добрачное целомудрие, скромность, соблюдение требований горского этикета, опосредованность воспитательных моментов которые помогали удерживать дистанцию между молодыми и старшим поколением, скреплять семью.

Актуальность нашей работы состоит в том, что она направлена на оптимизацию семейных ценностей народов, населяющих Карачаево-Черкесию, что совершенно необходимо в период, когда проблемы семьи заставляют общество менять приоритеты проведения семейной политики. Общеизвестно, что приобщение к семейным ценностям в семье и школе является основой формирования потребности в семье. В этой непростой работе важное место занимает образовательный процесс в средней общеобразовательной школе, его аксиологическая направленность на ценности семьи и брака, который необходимо корректировать с учётом мониторинга сформированности потребности старшеклассников в семейных ценностях и семье.

Это тем более важно, т.к. В. Мудрик справедливо отмечает, что … «любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины, (то есть, в успешной поло-ролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производственной деятельности), профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д.» [4]. Это характерно для всех народов.

В последнее время появился ряд педагогических исследований на материале Карачаево-Черкесии (М.Ю. Айбазова, Ф.В. Абаева, Х.Х-М. Батчаева, Р.И. Байчорова, Б.М. Борлакова, А.С. Койчуева, Ф.Т. Кущетерова, К.Б. Семёнов и др.), в которых проанализирован богатый аксиологический потенциал народной педагогики, пути использования этнокультурных традиций воспитания в практике современной семьи и школы.

Однако анализ имеющихся исследований показал, что в педагогической науке ещё не подверглась специальному анализу проблема формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей, не рассматривается специфика данной работы в исследуемом регионе, а если и затрагивается, то только в историко-педагогическом плане. На практике почти не уделяется внимание созданию условий, способствующих формированию у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей в современной социально-педагогической ситуации, хотя потребность в этом становится всё более очевидной.

Исходя из возрастающей актуальности, теоретической и практической значимости, недостаточной разработанности проблемы подготовки школьной молодёжи к семейной жизни был сделан выбор темы научного исследования – «Формирование потребности в семейных ценностях и семье у старшеклассников на основе ведущих этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии».

Задачи исследования:

I. Изучить состояние проблемы формирования потребности к семейной жизни в философской и психолого-педагогической литературе.

2. Определить сущность, содержание и факторы формирования у старшеклассников потребности в семейных ценностях и создании семьи в современной социокультурной ситуации.

3. Определить педагогические условия и модель развития потребности старшеклассников в семейной жизни на основе культурно-исторического опыта формирования семейных ценностей у народов Карачаево-Черкесии

4. Разработать спецкурс «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии», практические рекомендации к его реализации, апробировать пути и средства формирования готовности старшеклассников к семейной жизни в образовательном процессе школы.

В качестве конкретных методологических принципов были избраны единство биологического и социального; формирование личности в конкретной социокультурной среде в процессе ее деятельности и общения; единство диалогического и личностно-деятельностного подходов.

Методологической основой также явились идеи личностно ориентированного подхода, (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский, JI.H. Куликова, H.A. Крылова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); идеи приоритета семейных ценностей, индивидуальной жизни и личностных качеств, обеспечивающих единство социальной и личностной детерминант, формирование потребности в семье и семейной жизни (А. Адлер, К.А. Абульханова-Славская, М.П. Арутюнян, A.A. Бодалев, С.Л. Братченко, Г.С. Батищев, H.A. Бердяев, Л. Оллпорт, К. Роджерс, Б.Н. Пойзнер, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, Т.А. Флоренская, Э. Фромм, К. Юнг); идеи освоения национально-культурных ценностей, отражённые в трудах И.А. Арабова, К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, Б.М. Джандар, Г.Ю. Нагорной, З.Г. Нигматова, Ш.А. Мирзоева, О.Д. Мукаевой, К.Б. Семенова, Я.И. Ханбикова, И.А. Шорова, роли культурно-образовательной среды для развития личности обучающегося (В.С. Библер, Л.Г. Буева, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили и др.). Аксиологический и культурологический аспекты проблемы отражены в работах этнопедагогов и философов (И.А. Арабов, Л.И. Анцыферова, Р.И. Байчорова. Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Б.М. Борлакова, А.П. Валицкая, Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин и др.).

Анализ научных работ по теме исследования показывает, что большую роль в формировании семейных ценностей играют традиции, обряды, обычаи. Традиция, по мнению К. Ясперса делает нас людьми: …«Она (традиция) охватывает все то, что не является биологически наследуемым, а составляет историческую субстанцию человеческого бытия» [5, 15]. Следовательно, следует обратить внимание на их сохранение, использование воспитательного потенциала, что мы и сделали при составлении плана спецкурса «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии». Именно ценности дают посыл к формированию семейных ценностей и через них – потребности в создании семьи.

Хорошая, крепкая семья занимает важное место в системе ценностной иерархии старшеклассников, что объясняется тем, что в условиях рыночной экономики социальная защищенность человека крайне низка. Защиту старшеклассники находят в семье, родственниках, близких. Естественно, роль и значение семьи в их жизни возрастает, что и отражается в выборе ценностей. К тому же, в регионе традиционно крепки семейные узы, если даже родственники разводятся, как правило, дети общаются с родственниками, ощущают их поддержку и помощь. Но даже в республике увеличивается число разводов, а часть молодёжи вступает в брак в достаточно зрелом возрасте – от 30 лет.

Главным в подготовке к браку является реализация когнитивного компонента, в который входят знания о нравственных ценностях, определенные горским понятием «намыс», который, по словам A.M. Магомедова, является источником, который «обобщенно выражает нравственную сущность личности, это эталон чести и порядочности, т.е. образец безупречной, неза­пятнанной репутации, мерило и критерий оценки духовно-нравственной зре­лости и целостности личности» [3, 56-59].

Нравственные ценности распределены на три категории. К первой в первую очередь относится мужская и женская честь, целомудрие, непорочность, честность, гостеприимство, уважение к старшим, любовь к родителям, взаимопомощь, сопереживание.

Ко второй категории относятся гуманизм, трудолюбие, милосердие, мужество, справедливость, порядочность, физическое совершенство, беско­рыстность.

В третью группу входят ценности, относящиеся к нормам, регулирую­щим поведение горца в общественных местах: умение выделить главные по­требности от второстепенных, самоограничение, умеренность во всем и др. Все они транслируются в сознание молодёжи через семью, что и делалось в ходе опытно-экспериментальной работы.

Следует подчеркнуть, что в педагогике разных народов, в т.ч. и карачаевского народа, очень вы­соко ценится человечность («адамлыкъ») как ценностная категория, которая вобрала в себя сложную систему нравственных добродетелей. Среди них: гуманизм, челове­колюбие, самопожертвование во имя общей цели, эмпатия, альтруизм, чис­тота помыслов и поступков и др. Особой ценностью считалась у карачаевцев полноценная семья («сабийсиз юй къабыр кибик»- дом без детей подобен могиле). Бездетность считалось большим не­счастьем, так как вела к ослаблению рода. Развод по этому поводу оправдывался.

За соблюдением и бережным хранением социально-нравственных цен­ностных ориентиров в быту наблюдали специальные общественные институ­ты, такие как институт молочного родства, аталычества, куначества, тере, общественное мнение, которые во главу угла ставили обсуждение вопросов, связанных с формированием личности на традициях горского намыса. Все эти обычаи имели целью наряду с другими и повышение статуса семьи, сохранение семейной иерархии, чувства уважения к семье и роду, о чём и говорили школьникам учителя.

Вот что пишет один из основоположников этнопедагогической науки Г.Н. Волков, определяя тенденции и перспективы развития отечественного образования: «Убежден в том, что без опоры на этническую традиционную культуру не было, нет и быть не может подлинно национальной демократической, гуманистической школы» и далее он, имея в виду недооценку национальной культуры и гипертрофированное отношение к общечеловеческой, продолжает: «Многие сегодня охотнее говорят об общечеловеческом, чем о национальном, забывая, что без национального общечеловеческое существует только в головах благодушных мечтателей-прожектеров в виде абстрактных формализованных схем» [1, 13-14].

В работе ряда учёных показано, что в новых, демократических условиях, роль прогрессивных традиций и обычаев усиливается, а роль чуждых народу обычаев нивелируется. На первый план выходит в какой-то мере и прагматический подход. К примеру, выкуп за невесту в силу ухудшения материального положения народа стал меньше, а то и вовсе стороны обходятся без взаимных непомерных расходов. Прогрессивные традиции, рожденные много веков назад, трансформируются, сохраняя здоровую основу, наиболее приемлемую для демократического общества, и перерастают в характерные черты образа жизни, присущие этому обществу, что отчасти помогает молодым в создании семьи [2, 62].

Результаты нашего констатирующего эксперимента свидетельствовали, что имеется недостаточная сформированность профессиональной готовности к формированию ценностных ориентаций школьников у большинства учителей исследуемых школ. Плохо были готовы к этой работе и родители. Включение в просветительскую работу с учителями и родителями лекций, бесед, диспутов, семинаров и т.д. позволило повысить уровень их профессиональной готовности, перевести его в качественно новое состояние.

Анализ практического опыта работы учителей в школах Карачаево-Черкесии показывает, что, несмотря на меры, предпринимаемые семьёй и школой по актуализации семейных ценностей, ко многим из них отношение молодёжи неоднозначно. В целом на вербальном уровне большая часть респондентов поддерживает духовно-нравственные ценности, необходимые для развития семьи и брака. Вместе с тем ряд духовно-нравственных ценностей («адет», «адеб», «намыс» у карачаевцев; «напэ», «нэмыс» у адыгов; «апсуара» у абазин, «ногай адет» у ногайцев) не имеют должного освещения в воспитательной работе школы, что видно из опроса школьников.

Соответственно, в ходе эксперимента нами были созданы педагогические условия, обеспечивающие в учебном процессе национальной школы активные предпосылки для такого построения образования, которое было направлено на целостное формирование ценностной ориентации школьников на нравственные семейные ценности: усиление этнокультурной направленности преподавания учебных дисциплин, использование новых технологий обучения, введение факультативного курса «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии», способствует более эффективной реализации поставленной цели.

Внеклассная работа в общеобразовательной школе является продолжением учебной деятельности по формированию ценностных ориентаций школьников. Она осуществлялась путем использования разнообразных форм внеклассной работы (организация кружков, проведение ученических конференций, диспутов, «круглых столов», спортивно-массовых мероприятий и т.д.), создающих условия для творческой самореализации личности.

Особую значимость имеет применение активных форм работы – деловых и ролевых игр, «мозговых штурмов», школьных пресс-конференций по вопросам семейной этики, вечеров «погружение в атмосферу этноса», игр – «аульских посиделок», которые помогают интериоризации и экстериоризации этнокультурных знаний, приобщающих к ценностям семьи.

Большую роль играет совместная деятельность родителей, детей, учителей в организованном клубе «Возрождение традиций», в работе которых принимает активное участие старшее поколение – бабушки, дедушки, родители, что помогало ученикам в приобщении к семейным традициям и ценностям народов КЧР.

Однако между характером суждений старшеклассников о ценностях и их конкретным проявлением в выборе и приобщении к ним – большая разница. Такое проявление можно наблюдать в отношениях учащихся к семейным ценностям. Было опрошено 277 человек до и после опытно-экспериментальной работы (табл. 1.).

Таблица 1. Позитивное отношение к семейным нравственным ценностям до и после опытно-экспериментальной работы у девочек и мальчиков старших классов

ценности

Мальч.

Дев.

Затруднились с отв.

Мальч.

Дев.

Затрудни лись с отв.

Ценности любви (духовная и физическая близость, общность взглядов на честь, совесть, духовное и нравственное в человеке)

58

89

130

87

128

62

Ценности семьи (устойчивость семьи, крепость родственных уз, забота о старших и младших)

55

122

100

66

168

43

Ценности семейной жизни (образ жизни, быт, семейный уклад)

66

133

78

87

122

65

Ценности родительства (любовь к детям, забота и др.)

33

67

177

113

142

22

Диаграмма 1. Позитивное отношение к семейным нравственным ценностям до и после опытно-экспериментальной работы у девочек и мальчиков старших классов

Анализ таблицы показывает, что из 277 опрошенных до проведения опытно- экспериментальной работы отношение к семейным ценностям достаточно низкое; после опытно-экспериментальной работы семейные ценности повысились в статусе, а хорошая, крепкая семья заняла первое место в системе ценностной иерархии старшеклассников, при этом каждую из групп ценностей выбрали от 70% до 92% обучающихся, что говорит о правильном подборе базы эксперимента, методики, форм и методов работы и доказывает гипотезу исследования. При этом нужно отметить, что позитивное отношение к ценностям семьи намного выше у девочек, особенно это относится ценностям родительства (любовь к детям, забота и др.), что наглядно видно на диаграмме. Экспериментально подтверждено, что процесс формирования потребности к семейной жизни значительно повышается на основе приобщения к семейным ценностям народов Карачаево-Черкесии. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы. Требует специального научного анализа содержание процесса формирования семейных ценностей в зависимости от возраста, социокультурного окружения, влияния СМИ и др.

Рецензенты:

Айбазова М.Ф., д.п.н., профессор психологии и педагогики, начальник отдела организации сопровождения научных исследований, ФГБОУ ВПО СевКавГГТА, г. Черкесск.

Батчаева Х.Х.-М., д.п.н, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск.