Введение. Проблемы создания семьи в современном мире являются очень серьёзными в силу трансформации традиционных семейных ценностей. Главным в семейной политике является формирование потребности в семье и приобщение к семейным ценностям, что на нынешнем этапе развития общества находится на недостаточном уровне, снижение ценностного отношения к ним наблюдается даже в национальных республиках.
Для решения задач формирования потребности в духовно-нравственных приоритетах горской семьи на основе этнической культуры народов Карачаево-Черкесии необходимо формирование новых психолого-педагогических подходов и законодательной базы в реализации государственной семейной политики, развития духовных и нравственных начал в воспитанниках, обоснование семейных ценностей и ценностно ориентированного воспитания как необходимого инструментария формирования потребности в семье.
Курс на национальное возрождение российского общества и дальнейшее развитие духовной культуры обусловили острую потребность в укреплении семьи, которая предопределяет существование таких феноменов, как моральные добродетели, национальный менталитет и традиции, обычаи, семейные ценности прошлых и современных поколений, где семья является своеобразным духовным хранилищем.
Между тем процессы деформации семейных ценностей, возникшие в последнее десятилетие под влиянием финансово-экономических и других проблем, нивелировали идеалы семьи, расширив негативные тенденции в ее развитии, такие как супружеская дисгармония, рост числа разводов, изменение семейных ценностей и стандартов межличностного поведения, низкий уровень культуры, что свидетельствует о кризисном состоянии современной российской семьи. Все эти проблемы четко просматриваются и в российских национальных регионах, где семья традиционно была крепкой, с устойчивыми традициями и укладом.
Налицо падение духовности и нравственности, утрата национальных идеалов, в том числе ослабление морально этических требований к брачующимся, в числе которых были добрачное целомудрие, скромность, соблюдение требований горского этикета, опосредованность воспитательных моментов которые помогали удерживать дистанцию между молодыми и старшим поколением, скреплять семью.
Актуальность нашей работы состоит в том, что она направлена на оптимизацию семейных ценностей народов, населяющих Карачаево-Черкесию, что совершенно необходимо в период, когда проблемы семьи заставляют общество менять приоритеты проведения семейной политики. Общеизвестно, что приобщение к семейным ценностям в семье и школе является основой формирования потребности в семье. В этой непростой работе важное место занимает образовательный процесс в средней общеобразовательной школе, его аксиологическая направленность на ценности семьи и брака, который необходимо корректировать с учётом мониторинга сформированности потребности старшеклассников в семейных ценностях и семье.
Это тем более важно, т.к. В. Мудрик справедливо отмечает, что … «любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины, (то есть, в успешной поло-ролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производственной деятельности), профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д.» [4]. Это характерно для всех народов.
В последнее время появился ряд педагогических исследований на материале Карачаево-Черкесии (М.Ю. Айбазова, Ф.В. Абаева, Х.Х-М. Батчаева, Р.И. Байчорова, Б.М. Борлакова, А.С. Койчуева, Ф.Т. Кущетерова, К.Б. Семёнов и др.), в которых проанализирован богатый аксиологический потенциал народной педагогики, пути использования этнокультурных традиций воспитания в практике современной семьи и школы.
Однако анализ имеющихся исследований показал, что в педагогической науке ещё не подверглась специальному анализу проблема формирования у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей, не рассматривается специфика данной работы в исследуемом регионе, а если и затрагивается, то только в историко-педагогическом плане. На практике почти не уделяется внимание созданию условий, способствующих формированию у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей в современной социально-педагогической ситуации, хотя потребность в этом становится всё более очевидной.
Исходя из возрастающей актуальности, теоретической и практической значимости, недостаточной разработанности проблемы подготовки школьной молодёжи к семейной жизни был сделан выбор темы научного исследования – «Формирование потребности в семейных ценностях и семье у старшеклассников на основе ведущих этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии».
Задачи исследования:
I. Изучить состояние проблемы формирования потребности к семейной жизни в философской и психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность, содержание и факторы формирования у старшеклассников потребности в семейных ценностях и создании семьи в современной социокультурной ситуации.
3. Определить педагогические условия и модель развития потребности старшеклассников в семейной жизни на основе культурно-исторического опыта формирования семейных ценностей у народов Карачаево-Черкесии
4. Разработать спецкурс «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии», практические рекомендации к его реализации, апробировать пути и средства формирования готовности старшеклассников к семейной жизни в образовательном процессе школы.
В качестве конкретных методологических принципов были избраны единство биологического и социального; формирование личности в конкретной социокультурной среде в процессе ее деятельности и общения; единство диалогического и личностно-деятельностного подходов.
Методологической основой также явились идеи личностно ориентированного подхода, (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Караковский, JI.H. Куликова, H.A. Крылова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); идеи приоритета семейных ценностей, индивидуальной жизни и личностных качеств, обеспечивающих единство социальной и личностной детерминант, формирование потребности в семье и семейной жизни (А. Адлер, К.А. Абульханова-Славская, М.П. Арутюнян, A.A. Бодалев, С.Л. Братченко, Г.С. Батищев, H.A. Бердяев, Л. Оллпорт, К. Роджерс, Б.Н. Пойзнер, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, Т.А. Флоренская, Э. Фромм, К. Юнг); идеи освоения национально-культурных ценностей, отражённые в трудах И.А. Арабова, К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, Б.М. Джандар, Г.Ю. Нагорной, З.Г. Нигматова, Ш.А. Мирзоева, О.Д. Мукаевой, К.Б. Семенова, Я.И. Ханбикова, И.А. Шорова, роли культурно-образовательной среды для развития личности обучающегося (В.С. Библер, Л.Г. Буева, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили и др.). Аксиологический и культурологический аспекты проблемы отражены в работах этнопедагогов и философов (И.А. Арабов, Л.И. Анцыферова, Р.И. Байчорова. Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Б.М. Борлакова, А.П. Валицкая, Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин и др.).
Анализ научных работ по теме исследования показывает, что большую роль в формировании семейных ценностей играют традиции, обряды, обычаи. Традиция, по мнению К. Ясперса делает нас людьми: …«Она (традиция) охватывает все то, что не является биологически наследуемым, а составляет историческую субстанцию человеческого бытия» [5, 15]. Следовательно, следует обратить внимание на их сохранение, использование воспитательного потенциала, что мы и сделали при составлении плана спецкурса «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии». Именно ценности дают посыл к формированию семейных ценностей и через них – потребности в создании семьи.
Хорошая, крепкая семья занимает важное место в системе ценностной иерархии старшеклассников, что объясняется тем, что в условиях рыночной экономики социальная защищенность человека крайне низка. Защиту старшеклассники находят в семье, родственниках, близких. Естественно, роль и значение семьи в их жизни возрастает, что и отражается в выборе ценностей. К тому же, в регионе традиционно крепки семейные узы, если даже родственники разводятся, как правило, дети общаются с родственниками, ощущают их поддержку и помощь. Но даже в республике увеличивается число разводов, а часть молодёжи вступает в брак в достаточно зрелом возрасте – от 30 лет.
Главным в подготовке к браку является реализация когнитивного компонента, в который входят знания о нравственных ценностях, определенные горским понятием «намыс», который, по словам A.M. Магомедова, является источником, который «обобщенно выражает нравственную сущность личности, это эталон чести и порядочности, т.е. образец безупречной, незапятнанной репутации, мерило и критерий оценки духовно-нравственной зрелости и целостности личности» [3, 56-59].
Нравственные ценности распределены на три категории. К первой в первую очередь относится мужская и женская честь, целомудрие, непорочность, честность, гостеприимство, уважение к старшим, любовь к родителям, взаимопомощь, сопереживание.
Ко второй категории относятся гуманизм, трудолюбие, милосердие, мужество, справедливость, порядочность, физическое совершенство, бескорыстность.
В третью группу входят ценности, относящиеся к нормам, регулирующим поведение горца в общественных местах: умение выделить главные потребности от второстепенных, самоограничение, умеренность во всем и др. Все они транслируются в сознание молодёжи через семью, что и делалось в ходе опытно-экспериментальной работы.
Следует подчеркнуть, что в педагогике разных народов, в т.ч. и карачаевского народа, очень высоко ценится человечность («адамлыкъ») как ценностная категория, которая вобрала в себя сложную систему нравственных добродетелей. Среди них: гуманизм, человеколюбие, самопожертвование во имя общей цели, эмпатия, альтруизм, чистота помыслов и поступков и др. Особой ценностью считалась у карачаевцев полноценная семья («сабийсиз юй къабыр кибик»- дом без детей подобен могиле). Бездетность считалось большим несчастьем, так как вела к ослаблению рода. Развод по этому поводу оправдывался.
За соблюдением и бережным хранением социально-нравственных ценностных ориентиров в быту наблюдали специальные общественные институты, такие как институт молочного родства, аталычества, куначества, тере, общественное мнение, которые во главу угла ставили обсуждение вопросов, связанных с формированием личности на традициях горского намыса. Все эти обычаи имели целью наряду с другими и повышение статуса семьи, сохранение семейной иерархии, чувства уважения к семье и роду, о чём и говорили школьникам учителя.
Вот что пишет один из основоположников этнопедагогической науки Г.Н. Волков, определяя тенденции и перспективы развития отечественного образования: «Убежден в том, что без опоры на этническую традиционную культуру не было, нет и быть не может подлинно национальной демократической, гуманистической школы» и далее он, имея в виду недооценку национальной культуры и гипертрофированное отношение к общечеловеческой, продолжает: «Многие сегодня охотнее говорят об общечеловеческом, чем о национальном, забывая, что без национального общечеловеческое существует только в головах благодушных мечтателей-прожектеров в виде абстрактных формализованных схем» [1, 13-14].
В работе ряда учёных показано, что в новых, демократических условиях, роль прогрессивных традиций и обычаев усиливается, а роль чуждых народу обычаев нивелируется. На первый план выходит в какой-то мере и прагматический подход. К примеру, выкуп за невесту в силу ухудшения материального положения народа стал меньше, а то и вовсе стороны обходятся без взаимных непомерных расходов. Прогрессивные традиции, рожденные много веков назад, трансформируются, сохраняя здоровую основу, наиболее приемлемую для демократического общества, и перерастают в характерные черты образа жизни, присущие этому обществу, что отчасти помогает молодым в создании семьи [2, 62].
Результаты нашего констатирующего эксперимента свидетельствовали, что имеется недостаточная сформированность профессиональной готовности к формированию ценностных ориентаций школьников у большинства учителей исследуемых школ. Плохо были готовы к этой работе и родители. Включение в просветительскую работу с учителями и родителями лекций, бесед, диспутов, семинаров и т.д. позволило повысить уровень их профессиональной готовности, перевести его в качественно новое состояние.
Анализ практического опыта работы учителей в школах Карачаево-Черкесии показывает, что, несмотря на меры, предпринимаемые семьёй и школой по актуализации семейных ценностей, ко многим из них отношение молодёжи неоднозначно. В целом на вербальном уровне большая часть респондентов поддерживает духовно-нравственные ценности, необходимые для развития семьи и брака. Вместе с тем ряд духовно-нравственных ценностей («адет», «адеб», «намыс» у карачаевцев; «напэ», «нэмыс» у адыгов; «апсуара» у абазин, «ногай адет» у ногайцев) не имеют должного освещения в воспитательной работе школы, что видно из опроса школьников.
Соответственно, в ходе эксперимента нами были созданы педагогические условия, обеспечивающие в учебном процессе национальной школы активные предпосылки для такого построения образования, которое было направлено на целостное формирование ценностной ориентации школьников на нравственные семейные ценности: усиление этнокультурной направленности преподавания учебных дисциплин, использование новых технологий обучения, введение факультативного курса «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии», способствует более эффективной реализации поставленной цели.
Внеклассная работа в общеобразовательной школе является продолжением учебной деятельности по формированию ценностных ориентаций школьников. Она осуществлялась путем использования разнообразных форм внеклассной работы (организация кружков, проведение ученических конференций, диспутов, «круглых столов», спортивно-массовых мероприятий и т.д.), создающих условия для творческой самореализации личности.
Особую значимость имеет применение активных форм работы – деловых и ролевых игр, «мозговых штурмов», школьных пресс-конференций по вопросам семейной этики, вечеров «погружение в атмосферу этноса», игр – «аульских посиделок», которые помогают интериоризации и экстериоризации этнокультурных знаний, приобщающих к ценностям семьи.
Большую роль играет совместная деятельность родителей, детей, учителей в организованном клубе «Возрождение традиций», в работе которых принимает активное участие старшее поколение – бабушки, дедушки, родители, что помогало ученикам в приобщении к семейным традициям и ценностям народов КЧР.
Однако между характером суждений старшеклассников о ценностях и их конкретным проявлением в выборе и приобщении к ним – большая разница. Такое проявление можно наблюдать в отношениях учащихся к семейным ценностям. Было опрошено 277 человек до и после опытно-экспериментальной работы (табл. 1.).
Таблица 1. Позитивное отношение к семейным нравственным ценностям до и после опытно-экспериментальной работы у девочек и мальчиков старших классов
ценности |
Мальч. |
Дев. |
Затруднились с отв. |
Мальч. |
Дев. |
Затрудни лись с отв. |
Ценности любви (духовная и физическая близость, общность взглядов на честь, совесть, духовное и нравственное в человеке) |
58 |
89 |
130 |
87 |
128 |
62 |
Ценности семьи (устойчивость семьи, крепость родственных уз, забота о старших и младших) |
55 |
122 |
100 |
66 |
168 |
43 |
Ценности семейной жизни (образ жизни, быт, семейный уклад) |
66 |
133 |
78 |
87 |
122 |
65 |
Ценности родительства (любовь к детям, забота и др.) |
33 |
67 |
177 |
113 |
142 |
22 |
Диаграмма 1. Позитивное отношение к семейным нравственным ценностям до и после опытно-экспериментальной работы у девочек и мальчиков старших классов
Анализ таблицы показывает, что из 277 опрошенных до проведения опытно- экспериментальной работы отношение к семейным ценностям достаточно низкое; после опытно-экспериментальной работы семейные ценности повысились в статусе, а хорошая, крепкая семья заняла первое место в системе ценностной иерархии старшеклассников, при этом каждую из групп ценностей выбрали от 70% до 92% обучающихся, что говорит о правильном подборе базы эксперимента, методики, форм и методов работы и доказывает гипотезу исследования. При этом нужно отметить, что позитивное отношение к ценностям семьи намного выше у девочек, особенно это относится ценностям родительства (любовь к детям, забота и др.), что наглядно видно на диаграмме. Экспериментально подтверждено, что процесс формирования потребности к семейной жизни значительно повышается на основе приобщения к семейным ценностям народов Карачаево-Черкесии. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы. Требует специального научного анализа содержание процесса формирования семейных ценностей в зависимости от возраста, социокультурного окружения, влияния СМИ и др.
Рецензенты:
Айбазова М.Ф., д.п.н., профессор психологии и педагогики, начальник отдела организации сопровождения научных исследований, ФГБОУ ВПО СевКавГГТА, г. Черкесск.
Батчаева Х.Х.-М., д.п.н, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск.