Введение. В настоящее время происходит процесс модернизации отечественного образования и обучения. Такому явлению характерна реализация инновационных принципов на всех уровнях образовательной практики. Для того, чтобы отвечать таким задачам, педагог должен обладать качественно сформированными компетенциями. Активное обсуждение важнейших положений, идей, перспектив и условий реализации компетентностного подхода в образовании происходило в исследованиях ведущих отечественных ученых (И.А. Зимней [4], В.Д. Шадрикова [8], и др.), специфика сферы дополнительного образования детей отражена в работах В.П. Голованова [3], Л.Н. Буйловой [2], и др.).
Сравнительный анализ образовательных программ в России, в том числе Республике Марий Эл, и за рубежом, а так же учет специфики системы дополнительного образования детей, а именно вариативность образовательных программ, разновозрастность в наполнении групп, свободный выбор образовательной области и т.п. требует расширения границ профессиональной компетентности специалиста дополнительного образования детей. Прописанные в ФГОС ВПО компетенции ориентированы, прежде всего, на педагога общеобразовательных школ. Сфера дополнительного образования детей гибкая и многопрофильная, что диктует иной подход в построении паспорта компетенций профессиональной деятельности специалиста, в нашем случае в области физической культуры и спорта, что в современной науке еще только начинает рассматриваться.
Такой вывод подкрепляют имеющиеся в науке положения о профессиональном портрете и профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей с его «сферами ответственности»: ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, ответственность за эмоциональное благополучие каждого ребенка, ответственность за активное включение каждого обучаемого в коллективную жизнедеятельность, ответственность за ориентацию детей на основные социокультурные ценности, ответственность за содействие воспитаннику в его самоопределении.
Цель исследования. Понимание важности подготовки специалиста дополнительного образования в области спорта, диктует рассматривать «сферы» как специальные (дополнительные) компетенции с точки зрения определенных компонентов (ценностно-смысловой, гностический и деятельностно-поведенческий), которые должны быть сформированы в профессиональной структуре личности: гендерной, здоровьесберегающей, этической. Основываясь на вышеизложенном, целью нашего исследования выступает разработка теоретической модели подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту для работы в системе дополнительного образования детей, с последующим доказательством ее эффективности.
Материал и методы исследования. Синтезируя различные точки зрения на процесс моделирования, который является основным методом нашего исследования, можно утверждать, что он позволяет всесторонне рассматривать изучаемый процесс или объект, обеспечивает глубокое проникновение в сущность объекта исследования, а так же с его помощью становится возможным отражение многофакторных явлений изучаемого в форме логико-смысловых моделей. Более того, в последнее время разработка теоретической модели в диссертационных исследованиях встречается довольно часто и носит результативный характер.
Общим свойством всех моделей является их способность, так или иначе, отображать действительность. Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. В общем виде теоретическая модель, по мнению И.В. Романова [7], представляет собой, «обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отражает и репрезентирует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представленный в требуемой наглядной форме и способный давать новое знание об объекте моделирования».
При разработке конкретной модели (см. рисунок 1) подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту для работы в системе дополнительного образования детей, мы будем опираться на сформулированные В.А. Штоффом [9] необходимые и достаточные условия существования каждой теоретической модели:
1. Между моделью и оригиналом имеется отношение полного или почти полного сходства, форма которого явно выражена и точно зафиксирована.;
2. Модель, будучи физически аналогичной к изучаемому объекту, в процессе научного познания является заместителем изучаемого объекта;
3. Изучение модели позволяет получить информацию об оригинале.
Рисунок 1. Модель подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту для работы в системе дополнительного образования детей
В базисе нашей модели выступает процесс подготовки высококонкурентного специалиста в области физической культуры и спорта к работе в системе дополнительного образования. Под этим мы понимаем такую организацию процесса, при которой формируется интегративное свойство личности, как с общепринятыми компетенциями в ее структуре, так и специальными (дополнительными): гендерной, этической и здоровьесберегающей. При построении модели, мы придерживаемся мнения о том, что специальные (дополнительные) компетенции в профессиональной структуре личности можно формировать в паритете с базовыми, а значит, будем опираться на традиционное содержание образования, но с учетом определенных педагогических условий и учетом специфик дополнительного образования детей.
Так, с учетом основных положений компетентностного подхода, в структуре нашей модели был выделен ряд педагогических принципов, реализация которых послужит хорошей базой для формирования базовых и специальных (дополнительных) компетенций, а так же послужит защитой от возможных трудностей. Вообще, педагогический принцип, по мнению В.С. Безруковой [1], это «основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей». К числу основных принципов, при опоре на которые возможно успешное становление гендерных, этических, здоровьесберегающих компетенций у будущих специалистов в сфере дополнительного образования детей мы относим: принцип научности преподаваемого материала; систематичности и последовательности; культуросообразности; гуманистической направленности профессиональной подготовки; дифференциации и индивидуализации обучения; междисциплинарной интеграции важнейших компонентов компетентностного подхода; самостоятельности, осознанности и творческой активности личности студентов.
Средствами, с помощью которых возможно задать направление всего образовательного процесса на усвоение гендерных, этических и здоровьесберегающих знаний, умений, и навыков являются Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО, учебные программы и планы ВУЗа, методические и учебные пособия, технические средства, образовательные технологии, образовательные стратегии ВУЗа. Создавая теоретическую модель подготовки будущих специалистов для работы в сфере дополнительного образования детей, мы считаем крайне уместным уделить внимание и содержанию современного спортивного образования. Как уже было нами отмечено ранее, современное образование в любой сфере деятельности претерпевает коренные изменения. Уже четко выделяются наметившиеся образовательные тенденции (А.В. Лубский [6], Е. В. Лобанова [5], и др.).
Чаще всего теперь говорят о фундаментализации образования (хотя стоит отметить тот факт, что Российское образование за рубежом давно считается таковым). Теоретизация знаний тесно связывает содержание образовательного процесса с теоретико-методологическим основанием компонентов преподаваемых знаний и отдельных учебных дисциплин в частности. Гуманитаризация характеризует процесс образования, уделяющий большое значение формированию и развитию общекультурных компетенций и становлению зрелой личности студентов. Аксиологизация предусматривает в общем виде формирование ценностных установок у студентов, а в частном – осознанного отношения к особенностям будущей профессиональной деятельности. Профессионализация образования подразумевает учет современного уровня развития научно-технического прогресса в процессе подготовки высококвалифицированного специалиста. Целостность и интеграция основывается на обобщенном представлении о профессии, путем интеграции, дифференциации и междисциплинарности научного знания. Вариативность, которая выражается в оптимальном, непостоянном и гибком совмещении существующих обязательных, базовых и факультативных, специализированных курсов в учебных программах ВУЗа. Многоуровневость и непрерывность современного педагогического образования являет собой подготовку будущих специалистов в несколько последовательных этапов. Тенденция стандартизации образования, предусматривающая регламентируемый объем, уровень и характеристику получаемого образования, заключающегося в установленном содержании различных учебных предметов в соответствии с государственными нормативными документами. Эта категория образования выполняет важнейшую функцию – контроль качества образовательных услуг.
Кроме того, основными детерминантами развития выделенных компетенций, на наш взгляд являются специфики системы дополнительного образования детей, которые так или иначе были освещены в теоретической части нашего исследования. По мнению исследований, они заключаются в вариативности образовательных программ; работе с разновозрастными детскими коллективами; половом смешении в группах; особых условиях обучения; формировании профессиональных интересов; свободном выборе образовательной области.
Важнейшими педагогическими условиями, требуемыми для качественного и эффективного существования разработанной модели, мы называем «интеграцию расширенных гендерных, здоровьесберегающих и этическиориентированных компетенций в содержание педагогического процесса высшей спортивной подготовки путем внедрения в учебный процесс электронного учебно-методического комплекса «Формирование дополнительных профессиональных компетенций у будущих специалистов в области физической культуры и спорта», а также «осуществление диагностического сопровождения процесса формирования специальных (дополнительных) компетенций будущих специалистов дополнительного образования детей».
Результаты исследования и их обсуждение. Для проверки разработанной модели и результатов ее внедрения в образовательное пространство ВУЗа, нами было проведено тщательное исследование с применением комплекса методик. Базой исследования выступили факультет физической культуры, спорта и туризма ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» по специальности 050100.62 – педагогическое образование, профиль «Физическая культура и дополнительное образование» в количестве 53 человек, и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР) г. Йошкар-Олы в составе 45 специалистов, работающих в разных видах спорта и имеющих различный уровень квалификации, пол и возраст. Экспериментальная выборка была разделена на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов: констатирующий, формирующий и контрольный, по завершению которых можно сделать выводы об успешности предложенной модели. Для наглядности полученных данных, представим их в виде гистограмм (см. рисунок 2).
1. Гендерная 2. Здоровьесберегающая 3. Этическая
Рисунок 2. Уровень сформированности гендерной, здоровьесберегающей, этической компетенций у будущих специалистов по физической культуре и спорту для работы в системе дополнительного образования детей
Выводы. Повышенное внимание к спорту в связи с проведением грандиозных спортивных мероприятий, Летней Универсиады в Казани в 2013 г. и Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г., особенно формируют острую необходимость в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту к работе в системе дополнительного образования детей, что способно не только отражать действительный имидж страны, но и возводить в определенные рамки, диктовать свои условия в социально-экономических вопросах развития других конкурентоспособных стран. В результате анализа сложившейся образовательной практики и итогов проведенного исследования, основной целью которого явилась экспериментальная проверка эффективности разработанной модели, можно сделать вывод о том, что философия спортивного, образования должна быть построена в таком ключе, при котором компетентностный специалист осознает ответственность не только за результат своего труда, но и за свое высокое гендерное и этическое развитие, а также физическое состояние и здоровье перед обществом. Таким образом, представленная модель может служить качественной основой для коррекции образовательного процесса, с учетом выделенных специальных профессиональных компетенций, в результате которого студент предстанет на рынке труда как высоконкурентный, компетентный специалист в области физической культуры и спорта для работы в системе дополнительного образования детей.
Рецензенты:
Морова Н.С., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Апакаев П.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.