Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF THE TRAINING FUTURE SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS FOR WORK IN THE ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Gusarova A.N. 1
1 Mari State University
The article presents the essential characteristic of the model of training future specialists in physical culture and sports in the system for additional education of children, which reflects a process aimed at the formation of the integrative properties of the individual professional, as with conventional competencies in its structure, and special (additional ): gender, ethical and health-preserving. The main components of the model are: pedagogical principles, tools, content, inherent in traditional educational practices, as well as the most important, in our view , the determinants - pedagogical conditions and specifics of additional education. The introduction of this model in the educational process of the university, as well as experimental verification of its effectiveness, we conclude that the pedagogical potential of the model affect the successful establishment of a competent future specialist in physical education and sport to work in the system of additional education.
teaching conditions.
training a specialist of higher school
health-saving
ethic competence
gender competence
sport
competitiveness
professional competence
forming
model

Введение. В настоящее время происходит процесс модернизации отечественного образования и обучения. Такому явлению характерна реализация инновационных принципов на всех уровнях образовательной практики. Для того, чтобы отвечать таким задачам, педагог должен обладать качественно сформированными компетенциями. Активное обсуждение важнейших положений, идей, перспектив и условий реализации компетентностного подхода в образовании происходило в исследованиях ведущих отечественных ученых (И.А. Зимней [4], В.Д. Шадрикова [8], и др.), специфика сферы дополнительного образования детей отражена в работах В.П. Голованова [3], Л.Н. Буйловой [2], и др.).

Сравнительный анализ образовательных программ в России, в том числе Республике Марий Эл, и за рубежом, а так же учет специфики системы дополнительного образования детей, а именно вариативность образовательных программ, разновозрастность в наполнении групп, свободный выбор образовательной области и т.п. требует расширения границ профессиональной компетентности специалиста дополнительного образования детей. Прописанные в ФГОС ВПО компетенции ориентированы, прежде всего, на педагога общеобразовательных школ. Сфера дополнительного образования детей гибкая и многопрофильная, что диктует иной подход в построении паспорта компетенций профессиональной деятельности специалиста, в нашем случае в области физической культуры и спорта, что в современной науке еще только начинает рассматриваться.

Такой вывод подкрепляют имеющиеся в науке положения о профессиональном портрете и профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей с его «сферами ответственности»: ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, ответственность за эмоциональное благополучие каждого ребенка, ответственность за активное включение каждого обучаемого в коллективную жизнедеятельность, ответственность за ориентацию детей на основные социокультурные ценности, ответственность за содействие воспитаннику в его самоопределении.

Цель исследования. Понимание важности подготовки специалиста дополнительного образования в области спорта, диктует рассматривать «сферы» как специальные (дополнительные) компетенции с точки зрения определенных компонентов (ценностно-смысловой, гностический и деятельностно-поведенческий), которые должны быть сформированы в профессиональной структуре личности: гендерной, здоровьесберегающей, этической. Основываясь на вышеизложенном, целью нашего исследования выступает разработка теоретической модели подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту для работы в системе дополнительного образования детей, с последующим доказательством ее эффективности.

Материал и методы исследования. Синтезируя различные точки зрения на процесс моделирования, который является основным методом нашего исследования, можно утверждать, что он позволяет всесторонне рассматривать изучаемый процесс или объект, обеспечивает глубокое проникновение в сущность объекта исследования, а так же с его помощью становится возможным отражение многофакторных явлений изучаемого в форме логико-смысловых моделей. Более того, в последнее время разработка теоретической модели в диссертационных исследованиях встречается довольно часто и носит результативный характер.

Общим свойством всех моделей является их способность, так или иначе, отображать действительность. Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. В общем виде теоретическая модель, по мнению И.В. Романова [7], представляет собой, «обобщенный, абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отражает и репрезентирует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представленный в требуемой наглядной форме и способный давать новое знание об объекте моделирования».

При разработке конкретной модели (см. рисунок 1) подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту для работы в системе дополнительного образования детей, мы будем опираться на сформулированные В.А. Штоффом [9] необходимые и достаточные условия существования каждой теоретической модели:

1. Между моделью и оригиналом имеется отношение полного или почти полного сходства, форма которого явно выражена и точно зафиксирована.;

2. Модель, будучи физически аналогичной к изучаемому объекту, в процессе научного познания является заместителем изучаемого объекта;

3. Изучение модели позволяет получить информацию об оригинале.

Рисунок 1. Модель подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту для работы в системе дополнительного образования детей

В базисе нашей модели выступает процесс подготовки высококонкурентного специалиста в области физической культуры и спорта к работе в системе дополнительного образования. Под этим мы понимаем такую организацию процесса, при которой формируется интегративное свойство личности, как с общепринятыми компетенциями в ее структуре, так и специальными (дополнительными): гендерной, этической и здоровьесберегающей. При построении модели, мы придерживаемся мнения о том, что специальные (дополнительные) компетенции в профессиональной структуре личности можно формировать в паритете с базовыми, а значит, будем опираться на традиционное содержание образования, но с учетом определенных педагогических условий и учетом специфик дополнительного образования детей.

Так, с учетом основных положений компетентностного подхода, в структуре нашей модели был выделен ряд педагогических принципов, реализация которых послужит хорошей базой для формирования базовых и специальных (дополнительных) компетенций, а так же послужит защитой от возможных трудностей. Вообще, педагогический принцип, по мнению В.С. Безруковой [1], это «основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей». К числу основных принципов, при опоре на которые возможно успешное становление гендерных, этических, здоровьесберегающих компетенций у будущих специалистов в сфере дополнительного образования детей мы относим: принцип научности преподаваемого материала; систематичности и последовательности; культуросообразности; гуманистической направленности профессиональной подготовки; дифференциации и индивидуализации обучения; междисциплинарной интеграции важнейших компонентов компетентностного подхода; самостоятельности, осознанности и творческой активности личности студентов.

Средствами, с помощью которых возможно задать направление всего образовательного процесса на усвоение гендерных, этических и здоровьесберегающих знаний, умений, и навыков являются Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО, учебные программы и планы ВУЗа, методические и учебные пособия, технические средства, образовательные технологии, образовательные стратегии ВУЗа. Создавая теоретическую модель подготовки будущих специалистов для работы в сфере дополнительного образования детей, мы считаем крайне уместным уделить внимание и содержанию современного спортивного образования. Как уже было нами отмечено ранее, современное образование в любой сфере деятельности претерпевает коренные изменения. Уже четко выделяются наметившиеся образовательные тенденции (А.В. Лубский [6], Е. В. Лобанова [5], и др.).

Чаще всего теперь говорят о фундаментализации образования (хотя стоит отметить тот факт, что Российское образование за рубежом давно считается таковым). Теоретизация знаний тесно связывает содержание образовательного процесса с теоретико-методологическим основанием компонентов преподаваемых знаний и отдельных учебных дисциплин в частности. Гуманитаризация характеризует процесс образования, уделяющий большое значение формированию и развитию общекультурных компетенций и становлению зрелой личности студентов. Аксиологизация предусматривает в общем виде формирование ценностных установок у студентов, а в частном – осознанного отношения к особенностям будущей профессиональной деятельности. Профессионализация образования подразумевает учет современного уровня развития научно-технического прогресса в процессе подготовки высококвалифицированного специалиста. Целостность и интеграция основывается на обобщенном представлении о профессии, путем интеграции, дифференциации и междисциплинарности научного знания. Вариативность, которая выражается в оптимальном, непостоянном и гибком совмещении существующих обязательных, базовых и факультативных, специализированных курсов в учебных программах ВУЗа. Многоуровневость и непрерывность современного педагогического образования являет собой подготовку будущих специалистов в несколько последовательных этапов. Тенденция стандартизации образования, предусматривающая регламентируемый объем, уровень и характеристику получаемого образования, заключающегося в установленном содержании различных учебных предметов в соответствии с государственными нормативными документами. Эта категория образования выполняет важнейшую функцию – контроль качества образовательных услуг.

Кроме того, основными детерминантами развития выделенных компетенций, на наш взгляд являются специфики системы дополнительного образования детей, которые так или иначе были освещены в теоретической части нашего исследования. По мнению исследований, они заключаются в вариативности образовательных программ; работе с разновозрастными детскими коллективами; половом смешении в группах; особых условиях обучения; формировании профессиональных интересов; свободном выборе образовательной области.

Важнейшими педагогическими условиями, требуемыми для качественного и эффективного существования разработанной модели, мы называем «интеграцию расширенных гендерных, здоровьесберегающих и этическиориентированных компетенций в содержание педагогического процесса высшей спортивной подготовки путем внедрения в учебный процесс электронного учебно-методического комплекса «Формирование дополнительных профессиональных компетенций у будущих специалистов в области физической культуры и спорта», а также «осуществление диагностического сопровождения процесса формирования специальных (дополнительных) компетенций будущих специалистов дополнительного образования детей».

Результаты исследования и их обсуждение. Для проверки разработанной модели и результатов ее внедрения в образовательное пространство ВУЗа, нами было проведено тщательное исследование с применением комплекса методик. Базой исследования выступили факультет физической культуры, спорта и туризма ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» по специальности 050100.62 – педагогическое образование, профиль «Физическая культура и дополнительное образование» в количестве 53 человек, и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР) г. Йошкар-Олы в составе 45 специалистов, работающих в разных видах спорта и имеющих различный уровень квалификации, пол и возраст. Экспериментальная выборка была разделена на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов: констатирующий, формирующий и контрольный, по завершению которых можно сделать выводы об успешности предложенной модели. Для наглядности полученных данных, представим их в виде гистограмм (см. рисунок 2).

  

1. Гендерная                     2. Здоровьесберегающая     3. Этическая

Рисунок 2. Уровень сформированности гендерной, здоровьесберегающей, этической компетенций у будущих специалистов по физической культуре и спорту для работы в системе дополнительного образования детей

Выводы. Повышенное внимание к спорту в связи с проведением грандиозных спортивных мероприятий, Летней Универсиады в Казани в 2013 г. и Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г., особенно формируют острую необходимость в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту к работе в системе дополнительного образования детей, что способно не только отражать действительный имидж страны, но и возводить в определенные рамки, диктовать свои условия в социально-экономических вопросах развития других конкурентоспособных стран. В результате анализа сложившейся образовательной практики и итогов проведенного исследования, основной целью которого явилась экспериментальная проверка эффективности разработанной модели, можно сделать вывод о том, что философия спортивного, образования должна быть построена в таком ключе, при котором компетентностный специалист осознает ответственность не только за результат своего труда, но и за свое высокое гендерное и этическое развитие, а также физическое состояние и здоровье перед обществом. Таким образом, представленная модель может служить качественной основой для коррекции образовательного процесса, с учетом выделенных специальных профессиональных компетенций, в результате которого студент предстанет на рынке труда как высоконкурентный, компетентный специалист в области физической культуры и спорта для работы в системе дополнительного образования детей.

Рецензенты:

Морова Н.С., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Апакаев П.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.