Введение
Современное информационное общество предъявляет новые требования к знаниям, личностным качествам и способностям специалиста в профессиональной деятельности:
- широта кругозора, гибкость мышления, высокий профессионализм, эрудиция, ориентация на духовные, общечеловеческие ценности [5];
- умение применять информационные технологии в профессиональной деятельности;
- способность ориентироваться в потоке информации, эффективно овладевать знаниями и быстро отказываться от устаревших в пользу новых, так как инновационность становится ведущей характеристикой профессиональной деятельности [4];
- развитие своего творческого потенциала, способность генерировать новые знания;
- отношение к труду как к сфере удовлетворения духовных потребностей, развития своего творческого потенциала.
Данные требования можно объединить одним: способностью личности управлять развитием своего «человеческого потенциала» в процессе обработки и генерации новых знаний, в контексте гуманистических и общечеловеческих ценностей. Под понятием «человеческий потенциал» понимают совокупность основополагающих прав, способностей, возможностей индивида или территориальной общности, уровень развития и реализации которых повышает (или снижает) производительность жизнедеятельности социума [6,c. 47]. Иными словами, «человеческий потенциал» - это все возможности человека (или общества в целом), определяющие его предельную продуктивность. Управление развитием своего «человеческого потенциала» - это управление развитием своих возможностей. Как отмечает Г.А. Лукичев: «Быстрое устаревание приобретенных знаний ставит на повестку дня необходимость переноса акцента в подготовке кадров с методик освоения массированных объемов формальных знаний на привитие культуры саморазвития, методов и подходов наращивания актуальных знаний и умений, т.е. инструментов непрерывного образования. В результате появляется качественно новый продукт образования - хорошо обучающийся профессионал» [2]. В данной статье мы рассмотрим развитие «человеческого потенциала» студента в части развития его способности к самообучению.
Рассматривая образовательное пространство современного высшего учебного заведения, прежде всего, как информационное, следует отметить влияние на него следующих новых социокультурных факторов. Во-первых, усиление роли информации, как единой, общевселенской, общесоциальной и общественной сущности, проявляющейся в современном понимании слова «отношение» [3]. Во-вторых, возрастание роли глобальной сети Интернет в решении задач образовательного процесса. В-третьих, усиление роли социальных сетей в организации продуктивных коммуникаций между преподавателями и студентами, а также между студентами. В-четвертых, успехи студентов в самостоятельном обучении и развитии посредством электронных образовательных ресурсов Интернет. Все названное выше позволяет эффективнее использовать возможности информационного образовательного пространства ВУЗа для развития «человеческого потенциала» у студента. Рассмотрим подробнее эти возможности.
Развитие «человеческого потенциала» студента как развитие его возможностей предполагает увеличение вариантов выбора средств самореализации и саморазвития личности студента, а также условий для осуществления выбранного варианта. Для этого информационно-образовательное пространство ВУЗа должно иметь определенную структуру и включать образовательный контент (формируемый самим преподавателем), помещенный в свободном доступе в любой популярной для студентов социальной сети, и содержать следующие виды информации:
- дополнительные источники знаний: 1) перечень учебной литературы (имеющейся в свободном доступе студентов) с привязкой параграфов к темам лекций преподавателя; 2) краткие тезисы лекций преподавателя; 3) ссылку на электронные образовательные ресурсы; 4) ссылки на опытно-экспериментальную базу методического кабинета, позволяющую студентам получать знания эмпирическим путем, если позволяет содержание учебного материала;
- требования к знаниям, умениям, опыту студента, с привязкой к темам учебного материала;
- задания для самоконтроля или ссылка на учебную литературу или электронные образовательные ресурсы, содержащие задания для самоконтроля, с привязкой к темам лекций;
- памятка студенту, содержащая метод самообучения на основе «алгоритма самообучения».
Дополнительные источники знаний в совокупности с лекциями преподавателя создадут условия для проявления личностных предпочтений студента в выборе способа познания: чувственное (просмотр видео), теоретическое (изучение лекций и дополнительной литературы), эмпирическое (через эксперимент с оборудованием), а также в выборе методов учения и степени самостоятельности в нем. Если студент выбирает частичное или полное самообучение, то ему необходимо знать требования к знаниям, умениям и опыту по каждой теме учебного материала, а также иметь хорошие задания для самоконтроля своих знаний, чтобы самостоятельно удостоверится в их усвоении. Рассмотрим подробнее метод самообучения на основе «алгоритма самообучения», который содержит памятка студенту, и которым необходимо уметь пользоваться как студентам, так и преподавателям [1].
Знания в образовании выступают в основном в виде структурно-кодовой информации, представляющей информационные объекты и информационные модели реальных процессов, явлений, предметов. Под информационной моделью представления знаний об объекте (явлении или процессе) мы понимаем его субъективный образ (результат процесса познания) в форме понятий, умений, выявленных связей, закономерностей. Форма информационной модели представления знаний каким-либо индивидом носит субъективный характер, а вот набор понятий и связи между понятиями носят объективный характер и отражают объективное знание какой-либо предметной области. Знания у образованного человека в сознании хранятся также в виде личностной информационной модели, которая представляет определенную структуру - сеть понятий, иерархически связанных между собой. Чем больше понятий и связей между ними содержит эта структура - сеть, тем больше человек знает и лучше умеет эти знания применять. В связи с этим очевидно предположить, что повышение эффективности представления и обработки знаний индивидом в виде обобщенных информационных моделей, готовых для встраивания в сознание личности, повлечет за собой повышение эффективности учебного процесса. Включение данной возможности в информационно-образовательное пространство ВУЗа мы видим по нескольким направлениям. Первое направление связано с умением структурировать и обобщать знания в виде личностной информационной модели представления знания. Для реализации данного направления профессорско-преподавательский состав должен уметь обобщать учебный материал в виде информационных моделей представления знаний и применять это умение в представлении учебного материала студентам на лекциях или семинарских занятиях.
Необходимо также научить студентов обобщать учебный материал в виде личностных информационных моделей представления знаний. Данный опыт может быть успешно закреплен у студентов в виде требования преподавателя к зачету или экзамену: уметь строить обобщенные информационные модели представления знаний к блокам учебного материала.
Информационные модели представления знаний являются основой для реализации самостоятельного обучения студентов на основе «алгоритма самообучения» [1]. Алгоритм самообучения включает этапы:
1. Этап проектирования. На данном этапе студент сначала определяет учебную цель, руководствуясь темами и требованиями к результатам освоения дисциплины (свободный контент в социальной сети). Затем студенту необходимо выбрать источник знаний и способ извлечения знаний. Далее очень важный шаг - проектирование информационной модели представления знаний и плана действий по уточнению модели. Последнее действие является новым в понимании, так как при традиционном обучении его выполняет преподаватель, а студент пассивно принимает информацию. При самообучении студента это самый трудный шаг, для выполнения которого необходимо актуализировать свой имеющийся опыт и знания и определить место новых знаний в имеющейся общей структуре знаний студента. Кроме этого, необходимо классифицировать новое знание, определить его вид, структуру и пр. Проект информационной модели знания может носить интуитивный, очень примерный характер, но главное, чтобы новым знаниям было определено верное место в сознании. В противном случае процесс познания и тем более развития не произойдет.
2. Этап выполнения. На данном этапе происходит самоорганизация студента на достижение учебной цели, т.е. студент выполняет план действий и овладевает новыми знаниями.
3. Этап рефлексии. Данный этап характеризуется рефлексией образовательных достижений. Достижение исходной учебной цели должно быть каким-либо образом проверено, например, посредством применения знаний в заданиях для самоконтроля.
«Алгоритм самообучения» предполагает абсолютную автономность студента в обучении. Если студент захочет проконсультироваться у преподавателя в том, что ему не совсем понятно, то возможна консультация дистанционная через электронную почту с обсуждением информационной модели представления знаний или очная. При самостоятельном обучении большую роль играют задания на самоконтроль. Если их много и они классифицированы по уровням усвоения учебного материала, то студент при успешном их выполнении может не волноваться за прочность знаний, усвоенных самостоятельно. Преподаватель может комбинировать традиционное обучение студентов с самостоятельным, руководствуясь сложностью учебного материала и уровнем способностей студентов. Выбор можно предоставить студентам, оставив за собой контроль этапов прохождения индивидуальных маршрутов в самообучении.
Для мотивации студентов к самостоятельной познавательной деятельности преподавателю необходимо создать определенные стимулы, которыми, как показал наш эксперимент, могут быть следующие: 1) дополнительная информация о конкретной роли изучаемых знаний в будущей профессиональной деятельности, либо в развитии определенных способностей, необходимых в будущей профессиональной деятельности; 2) возможность досрочного получения зачета по учебной дисциплине; 3) освобождение учебного времени студента.
Эффективность развития человеческого потенциала личности студента средствами самостоятельного обучения в информационно-образовательном пространстве Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета была проверена нами на примере проектов по робототехнике, в частности, на учебном материала «Программирование для микроконтроллеров робототехники». Студентам были предложены на выбор различные источники знаний: теоретические, видеозаписи успешных проектов, аппаратно-программная база Arduino в роли лаборатории для эмпирического способа познания. Кроме этого, для них были сформулированы требования к знаниям, умениям, опыту студента и задания для самоконтроля промежуточных этапов построения робота на аппаратно-программной базе Arduino. Преподаватели сделали акцент на мотивации студентов к изучению данной темы, предоставив студентам возможность самостоятельно выбирать: учебную цель (тему проекта), источники знаний, способы познания (теоретический, рациональный, эмпирический, чувственный), методы познания (наблюдение, анализ, сравнение и пр.), партнеров по выполнению проекта, задания для самоконтроля и форму представления результатов. В результате выполнения проектов развитие «человеческого потенциала» у студентов проявилось в том, что они не только справились с проектом за очень короткий промежуток времени, но и проявили повышенный интерес к продолжению самостоятельного изучения данной темы. При этом степень самостоятельности студентов в познании пропорционально влияла на эффективность учебного результата и рост интереса к данной предметной области. В результате от студентов прозвучало пожелание того, чтобы весь учебный процесс в университете был построен аналогичным образом. В заключение отметим, что эффективность в данном случае была достигнута за счет того, что студенты выбирали способы, методы и приемы усвоения знаний индивидуально, ориентируясь на личностные предпочтения, соответствующие психическим особенностям их развития, например, ведущему каналу восприятия информации или жизненному опыту.
Рецензенты:
Санникова А.И., д.п.н., профессор, проректор по управлению качеством образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.
Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, зав. кафедрой педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.