В ряду разнообразных профессиональных компетенций, которыми должны овладеть студенты вузов, в настоящее время существенное значение приобретает компетенция, связанная с профессиональным языком, действиями в тех или иных профессиональных контекстах с учетом общественных и профессиональных ценностей, а именно: дискурсивно-ценностная компетенция. Сегодня данная компетенция оказывается значимой для любого специалиста (врача, учителя, инженера, менеджера, экономиста, военного и т.д.), так как овладение специфическим профессиональным дискурсом и его генерирование с учетом принятых ценностей является одним из факторов профессиональной успешности и продуктивности взаимодействия в процессе выполнения профессиональных задач. Данная компетенция позволяет не только понимать профессиональный язык, знать, в каких дискурсивных контекстах работает специалист, но и как в профессиональной деятельности корректно продуцировать и управлять различными дискурсами в соответствии с существующими общественными и профессиональными ценностями.
Для лингвиста, профессиональная деятельность которого связана с повышенной коммуникативной активностью, оказывается особенно важным владение дискурсивно-ценностной компетенцией, поскольку она позволяет корректно выстраивать собственное коммуникативное поведение в прагматическом контексте социальной ситуации, осознанной и интерпретированной через призму социокультурных ценностей и собственных ценностных ориентаций. Именно ценностный аспект, обогащающий дискурсивную компетенцию лингвиста, придает ей значимый для профессиональной деятельности личностный смысл, обеспечивает способность ориентироваться в системе ценностей своей и иноязычной культуры, выбирать социально оправданные лингвистические средства и способы коммуникативного взаимодействия.
Значимость дискурсивно-ценностной компетенции для выполнения лингвистом профессиональной деятельности определяется, прежде всего, тем, что она носит сквозной характер (обеспечивает решение практически всех профессиональных задач), является приоритетной (от степени ее сформированности зависит эффективность профессионального коммуникативного взаимодействия [6]), обладает практико-ориентированной направленностью (проявляется и формируется в процессе практической коммуникативной деятельности), обеспечивает продуцирование лингвистом различных видов дискурса и при проявлении согласуется с системой ценностей социума.
Владение данным видом компетенции обеспечивает лингвисту в процессе профессиональной деятельности способность к интерпретации культур, осуществлению межкультурного общения, созданию вторичной языковой картины мира.
Сложность проблемы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов привела к необходимости включения в структуру таких понятий, как «дискурс», «профессиональная компетенция», «дискурсивная компетенция лингвиста», «ценностные ориентации», «дискурсивно-ценностная компетенция лингвиста», «формирование дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов».
Профессиональная компетенция как самостоятельный феномен, изучению которого посвящены работы многих отечественных ученых (В.И. Байденко, А.С. Белкин, Э.Ф Зеер, В.В. Краевский, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской и др.), не имеет однозначной трактовки. В научной литературе встречаются его разнообразные определения. Например, профессиональную компетенцию понимают как:
- «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности» [1];
- «совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе» [2];
- «совокупность обобщенных способов действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональных задач» [4];
- «некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях»[5] и др.
Исходя из приведенных выше толкований понятия «профессиональная компетенция», отметим, что, проанализировав результаты современных научных исследований, нами выделены значимые для данного феномена характеристики, а именно: профессиональная компетенция:
1) носит комплексный характер, поскольку включает разнообразные «психологические новообразования» (знания, умения, личностные качества, опыт, способности, ценностные ориентации и т.д.), необходимые для продуктивного осуществления профессиональной деятельности;
2) формируется в процессе профессиональной подготовки и предполагает личностные изменения будущего специалиста;
3) требует постановки субъекта в активно-деятельностную позицию и непрерывного самосовершенствования;
4) обладает социальной природой;
5) проявляется только в непосредственной деятельности;
6) обладает потенциалом для развития.
«Профессиональная компетенция» - целенаправленно формируемое, интегративное личностное образование, включающее знания, умения, профессионально-значимые личностные качества, ценностные ориентации, обеспечивающие продуктивное осуществление профессиональной деятельности.
Под «дискурсивной компетенцией лингвиста» будем понимать вид его профессиональной компетенции, обеспечивающей ситуативное восприятие, интерпретацию и продуцирование дискурсов в контексте межкультурного профессионально-коммуникативного взаимодействия.
Профессиональная значимость дискурсивной компетенции заключается не только в ее обширном функциональном потенциале (она выполняет социальную, коммуникативную, интеркультурную, информационную, интерпретирующую, интегративную, эмотивную функции, но и в том, что она позволяет лингвисту в процессе общения с представителями своей или иноязычной культуры, во-первых, адекватно воспринимать передаваемую информацию благодаря комплексной интерпретации ситуации, в которой происходит коммуникативное взаимодействие (понимать смысл, осознавать причины поведения, связанные с культурными или национальными стереотипами, учитывать обстановку, время и т.д.), и, во-вторых, самому влиять на дискурс, конструировать его и развивать с учетом собственных приоритетов и коммуникативных целей, а также проявлять себя в зависимости от них.
Под «дискурсивно-ценностной компетенцией» мы понимаем вид профессиональной компетенции, обеспечивающий восприятие, интерпретацию и продуцирование дискурсов через корректное проецирование профессиональных ценностей на ситуацию межкультурного профессионально-коммуникативного взаимодействия.
Как самостоятельный феномен дискурсивно-ценностная компетенция обладает определенными специфическими характеристиками. Она:
- является надпредметной (не зависит от содержания дискурса), универсальной (обеспечивает оперирование в любых дискурсивных контекстах), полинаучной (требует освоения большого круга знаний), социально значимой (ориентирует при проявлении на профессиональные ценности);
- вариативна в проявлении, поскольку имеет творческую природу;
- проявляется только при коммуникативном взаимодействии;
- предполагает непрерывное самосовершенствование.
Поскольку дискурсивно-ценностная компетенция является важнейшим личностным новообразованием лингвиста, то ее формирование требует целенаправленных действий субъектов образовательного процесса вуза.
Формирование дискурсивно-ценностной компетенции является систематизированным накоплением в содержании данной компетенции позитивных количественных и качественных изменений, обеспечивающих достижение диалектического единства ее составляющих, и особым образом организованном для этого учебно-воспитательном процессе подготовки вуза.
Будучи сложным интегративным явлением, формирование дискурсивно-ценностной компетенции требует создания специальной педагогической системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции, включающей в себя
- нормативно-регламентационный компонент - характеризует стратегические ориентации процесса формирования дискурсивно-ценностной компетенции у будущих лингвистов и его содержательное наполнение;
- организационно-технологический компонент - задает организационные характеристики процесса формирования дискурсивно-ценностной компетенции и определяет его технологические процедуры, обеспечивающие достижение заданной цели;
- мотивационно-ориентационный компонент - связан со стимулированием при формировании дискурсивно-ценностной компетенции познавательной активности студентов-лингвистов и определением целевых ориентаций их дальнейшей деятельности в рамках разработанной нами системы;
- процессно-моделирующий компонент - направлен на непосредственную реализацию указанных выше методов, средств и форм для формирования у будущих лингвистов составляющих дискурсивно-ценностной компетенции - знаний, умений, профессионально-значимых личностных качеств и ценностных ориентаций;
- контрольно-корректирующий компонент - направлен на обеспечение управления процессом формирования у будущих лингвистов дискурсивно-ценностной компетенции.
Как любая педагогическая система данная система, обладая потенциалом для развития, эффективно функционирует при обеспечении соответствующих педагогических условий.
Так как условия должны способствовать эффективному функционированию разработанной системы, то содержание их комплекса определяется исходя из ее специфики, структуры и наполнения.
Учитывая указанное строение системы, требования к компонентному составу среды, а также специфику подготовки будущих лингвистов в современном вузе, социальный заказ общества и выраженные в нем требования к подготовке лингвиста, особенности его профессиональной деятельности, научные достижения в области формирования дискурсивно-ценностной компетенции и опыт деятельности в данном направлении, были определены педагогические условия эффективного функционирования системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов. Такими условиями являются:
- сетевое взаимодействие субъектов лингвистической подготовки;
- организация тьюторского сопровождения профессиональной подготовки будущих лингвистов;
- актуализация ценностного аспекта креолизованных текстов.
Первое условие обеспечивает эффективность формирования дискурсивно-ценностной компетенции у будущих лингвистов за счет ускорения решения текущих задач, интенсификацию взаимодействия субъектов данного процесса - преподавателя и студентов.
Второе условие повышает эффективность функционирования системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции у будущих лингвистов за счет оказания студенту своевременной тьюторской помощи со стороны преподавателя, повышения доверия субъектов друг к другу и улучшения психологического климата профессиональной подготовки в целом.
Третье условие обеспечивает повышение эффективности функционирования системы благодаря ценностному обогащению содержания учебной деятельности и достижения более четкой интерпретации и усвоения студентами ценностных аспектов информации.
Данные условия являются необходимыми и достаточными для эффективного функционирования системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов.
Таким образом, дискурсивно-ценностная компетенция является интегративным качеством личности, позволяющей в профессиональной деятельности корректно продуцировать и управлять различными дискурсами в соответствии с существующими общественными и профессиональными ценностями.
Рецензенты:
Потапова М.В., д.п.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» МОиН РФ, г. Челябинск.
Яковлева Н.О., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» МОиН РФ, г. Челябинск.