В эпоху социальных трансформаций, стремительной информатизации и технологизации во всех сферах жизни особенно остро возникает необходимость возрождения духовности, культуры и гуманности общества. Сегодня духовное развитие личности специалиста приобретает не меньшее значение, чем полученные научные знания, сформированные профессиональные умения и навыки, поэтому ценностная, нравственная и эстетическая сферы не должны оставаться без внимания. В связи с этим актуальной является проблема поиска источника - эффективного средства противодействия деструктивному чувству отчуждения, формирующемуся в процессе воздействия продуктов цивилизации на психоэмоциональную сферу личности. Таким источником, по нашему мнению, является эстетический образ человека, который воплощает эталоны его внешней и внутренней красоты.
Как справедливо утверждает В. Стрилько, первоочередной задачей в эстетическом воспитании молодого поколения XXI в. является привитие у молодежи правильных эстетических взглядов и идеалов: воспитывать не потребителя искусства, а человека, личность, которая стремится к созданию красоты вокруг себя, человека-творца, одухотворенного деятеля в той сфере, которой он посвятит себя, человека, способного «творить по законам красоты» [4, с. 3]. Таким образом, необходимость поиска эффективных средств эстетического воздействия на личность молодого человека диктуется требованиями времени и условиями становления ее нравственно-эстетической культуры.
Целью констатирующего эксперимента было комплексное изучение состояния исследуемой проблемы в реальной учебно-воспитательной среде и исходного уровня сформированности эстетического образа человека у студенческой молодежи, а также выяснение объективных педагогических факторов, влияющих на процесс его формирования.
Для проведения диагностической работы был подобран и разработан комплекс методик, апробированных в психолого-педагогической практике, модифицированных и адаптированных к задачам нашего исследования (анкетирование, программы интервью и бесед, тестовые и творческие задания, экспертная оценка и др.). Использовался практический материал из опыта работы различных ученых (В. Аванесов «Измерение художественно-эстетической потребности» [1], М. Цукерман «Диагностика потребностей в ощущениях» [2, с. 187-189]), а также «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Сопова и Л. Карпушиной [3], комплекс диагностических методик исследования образного мышления у студенческой молодежи Г. Шевченко, Н. Фунтиковой [5] и др.
Под «эстетическим образом человека» мы понимаем систему взаимосвязанных смысложизненных представлений о прекрасном в человеке, его внешней и внутренней красоте, совершенстве. В эстетическом образе человека обобщаются такие категории, как: эстетическая потребность, эстетический вкус, эстетические чувства, а также эстетика мыслей и поступков человека. Основным компонентом эстетического образа человека является представление о красоте.
Многокомпонентность структуры и емкость исследуемого понятия позволяют выделить ряд критериев и показателей, по которым определялся исходный уровень сформированности эстетического образа человека у студенческой молодежи.
Содержательный компонент включает в себя следующие критерии и содержательные характеристики сформированности эстетического образа человека:
- система художественно-эстетических знаний об образе человека;
- способность выделять черты, присущие людям-носителям внешней и внутренней красоты;
- понимание сущности понятия «эстетический образ человека».
Критериями сформированности эстетического образа человека в рамках ценностного компонента являются:
- полнота, глубина осмысления эстетических норм, ценностей;
- художественное видение эстетического образа человека;
- осознание ценности эстетического образа человека.
Согласно эмоциональному компоненту, основными критериями сформированности эстетического образа человека у студенческой молодежи являются:
- культура эмоций;
- потребность видеть прекрасное в человеке;
- эстетическое наслаждение от помыслов и поступков людей;
- устойчивость мотивов к самосовершенствованию на основе эстетического образа человека.
Критериями сформированности эстетического образа человека согласно деятельностному компоненту являются:
- саморазвитие;
- система художественно-эстетических знаний;
- развитие саморегуляции на основе эстетического образа человека;
- эстетическое самопостроение через эстетический образ человека;
- культура поступка.
Наличие представлений об эстетическом образе предполагает умение видеть конкретные черты внешней и внутренней красоты человека, выделить их не только в художественных образах, но и среди окружения. Сформированность представлений студентов об эстетическом образе человека условно ранжировались по уровневой шкале. Исходя из результатов теоретического анализа, были определены три уровня сформированности эстетического образа человека: высокий, средний, низкий. Выделенные критерии, показатели и уровни стали основой для разработки диагностического инструментария исследования.
Объектом исследования стали студенты дневной формы обучения от 18 до 22 лет 1-2 курсов Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля факультетов: филологического, менеджмента, массовых коммуникаций, компьютерных систем и технологий, институтов: философии и психологии, труда и социальных технологий, экономики и финансов. Всего в экспериментальной работе участвовало 427 студентов и 27 преподавателей-кураторов. Все студенты были разделены на контрольные (КГ) и экспериментальные (ЭГ) группы, практически равные по количеству, в соответствии с их специальностями.
Проведение констатирующего эксперимента предполагало использование одинаковых методик диагностирования, как в контрольных, так и в экспериментальных группах.
Особенностью используемой в процессе констатирующего эксперимента программы диагностирования является то, что задания, анкеты и тесты составлены и подобраны так, чтобы выявить мировоззренческие представления студентов о внешней и внутренней красоте человека, знания об «эстетическом образе человека», художественное видение эстетического образа человека, ценностное отношение к эстетическому образу человека, определить степень развития художественно-образного мышления, сформированность эстетического самоопределения.
Изучение мировоззренческих представлений студентов об эстетическом образе человека проводилось с помощью анкетирования (анкета 1.2.1), в котором респондентам были заданы вопросы, касающиеся содержания эстетического образа, характеристик совершенного человека, воплощения эстетического идеала в произведениях искусства. Анализ результатов первого вопроса анкеты о понимании студентами понятия «образ человека» позволяет сделать следующие выводы:
- студенты имеют общие, поверхностные знания об образе человека, его свойствах и влиянии на сознание; имеют трудности в раскрытии сущности этого понятия;
- большинство студентов считают, что образ человека - это совокупность его внешних характеристик и морально-этических качеств;
- некоторые студенты убеждены, что образ человека - это то впечатление, которое складывается о нем на основе его мыслей, поведения, поступков.
Все толкования словосочетания «образ человека», которые дали студенты, мы объединили в следующие группы:
1. Образ - характеристика (62 студента - 29% КГ и 54 студента - 25% ЭГ):
- Это соотношение духовных, моральных, этических и физических качеств человека, которые формируют личность (Сергей С.).
- Это совокупность духовных и физических качеств человека, их гармоничное сочетание (Диана М.).
2. Образ - представление (108 студентов - 51 % КГ и 112 студентов - 52% ЭГ):
- Это то, как человека видят окружающие, как он сам себя видит и представляет другим (Кирилл С.).
- Образ человека у меня ассоциируется с впечатлением, которое она вызывает у меня. Это моральные качества человека и его внешность (Анатолий Г.).
3. Образ - образец (43 студента - 20 % КГ и 48 студентов - 23% ЭГ):
- Это словосочетание понимаю как «образец», то есть человек, у которого все нормы - будь то поведение, или что-то другое - развиты без отклонений (Николай И.).
Наряду с тем, что 111 студентам - 52 % КГ и 107 студентам - 50 % ЭГ удалось сформулировать собственное толкование образа человека, 62 студентам - 29% КГ и 70 студентам - 30 % ЭГ, имели трудности в выражении мыслей или обобщения. Причиной этого может быть отсутствие мировоззренческих знаний и неразвитость образного мышления.
Ответы студентов на вопрос, помогают ли им произведения искусства и какие именно найти ответы на жизненные вопросы, можно проинтерпретировать следующим образом. Большинство студентов (128 - 60 % КГ и 130 - 61 % ЭГ) согласны с тем, что искусство является источником жизненной мудрости, но конкретных произведений, которые способствовали решению определенной проблемы, ни один респондент привести не смог. Типичными ответами среди них были такие:
- Иногда подобные ситуации случаются в жизни и в книге. Они, возможно, влияют на мое восприятие того или иного вопроса (Юлия Г.).
- Да, помогают, но названий произведений не помню (Дмитрий Г.) .
Еще 62 студента КГ (29%) и 54 студента ЭГ (25%) не имели опыта обращения к произведениям искусства в поисках ответов на жизненные вопросы, хотя в целом к искусству относятся положительно:
- Не было таких случаев. Хотя в целом к искусству отношусь положительно (Николай И.).
При этом 23 респондента КГ (11%) и 30 респондентов ЭГ (14%) полностью проигнорировали этот вопрос анкеты. Такая ситуация наталкивает на мысль о том, что студенческая молодежь недостаточно ознакомлена с мировым искусством, не видит в нем источника знаний, обобщенного социального опыта.
Изучая понимание студентами красоты человека, мы предложили им продолжить определение красивого человека. Полученные ответы позволили выяснить, что 118 студентов - 55 % КГ и 115 студентов - 53 % ЭГ подчеркивают обязательное наличие внутренней, «душевной» красоты, 53 студента - 25 % КГ и 58 студентов - 28% ЭГ отмечают моральные качества, которые коррелируют с красотой человека, 42 студента - 20 % КГ и 41 студент - 19% ЭГ дали однотипные ответы и сосредоточились исключительно на внешнем виде. Анализируя суждения студентов, мы увидели, что у большинства из них превалируют общие представления о внутренней и внешней красоте человека.
Для создания современного образа положительного героя художественного произведения студентам было предложено определить наиболее значимые моральные и эстетические качества. Ответы студентов оказалось возможным сгруппировать согласно 3 уровням сформированности:
1. Высокий уровень представлений о положительном образе человека (44 студента - 21% КГ и49студентов-23%ЭГ):
- Близки к идеалу те, кто имеют не только красивую внешность, но и интересный внутренний мир и каждый день самосовершенствуются (Диана М.).
- Видимо, предпочел бы юмор, но в меру, а также доброту и ответственность, то есть если пообещал - должен выполнить. Также ум. Тот, кто владеет информацией - управляет миром (Владислав Г.).
- Это порядочный, воспитанный, культурный, успешный, развитый человек, не имеет вредных привычек, толерантный. Человек, уважающий себя и других (Анатолий Г.).
2. Средний уровень (134 студентов - 63 % КГ и 143 студентов - 67 % ЭГ): Смелость, решительность, ум, доброта, хорошее чувство юмора (Сергей С.).
- Эстетичность, доброта, открытость, дружелюбие, патриотизм, преданность, любовь (Инна Н.).
- В первую очередь, я наделил бы его античной отвагой и героизмом, доблестью и честью (Антон К.).
- Образованный, воспитанный, ухоженный человек, который имеет цель в жизни, всегда стремится к совершенствованию (Юлия Л.).
3. Низкий уровень (35 студентов - 16% КГ и 22 студента - 10% ЭГ): Успешный (Денис А., ФЛ-621).
С целью исследования художественного видения студентами эстетического образа человека изучались их знания художественных произведений разных видов искусства, было предложено привести примеры человека, приближенного к идеалу. Анализируя приведенные примеры, мы увидели отсутствие или фрагментарность знаний произведений искусства, в которых представлен эстетический образ человека. Подавляющее количество приведенных примеров 118 студентов - 55 % КГ и 115 студентов - 53 % ЭГ - не соответствуют сути задания, что свидетельствует о низком уровне знаний произведений мирового искусства и ограниченном опыте общения с искусством. Однако среди примеров реальных людей 118 студентов - 55 % КГ и 115 студентов - 53 % ЭГ приводят преимущественно известных спортсменов (Зидан (французский футболист), Артем Милевский (украинский и белорусский футболист), Владимир Кличко (украинский боксер)), успешных людей, предпринимателей, звезд шоу-бизнеса, политических деятелей (Стив Джобз (американский предприниматель), Святослав Вакарчук (певец и тренер шоу «Голос страны»), Виталий Кличко (украинский политик), Богдан Ступка (украинский актер театра и кино), Джеймс Бонд (персонаж ряда романов Я. Флеминга). Как позволяют судить полученные нами результаты, образ человека, приближенного к идеальному, ассоциируется у современных студентов с высоким социальным и материальным статусом, высокими достижениями в профессиональной сфере, рейтингу в списке самых влиятельных / самых богатых / успешных людей мира, определяемых современными СМИ. При этом произведения искусства, к сожалению, оказались для студентов неактуальным ресурсом в их поисках эстетического (идеального) образа человека.
Анализ высказываний студентов по поводу образа окрыленного человека (по стихотворению Лины Костенко «Крылья») показал степень развитости у студентов художественно-образного и ассоциативного мышления. Так, 17 % - ассоциируют крылья с творчеством; 15 % - с чувством счастья, 7 % - с чистотой души, помыслов; ответы 32 % студентов свидетельствуют об отсутствии каких-либо ассоциаций. Такое распределение ответов позволило определить средний и низкий уровни развитости воображения и художественно-образного мышления, обобщаются в суждениях, которые можно считать типичными:
- Не все люди имеют крылья, потому что в моем понимании крылья - это желание к самосовершенствованию и реализации в жизни (Никита С.).
- Я считаю, что люди совсем не имеют крыльев! Крылья - символ свободы, святости. Не представляю (Юлия Т.).
- Не все люди имеют крылья, большинство обладает негативными качествами, которые не дают возможности им вырасти. Окрыленный человек - чистый ум, душа плюс приятная внешность (не обязательно) (Юлия М.).
Далее студентам было предложено ответить на вопрос об их художественных вкусах и художественных предпочтениях, привести примеры любимых произведений, видов и жанров искусства. По результатам анкетирования был выявлен круг интересов студенческой молодежи, который составляют преимущественно произведения классического и современного искусства (образуют самую большую группу - 147 студентов (69%) КГ и 143 студенты (67%) ЭГ), элитарному искусству отдают предпочтение 9 студентов (4%) КГ и 5 студентов и (2 %) ЭГ, еще 57 студентов (27%) КГ и 66 студентов (31%) ЭГ проигнорировали вопрос или продемонстрировали низкий уровень развитости художественного вкуса. Представим для иллюстрации несколько примеров:
1. Высокийуровень:
- Я предпочитаю искусство 19-20 вв. Очень нравятся такие направления живописи, как сюрреализм, импрессионизм и экспрессионизм, представленные художниками: Сальвадором Дали, П. Пикассо и др. Также нравится американский стиль пин-ап. Вызывают интерес фильмы, которые являются примерами элитарного искусства. Из современного театра очень привлекает творчество Евгения Гришковца (Сергей С.).
2. Среднийуровень:
- Живопись, хореография, классические литературные произведения. Булгаков «Мастер и Маргарита», Достоевский «Идиот», Тургенев «Отцы и дети» (Юлия Н.).
- Как классические, так и современные произведения: «Зов предков» Дж. Лондона, «Униженные и оскорбленные» Достоевского, «Гарри Поттер» Дж. Роуминг (Дина С.).
- Музыка 1970-1990-х гг.: Pink Floyd, Rainbow, Deep Purple, AC / DC (Иван К.).
3. Низкий уровень:
- Я отдаю предпочтение музыке (современной). Слушаю преимущественно рэп, ведь в нем, по моему мнению, раскрывается истинная правда жизни (Дмитрий Х.).
В целом анализ ответов студентов по анкете 1.2.1 свидетельствует о низком и среднем уровне знания мирового и украинского искусства, ограничивается школьной программой по мировой и украинской литературе, художественной культуре.
Широта художественных интересов студенческой молодежи имеет незначительный диапазон, свидетельствует о низком уровне духовно-эстетических потребностей современного студенчества и низкую активность в их (потребностей) удовлетворении и реализации в практической деятельности. Значительная часть студентов может адекватно воспринимать художественное произведение, однако не умеет аргументированно доказать эстетическую значимость и символичность его образов, логически обосновать свои эстетические суждения. При этом процент студентов, которым не хватает образных представлений и ассоциаций, также достаточно высок.
Понятие эстетического образа человека у большинства студентов ассоциируется с внешними признаками и чертами его характера, морально-этическими качествами, причем набор таких характеристик отмечается однообразием, недостаточной полнотой, что свидетельствует о поверхностном понимании сущности эстетического образа человека, отсутствии видения его онтологического смысла. Ассоциативное поле этого понятия ограничивается однотипными представлениями о внешней и внутренней красоте человека из-за недостаточной развитости духовно-нравственной, эмоционально-чувственной и эстетической сфер.
Отметим, что в обработанных ответах мы также не нашли ключевого компонента эстетического образа как системы представлений о человеке, который в своих убеждениях и практической деятельности исповедует эстетические ценности, гуманизм, духовность. Образ совершенного человека в представлениях студенческой молодежи в основном определяется идеалами, навязанными современными средствами масс-медиа, сомнительными образцами социального поведения, неотфильтрованной культурной информацией.
Программа дискуссии 1.3.1 предусматривала коллективное обсуждение произведений искусства, целью которой было активизировать эстетическое мышление участников разговора, стимулировать потребность высказываться по поводу своего опыта общения с прекрасным. Студентам было предложено рассмотреть художественный образ человека, воплощенный в скульптуре, прокомментировать сонет Микеланджело Буонаротти «Молчаливая муза» (перевод Е. Солоновича). Оказалось, что только 62 студента - 29% КГ и 58 студентов - 27% ЭГ достаточно эрудированные в искусстве, однако образ эстетически совершенного человека искали преимущественно в произведениях художественной литературы и живописи, при этом также были приведены некоторые примеры из музыкального искусства - «Ave Maria» Й. Баха-Ш. Гуно, оперы «Тарас Бульба» и «Наталка Полтавка» Н. Лысенко и др. Ценным для нашего исследования является вывод о недостаточной развитости у подавляющего большинства студентов тезауруса для вербальной интерпретации и оценки произведений искусства, недостаток основных аксиологических понятий, недостаточное владение приемами художественно-аналитической деятельности.
Следующие блоки диагностической работы были направлены на изучение сформированности эстетического образа человека согласно ценностному, эмоциональному и поведенческо-практическому критериям. В процессе экспериментальной работы проводились беседы, диспуты, выполнялись тестовые и творческие задания. В рамках данной статьи не представляется возможным привести подробную интерпретацию проведенного исследования, поэтому в качестве примера рассмотрим результаты теста «Эстетическая культура студента» (тест 2.1.2), который также обрабатывался с учетом количественных и качественных показателей. Тестовое задание состояло из 22-х утверждений, которые студенты должны были маркировать как справедливые или нет в зависимости от степени развития индивидуальной эстетической культуры. В целом студенческие ответы свидетельствуют о среднем и достаточном уровне сформированности представлений об эстетических нормах и ценностях, позволяют адекватно оценить реалии жизни, однако студентам не хватает полноты и глубины их осмысления с эстетической точки зрения. Так, большинство студентов (167 студентов - 79 % КГ и 162 студента - 76 % ЭГ) отмечают, что общение с прекрасным дает силы, энергию, вдохновение, а искусство имеет большое влияние на людей. При этом 102 студента - 48% КГ и 96 студентов - 45 % ЭГ отмечают, что им приходилось бросать мусор прямо на улице, если рядом не было урны, и значительное количество (150 студентов - 70 % КГ и 146 студентов - 68 % ЭГ) студентов готовы пойти на компромисс с совестью ради достижения главной цели. Примечательно, что 139 студентов - 65% КГ и 135 - 63% ЭГ считают себя требовательными к самим себе, но терпимыми к окружающим, однако еще 39 студентов - 18% КГ и 43 студента - 20% ЭГ испытывают зависть и неискренне радуются успехам своих друзей. Кроме того, 34 студента - 16% КГ и 38 студентов - 18 % признают, что не всегда готовы признать собственную вину, а некоторым (56 студентов - 26% КГ и 53 студента - 25 % ЭК) не хватает терпимости, мудрости, искренности в отношениях с друзьями и близкими. Прежде всего, абсолютное большинство студентов (200 студентов - 94 % КГ и 196 студентов - 92 % ЭГ) стремится преуспеть в учебе и карьере для достижения материального достатка, еще 149 студентов - 70 % КГ и 143 студента - 67 % ЭГ пытаются поступать так, чтобы заслужить любовь и уважение своего окружения. Такие показатели, на наш взгляд, являются вполне реалистичными, характеризующими ситуацию в плане развития эстетической культуры современного студенчества.
Обобщая результаты диагностики исходного уровня сформированности эстетического образа человека у студенческой молодежи, мы пришли к выводу о том, что развитие системы знаний об эстетическом образе человека и ценностных ориентаций относительно красоты человека, культуры эмоций, стремлению к саморазвитию и самопостроению, находятся преимущественно на среднем (53, 6%) и низком уровнях (28, 8%).
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
- Студенты экспериментальных и контрольных групп преимущественно имеют лишьобщее представление об эстетическом образе человека, недостаточное развитие художественно-образного мышления, ограниченность художественно-эстетических интересов, прагматичные мотивы относительно эстетического самосовершенствования, безразличное или неразборчивое отношение к поступкам человека, проявление позиции непричастности к окружающей действительности.
- Выяснено, что эстетическая картина мира современного студенчестваформируется под влиянием большого количества противоречивых факторов и общественных ценностей, имеющих массовый характер и способствующих мировоззренческой неопределенности студентов,культупотребленияиэгоцентризма.
- Результатами констатирующего этапа эксперимента подтверждена необходимостьразработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс университета методики, направленной на формирование эстетического образа человека у студенческой молодежи на основе комплекса искусств. Соответственно, этот процесс должен иметь целостный характер и осуществляться под влиянием культурно-образовательной среды вуза путем гуманизации и эстетизации учебно-воспитательного процесса, максимального включения студентов в разностороннюю творческую деятельность.
Рецензенты:
Шевченко Г.П., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики, директор Научно-исследовательского института духовного развития человека Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля, г. Луганск.
Зеленов Е.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля, г. Луганск.