Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFLUENCE OF THE CORRECTING CONTROL ON FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF THE PERSON THE FUTURE EXPERT

Золкин А.А., Золкин И.А.
Article is devoted to a problem of a substantiation correcting control application as one of the means on quality formation improvement of high school students. Influence of the given kind of the control on one of the major quality formation criteria - formation of person professionally significant qualities of the expert is considered. On the basis of research on the given problem and the analysis of the pedagogical literature are allocated following professionally significant qualities of the person on which the correcting control makes direct impact: self-criticism and criticality of mind, organisation, self-checking. The important role of correcting control application constructed on a principle of binarity, in formation of these qualities is proved. Keywords: influence, correcting, control, qualities.

В настоящее время совершенствование образовательной системы все больше связывают с необходимостью управления качеством образовательных услуг, т.е. качество стало не только востребованной категорией в экономике, но и значимой проблемой педагогической науки. Потребители образовательных услуг большое  внимание  уделяют  их  качеству, а качество образования становится также социально востребованной категорией.

В современных педагогических исследованиях изучаются пути и средства повышения качества образования в целом и качества обучения в частности.      С позиций повышения качества образования пересматриваются все основные компоненты педагогического процесса, анализируется их потенциал, а также создаются новые технологии обучения, одним из основных принципов проектирования которых является соответствие критерию качества.

Педагогический контроль является неотъемлемым компонентом педагогического процесса и каждой технологии обучения и приобретает в свете вышеобозначенного особую значимость.

Теоретическое исследование проблем педагогического контроля показывает, что к настоящему времени сложилась устойчивая необходимость осуществления контроля как целенаправленного информационно-констатирующего, диагностико-обучающего и рефлексивного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Тщательное изучение и анализ функций контроля, выделяемых в современной психолого-педагогической и методической литературе, позволяют определить обучающую, воспитывающую и развивающую функции контроля как наиболее значимые и востребованные. Это, в    свою очередь, указывает на актуальность применения    корректирующего   контроля, как наиболее полноценно реализующего указанные  функции  в  учебном  процессе.

Данный вид контроля представляет собой подсистему педагогического контроля, является неотъемлемым компонентом учебного процесса и определяется как целенаправленное информационно-констатирующее, диагностико-обучаю-щее и рефлексивное взаимодействие субъектов учебного процесса, основанное на полноценной реализации обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля и ориентированное на установление соответствия процесса и результатов обучения Государственному образовательному стандарту, на совершенствование учебно-воспитательного процесса и формирование устойчивых навыков самоанализа и самоконтроля учебной деятельности.

Реализация системы корректирующего контроля в педагогическом процессе призвана не только констатировать определенный уровень обученности учащихся посредством развернутой содержательной оценки, но и в гораздо большей степени обеспечить максимально возможную реализацию обучающей, воспитывающей и развивающей функций в их единстве. В то же время ряд исследователей  отмечает, что при наиболее полной реализации обучающей и развивающей функций контроля мы можем реально говорить о влиянии контроля на качество обучения. Следовательно, мы можем рассматривать корректирующий контроль в режиме повышения качества обучения.

В данном исследовании мы рассмотрим влияние корректирующего контроля на один из критериев качества образование - сформированность профессионально значимых качеств личности специалиста.

Как показывает практика, современное профессиональное образование должно ориентироваться на становление образа личности, адекватного содержанию профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает подготовку профессионалов - социально и профессионально компетентных работников с хорошо выраженными профессионально значимыми качествами и компетенцией, отличающихся индивидуальным стилем деятельности [4; с. 4].

Таким образом, очевидна актуальность формирования профессионально значимых качеств, которые следует рассматривать как результат обучения, а, следовательно, и как показатель качества обучения в целом.

Под профессионально значимыми (важными) качествами в современных педагогических исследованиях принято понимать индивидуально-психологичес-кие свойства личности, отношение личности к себе и другим людям, к нравственным идеалам и т.д., которые определяют успешность овладения профессиональной деятельностью и ее эффективность [1; с. 160].

В нашем исследовании мы будем понимать под профессионально значимыми качествами личности ее индивидуальные качества, способствующие эффективному освоению деятельности в ходе обучения, а также эффективной реализации собственно профессиональных функций в ходе профессиональной деятельности.

Анализ психолого-педагогических источников по данной проблеме позволил нам выделить в рамках данного исследования следующие общие профессионально значимые качества личности, на которые система контроля оказывает непосредственное влияние: самокритичность и критичность ума, организованность, самоконтроль.

Рассмотрим выделенные качества более подробно.

Под критичностью ума в педагогической литературе принято понимать умение адекватно оценивать собственную деятельность, подвергая ее всестороннему анализу, а так же умение воспринимать свои и чужие предложения как гипотезы, нуждающиеся в проверке, и отказываться от тех из них, которые не выдержали этой проверки [7; с. 30]. Самокритичность как профессионально значимое качество напрямую связано с самооценкой, самопониманием, саморефлексией. В работах, посвященных изучению самооценки в профессиональной деятельности, подчеркивается мысль о том, что она выполняет регуляцию деятельности, является важным показателем профессионального уровня специалиста [7; с. 64].

Система контроля, реализуемая при условии соблюдения принципа бинарности, предполагает непосредственное участие студентов в процедуре оценивания собственных учебных достижений: напрямую при выставлении самооценки, косвенно - при выборе уровня выполнения задания. Таким образом, становится очевидным влияние системы корректирующего контроля на становление и развитие критичности и самокритичности студентов как профессионально значимых  качеств.

Организованность как качество личности является одной из важнейших предпосылок успешной профессиональной деятельности. Данное качество базируется на потребностях и интересах личности, существует как внутренняя готовность к действию, проявляется как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей действительности и самих субъектов, а так же на преобразование самого себя.

Исследования и анализ литературы по данному вопросу позволили нам выявить следующие проявления данного качества:

  • - умение планировать свои действия при решении необходимых задач;
  • - умение выделять и решать наиболее значимые на данном этапе задачи;
  • - умение составлять и реализовывать план собственной деятельности;
  • - умение подчинять свои действия решению данного плана;
  • - умение принимать необходимое решение без промедления;
  • - умение распределять свои силы в соответствии с трудностью решаемых   задач;
  • - умение проявлять творчество, активность, инициативность.

Рассматривая проблему формирования организованности у студентов, следует заметить, что отдельные исследователи [8]  отмечают прямую зависимость степени организованности студентов от реализуемой в процессе преподавания системы контроля: систематический  контроль   является   основой   побуждения  студентов  к  проявлению  организованности.

Мы полагаем, что система корректирующего контроля может обеспечить развитие организованности студентов, поскольку приучает их не только к систематической работе по оцениванию собственной деятельности, но и учит студента адекватно распределять затрачиваемые на решение задачи усилия, оценивать свои возможности для выполнения   заданий  определенного уровня обученности.

Большое значение в системе высшего образования имеет формирование и развитие самоконтроля, что отмечается и рядом исследователей [2,9]. Именно самоконтроль является основой для успешного осуществления профессиональной и самообразовательной деятельности студентов: формирование навыков самоконтроля позволяет развивать у студентов способность не только проектировать и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, но и осуществлять их качественный и количественный анализ и адекватно представлять результаты своей мыслительной деятельности в соответствии с требованиями Государственного стандарта.

Самоконтроль предполагает умение обучаемых находить, исправлять и предупреждать ошибки в собственной деятельности, т.е. осуществлять сравнение собственных действий с предложенным эталоном. В дидактическом контексте материализованным показателем сформированности умений и навыков самоконтроля является предупреждение, опознание и исправление ошибок в процессе выполнения учебных действий [4].

Вместе с тем, исправление ошибок не является, по нашему мнению, единственным показателем сформированности определенного уровня самоконтроля, поскольку сознательный подход к контрольным процедурам со стороны обучающегося, в первую очередь, подразумевает знание закономерностей ошибок и, следовательно, способность не только исправить, но и объяснить происхождение и причину допущенной ошибки. Соблюдение данного условия позволяет оптимизировать корректирующую деятельность учащихся. Следовательно, представляется целесообразным конкретизировать характеристику сформированности уровней самоконтроля за счет введения дополнительного критерия - умения диагностировать допущенную ошибку (определить причину ее появления и наметить пути ее устранения).

В этой связи рассмотрение влияния корректирующего контроля на формирование навыков самоконтроля позволяет сделать следующие выводы:

  • - корректирующий контроль, развивая операциональные структуры мышления, а также память и внимание, способствует созданию основы для развития навыков самоконтроля;
  • - включение студентов в процедуры корректирующего контроля (принцип бинарности) предполагает постепенное формирование и развитие устойчивых навыков взаимоконтроля, а затем и самоконтроля, а также умения анализировать собственную учебную деятельность в целом.

Положительное влияние корректирующего контроля на формирование  профессионально значимых качеств   личности будущего специалиста показывает важность и актуальность его применения и дальнейшего исследования и развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1.  Бордовский Т.А., Нестеров А.А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.,изд-во РГПУ. 2001.
  • 2.  Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.  Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Минск, Изд-во БГУ, 1981.
  • 3.  Занина Л. Проверка знаний или поиск истины? // Высшее образование в России. - 1999. - №2. - С.93-96.
  • 4.  Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - Изд. 2-е, доп., испр., и перераб. - М.:Логос, 2001.
  • 5.  Лернер И. Я. Качество знаний учащихся:  Какими они должны быть. - М.,1978.
  • 6.  Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., Знание, 1980.
  • 7.  Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1968.
  • 8.  Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний./Под ред. Н.П. Макаркина. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1994.
  • 9.  Пидкасистый  П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-педагогический справочник  преподавателя высшей школы. - М.:  Педагогическое  общество  России, 1999.