Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL EXPERIENCE S. A. RACHINSKY: SCHOOL-COMMUNITY THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE RUSSIAN SOCIETY OF THE TURN OF XIX – XX CENTURIES

Barich A.A. 1
1 Postgraduate student of the Department of pedagogy of FSEI HPE «Volgograd state social-pedagogical University» Ministry of education and science of the Russian Federation
The article attempts to look at the ideas of the great educator from a new perspective, show pedagogical activity S.A. Rachinsky as a unique pedagogical phenomenon.. . Pedagogical ideas of the outstanding teacher of the XIX century S.A. Rachinsky, as its practical educational activity, represented as a product of understanding the socio-cultural peculiarities of Russia and attempt to «fill the traditional form of ... a new, innovative spirit, and content». The article shows the influence S.A. Rachinsky and created schools on the development of schools-communities in the conditions of modernization of the Russian society of the turn of XIX–XX centuries, which, in conditions of socio-cultural transit began to be seen by many teachers and as an ideal form of the hostel, and as a model form of organization of educational space. S. Rachynsky became the founder of the universal school, which today can be seen in schools of Russia, since in the basis of his school, lay community upbringing, traditions of Russian folk life and its Orthodox foundations.
values.
traditionalism
government
education
social and cultural modernization
commune-school
community-school

В конце XIX - начале XX в. российский социум продолжал двигаться по пути модернизации, что приводило к трансформации его социально-экономических, политических и культурных структур. Этот социокультурный переход от общества, основанного на традиции, к обществу, ориентирующемуся на постоянные изменения, вызывал ломку сложившихся устоев жизни, нравственных норм и ценностей [3]. Данное обстоятельство имело для отечественного образования самые разнообразные последствия. Во-первых, появилась острая потребность в формировании субъекта индустриальной модернизации. Во-вторых, возникла необходимость сочетания традиционной для России коллективистской ментальности с индивидуалистическими запросами индустриального мира. И, в-третьих, у части общества обнаружилось жгучее желание сохранить уходящий в прошлое мир, столь болезненно разрушавшийся.

На пересечении указанных социально-педагогических запросов невольно оказалась община - структура, которая во всех традиционных (доиндустриальных) социумах являлась основной социальной ячейкой общества, была своего рода микрокосмом, в соответствии с которым строилось общество в целом. Интерес, проявлявшийся к ней, в том числе у педагогов, был неудивителен. Ведь в условиях, когда рушилась привычная картина мира, взгляды многих людей обращались в прошлое, в те времена, когда существовала общинная взаимовыручка, дарившая уверенность в завтрашнем дне, ощущение стабильности окружающего мира. Община начинала восприниматься многими педагогами и как идеальная форма общежития, и как модельная форма организации воспитательного пространства.

Если учесть указанный социокультурный контекст (а его нельзя не учитывать без угрозы утраты целостного представления о педагогической реальности рубежа столетий), то опыт педагогической деятельности С.А. Рачинского - фигуры, казалось бы, хрестоматийной для отечественной историко-педагогической науки - обретает новые черты.

Конечно, новый взгляд на опыт педагога не подвергает сомнению очевидное - то, что С.А. Рачинский внёс ряд существенных изменений в цели, содержание, организацию и результат образовательного процесса, осуществлявшегося в сельских школах Смоленской губернии, работавших под его руководством. Однако данный взгляд также обнаруживает, что ошибкой было бы представлять С.А. Рачинского как поборника инновационной школы западного образца. В реальности он создал оригинальный тип народной сельской школы, основанный на общинных, семейных и национальных традициях русского народа, впервые в отечественной педагогике выявив специфические условия образования в сельской местности и возможности эффективного осуществления образовательного процесса с учётом этих условий. Целью педагогической деятельности С.А. Рачинского было «стремление развить в детях религиозно-нравственное чувство и всей школе сообщить характер трудовой и честной семьи (курсив наш. - А.Б.)» [6, с. 22]. Как отмечают Ю.В. и Т.А. Васильковы, «в школе Рачинского была сделана попытка объединить религиозное, нравственное, трудовое и профессиональное воспитание, обучение, согласованное с потребностями крестьянской семьи и сельской общины (курсив наш. - А.Б.)» [1, с. 240]. Указанное согласование проявилось уже в том, что С.А. Рачинский построил не просто очередную школу, но школу с интернатом или, словами педагога, «сельскую школу с общежитием» (по сути, школу-общину).

В пользу принадлежности его образовательной структуры к типу учебных заведений, обозначаемому нами как школа-община, говорит также следующее:

  • занятия в школе шли целый день, включая не только уроки, но и разнообразную внеурочную работу;
  • труд детей и взрослых (самообслуживание, работа в пришкольном хозяйстве, обеспечение себя продуктами питания) носил совместный характер, педагоги работали вместе с учащимися, подавая пример детям и передавая им трудовые навыки;
  • система воспитывающих отношений в школе строилась по типу уклада крестьянской семьи: учитель не только проводил с детьми учебные занятия, но и посвящал им свободное от уроков время; старшие ученики заботились о младших, помогали им в учёбе и труде;
  • наконец, школа являлась центром просвещения крестьян, при школе было создано общество трезвости, открыта книжная лавка, по воскресеньям сельские жители шли в школу, где для них демонстрировались достижения детей, проводились беседы [2].

Нельзя не заметить, что школа Рачинского однозначно ориентировалась на традиционные ценности, включая нравственные заповеди, основанные на идеалах православия. Неслучайно главными учебными предметами здесь были Закон Божий, на уроках которого акцент делался не на заучивание священных текстов, но на формирование у детей нравственного опыта, а также русский и церковнославянский языки. Можно утверждать, что Рачинский ориентировался на идеал, который современный исследователь квалифицировал как соборный (общинный) вариант социоцентризма [5].

Все свои средства С.А. Рачинский тратил на школу, неотлучно находясь в ней, он изучал каждого ученика, его способности, характер, темперамент. С особым вниманием относился к одаренным детям и старался создавать все условия для развития их таланта. В школе Рачинского всё было необычно: уроки родной природы, работа на школьном огороде или пасеке, разведение цветов, столярное и переплетное мастерство. Основной дидактической задачей выступало привитие учени­кам умений. При этом использовался такой методиче­ский прием, как самостоятельный учебный труд учеников при помощи и под руководством учителя.

Школа С.А. Рачинского приучала детей к труду и воспитывала любовь к крестьянским работам и ремеслам. Ученики по хозяйству делали всё: топили печи, носили воду, мыли полы, чистили и убирали школу, помогали кухарке, сто­рожили. Обычный школьный строй жизни украшался целым рядом школьных торжеств. Гениальный педагог устранил один важный недостаток школы - невнимание к детям со стороны школы в праздничные дни. Он говорил, что школа должна запомниться не буднями, а праздниками.

Исходя из национальных особенностей сельского социума вообще и сельской школы в частности («девять десятых из учеников сельских школ не ходят в школу, а живут в ней» [7]), С.А. Рачинский полагал, что именно в таком традиционном мире возможно осуществление неразрывной связи обучения с воспитанием, умственное, духовное и нравственное образование растущего человека. «Чтобы стать на высоту этих задач, - писал С.А. Рачинский, - ей предстоит выработать особый тип учебный и нравственный, которому нет образца в школах западноевропейских» [6].

Согласимся с В.И. Семёновым, что среди целей воспитания у педагога выделяются, прежде всего, следующие:

  • развитие умственных сил ребенка;
  • развитие его воли;
  • гармоническое развитие душевных сил воспитанника, сердца, чувств и высших духовных дарований;
  • создание нравственно-цельного характера [4].

Задачи, выраставшие из указанных целей, в принципе, проистекали из здравого смысла, из понимания Рачинским того, в какой среде предстоит жить его воспитанникам. И потому педагог полагал, что детей нужно учить вещам практичным, необходимым в их дальнейшей жизни, воспитывать у них чувство долга, благожелательности, дружбы и взаимопомощи (столь естественным в общинном микросоциуме), готовить растущих людей к борьбе за существование.

Школы С.А. Рачинского несли на себе явный отпечаток той среды, в которой они функционировали. В частности, организация учебно-воспитательного процесса в них учитывала интересы родителей и особенности крестьянского быта, поставленного в жёсткие условия общинной структуры. В школе Рачинского обучали культуре земледелия, пчеловодства и садоводства, основам плотницкого и столярного дела, приобщали к народным промыслам.

Влияние традиционной русской культуры проявлялось также в сложившейся воспитательной системе Рачинского. Она была основана на трех фундаментальных идеях, восходивших как к автохтонным, так и к заимствованным (западным) идеалам: гуманизме, народности и нравственности. Причём вторая и третья идеи толковались Рачинским преимущественно в традиционном для России общинном, «соборном» духе.

Общинным был и характер взаимоотношений в школе. Согласно замыслу педагога, жизнь в ней прямо строилась в соответствии с на­родным характером и народным бытом. С.А. Рачинский глубоко обдумывал каждую деталь, каждую мелочь как во внешней обстановке своей школы, так и в порядке занятий, в образе жизни и во взаимных отношениях всех членов школьной общины.

Однако, несмотря на традиционалистские ценностные ориентации, в образовательных учреждениях Рачинского учителю отводилась совершенно новая роль для российского образования - роль старшего друга. И в этом можно заметить определённый отход педагога от традиционного для массового отечественного педагогического сознания «вручения» себя младшего старшему (детей - родителям, подданных - царю-батюшке и пр.).

В отдельных школах Рачинского было введено само­управление в форме советов школ, которые наделялись широкими полномочиями. В их состав входили председа­тель, попечитель, учителя и выборные представители от прихода. Советы школ располагали финансовыми средства­ми и реально определяли состояние и развитие образовательного учреждения.

Можно твёрдо сказать, что С.А. Рачинский, будучи сторонником российской соборности (инварианта общинности), тем не менее не был приверженцем авторитарной педагогики. Наоборот, он провозглашал в своей школе гуманное отношение к детям. Рачинский настаивал на реализации гуманистической педагогики, на отношении к человеку как к субъекту (а не объекту) познания, общения и творчества. Своей многолетней педагогической практикой С. А. Рачинский показал, что желаемых результатов в воспитании можно достичь при:

  • предъявлении воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
  • уважении прав и свобод ребенка;
  • уважении права человека быть самим собой;
  • принятии воспитанником конкретных целей его воспитания;
  • ненасильственном формировании требуемых качеств;
  • отказе от наказаний, унижающих достоинство личности;
  • уважении к позиции ребенка даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования.

Более того, в школах Рачинского культивировался индивидуальный подход в обучении и воспитании. Эффективными были признаны такие принципы и формы воспитания, как:

  • большая свобода во всем, что не несет в себe зла;
  • разрешение конфликтов внутри коллектива;
  • разнообразные занятия по интересам в свободные часы;
  • годовой цикл школьных торжеств, праздников.

С. А. Рачинский считал, что школа-интернат (школа-община, в нашем понимании), вовлекая воспитанников в различные виды социальной практики и организуя полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность, позволит социализировать их в полной мере.

Как показывает наш анализ, педагогические идеи С.А. Рачинского и его практическая деятельность являли собой одну из попыток российских педагогов наполнить традиционную форму (какой была школа-община) новым, инновационным по духу, содержанием. И в этой попытке он стоит в ряду таких разных, но, безусловно, крупных мыслителей и практиков, как Н.Н. Неплюев, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко.

Рецензенты:

Новиков С.Г., д.п.н., профессор и заведующий кафедрой социально­гуманитарных дисциплин МБОУ ВПО «Волгоградская консерватория (институт) им. П.А. Серебрякова», г. Волгоград.

Соловцова И.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.