Введение
Стратегическая задача развития образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. Этот факт находит отражение как в научных исследованиях, так и в программных государственных документах. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в частности, ставит задачу формирования гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития государства [3,6,7].
Одним из основных методов решения данной задачи является развитие образовательного пространства, придание ему новых свойств. В дальнейшем мы рассмотрим некоторые из этих свойств и выявим взаимосвязи между ними.
Цель исследования - анализ современных требований к образовательному пространству, выявление их взаимосвязей и технологий, обеспечивающих их реализацию.
Материал и методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений в исследовании был использован комплекс методов теоретического характера с учетом специфики каждого этапа работы: метод системно-структурного анализа; методы педагогического конструирования, моделирования, проектирования; теоретический анализ и обобщение педагогических, психологических, методических трудов по проблеме исследования; изучение научной периодической печати по теме исследования; изучение и обобщение инновационного педагогического опыта.
Результаты
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы указывает, в частности, на необходимость достижения следующих целей и задач [3,6]:
- Формирование образовательной сети, отражающей изменения в потребностях экономики и запросах населения и формирующей единое образовательное пространство.
- Формирование образовательной сети, обеспечивающей равный доступ населения к услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей.
- Обеспечение гибкости и индивидуализации процесса обучения с использованием новых технологий.
- Обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий.
- Существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального и информального образования.
- Создание систем обеспечения качества, базирующихся не на контроле, а на получении своевременной и содержательной информации для принятия управленческих решений, на вовлечении общественных органов управления.
- Разработка индивидуализированных механизмов хранения и использования результатов обучения, создание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях.
Отметим, что приведённые выше цели и задачи являются в значительной степени взаимосвязанными. Мы полагаем, что эффективный путь к их достижению заключается в реализации ключевого свойства образовательного пространства - адаптивности посредством новых информационных технологий.
Адаптивность - системное свойство, которое заключается в способности системы приспосабливаться к изменившимся условиям [8]. Как отмечалось ранее, адаптивность информационного образовательного пространства выражается в способности системы изменять сценарии взаимодействия с окружающей средой [4]. Исходя из такого понимания адаптивности, образовательное пространство должно обеспечивать реализацию двух основных процессов:
- Отражение и фиксация внешних условий (в частности, потребностей субъектов учебного процесса, общества и экономики).
- Выработка и реализация ответных решений.
Соответственно в структуре образовательного пространства должны присутствовать компоненты, отвечающие за реализацию этих процессов. Также необходимы алгоритмы их реализации.
Адаптивному образовательному пространству необходимо взаимодействовать с многочисленными субъектами. Естественно выделить несколько групп таких субъектов.
1. Образовательная среда:
- образовательные учреждения высшего профессионального образования;
- образовательные учреждения общего образования;
- образовательные учреждения среднего профессионального образования;
- органы управления образованием.
2. Профессиональная среда:
- работодатели.
3. Социальная среда:
- обучающиеся;
- родители обучающихся;
- сетевые сообщества;
- общественные организации.
Адаптивное образовательное пространство представляет собой, в частности, информационную систему, построенную с использованием современных информационных технологий. Взаимодействие такой системы с основными субъектами (людьми, внешними системами, такими, как общество, экономика), операции с учебным материалом и тому подобные сценарии функционирования должны основываться на определённых моделях, хранящихся в системе и обрабатывающихся ею. Естественным образом возникает вопрос о виде подобных моделей, принципах и технологиях их построения и способах их использования, то есть алгоритмах решения конкретных актуальных задач. Модели, отвечающие поставленным требованиям, должны носить математизированный характер, т.к. только в этом случае на их основе возможно построение эффективных алгоритмов. Таким образом, формальное моделирование выступает необходимым условием реализации свойства адаптивности. Как было показано ранее [4, 5], в настоящее время существуют все основания для успешной разработки таких моделей и алгоритмов средствами современной дискретной математики, в частности, теории графов, фреймов и продукционных систем. При этом обеспечивается гибкость и индивидуализация процесса обучения. Основным инструментом индивидуализации выступает индивидуальная траектория обучения [4]. Под индивидуальной траекторией обучения мы понимаем специфический содержательный и операциональный состав обучения и последовательность его усвоения, подбираемая под конкретный образовательный запрос ученика в соответствии с его возможностями. Индивидуальная траектория обучения отражает уникальный путь, которым личность учащегося движется к целям обучения (представляющим собой своеобразный синтез желаемого и возможного, то есть образовательного запроса личности и ограничений, налагаемых на личность учащегося её текущим уровнем развития, знаний и т.п.). При индивидуализированном обучении важной проблемой является выбор оптимальной последовательности изучения теоретического учебного материала и закрепления этого материала с помощью специально подобранного набора учебных заданий. Таким образом, формальное моделирование, являясь необходимым условием реализации свойства адаптивности, обеспечивает и гибкость, и индивидуализацию процесса обучения посредством построения индивидуальных образовательных траекторий.
Одна из форм интеграции в школьный социум детей, имеющих различные отклонения в развитии, подразумевает организацию дистанционного обучения для таких учащихся. При некоторых видах отклонений (в первую очередь, связанных с опорно-двигательным аппаратом и нарушениями слуха) дистанционное обучение на основе новых информационных технологий становится доминирующей формой обучения и интеграции в социум. В рамках адаптивного образовательного пространства, реализованного на основе телекоммуникационных технологий, будет обеспечена эффективная дистанционная компьютерная поддержки обучения детей с ограниченными возможностями. Таким образом, создаются основания для обеспечения равного доступа населения к услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей. При этом также обеспечивается равенство доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий.
К отмеченным нами выше основным задачам модернизации системы образования относится также и проблема создания систем обеспечения качества, базирующихся не на контроле, а на получении своевременной и содержательной информации для принятия управленческих решений, на вовлечении общественных органов управления [1]. Данная проблема тесно связана с применением новых информационных технологий, обеспечивающих адаптивность. Для эффективного управления качеством, оперативного принятия обоснованных управленческих решений необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Источником такой информации служат процедуры мониторинга в рамках традиционной схемы управления: планирование - деятельность - мониторинг - оказание управляющих воздействий. Под мониторингом в данном случае понимается целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных свойств качества образования с целью своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза. Существует достаточно много подходов к описанию свойств и технологий мониторинга, но нам представляется наиболее продуктивным непрерывный мониторинг [1]. Так как функциональной основой непрерывного мониторинга как технологии является оперирование информационными потоками в режиме реального времени, то совершенно естественным образом возникает проблема автоматизации его функций на основе новых информационных технологий.
Таким образом, в условиях адаптивного образовательного пространства мониторинг сохраняет свою роль ведущего звена в процессе управления качеством образования. Более того, он приобретает некоторые новые свойства, и главное, на наш взгляд, из них - обеспечение информационной целостности всего пространства, непрерывности внутренних информационных процессов. В условиях информационного образовательного пространства наиболее полно можно добиться решения вопроса об удовлетворении потребностей субъектов образовательного процесса в оперативном получении информации о текущих параметрах и результатах процесса обучения учащихся, обеспечения непрерывного контроля их качества на основе использования новых информационных технологий.
В основе такого мониторинга - формализованные модели субъектов и объектов информационного пространства. Система мониторинга взаимодействует с предметной средой (учащиеся, учителя, школы, органы управления образованием, общественные организации, объединения работодателей и т.д.) посредством этих моделей. Таким образом, обеспечивается реализация ещё одной задачи - разработки индивидуализированных механизмов хранения и использования результатов обучения, создания системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях. Результаты обучения, отраженные в формальных моделях, могут храниться, передаваться и обрабатываться с помощью современных информационных технологий. И в этом случае мы можем констатировать, что технологии, обеспечивающие адаптивность информационного пространства, позволяют создать условия для решения других задач.
Ещё одна важная задача - существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального и информального образования. Значительный потенциал новых информационных технологий в данном аспекте очевиден. Исследователи данного вопроса указывают: «Развитию неформального и информального дистанционного обучения способствует массовое использование в образовательной сфере коммуникаций интернет и его сервисов, возникновение виртуальных сообществ ... по разным вопросам» [2]. Адаптивное образовательное пространство предоставляет обучающимся площадку для реализации определённых видов социальной активности, взаимодействия с референтными социальными группами, самоактуализации. Таким образом, создаются условия для реализации и распространения как неформального, так и информального образования. Неформальное обучение будет проходить в процессе занятий в различных клубах, кружках, при изучении различных курсов, прохождении тренингов. Вся остальная социальная и информационная активности в рамках сервисов, обеспечиваемых образовательным пространством, будет относиться к информальному образованию.
На основе сказанного ранее можно сделать вывод о том, что свойство адаптивности является ключевым в разработке образовательного пространства, отвечающего современным требованиям и соответствующего ключевым целям и задачам модернизации системы образования. Обеспечение данного свойства основывается на широком использовании новых информационных технологий. В свою очередь, необходимым условием этого является создание, хранение и обработка формальных моделей субъектов образовательного процесса. При этом создаются предпосылки для достижения других целей, в том числе и рассмотренных в настоящей работе. Основной технологией их достижения выступает формальное моделирование.
Рецензенты:
Сенченков Н.П., д.п.н., профессор, первый проректор ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.
Сенькина Г.Е., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики обучения математике, физике и информатике ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.