Современные кардинальные изменения культурной и социально-экономической жизни в России обусловили появление совершенно иных ценностей в музыкальном образовании. Это существенно изменило запросы и требования к специалисту, который сегодня должен уметь осуществлять системную регуляцию собственной музыкальной профессиональной деятельности и успешно работать в новых, ранее не имевших места в музыкальном искусстве и культуре, нестандартных профессиональных ситуациях.
Сегодня музыкант должен работать не на уровне действий с заранее заданной целью и предлагаемыми путями ее решения. Особое значение приобретает личностный смысл, возможность выбора, включение собственного творческого потенциала, для чего необходимо владение образовательными инновационными технологиями, способствующими развитию личности музыканта, его креативности как профессионально-значимого качества и ведущей компетентности педагога-музыканта.
Креативность как качество личности включает в себя несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих элементов. Прежде всего, таких как мотивация - определяющая направленность на освоение традиционных ценностей музыкального искусства, творческую самореализацию, стремление к новому знанию и др.; интеллект - характеризующий дивергентность и ассоциативность профессионального мышления, его мобильность и гибкость; личностное отношение - синестезийная чувствительность, эмоциональная реактивность, склонность к фантазированию, способность к импровизации и др.
Именно креативность способствует интеграции интеллектуально-творческой активности, воспитанию склонности к экспериментированию, стремлению к новизне. Она позволяет находить неординарные пути решения творческих педагогических задач, нестандартно мыслить и действовать, генерировать концептуальные оригинальные художественные идеи, авторские концепции и реализовывать их в профессиональной музыкальной деятельности. Очень важным представляется необходимость установления взаимосвязи между уровнем развития креативности музыканта и его индивидуальным педагогическим стилем, что предполагает последовательный переход от использования известных и традиционных методик музыкального обучения к поиску собственных оригинальных технологий музыкально-образовательной деятельности.
Далеко не каждый специалист-музыкант в состоянии самостоятельно включать инновационные технологии в образовательную деятельность, тем самым развивая необходимый уровень креативности для успешного и эффективного решения тактических и стратегических профессиональных задач.
В рамках магистерской программы «Инновационные технологии в современном музыкальном образовании» (направление подготовки - 44.04.01 - педагогическое образование - музыкальное образование) эта проблема развития творчества и креативности как профессионально-значимого качества личности магистранта получает свое разрешение через:
- освоение взаимосвязанных образовательных модулей, отражающих основное проблемное поле современной педагогической инноватики;
- сотворческую созидательную деятельность магистрантов, направленную на оригинальное, нестандартное и конструктивное решение профессиональных музыкально-образовательных задач;
- основополагающий контекст современных гуманитарных технологий на основе интеграции новейших достижений музыкального искусства и многих смежных гуманитарных наук.
Особенность образовательных модулей состоит в возможности привлечения в магистратуру специалистов с различным базовым образованием, тем самым решая проблему переобучения и повышения квалификации, чрезвычайно актуальную в наше время.
Уникальным представляется принципиальное обоснование содержания программы:
- Принцип первичности образовательных и творческих продуктов магистрантов, которые самостоятельно конструируют личностное содержание образования, опережающее изучение образовательных стандартов и его культурно-исторических образцов.
- Принцип избыточности образовательной среды, которая представлена богатым полихудожественным, предметным содержанием, что дает возможность магистрантам выбрать наиболее интересный и значимый для себя аспект обучения и погрузиться по своему выбору в деятельность соответствующих творческих мастерских и мастер-классов.
- Принцип образовательной рефлексии предполагает непрерывное осознание, анализ и усвоение магистрантом способов собственной деятельности, ее результатов, понимание и конструирование стратегии и тактики обучения и практической деятельности в соответствии с изменившимися запросами общества.
В процессе научно-исследовательского поиска магистранты решают ключевые проблемы:
- Как рождаются инновационные идеи?
- Что значит мыслить нестандартно?
- Как научиться творчеству?
Осмысливая свою образовательную и исследовательскую деятельность как процесс созидания, они созидают как самих себя, так и свое будущее.
Уникальность заложена также в перечне изучаемых образовательных модулей, обеспечивающих развитие креативных качеств личности магистрантов, активности в самопознании и саморазвитии; последовательное вхождение в поле современной музыкальной культуры и педагогической инноватики, развитие коллективного творчества с позиций предстоящей профессиональной деятельности.
Целью магистерской программы «Инновационные технологии в современном музыкальном образовании» по направлению подготовки - 44.04.01 - педагогическое образование (музыкальное образование) является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими теоретическими знаниями и практическими компетенциями в области музыкальной педагогики, владеющих навыками системной эмоционально-волевой регуляции собственной деятельности и готовых к творческой мобильности при решении инновационных профессиональных задач. Программа нацелена на развитие творчества и креативных качеств личности магистрантов; становление у них готовности к инновационным преобразованиям реальной педагогической практики; освоение современных инновационных музыкально-педагогических технологий; апробацию магистрантами собственных инновационных проектов в реальных условиях музыкально-образовательного процесса.
ФГОС предполагает, что при обучении в магистратуре не менее 40 % аудиторных занятий должны проводиться в интерактивных формах. Интерактивное обучение является основой для внедрения в практику инновационных музыкально-образовательных технологий. Как специфическая форма организации познавательной деятельности интерактивное обучение подразумевает конкретные и прогнозируемые цели, одной из которых является создание комфортных условий, при которых магистры изначально чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, творческую индивидуальность, что способствует формированию креативных качеств их личности и делает успешным сам процесс обучения.
Интерактивные методы в музыкальном образовании основаны на принципах взаимодействия, взаимной активности магистрантов, их опоре на совместный групповой опыт и обязательную обратную связь. В данном случае создается образовательная среда, которая характеризуется открытостью общения, взаимодействием и равенством позиций, появлением обобщенного совместного знания, а также возможностью взаимной оценки и контроля. Таким образом, реализуется принцип избыточности образовательной среды.
Направленность данной магистерской программы чрезвычайно широка и включает в себя освоение основных видов интерактивных образовательных технологий:
- Командное творчество, направленное на решение о единой задаче путем творческого соединения индивидуальных результатов членов команды с выделением конкретных полномочий и ответственности каждого.
- Проектная технология, предполагающая индивидуальную или коллективную работу по отбору и систематизации инновационного материала, в результате чего создается проект.
- Технология анализа проблемных ситуаций из соответствующих разделов профессиональной музыкальной деятельности и поиск наилучших вариантов их решения (case-study).
- Ролевая имитация реальной профессиональной музыкальной деятельности (ролевые и деловые игры).
- Модульное обучение, где знания используются в виде отдельных модулей, интегрируемых с другими дисциплинами курса; блоков взаимосвязанных дисциплин, изучаемых независимо от других модулей.
- Контекстное обучение, способствующее освоению инноваций путем выявления связей между конкретным знанием и его практическим применением.
- Развитие критического рефлексивного мышления, позволяющего выдвигать новые идеи и видеть новые возможности.
Настоящая программа предполагает заочную форму обучения (2,5 года), что позволяет привлечь для обучения и повышения квалификации широкий круг специалистов как системы образования, так и системы культуры и искусства. Это - бакалавры и специалисты всех направлений подготовки; преподаватели высшего и среднего профессионального образования, педагоги общеобразовательных школ, воспитатели детских дошкольных образовательных учреждений, педагоги-психологи, воспитатели реабилитационных центров, а также преподаватели и сотрудники образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного образования художественно-эстетического профиля, не имеющие либо педагогического, либо специального музыкального образования.
В построении содержания программы мы опираемся на блочно-модульный подход, который позволяет организовать образовательный процесс и научно-исследовательскую работу магистрантов в соответствии с самыми современными методологическими стратегиями и тактическими задачами. Для нас крайне важным представляется сохранить национальные традиции музыкального образования, доказавшие свою жизненность и эффективность. Отсюда неразрывная связь каждого учебного модуля с мировоззрением, традициями, культурой и музыкальным искусством России. Все образовательные модули программы взаимосвязаны, однако следует подчеркнуть и самостоятельно значение каждого из них, представляющего собой завершенную оригинальную образовательную дисциплину, которая может существовать и как программа повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования.
Каждый семестр представляет собой специфический образовательный блок, включающий определенный набор образовательных модулей (дисциплин), изучение которых завершается соответствующим научным семинаром:
- Первый семестр - методологический блок включает базовые и профессиональные методологические дисциплины, где работа завершается научно-методологическим практикумом, обобщающим основополагающие знания, позволяющие магистрантам проявить компетентность в соответствующей отрасли.
- Второй семестр - исследовательский блок, вводящий магистрантов в мир педагогической инноватики в музыкальном искусстве с соответствующим завершающим научно-исследовательским практикумом.
- Третий семестр - технологический блок - освоение современных технологий музыкального образования в различных сферах музыкальной деятельности и как заключение - научно-технологический практикум.
- Четвертый семестр - методический блок, дисциплины которого вводят в мир методических инноваций в музыкальном образовании, соответственно в завершении - научно-методический практикум.
- Пятый семестр - итоговая государственная аттестация, включающая междисциплинарный экзамен «Современные концепции инновационного музыкального образования» и защиту магистерской диссертации.
Обучение построено на основе компетентностного и практико-ориентированного подходов (контекстное обучение). Поэтому при освоении программы магистрант должен приобрести следующие умения:
- совершенствовать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшую образовательную траекторию и профессиональную карьеру;
- используя свои музыкальные способности, талант, художественный вкус и необходимые техники, самостоятельно и в совместном творчестве создавать уникальный творческий продукт;
- изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень населения, разрабатывать стратегии музыкально-просветительской деятельности и реализовывать просветительские программы в целях популяризации музыкального искусства и национальных культурных традиций;
- осваивать и применять современные инновационные технологии и методики организации и реализации музыкально-образовательного процесса в различных образовательных учреждениях;
- свободно владеть техническими средствами создания и воспроизведения объектов музыкального искусства, использовать современные технологии диагностики и оценивания качества музыкального образования;
- вовлекать в учебный процесс результаты музыкальной деятельности, содержащие новые знания с целью удовлетворения потребностей общества в компетентных, конкурентоспособных музыкантах-педагогах;
- включать нововведения в области музыкально-педагогических технологий, организации и управления процессом формирования профессиональной компетентности музыканта-педагога, основанные на современном передовом опыте;
- использовать в музыкально-образовательной деятельности новые или модифицированные и адаптированные педагогические технологии, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект.
Магистранты смогут совершенствовать и развивать профессиональные мастерство в процессе педагогической, научно-педагогической и научно-исследовательской практик на базах образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты, среди которых: ФГБОУ ВПО « Государственный специализированный институт искусств» г. Москва, ГБОУ ДОД «Детская школа искусств им. М. А. Балакирева» г. Москва; МБУДО «Детская Духовая музыкальная школа» Московская область, г. Балашиха и др.
В процессе образовательной деятельности будет реализовано постоянное общение магистрантов с ведущими специалистами отрасли, работающими в учреждениях, реализующих инновационные проекты в музыкальной культуре, искусстве и образовании. Это позволит сформировать у них высокую мотивацию к постоянному самообразованию как главной жизненной ценности.
Магистерская программа «Инновационные технологии в современном музыкальном образовании» разработана и будет реализована в рамках научного проекта «Образование и развитие личности» ФБГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» в соответствии с проблемой «Развитие технологий музыкального образования в условиях глобализации культурного пространства».
Рецензенты:
Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор, декан факультета культуры и музыкального искусства ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.
Купцова И.А., доктор культурологии, профессор кафедры истории, философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.