Введение
В настоящее время наркомания представляет собой мировую проблему, присущую для всех континентов, с перспективой дальнейшего её роста. В то же время негативные последствия наркомании являются весьма многосторонними и составляют угрозу не только для самих наркоманов, но и для мирового сообщества в целом.
Злоупотребление наркотическими средствами (НС) и незаконный их оборот уже вышли за рамки чисто юридического явления, поскольку помимо неуклонного роста оно создает условия для формирования одного из самых опасных нелегальных видов экономической деятельности – наркобизнеса и непосредственно связано с организационной преступностью.
Незаконный мировой оборот наркотиков в год составляет более 500 млрд долл. Их продажа обеспечивает 80% всех видов нелегального бизнеса. При этом «львиная» доля выручки направляется на дестабилизацию обстановки в различных странах мира.
Особую настороженность и тревогу вызывает тот факт, что в последние годы наркоситуация в России не претерпевает существенных положительных изменений, так как остается значительным спрос на наркотики (особенно среди несовершеннолетних и молодежи), а высокий уровень наркотизации населения имеет тенденцию к дальнейшему росту. По экспертным оценкам, количество лиц, допускающих немедицинское потребление НС, составляет более 4,5 млн человек, из них 13% – дети [5].
Следует отметить, что в наркотическую зависимость попадают люди с самыми разнообразными статусом и доходами, отмечается возрастающее влияние наркомании на общеуголовную преступность, здоровье нации, безопасность государства, состояние общественного правопорядка и экономику страны.
Кроме того, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ (ПВ) представляет серьезную угрозу и общественной нравственности. Разрушение физического и психического здоровья граждан ведет к подрыву устоев современного общества, поэтому борьба с незаконным оборотом контролируемых веществ становится все более актуальной.
В связи с этим по-прежнему имеется острая необходимость совершенствования мероприятий профилактики наркомании, методик расследования уголовных дел, связанных с нарушением законодательства по обороту наркотиков и дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей легальный оборот НС и ПВ и их прекурсоров.
В связи с особой опасностью для жизни и здоровья человека обращение НС и ПВ регулируется как на международном, так и на национальном уровне. На международном уровне принят комплекс мер, направленных на противодействие злоупотреблению НС и их незаконному обороту: правовое регулирование отражено в Единой конвенции о НС 1961 г., Венской конвенции о ПВ 1971 г. и Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) о борьбе против незаконного оборота НС и ПВ 1988 г., а также в специальных политических декларациях Генеральной Ассамблеи ООН по НС и Международного комитета по контролю наркотиков (МККН) ООН.
В соответствии с международным правом правительства стран обязаны в своём законодательстве иметь соответствующие положения о наказаниях за противоправные действия, связанные с оборотом НС, ПВ и их прекурсоров [1].
Следует отметить, что многие международные правовые требования должны быть отражены в национальном законодательстве и других правовых актах Сторон Конвенции, в том числе и Российской Федерации.
Главной задачей организаций здравоохранения является оказание высококачественных медицинских услуг, включая лекарственную помощь. Они могут быть реализованы в рамках принятой в исследовании организационно-функциональной модели управления лекарственным обеспечением в медицинских организациях (МО). В номенклатуре лекарственных препаратов (ЛП) имеется особая группа, которая применяется при болевых синдромах различного типа – это наркотические средства (НС), психотропные вещества (ПВ) и их прекурсоры. На них распространяются специальные законодательные нормы. Но, несмотря на то, что за последние 20 лет в России произошло радикальное реформирование правовой культуры, в том числе и в сфере здравоохранения, состояние отечественного законодательства в этой плоскости имеет некоторые недочеты, что влечет за собой массу правонарушений в сфере легального оборота НС, ПВ и их прекурсоров [1].
Учитывая, что НС и ПВ используются в лечебных целях, одним из аспектов государственной политики является контроль за деятельностью юридических лиц, занимающихся оборотом данных веществ, направленный на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере легального оборота наркотиков. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан пациент имеет право на облегчение боли, в том числе и с использованием НС и ПВ. Актуальность и многогранность регулирования данного вопроса обусловливаются многими факторами:
- стремительным ростом числа больных наркоманией;
- ростом онкологической заболеваемости и хирургических вмешательств;
- постоянными изменениями в системе надзора;
- остающимися недостатками нормативной правовой базы;
- снижением объемов потребления НС, ПВ в связи с многочисленными юридическими ограничениями [2, 5].
При этом выполнение требований нормативных правовых актов, регулирующих оборот НС, ПВ медицинскими и аптечными организациями находится под постоянным контролем соответствующих государственных органов. Работа с указанными веществами накладывает на медицинского и аптечного работника определенную ответственность в соблюдении нормативных требований, связанных с данным видом деятельности.
При обучении медицинских и фармацевтических работников вопросам нормативной документации по обороту НС и ПВ не всегда уделяется достаточное внимание. В связи с этим настоящее исследование ставило целью изучить мнение специалистов, непосредственно имеющих отношение к работе с НС и ПВ, о современной нормативно-законодательной базе. Для этого был проведен социологический опрос медицинских и фармацевтических специалистов, работающих в поликлиниках, стационарах, родильных домах, скорой медицинской помощи (СМП), аптечных организациях Краснодарского и Ставропольского краев (табл. 1).
Таблица 1
Распределение по специальности респондентов, участвующих в опросе
Специальность |
Количество |
|
абс. |
% |
|
Врачи |
||
Акушер-гинеколог |
13 |
5,0 |
Анестезиолог-реаниматолог |
10 |
3,8 |
Гинеколог |
8 |
3,1 |
Дермато-венеролог |
3 |
1,1 |
Кардиолог |
7 |
2,7 |
Невролог |
10 |
3,8 |
Онколог |
7 |
2,7 |
Педиатр |
11 |
4,2 |
Психиатр |
7 |
2,7 |
Стоматолог-хирург |
3 |
1,1 |
Терапевт |
26 |
10,0 |
Травматолог |
4 |
1,5 |
Хирург |
9 |
3,5 |
Хирург детский |
5 |
1,9 |
Уролог |
2 |
0,8 |
Врач СМП |
10 |
3,8 |
Фельдшер СМП |
50 |
19,2 |
Медицинские сестры |
||
Главная |
5 |
1,9 |
Старшая |
5 |
1,9 |
Медсестра-анестезист |
4 |
1,5 |
Участковая |
7 |
2,7 |
Отделенческая |
19 |
7,3 |
Медсестра СМП |
6 |
2,3 |
Детская |
3 |
1,1 |
Руководители |
||
Главный врач |
6 |
2,3 |
Заместитель главного врача |
4 |
1,5 |
Заведующий отделением |
8 |
3,1 |
Заведующий амбулаторией |
2 |
0,8 |
Провизоры |
7 |
2,7 |
ИТОГО |
261 |
100,0 |
При этом наибольшее количество принимавших участие в опросе составили фельдшеры СМП (19,2%), терапевты (10,0%) и процедурные медицинские сестры (7,3%). Они представляют более трети всех респондентов, имеющих отношение к работе с НС и ПВ. Среди анкетируемых имеется явное гендерное влияние в профессии, поскольку число женщин в 2,3 раза больше.
Основной возрастной группой респондентов явились специалисты в возрасте от 30 до 50 лет (56%). Одним из важных и определяющих факторов является стаж работы, поскольку медицинские работники с малым стажем в силу нехватки навыков и опыта допускают много ошибок и недочетов в работе. Изучение особенностей распределения специалистов в этой градации показало, что группа высокостажированных работников (т.е. более 15 лет) является доминирующей (85%) (рис. 1).
Рис. 1. Стаж работы респондентов
Изучение уровня квалификации показало, что среди имеющих категорию специалистов превалирующей является высшая категория – 38%.
Оценка респондентами в целом состояния нормативно-законодательной базы по обороту НС и ПВ показала, что 68% специалистов она не удовлетворяет (табл. 2).
Таблица 2
Респонденты, негативно оценившие действующую нормативно-правовую базу по обороту НС и ПВ
Специалист |
% |
Акушер-гинеколог |
76,9 |
Анестезиолог-реаниматолог |
100 |
Гинеколог |
62,5 |
Дермато-венеролог |
33,3 |
Кардиолог |
57,1 |
Невролог |
70 |
Онколог |
71,4 |
Педиатр |
54,5 |
Психиатр |
85,7 |
Стоматолог-хирург |
33,3 |
Терапевт |
65,4 |
Травматолог |
50 |
Хирург |
100 |
Хирург детский |
100 |
Уролог |
100 |
Врач СМП |
66,7 |
Фельдшеры СМП |
66 |
Главная медсестра |
100 |
Старшая медсестра |
80 |
Медсестра-анестезист |
75 |
Участковая медсестра |
60 |
Отделенческая медсестра |
78,9 |
Медсестра СПМ |
66,6 |
Детская медсестра |
66,6 |
Главный врач |
85,7 |
Заместитель главного врача |
75 |
Заведующий отделением |
75 |
Заведующий амбулаторией |
80 |
Провизоры |
66,6 |
ИТОГО |
68,4 |
При этом анестезиологов-реаниматологов, хирургов, урологов и главных медицинских сестер современное законодательство в этой сфере не устраивает полностью – 100% отрицательных ответов. Наиболее неудовлетворенными также оказались психиатры (87,5%), старшие медицинские сестры (80%), отделенческие медицинские сестры (78,9%) и медицинские сестры-анестезисты (75%). Степень недовольства среди руководителей всех рангов находится в интервале 75–86%. Это означает, что острота проблемы нормативного регулирования оборота указанных веществ в МО сохраняет свою значимость и актуальность. Причины неудовлетворенности заключались в основном в недоработке (85,6%), непоследовательности (73,6%) и отсутствии взаимосвязи документов различных ведомств (69,8%).
Выявлено, что 77% респондентов указали на расчет потребности в НС и ПВ согласно приказу МЗ РФ от 12.11.97 № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ», 16% вообще не знают, как это происходит, а 7% отметили, что расчет потребности производится на основании приказа МЗ РФ от 20.12.12 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», который никакого отношения к расчетам потребности не имеет. Все это говорит о низком уровне знаний нормативной документации [3, 4].
На вопрос о том, нуждается ли МО в увеличении нормативов расчета потребности, более половины (52,6%) анкетируемых ответили положительно и связали это, прежде всего, с повышенной операционной и реанимационной интенсивностью, ростом онкозаболеваний, а также тяжелыми формами заболеваний, требующих применения НС и ПВ, в то время как заявка с потребностью на них подается на год вперед, что заранее предусмотреть не представляется возможным. Основной недостаток в методике расчета потребности, по мнению опрошенных, заключается не в учете роста заболеваний, требующих применения указанных веществ, специфики самой МО (госпиталь, больница, клиника, хоспис и т.д.), повышенной миграции населения, в связи с чем необходимо изменить методику расчета с корректировкой, исходя из числа зарегистрированных больных на отдельных территориях.
Одной из проблем в МО является доставка НС и ПВ в отделения и подразделения МО. Данный момент не оговорен в законодательных актах. С этой целью в анкетах был сформулирован соответствующий вопрос, на который в 67,8% случаев был дан ответ о необходимости разработки нормативных документов в отношении доставки НС и ПВ в отделения и подразделения МО именно на федеральном уровне с приложением конкретного инструкционного письма. Поскольку этот процесс в настоящее время регулируется только локальными актами, то возникает значительное количество вопросов в отношении самой процедуры доставки. Примечательно, что среди опрошенных все (100%) медицинские сестры, отвечающие за доставку указанных веществ, выделили именно этот вариант ответа.
На вопрос о соответствии условий хранения НС и ПВ в МО нормативным требованиям 54,6% анкетируемых дали положительный ответ, а остальные (45,4%) указали на нехватку площадей в комнатах хранения, т.к. данный норматив отсутствует в законодательных документах и при лицензировании не учитывается, а также на размещение комнат хранения на последних этажах, что доставляет определенные неудобства, отсутствие термоконтейнеров и термосейфов. Среди пожеланий в этой графе было отмечено повышение уровня материально-технической обеспеченности МО, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ, и увеличение финансирования на приобретение технических средств. Это отметили практически все участники опроса (97%). При этом 66,6% респондентов дали утвердительный ответ на вопрос о необходимости включения размеров площадей по хранению данных веществ в лицензионные требования. Среди основных недостатков при проведении лицензирования в большинстве (65%) случаев было выделено отсутствие четко прописанных действий лицензиата.
Следующей, не менее важной проблемой является выписывание ЛП, после выхода Приказа МЗ РФ № 1175н 60% опрошенных указали на возникшие трудности, связанные с выписыванием НС и ПВ, основными из которых явились выписывание по международному непатентованному наименованию и комбинированных препаратов. 15,6% опрошенных отметили, что требуется расширение перечня препаратов ПВ Списка III, включенного в Приложение № 1 Приказа № 1175н в отношении предельно допустимых количеств, ввиду их неполного отражения в этом приказе. О необходимости пересмотра предельных норм отпуска Списка II и III на 1 рецепт сообщили 50% анкетируемых, мотивируя это тем, что резко увеличилось число отягощенных больных, нуждающихся в увеличении дозировок.
На вопрос об использовании в своей практике методических рекомендаций по принципам клинического применения наркотических и ненаркотических анальгетических средств при различных видах болей 28% врачей ответили отрицательно, более того даже не слышали об их существовании.
Вопросы хранения лекарственных препаратов, находящихся на предметно-количественном учете, также являются одними из самых проблематичных для МО. При этом 93% опрошенных продолжают их хранить согласно Приказу № 330, который в этой части уже не действует, а вместо него издан Приказ от 23.08.10 № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» и принято Постановление Правительства от 31.12.09 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» в отношении НС и ПВ. Установлено, что Приказ № 706н многим не знаком.
Несмотря на выявленные серьезные пробелы в знаниях нормативной документации, посещение обучающих семинаров, консультаций, лекций, связанных с вопросами оборота НС и ПВ, осуществляется в основном (59,8%) в интервале 1 раз в 3–5 лет. Таким образом, в ходе исследования выявлено, что медицинские работники не имеют достаточных знаний по вопросам оборота НС и ПВ и нуждаются в постоянном их повышении.
Наше предположение подтвердил и ответ на вопрос о необходимости разработки программы по специальной подготовке с увеличенным объемом обучающего материала и количества часов, на что указало 75,3% респондентов.
Среди дополнительных трудностей при работе с НС и ПВ были указаны в порядке убывания такие факторы, как отсутствие четких комментариев к законодательным и нормативно-правовым актам федерального и регионального уровней (94%); большой объем нормативных документов (83%); недостаток информации (54%) и отсутствие подробных методических рекомендаций по обороту НС и ПВ (51%).
Таким образом, проблема необходимости повышения уровня знаний в области оборота НС и ПВ имеет значение для всех категорий специалистов МО, но более всего этот вопрос нуждается в проработке на уровне не только региональных органов здравоохранения, но и федеральных.
Система лекарственного обеспечения, в том числе НС и ПВ является структурным звеном здравоохранения и по-прежнему рассматривается как неотъемлемая часть системы медицинской помощи. Поэтому дальнейшее развитие преобразований в этой сфере невозможно без максимально полного представления реальной картины в области лекарственной помощи с позиции взглядов на насущные проблемы практических работников здравоохранения.
Рецензенты:
Денисенко О.Н., д.фарм.н., профессор, заведующий кафедрой фармации факультета последипломного образования Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Пятигорск.
Мелик-Гусейнов В.В., д.б.н., профессор кафедры фармации факультета последипломного образования Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Пятигорск.