Проблеме воспитания ребенка без семьи придается особое значение. Дети, воспитывающиеся в детских домах, школах-интернатах, имеют определенные особенности в психической и эмоционально-личностной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, в состоянии здоровья, детерминированными различными факторами.
Ребенок-сирота требует прежде всего специфических методов его сопровождения развития с момента поступления в образовательное учреждение до выпуска, а порой и его постинтернатное сопровождение. Основной идеей воспитания детей-сирот является создание условий для становления такой личности, которая в процессе своего развития приобретает способности самостоятельно строить свой вариант жизни достойного человека.
Анализу проблем детей группы социального риска посвящены научные исследования как отечественных, так и зарубежных педагогов, психологов, социологов, юристов: Д.М. Андреевой, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выгодской, Г.Н. Волкова, Е.Н. Ильина, С.Л. Рубинштейна, Н.Е. Щурковой и др.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Основными причинами высокой заболеваемости среди детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, по мнению ученых, представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; взаимодействие внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Об этом писали Джон Боулби, английский психоаналитик и Дональд Винникот: «Когда ребенок лишается хорошего окружения или когда такого окружения вообще не существовало - это означает изменение всего ... развития человека» [3].
Врачи, физиологи, экологи, психологи, специалисты в области образования, физической культуры и спорта изучают причины, оказывающие воздействие на организм человека, исследуют механизмы влияния отдельных факторов и их совокупности на протекание различных физиологических процессов, рассматривают особенности динамики состояния «здоровья-болезни» индивида и возможности его регулирования. Ценность и значимость этих исследований несомненна. Прежде всего, их результаты - необходимая база для разработки ключевых подходов к сохранению и укреплению здоровья, которые станут основой для практической деятельности в этом направлении.
За последнее время в России происходит заметный рост заболеваемости среди детей и подростков. По статистическим данным Министерства образования Российской Федерации за 2011-2012 год, уровень заболеваемости в возрастной группе до 15 лет вырос на 18%, от 15 до 19 лет на 20%, а 6-7 лет не готовы регулярно посещать школу из-за болезни 33%. 55% детей имеют те или иные хронические заболевания.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития, растет количество детей-инвалидов, на начало 2010 г. оно составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67121 человек, 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% имеют двигательные нарушения. По данным Министерства образования и науки РФ, в обычных школах обучалось 142659 тысячи детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ - 148074 тыс. детей-инвалидов. В коррекционных школах-интернатах - 210842 тыс. детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья.
Состояние здоровья детей-сирот характеризуется высокими показателями заболеваемости, особенно на этапе устройства в государственное учреждение (по результатам углубленного осмотра 640 заболеваний на 100 детей); уровень заболеваемости увеличивается в 2 раза, отмечается высокий уровень госпитализаций этой категории детей (в 8,4 раза выше, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях). Согласно данным Всероссийской диспансеризации 2012 г., у воспитанников детских домов, школ-интернатов старшего школьного возраста в структуре заболеваемости преобладают болезни органов пищеварения, дыхания, а у детей младшего возраста - врожденные аномалии и отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (43,7%). Дети-сироты имеют худшие показатели физического здоровья за счет дефицита массы тела и низкого роста, большинство из них относятся к третьей и четвертой группам здоровья. У детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается высокий уровень распространенности психических и поведенческих расстройств (около 100 заболеваний на 100 детей). Около 11% детей страдают умственной отсталостью.
Не случайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» большое место отводится интегративным процессам образования детей с ограниченными возможностями здоровья. «Новая школа - это школа для всех. В любом среднем образовательном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».
Специалистами понятие «интеграция» используется порой в противоположном смысле. Термин «интеграция» рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития, либо интерпретируется в обобщенном виде: интеграция - включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).
Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:
- воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;
- активное участие в данном процессе самого ребенка;
- совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недостаточной для детей с ограничениями жизнедеятельности.
Интеграция (от латинского integration-соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости [2].
М.И. Никитина в своем научном исследовании пишет: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования» [5].
Н.М. Назарова констатирует «В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин «интеграция» означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.
В системе образования, на всех ее ступенях, интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодежи с проблемами в развитии - обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования» [4].
Содержание понятия социально-культурная интеграция для детей-сирот раскрывается в исследованиях Д.В. Шамсутдиновой «Социально-культурную интеграцию можно представить как систему взаимосвязанных мероприятий и акций, нацеленных на минимизацию или разрешение проблем, вызванных определенными издержками в сфере реабилитации, социализации, инкультурации и т.д.» [8].
Наряду с понятием интегрированное образование в новом законе «Об образовании» в ст. 2 п.27 подчеркивается важность инклюзивного образования. «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [7].
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно- этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Инклюзия актуальна для государства - количество детей, нуждающихся в особом к себе отношении (инвалидов, сирот и т.п.) возрастает. Плохо обученные, невоспитанные, не социализированные, они могут представлять реальную опасность для здоровья общества, для экономики государства. Организация инклюзивного обучения, воспитания детей-сирот - процесс сложный, ставящий множество вопросов как теоретического, так и практического характера.
Совершенно очевидно, что инклюзия требует объединение усилий педагогов, психологов, социальных работников, медиков, самих детей на базе скоординированных ценностей.
Базой исследования вопроса интеграции детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья в современную жизнь стало государственное образовательное учреждение Тульской области «Киреевская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в которой обучается 100 воспитанников. Из них 20 относятся к часто и длительно болеющим (ночной энурез, малая мозговая дисфункция, ЗПР, ОНР, задержка физического развития); 16 состоят на диспансерном учете у нефролога,; 15 - у психоневролога; 20 - у ортопеда; 80 - у кардиолога; 15 - у гастроэнтеролога,; 26 - у эндокринолога; под наблюдением у офтальмолога находится 34; 5 имеют статус ребенка-инвалида.
Реализуя программу «Доступная среда», в школе-интернате созданы условия для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, открыт центр медицинско-физических реабилитационных услуг, где таким детям предоставляются медикаментозные и не медикаментозные методы оздоровления.
Воспитатели, медицинские работники обучают ребенка элементарным умениям личной гигиены и самообслуживания. Все дети два раза в год проходят углубленный медицинский осмотр и дополнительные обследования: компьютерную электроэнцефалографию, ультразвуковое исследование щитовидной железы, брюшной полости, желудка и т.д. Осматриваются невропатологом, стоматологом, психоневрологом, ортопедом. После проведенного осмотра каждому ребенку индивидуально разрабатывается план оздоровления, который осуществляется работниками оздоравливающего комплекса. Используются различные формы и методы закаливания: фитотерапия, физзанятия, утренняя зарядка, прогулки, посещение бассейна, солевые полоскания, витаминотерапия. А также нетрадиционные способы оздоровления - дыхательная и психогимнастика, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, гимнастика для глаз. Во вновь оснащенном современным оборудованием физиокабинете используются как для лечения, так и для профилактических мероприятий, УВЧ, кварцевание, КУФ, ингаляции, электрофорез. По назначению врача детям проводят массаж, занятия по специальной лечебной физкультуре. Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию детей способствует гибкий режим дня: динамический режим, разная длительность пребывания детей в помещении и на улице, гибкий график работы воспитателей, специалистов и обслуживающего персонала. Режим дня воспитанников предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего времени пребывания в соответствии с интересами и потребностями, учетом времени года, возраста и состояния их здоровья.
Большую роль в укреплении здоровья играет правильное, сбалансированное питание. Дети получают все необходимые продукты. Пища готовится разнообразная, по-домашнему, вкусно и красиво. На протяжении пяти лет в школе-интернате реализуется экспериментальный проект «Разговор о правильном питании», в соответствии с которым питание детей-сирот организуется по типу «шведский стол».
Каждый год учащиеся выезжают в оздоровительные лагеря, санатории, к морю, за границу.
Проводимая работа по сохранению и укреплению здоровья, формированию у сирот здорового образа жизни в учебных учреждениях, направлена на успешное решение проблем, связанных со здоровьем детей. Школа-интернат, детские дома не только силами своих коллективов решают вопросы медицинского обеспечения воспитанников, но организуют совместные мероприятия с медицинскими организациями, учреждениями здравоохранения, центрами психолого-медико-социальной помощи. Из 100 опрошенных выпускников Киреевской школы-интерната 98% ответили, что еще в школе они были информированы о существовании центров, медицинских учреждений, знают их адреса, телефоны и что их настольной книгой является «Мамины советы», которая вручается выпускникам интерната вместе с аттестатом об образовании. Таким образом, дети-сироты, имеющие хронические заболевания, инвалиды имеют равные возможности для получения как образовательных, так и медицинских услуг, а процесс сопровождения таких детей дает положительные результаты: наблюдается положительная динамика в снижении их заболеваемости, а порой полное выздоровление (двум детям-инвалидам была снята группа инвалидности).
Рецензенты:
Орлихина Н.Е., д.п.н., профессор, инспекция Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, г. Тула.
Заславская О.В., д.п.н., профессор, член Ученого совета ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.