Реализация Стратегии национальной безопасности (2009 г.) и утвержденной президентом в декабре 2013 года Концепции общественной безопасности предусматривает активное участие системы образования в данном процессе. Культура безопасности выстраивается на фундаменте культуры, безопасности, жизнедеятельности. К важнейшим компонентам культуры безопасности относят: мировоззренческий аспект, включающий систему ценностей, традиционный, включающий устойчивые правила поведения членов общества, и духовные, интеллектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности. В целом под культурой безопасности жизнедеятельности необходимо понимать уровень развития человека (социальной группы, общества), с определенным уровнем отношения к вопросам обеспечения безопасности жизни и трудовой деятельности, практической деятельности по снижению уровня опасности.
Концепция национальной безопасности РФ среди основных задач выделяет коренное улучшение экологической ситуации в стране. Обеспечение экологической безопасности рекомендуется рассматривать в неразрывной связи с правом каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ), а также с обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережным отношением к природным богатствам.
Освоение нового содержания образования сопряжено с множеством трудностей, в первую очередь, методического характера. Одним из путей преодоления методических трудностей является освоение и внедрение новых педагогических подходов. Перспективным в современный период выступает метапредметный подход, который с 1 января 2010 года введен в практику общего образования. В официально утверждённых образовательных стандартах общего образования введено новое понятие: «метапредметные образовательные результаты» [5, 9].
Метапредметный подход не означает замену предметного обучения метапредметным. Разработчики метапредметного подхода рекомендуют использовать для него такие «метапредметные темы», такие как: «Пространство и время», «Ценности нашей жизни», или использовать метапретметные связи в предметных темах [1; 2; 3]. Реализация метапредметного подхода при изучении естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе с целью формирования культуры экологической безопасности - это вопрос времени.
Сегодня в школьном образовании метапредметный подход и метапредметные результаты в обучении связывают с формированием универсальных учебных действий как психологической составляющей «фундаментального ядра образования» [7]. При этом под универсальными учебными действиями понимают совокупность способов действий учащегося, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс [4].
В широком значении под универсальными учебными действиями можно понимать умение учиться, владеть способностью к саморазвитию и самосовершенствованию, сознательно и активно присваивать новый социальный опыт. В психологическом смысле универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, в том числе и организационного характера. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный (метапредметный) характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания [9]. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением таких способов действия, как принимать решения, в том числе в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно, владеть культурой безопасного поведения в природе и обществе. Все это побуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Возникает необходимость создания метапрограмм - программ совместной учебной деятельности учащихся, реализующихся в процессе решения ситуационных заданий и направленных на разрешение конкретных личностно значимых проблем учеников.
С пониманием и практическим применением междисциплинарных связей на уроках никогда не было и сейчас нет проблем. Учителя активно используют их в своей практике. Особенно эти связи сильны в начальной школе. Например, в предмете «Окружающий мир» связано содержание из географии, ботаники, зоологии, физики, позволяющее сформировать первоначальные знания в области культуры безопасного взаимодействия с природной средой. В старших классах наблюдается интеграция биологии и химии, физики и химии, углубляющие и расширяющие полученные ранее знания.
Метапредметы - это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. На занятиях метапредмета ученик должен «промысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания» [9]. Он как бы заново открывает эти понятия. И перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» [11] открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Возникает необходимость создавать условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия. Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организациям мышления. В форме метапредмета обычный учебный материал соответствующим образом переорганизуется.
В соответствии с компетентностным подходом в современном образовании две обозначенные содержательные линии соотносятся с понятиями предметной и метапредметной (ценностно-смысловой, общекультурной и социально-трудовой) компетентностями. Для современного образования важно повышение степени сформированности комплекса предметной (на разных уровнях в системе профильного обучения) и метапредметных компетентностей.
Метапредметная связь на уроке - это не просто интеграция, дополнение учебной информации одной науки другой, это своеобразный синтез знаний, умений и навыков, это формирование современного видения мира, понимание места и роли человека в нём [6].
Непременное методологическое условие достижения системных знаний школьников заключается в том, чтобы отразить в содержании курса ту целостность, в которой все элементы научного знания взаимосвязаны, живут и действуют.
Для конструирования целостной образовательной системы, включающей в себя метапредметное содержание, требуются особые учебные дисциплины - метапредметы, или отдельные метапредметные темы, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов.
Метапредмет позволяет ученику и учителю реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку обеспечивает возможность субъективного разнонаправленного подхода к изучению единых фундаментальных объектов, открывает ученикам выход в смежные темы других учебных курсов [8]. Это позволяет более полно, в развернутом виде увидеть изучаемый объект, оценить степень его опасности с тем, чтобы затем более осознанно готовиться к встрече с ним.
Комментарием к теоретическому обоснованию нового подхода к формированию культуры экологической безопасности у выпускников школы является предлагаемая авторами система знакомства с одним из актуальнейших в современный период объектов экологической опасности - радиацией.
Формирование представлений о естественном радиационном фоне и факторах его определяющих является весьма актуальной задачей школы в контексте формирования ценностей экологически безопасного поведения обучающихся. Низкий уровень овладения ценностями экологически безопасного поведения при высокой потребности в них общества порождает противоречие, проявляющееся в потребности внедрения ценностей экологически безопасной деятельности в общую культуру школьников и недостаточным включением их в содержание образовательного процесса.
Содержательная основа знаний о радиации, ее свойствах, причинах и последствиях заложена в обязательном минимуме содержания государственных образовательных стандартов основного общего и среднего полного (общего) образования. В основной и средней школе знания о данных явлениях формируются разрозненно, т.е. в рамках предметного стандарта нет четкой и логической структуры по изучению данных понятий.
В курсе химии 8 класса школьники изучают строение ядра, атома, периодическую систему и химические реакции, основанные на поглощении и выделении энергии. Параллельно, в рамках курса биологии в этом же классе школьники знакомятся с правилами поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основы безопасности собственной жизни, а также с экологическими проблемами, их влиянием на собственную жизнь и жизнь других людей.
В 8 классе школьники еще не владеют понятиями «радиация», «радиационное излучение», «состав радиации». Знания, сформированные у обучающихся в курсе химии 8 класса, не раскрывают сущность рассматриваемых понятий, не являются основой для изучения в рамках биологии экологической проблемы, не раскрывают ее действие на организм.
На основании вышеизложенного вытекает методическое противоречие, основанное на необходимости изучения экологической проблемы «радиация и последствия ее действия на живые организмы и их сообщества» и отсутствием у школьников базовых знаний по ее изучению.
Данное методическое противоречие можно разрешить в 9 классе, т.к. базовые знания о радиации формируются в рамках курса физики. Школьники усваивают такие понятия, как «радиоактивность», «альфа-, бета- и гамма-излучение». В рамках курса БЖД в 9 классе изучаются средства защиты и правила поведения при ЧС (чрезвычайных ситуациях), а в курсе географии формируется понятие АЭС (атомные электростанции). При этом причинно-следственные связи в цепи «источник топлива - энергия - отходы и влияние АЭС на природу» не формируются.
Выявленное противоречие при изучении выше названых курсов разрешается только частично, так в рамках курса биологии 9 класса изучается содержание, которое не пересекается с содержанием физики и других дисциплин. У школьников не сформированы причинно-следственные связи в цепи «источник - воздействие - следствие». Изучение радиации в курсе физики в 9 классе не подкрепляется биологическим содержанием.
Методическое противоречие, основанное на необходимости формирования причинно-следственных связей в рамках рассматриваемого явления, и отсутствие эффективного педагогического сопровождения школьников, - еще один аспект рассматриваемой проблемы.
В рамках естественнонаучных дисциплин школьники не знакомятся с такими понятиями, как естественный радиационный фон, и не рассматривают факторы его определяющие, что порождает следующее противоречие, основанное на необходимости формирования у школьников знания о естественном радиационном фоне и отсутствием в рамках стандарта данного содержания.
Разрешить выше названные противоречия можно с помощью интегрированного элективного курса, который необходимо вводить в 8 и 9 классе.
В целом предлагаемый элективный (по выбору учащихся) курс придает образовательному процессу более глубокую естественнонаучную подготовку в формировании культуры экологической безопасности. Курс ориентирован на интеграцию знаний по физике, химии, географии и биологии, для более глубокого изучения естественного радиационного фона и факторов его определяющих. Данный элективный курс позволит учащимся более глубоко освоить и понять особенности существования живых организмов и их сообществ в условиях повышенного радиационного фона, выявить факторы и последствия его воздействия на человека.
Программа интегрированного элективного курса состоит из двух разделов. Первый раздел «Радиация и жизнь» рассчитана для учащихся, обучающихся в 8 классе, а «Радиация и человек» - для 9 класса.
Курс направлен на выполнение следующих функций: повышение уровня естественнонаучных знаний, формирование причинно-следственных связей, интеграцию содержания естественнонаучных дисциплин, формирование общеучебных, исследовательских и творческих умений в области изучения природы; развитие творческого мышления; повышение уровня культуры экологической безопасности, способствует формированию у школьников экологической этики.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем он тесно связан с основными курсами. Он будет способствовать совершенствованию и развитию естественнонаучных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, поможет сформировать интерес к естественнонаучным дисциплинам и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Данный курс является метапредметно- и практикоориентированным.
Цель элективного курса: сформировать у учащихся знания о поведении радионуклидов в экосистемах и их компонентах (почве, растительном покрове, сообществах животных) и воздействии ионизирующего излучения на живые организмы и человека, формирование умений защиты от данного вида опасности.
Программа рассчитана на 16 часов аудиторных, 8 часов внеаудиторных занятий и 4 часа на зачет. В рамках 8 класса изучаются такие темы, как: понятие о радиации, методы изучения радиации, источники радиационного излучения, санитарно-гигиеническое нормирование, естественный радиационный фон, влияние радиации на организмы, радиационная безопасность.
В рамках 9 класса школьники знакомятся с такими темами, как: «влияние радиоактивного облучения на человека», «электромагнитные поля и живые организмы», «использование разных видов излучения в медицине», «АЭС как источник радиоактивных отходов, пути выведения радионуклидов».
Подведение итогов элективного курса может проходить в виде презентации и защиты проектов. Тематика исследовательских проектов определяется содержанием элективного курса. В 8 классе учащиеся исследуют естественный радиационный фон в различных природных сообществах места проживания, а в 9 классе естественный радиационный фон жилища.
Таким образом, разработанный элективный курс является основой выстраивания причинно-следственных связей при обучении естественнонаучным дисциплинам и служит успешным педагогическим сопровождением школьников в изучении рассмотренных выше понятий, способствует формированию у школьников значимых элементов культуры экологической безопасности.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение учениками образовательного продукта. В процессе создания внешних образовательных продуктов в изучаемых дисциплинах у ученика происходит развитие внутренних навыков и способностей, которые свойственны специалистам в соответствующей науке или области деятельности. Внешнее образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств ученика, соответствующих не только изучаемой образовательной области, но и её «взрослого» прообраза деятельности.
В процессе освоения данного курса школьники осваивают следующие знания, умения и навыки:
- знания: понятие о радиации; естественном радиационном фоне; факторах, определяющих естественный радиационный фон; методах определения уровня радиации; санитарно-гигиеническом нормировании радиации; заболеваниях, вызванных разными источниками радиации; о бытовых источниках излучения; об использовании разных видов излучения в медицине; радиоактивных отходах; АЭС; средствах вывода радионуклидов из организма;
- умения: анализировать, планировать, проектировать свою деятельность при изучении уровня радиации; применять теоретические знания в практике решения поставленных задач; работать с необходимым оборудованием; вести себя при радиационной опасности; применять элементарные средства защиты;
- навыки владения методами оценки уровня радиации.
Таким образом, метапредметный подход и реализация метапредметных образовательных технологий позволит не только решить проблему разобщенности и оторванности школьных дисциплин друг от друга, но и объединить разобщенные знания в единую картину в когнитивном компоненте личности обучающихся. Метапредметный подход позволяет не только сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения, а также решать проблему формирования культуры экологической безопасности.
Рецензенты:
Моисеева Л. В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных классах ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
Савиных В. Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», г. Курган.