Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

METHODS OF TRAINING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL

Глушанок А.В.
Positive dynamics of the tourism market development promote changes in professional education and its technical instruments approach. The author examines methods of training which make it possible to achieve the objects of professional education and meet the latest demands of the tourism specialists.

Туризм и сфера гостеприимства относятся к социокультурной сфере, в которой решаются, философские, культурологические, социально-психологические, психолого-педагогические, экономические и другие проблемы, имеющие влияние на состояние внутренней и внешней политики страны. Положительные тенденции развития туристского рынка влекут за собой изменение подходов к построению профессионального образования и его научно-методического обеспечения. Это в полной мере относится к системе подготовки кадров в сфере туризма. Отличительной чертой современного этапа развития сферы гостеприимства и туризма является то, что обе сферы работают в ситуации непрерывно изменяющихся внешних и внутренних требований, роста числа задач, которые необходимо постоянно решать менеджерам и трудовым коллективам. Однако уровень подготовленности кадров к решению новых задач бывает недостаточен. Поэтому необходимо создать такие педагогические условия в сложившейся системе повышения квалификации, которые будут способствовать подготовке специалистов соответствующего уровня. Концептуальной задачей в процессе обучения является формирование умений и навыков управленческого характера, связанных с необходимостью принимать самостоятельные решения. Основными проблемами процесса обучения являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как учить - методы обучения. Каждая группа методов (по классификации, принятой за основу), каждый метод реализуют определенную функцию в процессе обучения. Такой подход к рассмотрению функций и места методов в процессе обучения является одним из важнейших условий решения вопросов об их выборе. Другим условием эффективности выбора методов обучения является комплексный учет критериев и их оптимального сочетания. Такими критериями являются соответствие методов: дидактическим принципам обучения; целям и задачам обучения; специфики содержания обучения; избранным формам организации учебного процесса. Выбор методов обучения следует соотносить с логикой процесса учебного познания. До недавнего времени все проблемы развития рыночной экономики в области туриндустрии, связанные с созданием товаров и услуг рыночной новизны, - прогрессивных технологий и оборудования гостиниц, новейших методик искусства управления и т.д. - решались одним способом - "методом проб и ошибок". Предприниматели и менеджеры называли его "слепым", так как выбор вариантов решения всегда вёлся наугад. За простоту и примитивность этого "метода" приходилось платить потерями времени и средств. А между тем интеллект предпринимателя туристской индустрии многими отождествляется с системой умственных операций, со стилем и решением задач на уровне "высшего пилотажа" творческого акта, поэтому особое внимание следует обратить на группу методов дидактического моделирования коллективной интеллектуальной деятельности. Данные методы в свою очередь делятся на эвристические и логико-алгоритмические. К эвристическим методам относятся: метод фокальных объектов, метод мозгового штурма, синектика и др. Наиболее простым из них является метод фокальных объектов, который поможет начинающему менеджеру научиться уходить от стереотипов и принимать оригинальные решения. Согласно этому методу, выбирается объект или явление, требующее изменения или усовершенствования. Называются несколько случайных объектов и составляется перечень их признаков, свойств. Эти признаки и свойства приписываются фокальному объекту. Полученные идеи оцениваются без предубеждения и отбираются. Метод мозгового штурма один из самых известных методов коллективного творчества, однако он требует от участников определённой подготовленности. Среди участников непременно должны быть "генераторы" и "критики", первые должны высказывать как можно больше идей, не оценивая их с точки зрения пригодности, вторая группа критикует высказанные идеи, и в процессе критики возникают приемлемые варианты. Метод синектики предполагает работу на совершенно ином уровне с участием профессионалов высокой квалификации. Синектика - один из сильнейших способов активизации творческого мышления и предъявляет специалисту следующие требования: умение забывать проторенные пути мышления; выстраивать цепочки ассоциаций вплоть до откровенно фантастического уровня; умение придержать первые найденные решения в расчёте на то, что лучшие ещё впереди; искренняя терпимость к чужим идеям, готовность к их обсуждению; целенаправленность и глубокая вера в успешное решение; привычка находить необычное в обычном и наоборот. На современном этапе развития бизнеса коллективное творчество приобретает всё большую актуальность, особое значение оно имеет для менеджеров туристского профиля, так как в создании туристских услуг и туристского продукта принимают участие множество людей разных профессий. К логико-алгоритмическим методам можно отнести морфологический анализ, метод функционального конструирования, алгоритм решения изобретательских задач, функционально-стоимостной анализ и т.д. Цель морфологического исследования состоит в том, чтобы увидеть перспективу полного поля знаний о предмете. Существуют три основных морфологических метода: систематического покрытия поля; отрицания и конструирования; морфологического ящика. Метод алгоритма решения изобретательских задач был предложен русским исследователем Г.С.Альтшуллером и состоит из семи этапов алгоритмов решения изобретательских задач (АРИЗ): Выбор задачи и её уточнение. Построение модели задачи с учётом противоречия. Анализ задачи и формулировка идеального конечного результата. Устранение различных противоречий. Предварительная оценка полученного решения (проверка устранения противоречия). Развитие полученного решения. Сравнение хода решения со стандартным и определение степени оригинальности. Анализ многочисленных исследований показал, что все вышеперечисленные методы в 60-ти процентах случаев приводили к положительным результатам. Установка на победу, выигрыш, успех резко отличает настоящих менеджеров от их подобия, ориентированных на детали и теряющихся в кризисной обстановке. Слишком сильны стереотипы мышления и поведения, слишком велики изменения профессионального статуса, чтобы обучать эти группы по стандартным методикам. Здесь нужны нетрадиционные подходы к подаче материала, возбуждающие любознательность, живой неподдельный интерес, формирующие психологически устойчивый стержень личности будущего туристского менеджера, оснащённого набором "золотых законов" бизнеса и технологиями выхода из нестандартных ситуаций. Введение в учебные планы такой формы занятий как имитационная игра позволяет обучающимся освоить системность выработки практических навыков выявления проблем, их анализа, принятия оптимальных решений в создании алгоритмов лидерских управленческих действии по достижению поставленных целей. Имитационная игра позволяет путём игры по заданным самими участниками правилам вырабатывать методы принятия стратегических и тактических решений в различных нестандартных ситуациях. За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают «активные» методы обучения, которые предполагают высокий уровень активности обучаемых. Одним из таких методов является проблемно-поисковый метод, сущность которого заключается в столкновении слушателей с учебными, жизненными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей». Проблемные ситуации создаются на реальном материале этих примеров. К активным методам относятся и семинарские занятия, включающие три этапа проведения: лекцию преподавателя по теме семинара, самостоятельную домашнюю работу слушателей по подготовке к семинару и собственно проведение семинара с общениями слушателей. При выборе методов обучения необходимо всегда исходить из положения о том, что любой метод, любая организация занятий сами по себе не дают нужного педагогического эффекта, если они, во-первых, не способствуют активизации слушателей, т.е. побуждению их к активной интеллектуальной и практической деятельности и, во-вторых, не обеспечивают глубокого понимания, осознания изучаемого материала. С понятием метода обучения тесно связано другое понятие - прием обучения, или методический прием. Под методическими приемами понимают детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той учебной работе, которая происходит при применении данного метода. В процессе обучения как методы, так и методические приемы переплетаются, сочетания их разнообразны. Один и тот же вид работы выступает то как метод, то как прием. Основными положениями в методологии переподготовки специалистов в туристской отрасли являются: - реализация многоуровневого, разнопрофильного, вариативного повышения квалификации; интегративность (взаимопроникающая проблемная, методологическая связь в содержании курсов) и индивидуальность (персонификация учебного материала); - проблемность, развитие творческого профессионального мышления слушателей курсов и умение их самореализации в профессиональной деятельности; - диалогичность и организация деятельности в процессе обучения на основе гуманистической психологии и человекоцентристского подхода в обучении; - создание методических систем обучения, ориентированных на максимальное использование информационных технологий. Организация обучения с учетом особенностей работы в аудитории взрослых, где слушатели отличаются не только своей психологией, опытом, возрастом, должностью, но и образованием, требует применения личностно-ориентированных педагогических технологий, которые опираются на следующие постулаты: - признание слушателей главной действующей фигурой процесса повышения квалификации; - ориентация на субъективный опыт и психологические особенности слушателей; - признание двух равноправных источников процесса повышения квалификации: обучение и самообучение. Любая деятельность человека, в том числе и учебная, происходит под влиянием целого ряда факторов, главными из которых являются потребности. Потребности вызывают причины поступков, которые в психологии называют мотивами. Основой, чисто человеческой потребностью является познавательная потребность. Воспитание положительной мотивации учения во многом зависит от содержания обучения, осознания обучающимся, для чего и почему им нужно изучать данный раздел программы, что именно предстоит изучить и освоить, каковы учебная задача и конечная цель предстоящей работы. Мотивационным компонентом в разработке содержания обучения менеджеров туризма самопознанию профессионально-личностных свойств и качеств в процессе повышения квалификации является: - цель обучения - подготовка к конкретным видам профессиональной деятельности; - ориентация на высший уровень обучения, который предполагает овладение самостоятельным творчеством на основе эмоционально-оценочного отношения к миру, сформированное умение на основе анализа теории и практики самостоятельно находить, формулировать проблемные задачи, решать их творчески, используя методы научного познания и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • 1. Зорин И. В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме: Учеб. / И. В. Зорин. - М.: РМАТ, 1997. - 240 с.
  • 2. Шагаева О.А. Совершенствование профессионализма педагогических работников колледжа в рамках системы повышения квалификации. / Шагаева О.А., Северьянова Л.А. // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Пятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. - Кн. П. - 410 с.