В течение последних лет вопросы интеграции в промышленности и роли реализации готовой продукции в этом процессе достаточно активно обсуждаются в научной среде. Интерес к данной проблематике обусловлен значительными резервами повышения конкурентоспособности взаимодействующих производителей и потребителей готовой продукции. Высокие риски, недоверие к контрагентам повышают трансакционные издержки, что снижает конкурентоспособность. В условиях нарастающих процессов интеграции объективно возникает задача эффективного межфирменного управления хозяйственными образованиями в промышленности. Важной особенностью современного этапа развития экономики России является увеличение роли интегрированных структур в промышленном секторе. Промышленные интегрированные структуры имеют ряд следующих существенных преимуществ: обладают большим потенциалом для реализации стратегии конкурентных преимуществ; имеют возможность диверсификации производства и создания замкнутых технологических цепей; более гибко реагируют на изменения конъюнктуры рынка; имеют возможность экономить за счет централизации ряда функций; обладают большей устойчивостью за счет переноса ряда рискованных операций в дочерние общества и др.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические основы развития процесса интеграции отражены в работах видных западных ученых Л. Берталанфи, Дж. Гэлбрейта, Р.Г. Коуза, Д.С. Норта, Ж. Тироля, О. Уильямсона, Г. Хакена, К. Эрроу и др. Исследованию проблемы оценки эффективности интегрированных структур посвящены работы В. Парето, Э. Петерса, Р. Пиндайка, А. Томпсона, Й. Шумпетера и др. Решением отдельных проблем функционирования интегрированных бизнес-структур занимались Р. Акофф, И. Ансофф, Брейли, С. Майерс, Р. Мэтьюз, Я.Ш. Паппэ, А Стрикленд. В последние годы за рубежом и в России в экономической литературе глубоко исследуются проблемы межфирменной кооперации в промышленности и логистике. Так, в работах В.И. Сергеева, В.В. Дыбской, О.Д. Проценко, Л.Б. Миротина, А.Г. Некрасова, В.С. Лукинского, С.А. Уварова, Е.И. Зайцева, Б.В. Соколова, А.В. Смирнова, А.В. Архипова сделан значительный задел в области разработки методологических основ управления сложными интегрированными структурами. Анализ современного состояния межфирменного управления позволил установить, что:
- недостаточно проработаны теоретическая и методическая базы оценки эффективности интеграции предприятий и управления функционалами снабжения, производства и реализации продукции;
- на большинстве промышленных предприятий отсутствует управленческий подход к управлению потоковыми процессами, направленный на оптимизацию межфирменных операций;
- не в полной мере учтены и количественно оценены возникающие затраты и потери при продвижении товара от исходного поставщика материальных ресурсов до конечного потребителя готовой продукции;
- не проработаны вопросы оценки эффективности управления с учетом необходимости достижения баланса интересов интегрированных поставщиков материальных ресурсов, производителя и потребителей продукции.
Исходя из этого, целью исследования является развитие методических основ эффективного управления промышленным предприятием в условиях интеграционных процессов. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть особенности управления в условиях интеграции в промышленности;
- разработать метод и экономико-математическую модель оптимального функционирования интегрированных участников в промышленности.
Теоретической базой исследования является системный подход. Однако в условиях интеграции мы считаем необходимым расширить его границы за счет включения поставщиков материальных ресурсов и потребителей готовой продукции, в чем и заключается новизна теоретического подхода. Объектом исследования является промышленное предприятие в условиях интеграции с поставщиками и покупателями. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения между интегрированными участниками.
Решим первую задачу. Традиционный системный подход удовлетворяет потребности текущего этапа развития экономических отношений. Вместе с тем сегодня в условиях развития интеграционных процессов актуальными становятся вопросы экономической целесообразности и взаимной обусловленности во всей цепи взаимодействия участников, т.е. развития и расширения границ системного подхода, включения в объект его изучения контрагентов. В условиях нарастания интеграционных процессов доказана необходимость расширения границ традиционного системного подхода к оценке и управлению интегрированными субъектами.
Под интеграцией промышленных предприятий будем понимать процесс, направленный на объединение хозяйствующих субъектов в целостный финансово-хозяйственный «организм» с целью достижения конкурентных преимуществ во внешней среде путем рационального дополнения потенциалов участников, формирующих его структуру. Другими словами, под интеграцией может подразумевать одновременно процесс и результат взаимодействия обособленных структурных элементов какой–либо совокупности, приводящий к оптимизации связей между ними и к их объединению в единую систему, обладающую новым качеством и новыми потенциальными возможностями, а именно синергией. При этом наблюдается возрастание эффективности деятельности в результате соединения отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта. В частности, в металлургическом комплексе интеграция позволяет добиться снижения сквозных удельных затрат на производство конечной продукции, экономии издержек, связанных с использованием сторонних подрядчиков и посредников, снижение трансакционных издержек, уменьшение косвенного налогообложения промежуточных продуктов производства. Кроме того, появляется возможность капиталоемких проектов и научно-технических программ. Интегрированные металлургические структуры выгодно отличаются большей устойчивостью и меньшей зависимостью от негативных изменений конъюнктуры рынков.
Основным критерием деления интеграционных объединений на полную, частичную и квазиинтеграцию является степень контроля активной фирмы над собственностью входящих в объединение фирм при сохранении полного контроля над управлением различных форм бизнеса. Экономические формы проявления квазиинтеграции: виртуальные корпорации, стратегические альянсы, кластеры, цепи поставок. Квазиинтегрированная структура представляет собой совокупность самостоятельных предприятий и организаций, координирующих свою деятельность на основе сетевого принципа взаимодействий и высокой степени доверия, характеризующихся неформализованностью связей, открытостью, мобильностью, динамичностью структуры. Характерным признаком квазиинтегрированных структур является длительность взаимоотношений, достаточная для создания некой «внутренней» для группы системы норм и правил, позволяющих в большинстве случаев не обращаться к «внешней» третьей стороне для урегулирования конфликтов. При этом формируются определенные нормы – «ограничители», заставляющие каждого из партнеров считаться с интересами остальных участников и тем самым способствовать стабильности структуры. Формы квазиинтеграции представлены в таблице. 1.
Таблица 1.
Общая характеристика форм корпоративной интеграции
Вид |
Характеристика |
1.Стратегические альянсы |
Объединение независимых предприятий для реализации определенного проекта. Предприятия самостоятельны в решении других вопросов, не относящихся к интересам альянса. |
2. Франчайзинг |
Франчайзер (собственник торговой марки) обеспечивает франчайзи товарами, технологией, оказывает содействие в бизнесе, минимизируя таким образом финансовые и управленческие ресурсы. |
3.Виртуальная корпорация |
Её прообразом является сетевая организация. Это организация, создаваемая для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Создается из различных предприятий на контрактной основе, обеспечивающей интеграцию усилий партнеров при выполнении какого-либо проекта. |
4.Динамическая фокальная сеть |
Доминирующая центральная компания («брокер») группирует вокруг себя сеть партнеров, извлекает наилучшие возможности из этой сети и координирует деятельность по созданию ценности иерархическими методами. Характеризуется отсутствием стабильности, конкуренцией между партнерами, открытым входом в сеть. |
5.Сеть создания ценности |
Создается с целью совершенствования логистических и маркетинговых процессов в цепочке, ориентированной на потребителя (розничная торговля, производство потребительских товаров). Цели: сокращение сроков, снижение издержек, улучшение обслуживания, учет запросов потребителей. Основывается на системах «поставки точно в срок», «непрерывное пополнение запасов». Имеет форму вертикальной квазиинтеграции. Состав партнеров отличается низкой изменчивостью. Сеть характеризуется полицентричностью, постепенно сменяющейся формированием фокальной фирмы. |
6. Фокальная сеть поставок |
Доминирование одного партнера (фокальной фирмы), координирующего всю цепочку создания ценности. Имеет иерархическую пирамидальную форму. Структура вертикально интегрирована. В наличии динамичная конкуренция между партнерами, ведущими борьбу за участие в специфических проектах. |
7. Кластер |
Группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. |
Таким образом, целесообразно ввести следующие принципы организации и управления промышленным предприятием в условиях интегрированных процессов: использование единых методов управления; переход от соперничества к сотрудничеству с контрагентами по поставкам; сотрудничество с небольшим количеством надежных покупателей продукции и поставщиков материальных ресурсов; квазиинтеграция с ключевыми потребителями и поставщиками как минимум первого уровня в целях обеспечения устойчивости и снижения риска; высокая скорость реакции на заказ; наличие налаженной системы взаиморасчетов за ресурсы; формирование общей цепи затрат; оптимизация запасов на протяжении всей цепочки поставок; стремление к инновационному развитию интегрированной структуры.
Решим вторую задачу. Разработан авторский метод оптимизации параметров снабжения, производства и реализации продукции промышленного предприятия в условиях интеграции с контрагентами. В отличие от существующих, он, во-первых, базируется на идентификации источников затрат и потерь в цепи поставок «поставщик-производитель-потребитель»; во-вторых, учитывает корреляцию между затратами и потерями; в-третьих, отражает разные схемы потоквых процессов с учетом требований внешней среды и взаимодействия с покупателями, каждые из которых по своему влияют на причину и величину затрат и потерь; в-четвертых, позволяет спланировать оптимальные параметры снабжения и реализации продукции с учетом разновременности поставки продукции и ее оплаты. Критерием является минимум интегральных затрат, включающих классические, логистические и трансакционные затраты [2].
На основе предложенного метода разработана и апробирована на одном из крупных металлургических предприятий России экономико-математическая модель определения параметров снабжения и реализации продукции в условиях предоплаты и отсрочки платежа интегрированных предприятий, основанная на применении современных программных средств [1]. Модель позволила получить следующие практические результаты: минимальное значение интегральных затрат достигается при значении времени оплаты реализованной продукции дней и составляет руб.; моделирование варианта реализации продукции по предоплате показало, что минимальное значение интегральных затрат достигается при величине предоплаты =40% и времени ожидания готовой продукции 34дня; наилучшее соотношение режимов реализации продукции достигается при времени оплаты реализованной продукции 5дней и времени ожидания готовой продукции от 17 до 34 дней в зависимости от величины предоплаты и объема продаж по предоплате; для увеличения уровня обслуживания покупателей на 1% необходимо увеличить затраты на 1,8 млн. руб., при этом потери снизятся на 0,85 млн. руб. Наоборот, снижение уровня обслуживания на 1% приведет к росту потерь на 0,9 млн. руб., при этом затраты будут снижаться на 0,3 млн. руб. [3].
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты позволяют перейти от интуитивного к научному обоснованию управленческих решений, принимаемых менеджментом интегрированных промышленных предприятий в процессе управления затратами. Экономический эффект заключается в снижении затрат по стадиям кругооборота оборотных средств производителя, находящегося в стадии квазиинтеграции с поставщиками материальных ресурсов и потребителями готовой продукции. Выводы и методические разработки имеют практическую значимость и могут быть использованы руководителями и специалистами экономических подразделений предприятий.
Выводы:
- в условиях нарастания интеграционных процессов объективно возникает задача разработки нового инструментария управления и оценки его эффективности;
- критерием эффективного управления в условиях интеграции является минимум интегральных затрат на протяжении всей цепи продвижения товара от зарождения до потребления от начального поставщика до конечного потребителя;
- для принятия быстрых управленческих решений необходимо построить адекватную модель, позволяющую определять и достигать оптимальных параметров интегрированных участников в режиме реального времени.
Рецензенты:
Баев И.А., д.э.н., декан факультета экономики и управления ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), г. Челябинск.
Бутрин А.Г., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и финансы» факультета экономики и управления ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), г. Челябинск.