Введение. Обзор литературных источников показывает, что в настоящее время развитие производственно-технической базы (ПТБ), включающей в себя основные производственные фонды предприятия (здания, сооружения, оборудование, подвижной состав, инструмент и инвентарь), отстает от темпов роста парка автомобильной техники. В сложившейся ситуации важнейшим путем развития организаций, входящих в сферу автомобильного транспорта, является частичная или полная модернизация, заключающаяся в расширении, реконструкции и техническом переоснащении ПТБ и ее подразделений.
Например, для СТОА проведение модернизации может заключаться в разработке и внедрении мероприятий по совершенствованию процесса ТО и ТР автотранспортных средств (АТС), расширении оказываемых услуг в виде организации дополнительных участков и постов, использовании информационных технологий. Однако развитие ПТБ требует привлечения значительных материальных средств. И в связи с этим все большую актуальность приобретает проблема оценки инвестиционных возможностей данных предприятий.
Цель исследования: разработать методику расчета срока окупаемости затрат на внедрение инноваций на предприятиях системы автотехобслуживания.
Методы исследования: аналитическое исследование.
Формулу расчета срока окупаемости проекта можно представить в виде [2]:
где – срок окупаемости; – фонд потребления предприятия; – затраты на проект.
В работе [4] предлагается способ расчета годового объема работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту АТС. Скорректируем данное выражение, учитывая разделение легковых автомобилей на классы. Тогда годовой объем работ по ТО и ТР для конкретного класса АТС может быть найден как:
где – количество комплексно обслуживаемых СТОА легковых автомобилей -го класса за один год; – удельная трудоемкость работ по ТО и ТР для -го класса легковых автомобилей; – среднегодовой пробег автомобиля -го класса.
Доходы СТОА за один год рассчитываются следующим образом [10]:
где – выручка предприятия за один год, руб.; – цена нормо-часа работ, руб.
Подставляя выражение (2) в (3), получим формулу расчета доходов СТОА за год с учетом разделения автомобилей на классы:
Количество заездов АТС определенного класса на станцию технического обслуживания за один год, с учетом рекомендаций работ [1] и [4], может быть найдено по формуле:
где – число жителей региона; – уровень автомобилизации населения, авт/1000 жителей; – коэффициент, учитывающий число владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТО. По оценке экспертов, для отечественных автомобилей , для автомобилей иностранного производства [4]; – доля автомобилей -го класса; – коэффициент, учитывающий класс автомобиля (особо малый класс – 1,15; малый класс – 1,00; средний класс – 0,85); – коэффициент среднегодового пробега (при 16 тыс. км – 0,63, 18 тыс. км – 0,56); – коэффициент, характеризующий климатический район (умеренный – 1,0).
Коэффициент учитывает структуру парка АТС и является специфическим для каждого региона страны. Его можно определить по следующей формуле:
где – количество автомобилей i-го класса; – общее число автомобилей в регионе.
По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» [8] средний пробег легкового автомобиля в РФ составляет 16,7 тыс. км в год.
Цена одного нормо-часа работ рассчитывается следующим образом:
где – себестоимость нормо-часа работ; – ставка доходности (18-30%).
Балансовая прибыль предприятия, согласно [10], определяется по формуле:
где – выручка организации, формируемая только от реализации услуг по ТО и ТР АТС; – общие затраты на выполнение работ.
Значение находим как:
Подставляя выражение (9) в формулу (8), получаем:
Раскрывая скобки, имеем:
Себестоимость работ можно найти следующим образом:
В работе [5] предлагается следующий способ определения дохода СТОА за один год:
Из выражения (13) следует, что:
В формуле (11) значение себестоимости работ заменяем (12) и получаем:
Подставляя выражение (14) в (15), имеем:
В формулу (16) подставляем (7):
Производя сокращения, получаем конечное значение балансовой прибыли, равное:
Чистая прибыль организации, с учетом рекомендаций работы [10], определяется следующим образом:
где – налог на прибыль, .
Подставляя значение (18) в выражение (19), получим:
Фонд потребления предприятия найдем по следующей формуле:
где – доля денежных средств, направляемых в резервный фонд предприятия, ( от чистой прибыли); – доля денежных средств, направляемых в фонд потребления предприятия, (60% от чистой прибыли).
Подставляя (4) и (20) в (21), получаем конечную формулу расчета фонда потребления организации:
Учитывая, что по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, а также законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения, предприятия системы автотехобслуживания как отдельный вид деятельности могут подлежать налогообложению в виде единого налога на вмененный доход, внесем в разработанную нами методику дополнения, учитывающие данный вид налогообложения.
В соответствии со статьей 346.29 [3], налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода (ЕНВД), рассчитываемая как произведение базовой доходности (БД), с учетом корректирующих коэффициентов, по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя (ФП), характеризующего данный вид деятельности.
Ставка единого налога на вмененный доход установлена статьей 346.31 [3] в размере 15% величины вмененного дохода.
Формула расчета единого налога на вмененный доход за один месяц имеет вид:
где – сумма единого налога на вмененный доход за -тый месяц; – базовая доходность в месяц, руб. (для предприятий, занимающихся оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке АТС руб.); – физический показатель (для нашего случая – количество рабочих организации, включая индивидуального предпринимателя); – устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор (на 2013 г. =1,569 [7]); – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности; – ставка единого налога на вмененный доход.
Сумма ЕНВД за один год может быть найдена как:
С учетом рекомендаций работы [9] произведем расчет числа рабочих организации.
Штатная численность производственных рабочих определяется по формуле:
где – фонд рабочего времени штатного рабочего, ч. Согласно [6] ч.
Объем вспомогательных работ (ОВР) на предприятиях автосервиса составляет 5-20% от общего объема работ по ТО и ТР [6]. В нашем случае принимаем значение ОВР, равное 15%. Следовательно, количество вспомогательных рабочих может быть рассчитано следующим образом:
Аппарат управления предприятия рассчитывается как 11% от общего количества ремонтно-вспомогательных рабочих [10]:
Тогда для организаций, занимающихся оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств, количество рабочих организации может быть найдено по формуле:
Таким образом, чистая прибыль организаций, подлежащих уплате ЕНВД, рассчитывается как:
Подставляя (18) в (29), получим:
Тогда с учетом выражений (4), (21), (24) и (30) фонд потребления предприятия будет рассчитываться по формуле:
Результаты исследования и их обсуждение. Используя предложенную методику в качестве примера, был произведен расчет образования фонда потребления СТОА, осуществляющей деятельность во Владимирской области для условий:
- предприятие производит уплату налогов по общей системе налогообложения;
- организация перечисляет платежи в виде единого налога на вмененный доход.
На основании полученных данных была построена номограмма, отображающая динамику формирования фонда потребления организации в зависимости от установленной цены нормо-часа работ (см. рисунок). На рисунке четными номерами отмечены графики изменения фонда потребления организации, осуществляющей налоговую деятельность по общей системе налогообложения, а нечетными – по упрощенной системе (ЕНВД).
Рисунок – Сравнение образования фонда потребления предприятия в зависимости от системы налогообложения
Приведенные на рисунке кривые получены при следующих значениях цены нормо-часа работ: 1, 2 – при цене нормо-часа работ, равной 700 руб.; 3, 4 – при цене нормо-часа работ, равной 500 руб.; 5, 6 – при цене нормо-часа работ, равной 300 руб.
Вывод. Анализируя построенную номограмму, можно сделать вывод о том, что функционирование предприятия по упрощенной системе налогообложения является наиболее выгодным, т.к. объем фонда потребления организации в данном случае превышает то количество денежных средств, которое предприятие системы автотехобслуживания имело бы в своем активе при функционировании по общей системе налогообложения.
При известной стоимости инновационного проекта, предложенного к внедрению на предприятии системы автотехобслуживания, используя полученную номограмму и расчетную формулу (1), можно выполнить экспресс-расчет срока окупаемости инноваций и оценить возможность инвестирования собственных денежных средств организации в развитие ПТБ.
Рецензенты:
Гоц А.Н., д.т.н., профессор, профессор кафедры «Тепловые двигатели и энергетические установки» ФГБОУ «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир.
Кульчицкий А.Р., д.т.н., профессор, главный специалист ООО «Завод инновационных продуктов КТЗ», г. Владимир.