Введение
Проблема адаптации учащихся первых классов является актуальной для профилактической педиатрии. Начало обучения сопровождается выраженным психоэмоциональным напряжением детей, снижением общей резистентности организма, формированием различных функциональных отклонений с переходом впоследствии в хроническую патологию. Повышенная учебная нагрузка у многих первоклассников приводит к нарушению эмоционально-поведенческих реакций, особенно при обучении в школах «нового типа» [1, 2, 6, 7]. Факторы новой для ребенка образовательной среды могут способствовать ухудшению состояния здоровья, опосредованно влияя на регуляторные системы, в частности, на состояние вегетативного гомеостаза [8]. Объективным и неинвазивным методом изучения адаптационно-компенсаторных реакций детского организма является компьютерная кардиоинтервалография (КИГ). Данный метод нашёл широкое применение в педиатрической практике для оценки особенностей проявления и прогнозирования адаптационных возможностей организма детей в возрастном аспекте и при патологии [4, 5].
Цель исследования: изучить эмоционально-психологический профиль и особенности вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы первоклассников в процессе адаптации к обучению в зависимости от типа учебного заведения.
Материалы и методы
Проведено обследование состояния здоровья 118 первоклассников, из них 76 детей, обучающихся в гимназии №1 г. Томска (основная группа) и 42 ученика общеобразовательной школы №1 г. Томска (группа сравнения), а также анкетирование их родителей с учетом мнения педагога и психолога. Анкетирование проводилось с использованием «Шкалы для оценки эмоционального профиля первоклассников в школе» (Рзянкина М.Ф., 2005 г.) дважды: в начале и в конце учебного года. Инструментальная оценка вегетативного гомеостаза проведена на программно-аппаратном комплексе «ЭКГ-ТРИГГЕР» во II стандартном отведении в покое и после проведения функциональной клиноортостатической пробы 104 детям, из которых 81 ребенок основной группы и 23 ребенка группы сравнения. Статистический анализ данных проводили при помощи интегрированного пакета программ «STATISTICA 6.0». Для каждого показателя в группах наблюдений вычислялись: среднее значение (Х) и стандартная ошибка среднего (m). Достоверность различий для зависимых и независимых выборок между двумя средними оценивались по t-критерию Стъюдента в случае нормального распределения и непараметрического U-критерия Манна-Уитни в случае отклонения от нормального. Для сравнительной оценки частот в группах использовали критерий c2. Различия между средними величинами в сравниваемых группах считались достоверными при p<0,05.
Результаты и обсуждение
На основании комплексной оценки состояния здоровья обследуемые первоклассники были распределены на группы здоровья. Установлено преобладание детей со II группой здоровья (63,5% в гимназии и 69,3% в общеобразовательной школе), имеющих отягощенный анамнез, различные функциональные отклонения и составляющих группу риска. Остальные первоклассники уже на данном этапе обучения имели те или иные хронические заболевания, что позволило отнести их к III группе здоровья (36,5% и 30,6%, соответственно). Обращал на себя внимание тот факт, что среди учащихся первых классов, как в гимназии, так и в общеобразовательной школе, не было выявлено ни одного ребенка с I группой здоровья.
Анализ результатов анкетирования родителей показал, что в начале учебного года среди детей-гимназистов благоприятное течение адаптации наблюдалось у 79,3%, условно-благоприятное у 20,7% первоклассников. В группе сравнения адаптационные процессы отличались мало: благоприятное течение адаптации отмечалось у 82,1% детей, условно-благоприятное - у 17,9% учащихся. Неблагоприятный вариант течения адаптации не был зарегистрирован ни в одном случае. Статистически значимых отличий между группами по данным параметрам не выявлено.
Изучая структуру эмоционально-поведенческих расстройств среди первоклассников в начале обучения, достоверные отличия были зарегистрированы в категориях: «Познавательная деятельность», «Дисциплина», «Реакции агрессии и гнева», «Общее самочувствие» (табл 1.). Среди гимназистов отмечены: более высокий интерес к занятиям, усидчивость детей, старательность, исполнительность. Учащиеся гимназии отличались от школьников отсутствием беспричинного гнева, умением все решить мирно, не унижая своего достоинства (р<0,001). Вместе с тем, у детей обеих групп выявлено снижение общего самочувствия, обусловленное, прежде всего, высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем, а также низким показателем координации различных систем организма между собой.
Таблица 1
Показатели шкалы оценки эмоционального профиля у гимназистов-первоклассников и учащихся общеобразовательной школы в начале и конце учебного года, Х±m
Показатели (в баллах) |
Основная группа (n=76) |
Группа сравнения (n=42) |
Р |
||
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Депрессия |
7,65±0,45 |
7,13±0,79 |
8,91±0,68 |
9,10±0,44 |
Р2-4 - 0,046 |
Социальные контакты |
6,58±0,61 |
5,12±0,99 |
8,09±0,61 |
6,20±1,13 |
|
Познавательная деятельность |
6,46±0,43 |
3,25±1,34 |
4,54±1,02 |
6,20±0,81 |
Р1-2 - 0,005 Р1-3 - 0,043 |
Дисциплина |
7,17±0,37 |
3,17±1,23 |
4,82±0,68 |
6,45±0,65 |
Р1-2 - 0,001 Р1-3 - 0,002 Р2-4 - 0,041 |
Реакции агрессии и гнева |
4,65±0,71 |
- 0,54±0,92 |
8,41±0,59 |
3,55±0,77 |
Р1-2, 3-4 - 0,001 Р1-3, 2-4 - 0,002 |
Страх |
6,92±0,55 |
6,42±0,77 |
5,59±1,01 |
7,50±0,57 |
|
Игровая деятельность |
5,52±0,28 |
5,88±0,42 |
6,32±0,48 |
5,65±0,74 |
|
Двигательная активность |
5,39±0,27 |
5,79±0,41 |
5,41±0,39 |
5,40±0,54 |
|
Общее самочувствие |
6,83±0,62 |
6,33±0,86 |
7,00±0,92 |
9,10±0,32 |
Р3-4 - 0,04 Р2-4 - 0,008 |
Общая сумма |
57,17±2,6 |
42,54±5,48 |
59,09±3,11 |
59,15±3,69 |
Р1-2 - 0,008 Р2-4 - 0,02 |
Положительный баланс эмоционально-поведенческих реакций (общая сумма баллов от +67 до +86) означает, что ребенок полностью адаптирован к учебному процессу и не имеет эмоционально-поведенческих отклонений. При сравнении данного показателя между группами в начале обучения статистически значимых различий выявлено не было (40,4% и 40,9% среди гимназистов и школьников, соответственно).
Показатели кардиоинтервалографии, полученные в начале учебного года у гимназистов, свидетельствовали о преобладании ваготонии, которая отмечалась достоверно чаще (p<0,001) в сопоставлении с таковой у школьников (табл. 2, 3). В группе сравнения превалировало сбалансированное состояние регуляторных систем - эйтоническая направленность исходного вегетативного тонуса (ИВТ). Среди детей обеих групп редко встречались школьники с симпатикотонией, однако среди учащихся общеобразовательной школы этот тип вегетативного тонуса отмечен в два раза чаще. При выполнении фоновой пробы у первоклассников-гимназистов наблюдалось достоверно значимое снижение (р<0,05) значений показателей амплитуды моды (АМо) до 19,04±0,85% и индекса напряжения (ИН) до 35,23±4,66 усл.ед. по сравнению с аналогичными показателями учеников общеобразовательной школы, что свидетельствует об увеличении вагусных влияний на ритм сердца (табл.3). У детей гимназической группы также достоверно чаще (р<0,001) по сравнению с учащимися общеобразовательной школы наблюдалась асимпатикотоническая направленность функционирования сердечно-сосудистой системы. При этом у школьников группы сравнения преобладал нормальный вариант вегетативной реактивности (р<0,001). Изучение вегетативного обеспечения деятельности (ВОД) показало, что среди первоклассников-гимназистов достоверно чаще (р<0,001) регистрировалось недостаточное ВОД (табл.2). У большей части детей, обучающихся в гимназических классах, отмечен удлиненный восстановительный период после перехода в клиноположение; достоверно чаще (р<0,05) (32,1%) регистрировалась реакция утомления. Следовательно, полученные в начале первого года обучения результаты клинико-инструментальной оценки вегетативного статуса первоклассников позволяют считать, что среди учащихся гимназии чаще, чем в группе учащихся общеобразовательной школы, регистрируются дизадаптивные реакции (асимпатикотоническая вегетативная реактивность, недостаточное вегетативное обеспечение деятельности, реакция утомления восстановительного периода). У гимназистов имеет место большее напряжение механизмов адаптации, и, как следствие, более высок риск развития дизрегуляторных расстройств сердечно-сосудистой системы в процессе их дальнейшего обучения.
Таблица 2
Характеристика показателей вариабельности сердечного ритма у детей
Показатель |
Начало обучения |
Окончание обучения |
|||
Основная группа (n = 81), % |
Группа сравнения (n = 23), % |
Основная группа (n = 79), % |
Группа сравнения(n = 24), % |
||
Исходный вегетативный тонус |
Ваготония |
64,2*** |
34,8 |
55,7*** |
33,4 |
Эйтония |
24,7* |
39,1 |
38,0 |
45,8 |
|
Симпатикотония |
11,1*** |
26,1 |
6,3*** |
20,8 |
|
Вегетативная реактивность |
Нормальная |
35,8*** |
69,6 |
30,3*** |
58,3 |
Гиперсимпатикотоническая |
18,5 |
13,0 |
12,7 |
12,5 |
|
Асимпатикотоническая |
45,7*** |
17,4♦♦ |
57,0*** |
29,5 |
|
Вегетативное обеспечение деятельности |
Недостаточное |
42,0*** |
17,4 |
44,3*** |
12,5 |
Достаточное |
25,9** |
43,5♦♦ |
29,1*** |
62,5 |
|
Избыточное |
32,1 |
39,1♦ |
26,6 |
25,0 |
|
Тип реакции |
Умеренный симпатикотонический |
11,1*** |
39,1♦ |
10,1*** |
25,0 |
Симпатикотонический тип |
45,7 |
43,5 |
43,0 |
54,2 |
|
Астено-симпатический |
29,6** |
17,4♦ |
34,2*** |
8,3 |
|
Симпато-астенический |
13,6 |
0 |
12,7 |
8,3 |
|
Восстановительный период |
Нормальный |
42,0 |
47,8♦ |
39,2*** |
62,5 |
Удлиненный (реакция утомления) |
32,1* |
21,7♦ |
24,1** |
12,5 |
|
Удлиненный (симпатикотоническая реакция) |
25,9 |
30,4 |
36,7* |
25,0 |
Примечание: *- р<0,05, **- р<0,01, ***- р<0,001 достигнутый уровень значимости различий в сравнении с группой детей из общеобразовательной школы;
♦ - р<0,05, ♦♦ - р<0,01 достигнутый уровень значимости различий в сравнении с группой детей из общеобразовательной школы в конце первого года обучения.
Таблица 3
Характеристика фоновых показателей кардиоинтервалографии у детей
Показатель |
Начало первого года обучения |
Окончание первого года обучения |
||
Основная группа (n = 81) |
Группа сравнения (n = 23) |
Основная группа(n = 79) |
Группа сравнения (n = 24) |
|
Mo, сек |
0,67±0,02 |
0,65±0,03 |
0,64±0,02 |
0,65±0,03 |
DX, сек |
0,73±0,05 |
0,59±0,11 |
0,76±0,05 |
0,69±0,10 |
AMo, % |
19,04±0,85* |
23,78±2,04 |
20,34±1,05♦♦ |
26,17±2,04 |
ИН, усл.ед. |
35,23±4,66* |
80,91±19,39 |
34,80±4,98♦ |
50,88±8,15 |
RR ср |
0,59±0,01 |
0,57±0,02 |
0,56±0,02 |
0,57±0,02 |
ЧСС |
108,04±3,15 |
107,87±3,79 |
113,62±3,38 |
110,54±5,54 |
Примечание: *- р<0,05 достоверность различий в сравнении с группой детей из общеобразовательной школы в начало первого года обучения; ♦ - р<0,05, ♦♦ - р<0,01 достоверность различий в сравнении с группой детей из общеобразовательной школы в конце первого года обучения; Мо (мода) - наиболее часто встречающееся значение длительности интервалов R-R; Dх (вариационный размах) - разница между минимальным и максимальным значением длительности кардиоинтервалов; АМо (амплитуда моды) - количественное выражение Мо; ИН - индекс напряжения; ЧСС - частота сердечных сокращений.
В конце обучения (апрель-май) благоприятный тип адаптации определялся у 54,2% гимназистов, условно-благоприятный - у 41,7% детей, неблагоприятный тип - у 4,1% учащихся. Среди первоклассников общеобразовательной школы адаптация протекала более успешно. Так, благоприятный тип адаптации определялся у 95% детей, условно-благоприятный - у 5%, неблагоприятный тип адаптации не зарегистрирован. В структуре эмоционально-поведенческого профиля (табл.1) у детей основной группы относительно группы сравнения наблюдались: изредка сниженное настроение, нарушения дисциплины из-за несобранности, проявления рабочей усталости. Также у гимназистов выявлено снижение интереса к учебе (по сравнению с началом года, р<0,01), дети не проявляли признаков агрессии и гнева из-за наличия легкой приходящей депрессии (р<0,01).
Существенные различия наблюдались в исследуемых группах при сравнительном анализе числа детей с положительным балансом эмоционально-поведенческих реакций: среди гимназистов в конце учебного года выявлено всего 25% детей, успешно адаптировавшихся к учебному процессу, тогда как среди школьников их число осталось прежним (40%).
Анализ кардиоинтервалограмм первоклассников основной группы в конце первого года обучения показал отсутствие положительной динамики параметров вегетативного гомеостаза в сравнении с началом обучения. У многих детей встречались: асимпатикотонический тип вегетативной реактивности (57%), недостаточная реакция гемодинамики на клиноортостатическую пробу (44,3%); удлинение восстановительного периода по типу симпатикотонической реакции или реакции утомления (у 24,1% и 36,7% детей, соответственно), что достоверно превышало аналогичные показатели у школьников группы сравнения (табл.2).
Заключение
Таким образом, большая часть первоклассников имеют различные функциональные отклонения в состоянии здоровья и составляют группу риска по формированию хронической патологии. Уже на данном этапе развития более 30% детей-гимназистов и учеников общеобразовательной школы страдают теми или иными хроническими заболеваниями. Течение адаптационного процесса первоклассников-гимназистов по данным кардиоинтервалографии, имеет неблагоприятный характер и характеризует недостаточное функционирование адаптационных механизмов. Проявления дизадаптивных реакций (асимпатикотоническая и гиперсимпатикотоническая вегетативная реактивность, недостаточное вегетативное обеспечение деятельности, реакция утомления восстановительного периода) сохранялись у гимназистов до конца учебного года. Высокие показатели у детей-гимназистов в категориях «Познавательная деятельность» и «Дисциплина», зарегистрированные в начале учебного года, могут быть обусловлены большей мотивацией, оптимальным уровнем подготовки к обучению в школах с повышенной учебной нагрузкой. При этом в конце первого года обучения для основной группы характерны падение интереса к учебе, ухудшение дисциплины, сниженное настроение, проявления усталости. Полученные данные указывают на необходимость оптимизации учебного процесса в гимназиях и организации медико-педагогического и психологического сопровождения учащихся с внедрением здоровьесберегающих технологий, начиная с первого года обучения.
Рецензенты:
Желев В.А., д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России, г. Томск.
Михалев Е.В., д.м.н., заведующий кафедрой педиатрии ФПК и ППС ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России, г. Томск.