Книга американского экономиста К.Омэ, опубликованная в 1990 году и заложившая теоретические основы анализа процесса глобализации имела говорящее название «Мир без границ». В названии нашла отражение тенденция, характерная для мировой экономики последних 30 лет, а именно - изменение роли административных границ в экономических процессах. Это изменение за прошедшие десятилетия имело различное качественное наполнение. Иначе говоря, изменение роли границ шло постепенно.
Если роль административных границ в современной мировой экономике имеет тенденцию к ослаблению, то роль экономических границ не так однозначна.
В чем состоит феномен экономической границы? Обычно под феноменом любой границы понимают двойственный характер её функционирования, то есть барьерность и контактность. Барьерность реализуется через административные и экономические методы контроля и регулирования внешних связей. Контактность выражается в прозрачности национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов и так далее. Иначе говоря, формируется зона экономического сотрудничества. Таким образом, феномен границы сводится только к функциям границы, при этом речь в основном идет о границах государств. При этом, если контактность характерна для соседних государств, то проявление барьерности может иметь место и в иных случаях.
Термин «экономическая граница» может быть понят в широком и узком смысле слова. В широком смысле, т.е. самом абстрактном, экономическая граница - это предел экономической власти субъекта в экономическом пространстве. Но такое определение порождает ряд вопросов: чем, какими обстоятельствами обусловлен данный предел; справедливо ли подобное определение для макро- и микроуровня; как соотносятся экономическая и административная границы. Таким образом, необходима конкретизация понятия в узком смысле.
Иначе говоря, невозможно судить о феномене явления по одним лишь результатам, необходимо исследовать также процесс и условия, которые привели к этому результату.
Экономическую границу нельзя рассматривать в отрыве от экономической территории и экономического пространства и конкретного времени. Чтобы понять феномен экономической границы надо разграничить понятие экономической территории и экономического пространства.
При этом, необходимо различать экономическую границу административно оформленной территории и экономическую границу экономического пространства отдельного экономического субъекта. Экономическая граница территории устанавливается административными или экономическими методами и, как правило, совпадает с административными границами.
В свою очередь экономическое пространство является динамической структурой, так как изменяется во времени и является результатом взаимодействий (а именно, конкуренции) экономических субъектов. Экономическое пространство - это организованная среда, которая возникает в результате взаимодействия материальных субъектов на определенной территории. Таким образом, именно конкуренция субъектов за экономическое пространство порождает экономическую границу. При этом, речь идет о несовершенной конкуренции, так как в условиях совершенной конкуренции вопрос о границах не стоит, поскольку совершенная конкуренция происходит на определенной зафиксированной экономической территории.
Выявить и описать границу экономического пространства - значит описать его форму и величину. Иначе говоря, выяснить, как далеко простирается область экономической власти субъекта экономической деятельности. Данное принципиальное положение позволяет ограничить область исследования. Проблема величины и формы рыночного пространства актуальна только для деятельности конкретных субъектов рынка в условиях несовершенной конкуренции.
Экономисты, которых можно с полным правом отнести к основоположникам пространственной теории, ввели понятие экономической границы достаточно давно.
В отечественной научной литературе сложилась точка зрения, согласно которой понятие экономической границы введено немецким ученым Августом Лёшем [1.C.13] в работе «Пространственная организация хозяйства» в 1940 г. Из этого следует, что до А.Лёша экономисты не интересовались проблемой величины экономического пространства. Данный тезис является примером неполноты информации, вызванной наличием культурных границ и, соответственно, отсутствием возможности использовать максимальный объем существующей научной литературы.
Вопрос о приоритете среди экономистов введения понятия «экономическая граница» имеет смысл тогда, когда анализируются границы деятельности экономических субъектов на микро- и макроуровне.
Первым экономистом, описавшим в 1841 г. форму границы конкурирующих продавцов, был немецкий экономист К.Рау. Он пришел к выводу, что граница, разделяющая два рынка, является частью гиперболы, которая становится вогнутой к рынку с меньшими текущими ценами. [7. С.194]
Наибольший вклад в формирование теории пространства рынка на микроуровне, а значит и экономических границ, внес американский экономист Франк Феттер. Его работа "Экономический закон рыночных ареалов" была написана в 1924г. [4] В своей работе Ф. Феттер употребляет различные термины - "закон границ рыночных областей" или "закон прилегающей к рынку территории", или, более кратко, "закон рыночных ареалов". Ф. Феттер подчеркивал, что было бы чрезмерным требовать для "закона рыночных ареалов" характера физического закона. Но он является аналогичным некоторым физическим законам с точки зрения формы и выражения.[ 4. С. 529]
Вначале Ф. Феттер формулирует проблему - как получить определенные идеи о границах и форме прилегающей к рынку территории, связанной с любыми данными уровнями рыночных цен и ставок фрахта.
Для решения этой задачи он, во-первых, дает определение рынка. Область, включающая производителей, которые привозят или отправляют свои товары для покупающего рынка, может быть названа прилегающей к этому покупающему рынку или зависимой от него, как рынок для продаж. Наоборот, область, включающая различные точки поставки, в которых покупатели с продающего рынка делают свои покупки, может быть названа прилегающей к этому продающему рынку. Для простоты анализа Ф. Феттер основное внимание сконцентрировал главным образом на случае центробежных (продающих) рынков, и принцип, определенный таким образом, применил к случаю центростремительных рынков. При этом представлен случай с однородными и стандартизированными товарами. Далее Феттер ставит проблему - каково разделение покупателей и продаж на территории, лежащей между двумя рынками? В случае иностранной торговли по воде этот вопрос вряд ли может возникнуть. Что касается внутренней торговли, то Ф. Феттер полагал, что на этот вопрос ответ не был найден. Многие экономисты считали, что продавцы на двух рынках будут взаимно конкурировать на пересекающейся территории. Однако теоретически не определена точка или линия, показывающая необходимый результат данных условий фрахта и цен. С другой стороны, можно ли вообще точно определить теоретическое место встречи географически разделенных конкурентов как зону или полосу безразличия к ценам поставки?
Ф. Феттер попытался провести анализ дальше, детально разработал набор диаграмм, показывающих эффект различных политик снижения цен и "поглощение фрахта" на диапазоне продаж с каждого из двух рынков. Было показано, что, согласно нормальному функционированию конкуренции, географическая точка, разделяющая два рынка, является четко зафиксированной взаимосвязью между ценами и ставками фрахта.
Ф. Феттер сформулировал закон рыночных ареалов:
«Пограничная линия между территориями, прилегающими к двум географически конкурирующим рынкам подобных товаров - это гипербола. В каждой точке этой линии разность между ставками фрахта из двух рынков равна разности между рыночными ценами, в то время как по разные стороны гиперболы разность ставок фрахта и разность цен неодинакова. Отношение цен на двух рынках определяет размещение пограничной линии: чем ниже относительная цена, тем больше прилегающий ареал»[6. С.525]
В случае покупающих - центростремительных рынков, на которые продукты поставляют для продажи от многочисленных децентрализованных производящих точек, предшествующие принципы сохраняются при постоянстве всех факторов. Пограничная кривая будет изменяться в расположении и форме с изменениями в ценах, но будет проходить вокруг рынка с более низкой ценой, огибая меньший ареал, и будет уходить от рынка с более высокой ценой. Цена покупающего рынка в этом случае - это сумма нетто-количества, полученного производителем, и ставок фрахта (и других издержек, связанных с поступлением товаров на рынок). Однако, чем выше цена покупающего рынка по отношению к его конкуренту, тем больше ареал, от которого он может привлечь продавцов к себе.
Сам Ф. Феттер полагал, что эти выводы нельзя абсолютизировать. Они описывают проблему в первом приближении к решению различных практических проблем, которые могут возникнуть.
Ф.Феттер связал появление экономической границы с несовершенной конкуренцией. Это положение является принципиальным, так как если нет конкурента на экономической территории, не возникает и проблемы границы.
Из закона рыночных ареалов следует, что экономическая граница экономического пространства может принять различную форму. Возможность появления различной формы границы - говорит о нелинейности явления и связана с наличием или отсутствием определенных экономических условий.
Ф.Феттер подчеркнул, что форма пограничной линии зависит не от абсолютного изменения цен, а от относительного изменения или изменения в разнице между ними. [ 4. C. 528]
Г.Хотеллинг в 1929г. сделал существенное уточнение - форма пограничной линии зависит от нескольких факторов: соотношения цен и расстояния, количества продавцов, способа перевозки. [ 6. C. 53]
В 1950 г. норвежские ученые К. Д. Хайсон и В. П. Хайсон опубликовали статью "Экономический закон рыночных ареалов", в которой уточнили выводы Ф.Феттера и описали форму границы конкурирующих субъектов. Их исследование показало, что: (1) если стоимость перевозок и рыночные цены равны, для каждого рынка изображение границы превращается в прямую линию, которая перпендикулярно делит пополам линию соединения двух рынков; (2) если цены грузоперевозок одинаковы для обоих рынков, но рыночные цены не равны, изображение границы становится частью гиперболы; (3) если рыночные цены равны, но стоимость грузоперевозок неравна, граница превращается в окружность. [5.C. 324]
Безусловным авторитетом при анализе форм рыночных зон на макроуровне является А. Лёш. Он также рассматривал экономический регион как рынок с границами, обусловленными межрегиональной конкуренцией.
В качестве основного критерия, определяющего форму рыночной зоны, А. Лёш называет уровень цен. Границы рыночных зон могут принять форму прямых линий, дуг или отрезков гипербол.[2.] При этом, Лёш подчеркивал, что границы государств и экономических ландшафтов пересекают правильные рыночные сети и это приводит к экономическим убыткам.
Как видим, закон рыночных ареалов справедлив для любого экономического пространства. Результаты исследований, проводившихся в США, показывают, что рыночные зоны имеют примерно прямоугольную форму или близки к окружности. Территории, образующие выступы и включения, невыгодны как в политическом, так и в экономическом отношении.
Анализ показал, что процессом, приводящим к появлению экономической границы, является процесс пространственной конкуренции. Условия, которые повлияют на форму экономической границы товарного рынка, предопределяются эластичностью спроса, заводской ценой, уровнем конкуренции, транспортной составляющей, которая включает разницу в тарифах на разных видах транспорта, наличие административных барьеров.
Таким образом, феномен экономической границы состоит в следующем.
1. Экономическая граница играет разную роль в описании экономической территории и экономического пространства. Экономическая граница территории может быть зафиксирована и четко определена на местности. Экономическая граница пространства всегда виртуальна и носит временный характер.
2. Экономическая граница экономического пространства стремиться иметь определенную геометрическую форму. Форма границы объективно возникает только в результате несовершенной конкуренции двух субъектов, расположенных на разной территории и зависит от наличия ряда условий.
3. Форма экономической границы имеет значение для выявления максимального экономического эффекта деятельности субъекта рынка.
4. Для экономической территории форма экономической границы не имеет первостепенного значения. В данном случае определяющим моментом является площадь территории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- 1.Гранберг А.Г. Идеи Августа Лёша в России // Пространственная экономика.2006. №2. С.5
- 2. Лёш. А. Географическое размещение хозяйства. М.: Из-во иностранной литературы, 1959.
- 3. Fetter F. The Economic law of market areas // Quarterly journal of Economics, 1924. May (XXXVIII). P. 520
- 4. Hyson C. D , W. P. Hyson The economic law of market areas //Quarterly journal of economics. 1950. Vol. 64, may. P. 319
- 5. Hotelling H. Stability in competition" // Economic journal 1929.Vol. XXX1X. P. 51
- 6. Yeung-nan Shien, K. H. Rau and the Economic law of Market Areas //Journal of Regional science. 1985. Vol. 25. No.2, p.191.