Чтение и восприятие сказок воспитанникам дошкольных учреждений может быть основой обучающей интегрированной деятельности, позволяющей решать проблемы художественно-эстетического, коммуникативно-личностного, познавательно-речевого и физического развития ребенка. Нравственно-ценностная ориентация старших дошкольников, соответствующая «социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [7], должна стать определяющей при овладении экономическими знаниями и умениями в дошкольном образовательном учреждении.
Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные ее аспекты: воспитание нравственности (Л.А. Сидорова, Э.М. Садыкова, М.М. Никеева и др.), экологическое воспитание (Р.Ю. Посылкина и др.), воспитание толерантности (И.Д. Постричева и др.), духовно-нравственное воспитание (Л.Д. Короткова, И.Ф. Селиверстова и др.). Особое внимание уделяется изучению сказок как средству экономического воспитания старших дошкольников. Именно сказка способствует пониманию многих экономических явлений в старшем дошкольном возрасте, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.
Специфика детского мышления отражена в своеобразной картине мира, присущей ребенку, которая характеризуется некоторой ограниченностью знаний о предметном мире, окружающем дошкольника, что, в свою очередь, компенсируется его мифологическим отношением к этому миру. Именно сказки формируют у детей начальные представления о важнейших связях мира и человека. В художественном мире сказки экономические отношения не менее важны, чем нравственные, социальные и др.
Сущность экономического воспитания старших дошкольников заключается в том, чтобы дать детям элементарные сведения из области экономики, научить их правильно относиться к деньгам, способам их получения и разумному их использованию; объяснить взаимосвязь экономических и этических категорий; научить дошкольников ценить результаты труда взрослых, которые непосредственно проявляют заботу о детях, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ.
Один из дискуссионных вопросов проблемы экономического воспитания - это возраст приобщения дошкольника к экономике. Определить возрастные границы экономического образования не просто, т.к. уровень развития детей даже в пределах одного возраста очень разный. И все же специалисты пришли к выводу о том, что наиболее эффективным является приобщение детей к экономике с 5 лет. Это решение обосновано психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.):
- у детей старшего дошкольного возраста появляются попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, происходит существенный перелом в понимании причинности;
- происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей более эффективную адаптацию к социальной реальности;
- речь начинает выполнять основную функцию в регуляции поведения и деятельности детей, появляется способность решать задачи в умственном плане;
- с пяти лет общение детей становится внеситуативно-личностным, возникают сопереживание и взаимопонимание. Игра достигает высокого уровня развития, и в ней пятилетки активно не только воспроизводят мир взрослых, но и отношения между ними;
- к 5 годам у ребенка складывается истинная самооценка, которая позволяет ребенку осознавать свои возможности, т. е. критическое отношение к себе и результатам своей деятельности.
Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, т.к. именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно - невыгодно», «дорого - дешево», «честно - нечестно», пытаются осмыслить свое поведение в ситуации обмена, часто пытаются схитрить, выгадать, обмануть. Это сигнал к возникновению новой формы экономического мышления, требующего внимания со стороны взрослых, а иногда и коррекции.
Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для восприятия морально-правовых основ рынка, воспитания таких качеств предпринимателя, как уважение к партнерам, честность, верность данному слову. Но в этот период развития ребенка возможно смещение его нравственных ориентиров в сторону вседозволенности, эгоизма, стремления разбогатеть любой ценой. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться нравственные чувства, имеющие определяющее значение для построения ими отношений с окружающими, основанных на принципах гуманизма. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре определяет и отношение самого ребенка к этим же людям и явлениям, что отражается в соответствующих нравственно направленных чувствах дошкольников, в их деятельном стремлении к взаимопомощи, поддержке этих же людей. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию у них нравственно-экономических привычек.
Народные сказки отражают свойственные дошкольникам формы мифологического мышления и диктуют стратегию поведения детей, воплощая в специфических образах систему универсальных антиномий: жизнь - смерть, день - ночь, добро - зло, определенность - неопределенность. В этом возрасте эффективной является работа над системой персонажей народных сказок, способствующая социализации детей, в том числе дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [5].
Восприятие дошкольниками народных сказок, на наш взгляд, должно стать основой интегрированной образовательной деятельности познавательно-речевого направления, т.к. сказки, формирующие эстетические и нравственные представления ребенка, способствуют его самоидентификации («хорошо - плохо», «правильно - неправильно», «можно - нельзя», «мужчина - женщина») [1]. В этом плане фабулы сказок представляют собой различные варианты одного и того же онтологического мифа, повествующего о приоритете жизнеутверждающей тенденции, о преодолении хаоса. Обряд и ритуал, к которому так склонно мышление дошкольников, способствует преодолению непредсказуемости и утверждению мирового порядка.
Именно сказки формируют у детей начальные представления о важнейших связях мира и человека. В художественном мире сказки экономические отношения не менее важны, чем нравственные, социальные и др. На это обращает внимание, например, Н.Ф. Моисеева, предлагая при интерпретации сказочных персонажей как носителей добра и зла обращать внимание детей на экономическую составляющую мировосприятия героев таких известных сказок, как «Колобок», «Лисичка со скалочкой» и др. [4].
Так, в сказке «Колобок», в основе которой - путешествие колобка в лес, повествуется о последовательной встрече этого героя с разными жителями лесной чащи, явно противопоставленной домашнему пространству: в доме колобок был рожден - в лесу должен быть съеден; в домашнем огне испечен - лисой, воплощающей неуправляемый лесной огонь, уничтожен. Это предупреждение о необходимости выстраивания отношений с обитателями чужого (не своего) пространства является важнейшей составляющей воспитательного потенциала сказки, как бы ее ни воспринимали слушатели независимо от мировоззрения (о периодичности смены фаз луны, о пороках души и др.).
С точки зрения экономики, сказка «Колобок» отражает отношения, в основе которых лежит обмен услугами («не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою»). Нарушает эту цепь обмена встреча с лисой, не соблюдающей условия договора. Но в этот момент и колобок забывает о том, что исполнив один раз песенку, он должен был уйти от лисы. Несоблюдение условий договора приводит отношения сказочных героев к драматической развязке.
Проблемы бартера отражены в хорошо известной дошкольникам сказке «Лисичка со скалочкой». Воспитатель может предварить изучение этой сказки беседой о принятом у детей обмене игрушками как варианте бартера - натурального товарообмена, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты (схема торговой сделки: «товар за товар»). Уже в представлении древних людей лиса выделялась среди животных «хитростью и коварством» [6]. Это значение образа лисички легко определяют и сами дошкольники, вспоминая соответствующие сказки («Лисичка-сестричка и волк», «Как лиса перехитрила льва», «Как лиса шила волку шубу», «Кот и лиса» и др.), анимационные фильмы («Лиса и волк», «Лиса-строитель», «Лис и дрозд» и др.).
Моисеева Н.Ф. интерпретирует экономический контекст сказки «Лисичка со скалочкой» следующим образом: «В процессе путешествия из одних гостей в другие лиса, переночевав, утром предъявляла счет хозяевам за якобы пропавшую ее собственность. В результате хитрая лиса, начав со скалочки, произвела ряд обменов» [4]: скалочка - курочка - гусочка - девочка. Обмен всегда был выгодным для лисы, т.к. она, «зная, что хозяева, защищая свою добрую честь, готовы идти на неравноценную уплату за пропажу» [4]. Как видим, в данной сказке представлены образцы неравноценного натурального обмена, при котором хозяева оказываются перед выбором: или пострадает их честь, или придется отдать то, что стоит гораздо дороже якобы пропащей вещи [4].
На наш взгляд, воспитатель должен четко представлять себе символический и метафорический контекст подобной цепи обменов, обращая детей на опасность подобного общения хозяев дома с лисой. Она претендует не только на владение чужим имуществом. Символический смысл всего приобретаемого хитрой лисой позволяет видеть в этом сказочном персонаже угрозу самой жизни человека. По мнению ученых, кумулятивные сказки, к которым относятся «Лисичка со скалочкой», «Теремок» и др., «отражают ранние шаги человека по упорядочению окружавшего хаоса» [2].
Подобное понимание сказки, определяющее основные формы работы воспитателя со старшими дошкольниками, способствует овладению элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений детей о том, «что такое хорошо и что такое плохо» [7].
Это утверждение верно и в отношении «Сказки о жадной старухе», которая примыкает к ряду сказок, поднимающих проблемы потребностей и возможностей человека (производства и потребления товара), ответственности человека за свои поступки. В таких сказках повествуется о том, как один или несколько персонажей получают по своему желанию от сверхъестественного существа дары - товар, в производстве которого они не участвуют. Рано или поздно героям предстоит решать вопрос об оплате этого товара.
Лесное дерево исполняет все желания героев «Сказки о жадной старухе». Сначала у них появился достаток, богатство. Затем старуха захотела стать бурмистровой женой, далее - дворянкой, барыней, полковницей, генеральшей, царицей, богиней. В желаниях старухи нетрудно увидеть определенную градацию. Как видим, в сказке в качестве товара выступают состояние и положение. Но богатство не принесло счастья старикам, оно разрушило их жизнь. Изменение социального статуса старухи (от крестьянки до царицы) не сопровождается ее внутренней духовной работой, что и отражается в конечном превращении стариков в медведей. Народная мудрость гласит: «Если хочешь погубить человека, разреши ему делать все, что он хочет». Сказка отражает стремление сказителя и слушателя к постижению универсальных истин и закономерностей человеческого бытия.
Сегодня новые условия жизни выдвигают новые требования к личности и тем самым объективно-естественно порождают новый тип личности, установки, образ поведения и деятельности, отвечающие задачам общественного развития. Необходимость постановки вопроса об экономическом воспитании диктуется тем, что современное молодое поколение находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которая характеризуется социально-политической и экономической нестабильностью и неопределенностью [3]. Поэтому приобщение детей к экономике - один из факторов экономической социализации, оказывающий огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом - на становление личности ребенка. В этом состоит цель экономического воспитания: формирование у детей доступных экономических понятий, воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства, воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них. Именно сказка, способствуя формированию у старших дошкольников начальных экономических представлений, является дидактическим средством формирования экономического мышления. Квалифицированное сопровождение этого процесса воспитателями и родителями способствует тому, что у ребенка складывается система начальных экономических знаний, позволяющая ему быть маленьким партнером в экономике семьи, а в дальнейшем - стать осознанным участником экономической жизни.
Рецензенты:
Суворова П.Е., д.фил.н., профессор кафедры философии и культурологии Поволжского государственного университета сервиса, г. Тольятти.
Чистова Н.Г., д.т.н., профессор, профессор кафедры «Лесоинженерное дело» Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета, г. Лесосибирск.