Известно, что эффективность целенаправленной деятельности спортсмена зависит не только от знаний, умений и навыков, которыми он обладает, не только от уровня развития его важных качеств, но и от уровня волевой регуляции в спортивной деятельности [3, 1, 31].
Волевые качества особенно начинают проявляться в юношеском возрасте и определяют успешность личностного и профессионального развития [13, 34]. Специфика деятельности в этом возрасте влияет на процесс формирования волевой сферы. Это вызвано тем, что молодые люди в большей степени включены в единый поток процессов социализации и индивидуализации [11], в целенаправленно организованную самостоятельную деятельность. Деятельность студентов-спортсменов характеризуется сочетанием учебно-профессиональной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Любой вид деятельности осуществляется благодаря наличию психофизиологических механизмов, изложенных в концепции психофизиологии движений Н.А. Бернштейна [7], теории функциональных систем П.К. Анохина [2], а также научных представлений А.Р. Лурия о динамической локализации высших психических функций [24].
Учебная деятельность - процесс формирования ключевых компетенций, то есть готовности обучаемых использовать знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в реальной жизни для решения практических и теоретических задач. Результатом учебной деятельности является научение - приобретение человеком новых психологических качеств и свойств [38].
В учебной деятельности объединяются познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление) и потребности (мотивы, воля, эмоции) [20].
Применительно к спортивной деятельности, отметим, что это особая социально детерминированная форма психомоторной активности, развивающая и совершенствующая физические и психические качества человека в соответствии с целями и потребностями спорта [33].
Как отмечает А.Ц. Пуни [38, c. 219-230], спортивная деятельность имеет свою специфику. Предметом этой деятельности выступает человек, увлечённый спортом. Профессиональная деятельность многих специалистов-тренеров, судей, врачей и психологов направлена на него. Однако спортсмен является ещё и объектом и субъектом спортивной деятельности. Вся деятельность спортсмена направлена на формирование собственных физических и психических качеств [28]. Кроме того, этот вид деятельности характеризуется необычными по длительности и интенсивности физическими и психическими напряжениями, часто предельными для спортсмена. Основной формой спортивной деятельности является соревнование. Наконец, продуктом и результатом этой деятельности должно явиться спортивное достижение [15].
Спецификой спортивной деятельности является социальный характер, который постоянно объективизируется спортивными результатами, координирующими цели субъекта и объекта этой деятельности. Спортсмен часто вынужден в процессе своей спортивной карьеры концентрировать психофизические усилия и проявлять максимальные психомоторные возможности и испытывать моционально-волевые перенапряжения [23].
Следующей специфической особенностью спортивной деятельности является неоднократно доказанное влияние последней на развитие не только моторных, но и психических процессов, а также личностных свойств спортсмена [32]. В.И. Енин установил [13], что в процессе регулярных занятий определённым видом спортивной деятельности изменяются не только уровневые показатели психических процессов, состояний и свойств, но и формируется специализированная их структура, то есть интегративная деятельность интеллектуальных и психомоторных центров, обеспечивающих высокие спортивные результаты. Р.Н. Загайнов [15] доказал, что спортсмены высокой квалификации проявляют такие свойства, как высокая ответственность, мотивация достижения, высокая эмоциональная устойчивость, твёрдость характера, уверенность в себе, самоконтроль, самостоятельность, настойчивость и упорство, инициативность и смелость. Кроме того, по мнению [31, c. 64-72], спортивная деятельность расширяет адаптационные возможности человека.
Суммируя особенности спортивной деятельности, можно согласиться с мнением, что спорт в целом и физические упражнения в частности оказывают существенное влияние на формирование психологических свойств личности [33, 37].
В литературе отмечают недостаточность исследований, посвященных изучению волевой сферы личности студента [8, 10, 11, 30, 34, 36, 37, 39]. В отечественной литературе исследований, посвящённых изучению волевой сферы студентов-спортсменов, нами не обнаружено.
Проблема воли, волевых качеств и волевой активности изучена достаточно широко в общей и в спортивной психологии [1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 21, 22, 28, 29, 30, 33, 34, 35, 36, 37, 39].
Проблему воли и волевой регуляции многие учёные считают центральной для психологии личности и ее формирования [4, 18, 19]. Исследования волевых качеств позволили выявить конкретную связь волевых процессов с эмоциональными и интеллектуальными процессами и подойти к решению важного вопроса о месте воли во всей структуре личности [29, 32].
Работы отечественных психологов посвящены формированию различных волевых качеств в процессе подготовки специалистов разных уровней [5, 30, 36, 37, 39]. Установлен ряд закономерностей развития воли в онтогенезе [8, 13, 26, 34] и дан психологический анализ волевой активности в разных видах деятельности [5, 10, 30, 35, 36, 37, 39]. Предпринимались попытки дать целостное представление о генезисе волевой регуляции, начиная с первых ее проявлений до функционирования в зрелых формах, в работах ряда исследователей [9, 17].
Волю связывают с понятием саморегуляции [4, 8, 14, 18, 29]. В работе [14] наряду с побудительной выделена регулирующая функция воли как способность человека сознательно регулировать свое поведение. Автор [21] видел специфику воли в регуляции человеком собственных психических процессов (перестройки их организации для создания оптимального режима психической активности). Главная задача воли - обеспечить человеку овладение своим собственным поведением и психическими функциями.
В работе [17] автор считает, что волевая регуляция является личностным уровнем произвольной регуляции деятельности и психических процессов.
Можно выделить ситуативную волевую регуляцию как кратковременную мобилизацию через изменение смысла действия или создание дополнительного смысла. Такие изменения смысла достигаются различными способами: переоценка значимости мотива, изменение роли личности в коллективе, предвидение и эмоциональное переживание последствий действий, изменение значимости действия для человека и др.
Второй механизм волевой регуляции связан с развитием смысловой сферы личности, проявляющейся в степени выраженности различных волевых качеств, характеризующих человека как волевую личность.
При таком понимании волевой регуляции волю можно рассматривать как высшую психическую функцию, обеспечивающую намеренное изменение мотивации к действию, принятому личностью к исполнению, но мотивационно не обеспеченному, либо намеренную регуляцию различных параметров действий и психических процессов [17, 18].
При рассмотрении проблем волевой саморегуляции, на наш взгляд, целесообразно придерживаться положений, разработанных такими авторами, как [4, 14, 17, 19]. Воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевую саморегуляцию следует рассматривать как составную часть произвольного управления личностью своим поведением и деятельностью. Произвольному управлению соответствует более широкое понятие «воля». Волевая саморегуляция призвана удерживать поведение человека в пределах норм, правил, выработанных произвольным управлением.
Несмотря на широкое изучение вопросов волевой регуляции, данная проблема характеризуется противоречивостью взглядов и недостаточной полнотой раскрытия. Отмечается неоднозначность в трактовке феноменов, касаемых волевой саморегуляции [14].
И. П. Павлов отмечал, что волевые действия - результат суммарной работы всего мозга. Физиологические механизмы волевой регуляции деятельности не локализованы в каких-либо отдельных структурах мозга. Они представляют собой сложные функциональные системы. Акцепторы действия человека функционируют в его понятийной сфере. Нейрофизиологической основой воли является системная работа всего мозга, но центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий. Лобные доли коры осуществляют функции синтеза внешних раздражителей, подготавливают действие, формируют его программу, контролируют процесс ее реализации и оценивают итоговый результат [24].
И. М. Сеченовым в его классической работе «Рефлексы головного мозга» было обосновано положение, что волевое поведение детерминировано и произвольно. Ученый показал, что произвольная деятельность начинается чувственным возбуждением, за которым следует психический акт, заканчивающийся мышечным сокращением и движениями человека [24].
Недостаточно изучена волевая регуляция в спорте как системное образование, ее структура и детерминанты, особенности развития в различных видах спорта [28].
Неоднозначные подходы к пониманию сущности воли, обозначенные в литературе, отражают различные ее стороны, обозначают различные ее функции, а не противоречат друг другу. В самом деле, воля связана с сознательной целеустремленностью человека, с преднамеренностью его поступков и действий, т. е. с мотивацией; она связана с самоинициацией действий и их самоорганизацией [15].
Поэтому понимание воли возможно только на основе учета ее полифункциональности и как механизма сознательного и преднамеренного управления человеком своим поведением. В связи с этим более правильным представляется рассматривать волю не как мотивацию, но мотивацию как существенную часть произвольного управления. Мотивация составляет с волей единое целое, так как без мотивации нет воли, но функция воли не сводится только к побуждению активности человека [19].
В современных условиях различных преобразований в связи с ростом профессионализации спорта высших достижений и развитием массового и юношеского спорта изучение психофизиологических закономерностей развития волевой регуляции спортивной деятельности студентов с учетом их индивидуальности и спортивной специализации является важной научно-исследовательской задачей.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что проблема воли и произвольного управления поведением учёными физиологами недостаточно изучена.
Согласно нашим взглядам, научный подход к изучению психофизиологических механизмов развития волевой сферы должен учитывать, что волевые качества имеют врождённые предпосылки - типологические особенности индивидуального проявления свойств нервной системы развиваются и приобретаются в процессе жизни.
Значимость изучения психофизиологических механизмов волевой регуляции спортивной деятельности студентов определяется научно-практической информативностью этих данных для более успешного решения спортивных задач. В экстремальных условиях тренировочно-соревновательного процесса решающими для победы могут стать способности спортсмена к волевому усилию и особенности личностной саморегуляции спортивной деятельности.
Информация о результатах психофизиологического исследования волевых свойств спортсменов способствует эффективности взаимодействия тренера со спортсменами, сотрудничеству в команде, самокоррекции спортсменов-студентов для повышения спортивных результатов.
Рецензенты:
Байгужин П.А., д.б.н., профессор, профессор кафедры анатомии, физиологии человека и животных, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.
Латюшин Я.В., д.б.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии УралГУФК, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск.