Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF ENVIRONMENTAL CRIME IN THE NATIONAL PARK "ALANIA"

Sokurova M.V. 1 Okazova Z.P. 1
1 North Ossetian State University. K.L.Hetagurova
Important place in preserving the diversity of flora and fauna is given Protected Areas. Current legislation provides various protection regimes. Notable among these are the national parks. They are related to federal property. Under the protection of national parks are preserved and most important from an environmental perspective natural complexes, which is unique not only national but international importance. The problem of preserving natural systems most acute for national parks, because, unlike the state nature reserves their territory open to the public. The purpose of research - to examine major environmental offenses in protected natural areas of North Ossetia. The study found that the protection of air, water, wildlife, vegetation of the National Park "Alania" held at the proper level, which helps to reduce the number of environmental offenses. In addition, active work on reproduction and acclimatization of animals, cultivation of forests.
administrative responsibility
environmental offenses
flora and fauna
protected area
national park

Проблема негативных воздействий экологических факторов на охраняемые виды растений и животных и их сообщества на заповедных территориях оказалась в поле зрения ученых еще в 70-х годах прошлого столетия.

Возникновение экологического права первоначально происходило в рамках традиционной правовой системы советского государства.

Настоящий период характеризуется изменением отношения к экологическим правонарушениям.

В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву регламентируется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Он предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений и правонарушений со стороны других граждан; воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности, дифференцированного ее возложения, справедливости, гуманизма, экономии мер государственного принуждения.

Решение вопроса о разграничении экологических преступлений и проступков упрощается, когда факторы, влияющие на степень общественной опасности правонарушений, учитываются законодателем непосредственно в диспозициях правовых норм.

Понятие экологических преступлений в уголовном законодательстве отсутствует. Между тем формулирование его значимо для достижения многих важных целей.

Представление о совокупной общественной опасности экологически вредных действий необходимо для правильного определения их круга, выделения правонарушений, которые следует признать преступными. Отсюда правильное определение экологического преступления может служить методологической базой нормотворческого процесса.

Общее понятие экологического преступления включает в себя ряд родовых признаков, которые связаны либо вытекают из определения объекта преступного воздействия и строятся по схеме: «преступлением в сфере охраны природы признается деяние, посягающее на такие-то отношения».

Родовым объектом экологических преступлений следует считать охраняемые уголовным законом комплексные общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению качественно благоприятной для человека и иных живых существ природной среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Концепция экологических преступлений предполагает освещение понятий экологических отношений. Они образуют единство трех основных направлений человеческой деятельности: по консервативной охране природы; рациональному использованию ее богатств как одному из способов охраны; сохранению надлежащих качественных природных условий жизнедеятельности человека, включая обеспечение экологической безопасности, улучшение и воспроизводство природных ресурсов.

Самый современный анализ проблемы экологических преступлений содержится в работах В. Тырлышкина. Наиболее существенными по величине и долговременности наносимого ущерба В. Тырлышкин считает: катастрофические явления (прежде всего пожары); загрязнения от различных источников; охоту (прежде всего браконьерство) и иные воздействия на животный мир; рубки и иную лесохозяйственную деятельность. По мнению этого автора, наиболее распространенными воздействиями и угрозами на ООПТ являются: охота и иные воздействия на животный мир; туризм и посещение территории; сбор дикоросов; природные катастрофы; загрязнения.

Наиболее частыми являются незаконное нахождение на особо охраняемых природных территориях, самовольные сбор дикорастущих растений, охота и вылов рыбы (браконьерство). По России за период 1999-2004 гг. у нарушителей заповедного режима было изъято 1108 бредней и неводов, 128 вентерей, верш и мереж, 2040 капканов, петель и иных самоловов, 2 комплекта для электролова рыбы. Все эти орудия представляют реальную угрозу для охраняемых животных, в том числе и для редких. Официально зарегистрированы 120 случаев браконьерской добычи копытных животных. Особого внимания заслужил случай браконьерства - отстрел в Тебердинском заповеднике тура, оставшийся без последствий. 127 установленных в 2004 году фактов нарушения пожарной безопасности в заповедных лесах также не могли не отразиться на качестве их охраны (Степаницкий, 2004).

В национальных парках за 2000-2003 гг. число нарушителей существенно возросло, что говорит об активизации службы охраны. Вследствие этого несколько уменьшилось число случаев самовольной порубки леса и нарушений правил пожарной безопасности. В то же время объемы браконьерской охоты и рыболовства выросли (табл. 1).

Таблица 1 - Обеспеченность режима охраны на территории национальных парков (2000-2003) (Степаницкий, 2004)

Виды нарушений

2000

2001

2002

2003

Численность службы охраны, человек

2080

2150

1990

2044

Самовольные порубки

556

378

349

315

Незаконная охота

231

290

230

327

Незаконное рыболовство

829

928

1060

1735

Незаконный сбор дикорастущих растений

 

 

54

121

Самовольный захват земли и незаконное строительство

236

298

202

9

Незаконное нахождение (проезд, проход, стоянка транспорта)

 

 

775

1156

Загрязнение

181

189

274

182

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

970

603

634

448

Взыскано с нарушителей по постановлениям должностных лиц нац. парков, тыс. руб.

467

966

1306

3185

Взыскано по предъявленным искам о возмещении ущерба, тыс. руб.

674

1756

2261

17382

Всего составлено протоколов по различным нарушениям

3696

3835

3822

5043

Всего задержано нарушителей

3532

3235

3387

4664

На территории Республики Северная Осетия - Алания находится 77 особо охраняемых природных территорий общей площадью более 200 тыс. га.

Цель исследований - рассмотреть место основных экологических преступлений на территории Национального парка «Алания».

В работе использованы материалы Государственного отчета Министерства по охране окружающей среды и природных ресурсов РСО - Алания.

Высокогорный парк, один из самых молодых в России, образован в 1998 г. для сохранения уникальных природных, исторических и культурных комплексов Горной Дигории, расположенной на северном макросклоне Большого Кавказа.

На территории парка сосредоточено значительное число уникальных природных объектов, в том числе Караугомский ледник - самый длинный на Кавказе; многочисленные горные озера, водопады, огромные валуны, священные деревья. Из ботанических объектов наиболее интересны популяции курильского чая, пятилистника кустарникового, лапчатки кустарниковой в Билягидонском, Харезском и Оллагкомском ущельях. В ущелье Гебидон найдена самая высокорасположенная популяция кизила.

Целью создания парка явилась необходимость сохранения уникальных природных комплексов в юго-западной части Республики Северная Осетия-Алания, использования их в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях, создания условий для развития организованного туризма в этой зоне. Причиной стала сильно возрастающая антропогенная нагрузка на горные биогеоценозы республики, вызванная НТР. На площади 54,926 тыс. га сохраняются уникальные природные, исторические и культурные комплексы (памятники) Горной Дигории, северного макросклона Большого Кавказа, имеющие экологическую, историческую и культурную ценность. На территории парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены соответствующие функциональные зоны. Национальный парк «Алания» является связующим звеном между Северо-Осетинским Государственным природным заповедником на востоке и Кабардино-Балкарским высокогорным заповедником на западе в единой цепи ООПТ Северного Кавказа.

НП «Алания» расположен на северном склоне Центрального Кавказа. Территория парка со всех сторон ограничена цепью горных массивов. Это уникальный высокогорный национальный парк. Минимальная высота его территории 1100 м над уровнем моря, максимальная - 4646 м (гора Уилпата). Площадь парка 55 410 га.

На юге парк граничит по Главному Кавказскому хребту с Грузией, на западе - с Кабардино-Балкарским заповедником, на востоке - с Северо-Осетинским заповедником.

На территории парка установлен дифференцированный режим охраны с учетом природных, историко-культурных, хозяйственных и иных особенностей. Выделены следующие функциональные зоны: заповедная, особо охраняемая, рекреационная, специального режима, земли без изъятия из хозяйственного пользования, охранная, хозяйственного назначения [1].

С целью сохранения природно-культурных комплексов парка создана служба государственных инспекторов, занимающихся выявлением нарушений режима охраны и норм природоохранного законодательства.

Службой охраны пресекаются случаи браконьерства, незаконного сбора дикоросов, вырубки леса, незаконного нахождения на территории парка без соответствующих документов, вывоза предметов, имеющих историко-культурное значение, ведется охрана лесов и других природных комплексов от пожаров. Ежегодно в парке разрабатывается план мероприятий и работ по предотвращению и тушению пожаров.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма [2; 3].

Охрана национальных парков является частью системы мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природных ресурсов и окружающей природной среды, на придание более гармоничного, сбалансированного характера отношениям человека и природы. Правовая охрана национальных парков включает в себя совокупность правовых норм и осуществляемой на их основе системы мероприятий, направленных на сохранение благоприятного состояния окружающей природной среды. Кроме того, правовая охрана определяет меру должного и возможного поведения людей по отношению к природе, ее ресурсам и объектам.

Непосредственными объектами являются конкретные общественные отношения по охране, рациональному использованию отдельных видов природных богатств и обеспечению экологической безопасности населения [4].

Предметом экологических преступлений выступает природная среда в целом.

Причинение вреда одной из частей экосистемы отражается на состоянии других.

В отдельных случаях в качестве преступного воздействия предусматриваются редкие и достопримечательные ресурсы живой и неживой природы: природные ландшафты, урочища, ущелья либо единичные объекты природы: скалы, деревья, водоемы и др. [2; 5].

Необходимо отметить некоторую тенденцию экологических преступлений в Национальном парке «Алания». В частности, довольно низким остается количество протоколов в расчете на одного инспектора - всего 0,5-0,6. При этом необходимо отметить, что стали активнее применяться административные меры по привлечению к административной ответственности должностных лиц.

Протоколы по делам о загрязнении природных комплексов, самозахватах земель и незаконном строительстве занимают лидирующее место среди всех экологических преступлений. Все вышеизложенное может свидетельствовать о малой выявляемости экологический преступлений, что говорит о недостаточном уровне контроля за состоянием охраняемой экосистемы территории национального парка.

В последнее время стало возрастать количество безличных преступлений, т.е. где не был установлен виновный.

Особое значение имеет решение этого вопроса для отграничения экологических преступлений от посягательств на собственность.

Охрана природы невозможна в настоящее время без приложения человеческого труда. Специальными службами осуществляется охрана воздуха, вод, животного мира, растительности. Проводится работа по размножению и акклиматизации животных, разведению лесов. Все это - убедительное доказательство того, что мы находимся на этапе «очеловечивания» всей природной среды. Остается очень мало природных компонентов, к которым бы не прикасались разум и руки человека.

Экологические преступления бывают общего характера: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Административная ответственность за экологические правонарушения применяется компетентным органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом.

Предприятия, учреждения, организации, предприниматели - физические лица привлекаются к административной ответственности за экологические правонарушения в случаях, если нарушение связано с процессом производственной или иной хозяйственной деятельности.

На современном этапе проблема экологических проступков весьма актуальна. Ситуация осложняется распадом прежней системы государственного контроля, постоянными реорганизациями природоохранных органов, попытками ограничить либо вообще ликвидировать прокурорский надзор в сфере экологии.

На фоне постоянного роста экологических преступлений становится все менее эффективной правоприменительная практика.

Это связано с недооценкой общественной опасности экологических преступлений работниками правоохранительных и природоохранных органов.

Анализ вышеперечисленных сведений о работе инспекторского состава национального парка позволяет говорить о ряде тревожных тенденций, таких как:

  • низкий уровень контроля за соблюдением природоохранного законодательства;
  • недостаточный уровень работы по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, обеспечению взыскания штрафных и исковых сумм;
  • недостаточный уровень работы по привлечению нарушителей, совершивших экологические преступления, к уголовной ответственности;
  • крайне недостаточное внимание к проблеме выявления и пресечения нарушений, связанных с загрязнением природных комплексов, самозахватом земельных участков, незаконным строительством, самовольными рубками леса;
  • недостаточный уровень работы по выявлению таких серьезных нарушений, как браконьерская охота и незаконное рыболовство;
  • недостаточный уровень работы по пресечению нарушений на землях, включенных в границы национальных парков без изъятия их из хозяйственной эксплуатации;
  • рост количества «безличных» нарушений;
  • отсутствие развитой практики привлечения к административной ответственности виновных юридических лиц;
  • невысокая эффективность работы (количество дел, приходящихся в среднем на одного госинспектора) должностных лиц служб охраны многих национальных парков [5].

Рецензенты:

Бероев Б.М., д.г.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.

Черчесова С.К., д.б.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.