Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

AESTHETIC "MASQUERADE" (JEWELRY: CULTUROLOGICAL OVERVIEW OF THE MAIN FORMS)

Tikhomirova E.G. 1
1 Rostov State University of Civil Engineering
As a basicresearch problemof this article isthe phenomenon ofthe mask. Study of the phenomenon, allied concepts, shows that he has a strong placein the humanitarianculture. Fiction, psychological the ories and workshops, some ofthe aestheticsof imageare areasof culture, whichare clearly visible: the representation ofthe idea of the mask, the embodiment of the idea ofaspecific culturalproduct, the transition from the ideaof the phenomenon of the mask to its meaning in human culture. The paper presents an analysis ofa specific form ofhumanculture – aesthetic culture and jewelry in whichis hiddenthe true face ofthe problem of correlationand personaldiversityin the contemporarysocio-cultural space.
personality structure.
jewelry
aesthetic culture
culture and humanitarian culture
alias
the phenomenon masks
a phenomenon
мask

Введение

Человек творит мир культуры, создавая тексты из слов, артефактов, технологий, образов и идей. В этом культуротворчестве проявляется сущность человека - способность к преобразованию, возделыванию действительности. Этот процесс имеет разные грани, «светлые» и «темные» векторы движения, порождающие как положительно значимые феномены культуры (способствующие гармоничному сосуществованию Я и мира), так и отрицательно значимые (подрывающие основы бытия, ведущие к нестабильности и культурным кризисам). Деятельности человека, таким образом, суждено нести в себе эту противоречивость (разрушения и созидания), в рамках которой из взаимодействия двух миров - мира природы и мира личности - и рождается культура.

Одной из сфер, в которой проявилась возможность выйти за грань природного, стала сфера эстетического украшения тела. Создание украшений - культуротворческий акт по совершенствованию себя (данного человеку природой), попытка улучшить внешнее человеческое, отчасти противопоставить себя природному. Украшения - не только внешние изменения, но также демонстрация представлений о себе другим людям. И эта демонстрация может носить двояковыпуклый характер, неся и реальные и желаемые видения своего Я в мир [5]. Идее маски в этом процессе выделяется особое место - феномен проявил себя в личностном начале эстетики украшений. Украшения должно рассматривать именно как сигнал личности [3, 6], потому что в подоплеке имеется мотив владельца, использующего его. Украшения - есть форма репрезентации культуры, форма, в которой заключено стремление менять и меняться, согласно своим и коммуникационным ожиданиям. Таким образом, корни культурной специфики лежат в поле существования феномена маски. Маска - неотъемлемая часть сущности человека, а, следовательно, часть культуры. Маска - ситуативное, прорефлектированное изменение внутреннего или внешнего облика человека или действительности.

Современная культура, культура Новейшего времени, стала крайне телесной - огромное внимание теперь уделяется одежде, дизайну пространства, в котором обитает человек; в поле внимания попадает, конечно, и тело человека. Если в древние времена люди прикасались к телу с пиететом - как к сакральному сосуду, данному богами, - делали религиозные татуировки, пирсинг и специфический макияж или вообще не прикасались (например, в Средние века - то, что создано Всевышним, неизменно подвластно только его замыслам), то с ходом истории тело стало служить ареной уже человеческого Творения. То есть, человек двадцать первого века, перечеркнув религиозные кодексы, принялся перекраивать себя по своему образу и разумению. На смену демиургу божественному явился демиург человеческий.

Украшения демонстрируют множество сигналов от Я - Другому [1], вместе с тем обозначают то, что не только природа может связывать людей при помощи инстинктов и рефлексов, а и знаки-маски, которые человек сознательно примеряет на себя. Масок-украшений человек создал на данный период предостаточно, сохранив при этом и традиционные формы - перстни, кольца, браслеты, цепи, бусы, кулоны. Все это воспроизводится и промышленностью (в массовых масштабах) и вручную. Украшения теперь делают не только из золота, но и из более дорогих металлов - платины, драгоценных сплавов; также украшения делают из материалов совсем недорогих - дерева, стекла и пластика.

Украшения не имеют никакой цели, они неприменимы ни к какой полезной для человека деятельности. Украшения способствуют только маркировке личности. Украшения могут выступать только масками. Украшения - идея маски в чистом виде, даже если это часы с бриллиантами, постельное белье с шелковой вышивкой или пупок с серьгой. Ни в одном из этих мест украшения рационально не нужны. Украшения внерациональны в принципе. Хотя обо всех масках этого сказать нельзя - у других воплощений маски есть функционал, о котором говорилось в других работах [5].

Мотивов к украшению себя люди также придумали не очень много. Одним из главнейших является мотив усиления собственной значительности - мотив преумножения собственного Я, постановки себя рядом с другими или выше других Я - мотив престижа. Также люди украшают себя из-за желания укрыться за бижутерией; привлечь внимание; или ради стремления к совершенству (понимаемому субъективно). Сфер для украшения несколько: мир, жилище, личность (одежда и драгоценности), тело (стрижка, татуировки и пр.). Самой нефункциональной емкой является третья - сфера личности.

Какие же места и чем украшает себя человек? Что означает такая маркировка Я? Мочки ушей чаще всего украшают серьгами. Первые серьги были созданы в Азии для мужчин и только спустя века стали принадлежностью женского эстетизма. Материал и форма серег отличали принадлежность человека к определенному классу: цари, жрецы, чиновники, воины, рабы - все носили серьги. В античном мире серьги стали носить и женщины; к этому времени их уже инкрустировали драгоценными камнями - рубинами, топазами и, конечно, жемчугом [8]. Жемчуг - один из интереснейших материалов, используемых человечеством от начала времен до сегодняшнего дня для производства драгоценностей. В грязной раковине человек, обнаружив нечто несъедобное, но прекрасное в своем блеске - жемчужину, победил биологическое чувство голода ощущением красоты. Так, в жемчуге проявила себя антифункциональность украшений, их неприродность - «очеловеченность», «окультуренность».

Из правильно круглых жемчужин, овальных или причудливых форм, разных цветов и оттенков, с добавлением драгоценных камней в оправе (бриллиантов, изумрудов) люди делали украшения для пальцев, рук, ушей, шеи, головы. В живописи почти всех известных в истории художников встречается хотя бы один предмет, сделанный из жемчуга. Серьги из него ценились более всего, потому что очень сложно было к жемчужине подобрать пару.

Вторую жизнь жемчугу в Новейшее время придала Коко Шанель, создавшая ряд неумирающих модных штампов (костюм с маленькими кармашками, широкую юбку до колен, стеганную маленькую сумочку из кожи, маленькое черное платье и упомянутые ожерелья из (теперь искусственного для торгового бренда «Шанель») жемчуга).

В период легитимации христианства серьги было запрещено носить верующим согласно основной идее единения Всеобщего (Бога) и Единичного (человека): как созданный по «образу и подобию» - этот образ и подобие человек не имел права изменять. То есть так желаемая сегодня гармония природного и человеческого достигалась влиянием на внешний вид (папские буллы и иные церковные запреты). Только низшие слои средневекового социума и слои, не подчиняющиеся общественным правилам, продолжали носить серьги (например, мореплаватели и криминалитет). Времена менялись - менялись нравы, прически и мода на серьги [7], но очевидно следующее - это украшение всегда обозначало носящего его, связывало с культурной средой и отделяло от природы.

Серьги, которые сегодня носят классически, отмечают не столько мочку уха, сколько само лицо субъекта. Эти украшения меняют человека в глазах окружающих, направлены на Другого - например, серьги с подвесками делают излишне круглое лицо зрительно более вытянутым; серьги с массивными камнями позволяют сгладить крупные черты и т.д. - выступают в качестве явной масочной формы (изменения истинного облика).

Современная культура предложила человеку носить серьги и на других частях тела - носу, губах, языке, пупке, сосках и в интимной зоне. Тем самым обозначился возврат к этническим трендам через уподобление традициям или африканских племен (серьги «конго») или, например, древним традициям Мезоамерики - ацтеки, майя, инки с большим удовольствием делали пирсинг (проколы) для золотых, нефритовых и прочих украшений, размещаемых на теле, для придания статусности, маркировки своей принадлежности к классу или роду занятий.

В культуре Новейшего времени люди продолжили модифицировать себя, придавая при помощи украшения серьгами не только особую значимость частям тела, но и своему Я - в целом меняя его, согласно личным и общественным запросам и ожиданиям.

Кольца - такой же пример модификации данного от природы, как и серьги. Кольца и перстни как украшения известны еще с Каменного века (каменные и костяные), а в эпоху Древних цивилизаций появились и металлические (медные, серебряные и золотые), с разнообразными геометрическими символами на лицевой стороне, с фигурами, надписями (например, мировоззренческой или религиозной тематики), с камнями и без (просто круглые, как символ солнца и света). Большое внимание уделялось камням, вправленным в перстень: красные - здоровье сердца, синие - спокойный сон, зеленые - счастливый брак (существует множество популярных текстов, в которых толкуется «мистицизм» масок-значений драгоценных камней). Также известность приобрели перстни-печатки (для заверения писем и документов), перстни для обозначения сана, сословия или социального статуса.

Сегодня кольца производят из всевозможных материалов (в криминальной среде даже татуируют, но эта тематика, хоть и подходит к основной проблеме исследования, но не входит в данный текст, где я касаюсь украшений сделанных не на теле и не из тела человека (бодимодификации)). Носят кольца и мужчины и женщины - кроме обручальных и колец для помолвки, носят, по-прежнему, перстни-печатки и знаковые перстни (как память о событиях, как декорация себя и своих особенностей - например, перстни с «черепами» или перстни, «подходящие» знаку Зодиака).

С ходом времени менялись формы колец, способы декорирования лицевой стороны (резьба, насечки, инкрустация, роспись [2]), но смысл украшения и мотивы для его ношения оставались прежними - обозначить руку, носящую кольцо; скрыть недостатки; отвлечь смотрящего; привлечь смотрящего. Стоит отметить и тот факт, что кольца носили, да и носят не только на пальцах рук, а также и на пальцах ног (привлекая внимание к стопе - ее изяществу и пр.) и даже на шее (африканское племя Карен - вес колец до 6 кг) [8]. Если же украшение используют классически (носят на руке), то кольцо призвано ввести в зону видимости всю кисть руки; каждый палец для понимания сигнала, излучаемого кольцом, имеет значение.

Так, средний палец - суверенен (он больше других), он сигнализирует о тщеславии и самолюбии; соответственно, чем больше кольцо на среднем пальце, тем больше амбиций у носящего. Безымянный палец - пассивен, и чаще указывает на душевно-эмоциональное состояние владельца (в браке, на область чувств - помолвка, например); чем более вычурно кольцо, тем больше экзальтированны эмоции.

Эволюция браслета подобна эволюции колец. Браслеты делали из разных материалов (костей, камня, металла, стекла, волос, кожи, керамики, а теперь и из пластика), с инкрустациями, резьбой, насечками. В период, когда одежда имела короткие рукава, ношение браслетов было повсеместным; позже, с появлением длинных рукавов, браслеты стали «запястьями», «нарукавниками» - они призваны были придерживать ткань рукава, украшать предплечье и, конечно, обозначать класс владельца. Браслет также был соединен с еще одним статусным, но функциональным (в отличие от браслета) предметом - часами.

Подвески появились в истории культуры (как масок для Я) еще в Каменном веке, но технология создания более сложных шейных украшений - цепей и цепочек возникла только вместе с технологией обработки металлов - в эпоху Древних Цивилизаций [5]. Цепи из серебра и золота полагались по статусу высшим сословиям языческих племен и сообществ. Жрецы Древнего Египта и Ассирии носили их для обозначения помпезности и могущества владельца украшения. Так, представители светской и религиозной власти с удовольствием сделали цепи символами своего приоритета. С изменением моды в одежде, изменилась и мода на цепочки - они стали изящнее, вычурнее, дабы более выгодно подчеркивать углубившееся женское декольте. Так, цепи в конце XVIII века постепенно превратились в колье. Хотя традиционная форма - скрепления друг с другом колечек из металла - продолжила свое существование вплоть до нашего времени.

Цепи сегодня носят на шее, руках, ногах и на талии. Цепь, как и другое украшение - приковывает взгляд, поддерживает кульминационный уровень внимания [5] к знакам со стороны Я, выступает маской этих знаков (опредмечивая намерения - грудь, рука, нога, талия). Если украшение носится не на привычном большинству месте (как классическая цепь - на шее), то это может служить знаком полной осознаваемости человеком своего тела - человек понимает и принимает все свое тело в совокупности, выражает символику Я через использование специфики телесных зон для украшений. К цепочке дополнительным украшением может быть кулон, медальон или подвеска. От формы подвески или от содержания медальона также зависит символичность драгоценности: на простом уровне форма может выгодно подчеркнуть облик груди, на более сложном - нести глубокие значения. Например, в медальоне может быть изображение любимого, близкого человека или его локон (среди сокровищ последней русской императрицы Александры имеется медальон, выполненный из волос одной из царевен - локоны образуют листья и стебель цветка, который сам исполнен из жемчуга и бриллиантов [8]).

Подвески делались из камней, металлов, жемчуга, в виде геометрических орнаментальных или религиозных фигур (крест, изображения святых), растений, зодиакальных знаков и пр. Подвески и кулоны пользуются успехом и сегодня, так как несут себе массу смыслов, отражающих специфику Я конкретного человека.

Бусы как разновидность шейного украшения также появились в древнейшие времена. Материал археологических раскопок палеолитических стоянок (датируемых возрастом около 80 тысяч лет [5]) содержит, кроме артефактов повседневной культуры (утвари, орудий труда и пр.), многообразные украшения - серьги, подвески, а также хорошо сохранившиеся бусы. Они производились (и производятся) из разных материалов - раковин, зубов, костей, кожи, шелка, бумаги, жемчуга, горного хрусталя, кораллов, полудрагоценных и драгоценных камней, металла, стекла, пластика и пр. Бусы, как украшение, оказались более функциональными и более емкими - их использовали как средство оплаты за товары или услуги. То есть они выступили не только с религиозной ролью (как оберег, например), не только с ролью маркировки в социуме, но и в экономической сфере культуры - как символ меры труда. В Средние века с запретом на все украшения именно бусам удалось остаться в обществе - они стали четками. И тут принадлежность к общественному классу продолжала определяться материалами, из которых украшение делалось.

В сфере применения украшений оказались также волосы. В начале культур-истории диадемы создавали из черепов животных и человека, из рогов и зубов, из металла; разных форм, разных материалов. Фараоны Египта, цари Месопотамии, Персии, позже - Европы (древнейшая - корона Ломбардов), полководцы, политики (лавровые венки) - носили такие головные уборы. В Новое время, с появлением капиталистической прослойки, диадемы (как и другие дорогие украшения) перестали быть привилегией высших, власть держащих классов. А в Новейшее - стали пользоваться успехом среди, например, невест или в качестве аксессуара к любой торжественной церемонии. Но диадемы - привилегия женщин. Мужчины чаще носят простые обручи для длинных волос, но эти обручи не несут в себе идею украшения Я ради примитивного декорирования; мужской пол «убрал» волосы под «маску» обруча для обозначения свободы от принятых стандартов - от стрижки по требованиям социума к внешнему виду мужчины.

Броши (фибулы) для человека сначала были способом закрепить одежду - края плаща, туники, платка. С изобретением пуговиц они переместились в разряд украшений - броши стали делать в виде фигурок реальных и фантастических животных, людей, цветов, насекомых, фруктов и ягод, птиц, предметов (ключей, например), геометрических фигур, религиозных символов; декорировали полудрагоценными и драгоценными камнями (аграфы); золотили, чернили, покрывали эмалью. Броши подчеркивали декольте и линию плеча. С обилием драпировок росло число брошей, которыми складки просто сшивали. Платья становились тяжелыми «шкатулками» драгоценностей владельца (например, коронационные портреты русских императриц [8]). Сегодня броши не потеряли популярности, скорее наоборот - переживают второе рождение - в молодежной среде они стали значками. Броши - значки - знаки - выразили функцию маски как обозначения состояния Я, посыла личности другим Я (в надписях, картинках, цвете и пр.).

По большей части современные украшения невелики. Маленький размер говорит о желании заботы, нежности и преувеличенного внимания к Я. Маленькие украшения чаще всего не стоят дорого, но «отдают» тепло и заботу (эмоциональные составляющие). Существует индустрия и детских драгоценностей - в ней значимость себя как успешного взрослого проецируется на ребенка. Кроме детских украшений, есть и украшения для домашних животных - маленьких модных пород собак (ошейники с инкрустацией из горного хрусталя, с жемчугом и даже бриллиантами). Маленьким украшениям придают округлые формы, носят на груди - в области «души» [4].

Украшения высокой стоимости - демонстрация своего экономического превосходства и экономической свободы. Если такую драгоценность дарят, то это ко многому обязывает получателя подарка, он должен понимать, что от него попросят или потребуют взамен нечто равнозначное - услугу, поступок или смену личных ценностей. Если украшение получает супруг - то он становится обозначением стоимости «отношений», своеобразным «ошейником» (означающим право на власть) для партнера. Если дорогое украшение носят в повседневности - оно означает посыл другим: «я - тот, кем ты никогда не станешь», «я - особый». Те люди, которые пользуются украшениями в неподобающих случаях, показывают другим, что не понимают ничего ни в себе, ни в других. Те, кто совсем не носит сегодня украшений, тоже настораживают. Полное отсутствие украшений - есть нежелание выставлять этот опыт напоказ, желание того, чтобы другие оценивали внутреннее, духовное начало (как в образах христианской религиозной тематики - ноль украшений, но бесконечность совершенства духа).

Таким образом, в современной культуре украшения не утеряли почти ничего из прошлого опыта, а наоборот, вобрали все значения, все технологии, созданные человечеством за тысячелетия своего существования. Украшения - были и есть установки для Я о том, как надо поступать самому и другому, видящему, осознающему сигналы, посылаемые этими декорациями - масками-персонами.

Рецензенты:

Герасимов Г.И., д.филос.н., профессор, кафедра социологии, политологии и права ИППК Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону.

Лубский А.В., д.филос.н., профессор, кафедра социологии, политологии и права ИППК Южного федерального университета, Ростов-на-Дону.