Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HEALTHY WAY OF LIFE AS A PROFESSIONAL VALUE

Sorokina V.M. 1, 1 Sorokin D.Yu. 1
1 Kamyshin technological institute (branch) of Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education “Volgograd State Technical University”
Bosing the process model for students to form the attitude under study detemined the logic of the forming experi-ment which was implemented on the material of the following disciplines: “Physical Culture” (section of “General mathematical and natural science disciplines”), “Security of vital activities” (Section of “General professional Disciplines”). Physical Culture appeared in the role of the system-forming discipline in the process for students to form an attitude to the healthy way of life as a professional value. Healthy life-style attitude is characterized by the connection of a personality and professional value. It is considered by him as something meaningful for the social and his own lives, it is accepted as such and it appears in the corresponding activities.
healthy way of life
value
professional
physical culture

Основной целью «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года» является создание условий, обеспечивающих гражданам России возможность регулярно заниматься физической культурой и спортом, вести здоровый образ жизни и повышать статус России как спортивной державы.

В связи с этим особую значимость приобретает формирование у молодежи отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Данная статья посвящена описанию модели процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни, разработанной опытно-экспериментальным путем.

Педагогическая деятельность по формированию отношения к здоровому образу жизни начинается с диагностического исследования практики, целью которого является изучение противоречий. Мы пытались выявить основные противоречия в массовой практике обучения общим гуманитарным, естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам, которые обусловили необходимость работы по формированию у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.

Обоснование модели процесса формирования у студентов исследуемого отношения определило логику формирующего эксперимента, который осуществлялся на материале дисциплин «Физическая культура» (раздел «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»), «Экология» (раздел «Общие математические и естественнонаучные дисциплины»), «Безопасность жизнедеятельности» (раздел «Общепрофессиональные дисциплины»). Физическая культура выступила си­стемообразующей дисциплиной в процессе формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. При ее изучении студент знакомится с различными способами укрепления организма, подготовки к трудовой деятельности, рационального использования свободного времени, оптимального развития физических способностей и двигательных возможностей, снижения уровня заболеваемости и травматизма, реализуя при этом возможности здорового образа жизни для успешной профессиональной деятельности. В ходе эксперимента использовались авторские учебные пособия «Волейбол для здоровья», «Стритбол - разновидность баскетбола», «Методические основы занятий физической культуры в вузе», методические указания «Организация занятий по профессионально-прикладной физической подготовке со студентами», «Организация занятий по волейболу со студентами».

Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа согласно модели процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности. Первый этап (мотивационно-информационный) был направлен на формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности на безразлично-потребительском уровне, т. е. установление взаимосвязи между здоровьем человека и профессией, осознание здорового образа жизни как ценности. Достижение целей первого этапа было связано с решением репродуктивных задач ценностно-смыслового характера следующего содержания: «Здоровый образ жизни - источник ресурсов, необходимых для профессии», «Что такое профессиональная ценность», «Какое значение для всех профессий имеют принципы здорового образа жизни», «Что есть система здорового образа жизни для вашей будущей профессии». Опорными темами данного этапа явились «Основы здорового образа жизни студента», «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов» (дисциплина «Физическая культура»); «Экология и здоровье человека» (дисциплина «Экология»); «Опасности технических систем», «Основы физиологии труда и комфорт­ные условия жизнедеятельности в техносфере» (дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»). Решение репродуктивных задач ценностно-смыслового характера предполагало использование бесед, рассуждений, дискуссий, элементов проблемного изложения.

Второй этап (оценочный) был направлен на формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности на нейтрально-пассивном уровне и предполагал решение задач на «открытие» студентом личностного смысла ценности «здоровый образ жизни», т. е. осознание личностной, а значит, в силу особенностей указанного феномена, и общественной его значимости. На данном этапе применялись частично-поисковые задачи ценностно-смыслового характера следующего содержания: «Докажите, что здоровый образ жизни - необходимое условие успешной профессиональной деятельности». В контексте данной проблемы рассматривались отдельные аспекты: «Что есть здоровый и нездоровый образ жизни? Для каких профессий, а также в каких сферах производственной деятельности здоровый образ жизни имеет наибольшее значение?». Опорными темами данного этапа явились следующие: «Значение и задачи охраны окружающей среды», «Вода как фактор здоровья» (дисциплина «Экология»), «Классификация основных форм деятельности человека», «Оценка влияния вредных факторов на здоровье человека» (дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»), «Ценностный потенциал физической культуры и спорта как основа формирования физической культуры личности», «Валеологическое воспитание» (дисциплина «Физическая культура»). Решение частично-поисковых задач ценностно-смыслового характера предполагало использование проблемного изложения, эвристической обобщающей беседы, диспута, рассуждения. Особое место на оценочном этапе отводилось выполнению практических задач и обсуждению полученных результатов.

Третий этап (деятельностно-практический) был направлен на формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности на осознанно-действенном уровне. На данном этапе решались задачи на принятие личностного смысла ценности «здоровый образ жизни» как профессиональной ценности, включение его в систему отношений студента с будущей профессией. Применялись задачи исследовательского характера следующего содержания: «Докажите, что здоровый образ жизни - это личная и социально значимая профессиональная ценность. Используйте материалы семейных архивов». Студентам было дано опережающее задание, данные материалы они собирали целенаправленно, беседуя со своими родственниками, изучая литературу, посвященную данному вопросу, анализируя информацию из телепередач, газет, журналов, книг. Опорными темами деятельностно-практического этапа явились следующие: «Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности» (дисциплина «Физическая культура»), «Управление безопасностью жизнедеятельности» (дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»), «Проблемы окружающей природной среды, взгляд в ХХI век» (дисциплина «Экология»). Решение задач ценностно-смыслового характера предполагало использование эвристической и обобщающей беседы, проблемного изложения, имитации жизненных ситуаций.

Целесообразно отметить, что созданная модель процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности носит идеальный характер. В реальной практике осуществлялось варьирование применяемых средств в соответствии с уровнем сформированности у конкретного студента данного отношения. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что в процессе формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности выявлена положительная динамика всех компонентов исследуемого личностного образования (см. табл.).

Динамика формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, чел. (%)

Уровень сформированности у студентов отношения к здоровому образу жизни

Показатели по группам

Контрольная

Экспериментальная

начало эксперимента

конец эксперимента

начало эксперимента

конец эксперимента

Низкий (безраз- лично-потребительский)

69

(47,2)

57

(39)

69

(47,1)

42

(28,5)

Средний (нейтрально- пассивный)

66

(45,2)

74

(50,6)

66

(44,9)

83

(56,6)

Высокий (осознанно-действенный)

11

(7,9)

15

(10,4)

12

(8)

22

(14,9)

Как видим, количество студентов безразлично-потребительского уровня в экспериментальной группе изменилось с 47,1 до 28,5 %, т. е. уменьшилось на 18,6 %, в то время как в контрольной группе снизилось с 47,2 до 39 %, т. е. на 8,2 %. Из этого следует, что положительная динамика на безразлично-потребительском уровне в экспериментальной группе превосходит на 10,4 % изменение в контрольной группе.

Количество студентов с нейтрально-пассивным уровнем сформированности в экспериментальной группе изменилось с 44,9 до 56,6 %, т. е. увеличилось на 11, 7 %, в то время как в контрольной группе аналогичный показатель увеличился с 45,2 до 50,6 %, т. е. на 5,4 %. Количество студентов с осознанно-действенным уровнем сформированности в экспериментальной группе изменилось с 8 до 14,9 %, т. е. увеличилось на 6,9 %, в то время как в контрольной группе аналогичный показатель увеличился с 7,9 до 10,4 %, т. е. на 2,5 %. Из этого следует, что положительная динамика на осознанно-действенном уровне превосходит в 2,8 раза изменения в контрольной группе. Мы можем констатировать, что показатели изменений по результатам формирующего эксперимента в экспериментальной группе более значительные по сравнению с контрольной.

Позитивная динамика формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в экспериментальной группе объясняется рядом педагогических обстоятельств: отношение к здоровому образу жизни включено в целеполагание при проектировании учебно-воспитательного процесса; этот процесс обеспечивается системой средств, включающих задачи ценностно-смыслового характера, личностно значимые педагогические ситуации, которые способствуют взаимодействию субъектов учебно-воспитательного процесса. Об изменении отношения студентов к здоровому образу жизни свидетельствует следующий факт: до начала опытно-экспериментальной работы в Камышинском технологическом институте действовало 6 спортивных секций, в которых занимались 142 человека; после завершения опытно-экспериментальной работы действуют 10 секций, которые посещают 398 студентов.

В заключение хочется подчеркнуть, что опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования в целом подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности эффективно в обучении общим гуманитарным, естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам. Представленная педагогическая система формирования у студентов исследуемого отношения вносит определенный вклад в развитие ценностного подхода в образовании.

Рецензенты:

Соловцова И.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград.

Разбегаева Л.П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Теория и методика преподавания истории, обществоведения и права» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград.