Введение
В подростковом возрасте отмечаются бурные биологические и социальные изменения, обусловливающие всю психологическую перестройку. Колоссальные изменения происходят в сфере самосознания подростка, в целом оформляется такое сложное образование как Я-концепция: претерпевают изменения образ Я, система самооценок подростка.
На наш взгляд, исследование особенностей психических новообразований возраста дает наиболее ценную дифференциально-диагностическую информацию, поскольку психические новообразования возраста являются наиболее уязвимыми для влияния вредоносных факторов [1],[2], [5], [9]. Применительно к подростковому возрасту наиболее значимыми в плане диагностики психического развития будут некоторые личностные образования: тревожность [4], образ Я[6]; взаимоотношения подростка с учителем[8] и др. В младшем подростковом возрасте для диагностики психологического благополучия развития наиболее обосновано исследование базового компонента Я-концепции - образа Я.
Актуальность изучения образа Я младших подростков с нарушениями развития обусловлена и другими факторами:
- насущной потребностью практики: вопросы организации коррекции вторичных нарушений применительно к школьным возрастам (особенно средним и старшим) нуждаются в разработке и внедрении в образовательный процесс;
- образ Я лежит в основе Я-концепции, а она обеспечивает успешность адаптации и интеграции в обществе, что особенно важно для личности с нарушением развития.
Образ Я может включать в себя такие характеристики (модальности):1 - физические характеристики, в которых человек воспринимает и описывает свое тело и внешность; 2 - социальные идентичности, то есть указание на те группы, статусы и категории, к которым индивид принадлежит, и которые составляют его различные "Мы", определяя его ответы на вопрос "Кто Я?"; 3 - определенные личностные диспозиции, с помощью которых индивид описывает свои социально-психологические качества, отвечая на вопрос "Какой Я?"
Структура образа Я раскрывается: 1) определением психологической иерархии отдельных физических самоописаний, социальных идентичностей и личностных диспозиций, выявлением центральных, наиболее влияющих на формирование целостного образа Я характеристик; 2) выяснением соотношения объективных (социальных и поведенческих) и субъективных (мотивационных) аспектов; например, описывает ли индивид себя преимущественно в терминах своих социальных ролей, статусов и поступков или в терминах эмоций, установок и желаний.
И.С. Кон установил, что важнейшими психологическими механизмами самопознания являются: 1 - усвоение субъектом оценки его другими людьми; 2 - социальное сравнение - человек осознает и оценивает себя путем сравнения с другими людьми; 3 - самоатрибуция - индивид заключает о себе и своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях. Первый механизм самопознания связан с неосознаваемыми установками на себя, в механизме социального сравнения наблюдается включение сознания, и, наконец, самоатрибуция напрямую связана с включением личностной рефлексии в процесс познания себя [3].
Предметом нашего исследования явились особенности образа Я (его субъективная значимость, содержание, структура и механизмы становления) младших подростков с задержкой психического развития (ЗПР), обучающихся в условиях образовательной дифференциации (специальная коррекционная школа VII вида) и в условиях образовательной интеграции (коррекционные классы VII вида общеобразовательной школы). Данные особенности рассматривались в сопоставлении с особенностями образа Я младших подростков с нормальным психическим развитием (НПР) и с интеллектуальными нарушениями (ИН).
Были применены следующие экспериментальные методики: тест установок личности на себя "Кто Я?" (М.Кун, Т.Макпартлэнд, 1984) выявляет вербальные представления о себе [7];проективная методика "Незаконченные предложения" (авторский вариант) отражает глубинные неосознанные слои опыта самопознания; техника репертуарных ранговых решеток (авторский вариант) выявляет систему значимых представлений о себе, влияющих на поведение человека [6].
Анализ результатов проведенных методик по всем выборкам испытуемых позволил выделить возрастные и специфические особенности образа Я младших подростков с ЗПР.
Возрастные особенности формирования образа Я:
1. На протяжении младшего подросткового возраста постепенно усиливается субъективная значимость образа Я. Подростки 10-11 лет во многом еще сохраняют черты, присущие детям младшего школьного возраста: детскую непосредственность, обращенность на характеристики других из близкого окружения, частые характеристики себя через успешность в учебной деятельности. Самоописания подростков 11-12 лет отличаются большей самостоятельностью, закрытостью, противоречивостью, что свидетельствует о проявлении субъектности при конструировании образа Я и его значимости. В отличие от младших подростков с НПР и с ЗПР у их сверстников с ИН в период с 10 до 12 лет вообще не наблюдается роста рефлексивных возможностей и субъективной активности в плане самопознания.
2. Наблюдается когнитивное усложнение понимания характеристик личности. В младшем подростковом возрасте усвоение понятий, обозначающих качества человека, проходит путь от слабодифференцированных представлений к соотнесению понятия с частным проявлением его в жизни до абстрагирования от конкретных ситуаций и их обобщения. Эти изменения в когнитивной организации образа Я на данном возрастном этапе, несомненно, связаны с развитием словесно-логического мышления. В отличие от когнитивного усложнения образа Я младших подростков с НПР и с ЗПР объяснения понятий подростками с ИН носят слабодифференцированный конкретно-ситуативный характер, и дальнейшего развития когнитивной организации образа Я не происходит.
3. От 10 к 12 годам растет значимость мнения сверстника при конструировании собственного образа, и, наоборот, снижается значимость мнения взрослого (усиливается тенденция к прямым корреляциям между компонентами "Я - наличное" и "Я - для друзей" и ослабевает между компонентами "Я - наличное" и "Я - для взрослых").
4. Еще одна возрастная тенденция в становлении образа Я в младшем подростковом возрасте касается преобладающих механизмов самопознания. В качестве доминирующих механизмы самопознания сменяют друг друга в такой последовательности: усвоение характеристик извне, рефлексия единичных поступков, сравнение себя с другими, обобщенная рефлексия.
Однако, несмотря на наличие возрастных особенностей и тенденций, процесс становления образа Я у младших подростков с ЗПР характеризуется своей спецификой, общей для всей рассматриваемой категории и различной для подростков из классов коррекции и из специальной школы. Общие особенности обусловлены влиянием сходного нарушения развития, а специфика - разным влиянием микросред и генезисов, которые привели к ЗПР.
1. В отличие от нормы, у младших подростков с ЗПР все же недостаточно развивается словесно-логическое мышление. Закономерно возникает отклонение в когнитивной организации образа Я. Указывая на такую возрастную тенденцию как усложнение понимания характеристик личности от слабодифференцированных к конкретно-ситуативным до абстрактных, нужно пояснить, что у младших подростков с ЗПР основными к 12 годам все же остаются конкретно-ситуативные понимания и объяснения понятий. Эта особенность отчетливо демонстрирует связь задержки в развитии познавательной сферы с возникающими особенностями образа Я: он формируется на базе наглядно-образного мышления.
2. У младших подростков с ЗПР раньше, чем у подростков с НПР, наступает кризис самовосприятия - в 11-12 лет. И он связан с препятствиями на пути конструирования образа Я. Причины и проявления этого кризиса у подростков из классов коррекции и из специальной школы разные (описаны ниже). А то, что кризис самовосприятия возникает преждевременно, говорит о неблагополучии самопознания у младших подростков с ЗПР.
Таким образом, сходное нарушение психического развития при разных формах ЗПР приводит к единым тенденциям в развитии самопознания. А различные типы генезиса ЗПР и, в большей степени, разное влияние микросред порождает различия в формирующихся образах Я младших подростков, обучающихся в классах коррекции массовой школы и в специальной школе для детей с ЗПР.
1. Основное отличие образов Я двух рассматриваемых категорий младших подростков с ЗПР касается семантического пространства. Подростки, обучающиеся в классах коррекции, в 10-11 лет только начинают проводить анализ своих действий и поступков, а ведущими оказываются социальные статусы и роли. В 11-12 лет тенденция к анализу действий и поступков усиливается, а на втором месте оказываются социальные статусы и роли, появляется интерес к своим предпочтениям и желаниям. Аналогичная картина наблюдается у подростков 10-11 лет с НПР. Таким образом, мы наблюдаем затягивание по времени процесса становления образа Я у подростков, обучающихся в классах коррекции.
Задержка в формировании образа Я этой категории подростков, препятствия на пути построения конструктивных размышлений о себе обусловлены не только дефектом развития, но во многом - негативным восприятием их со стороны взрослых. Формирующийся "комплекс неполноценности" мешает становлению полноценного образа Я на рефлексивной основе, более того, налаживанию адекватных взаимоотношений и общения со сверстниками.
Подростки с ЗПР, обучающиеся в специальной школе, продемонстрировали еще более выраженные качественные особенности образа Я. В 10-11 лет ведущими оказываются личностные характеристики, усвоенные подростками в силу их внушаемости. На второе место выходят предпочтения и желания, главным образом инфантильные, не направленные на конструирование образа Я. Иначе говоря, в возрасте 10-11 лет у младших подростков с ЗПР из специальной школы мы не наблюдаем проявлений субъективной активности при конструировании образа Я. А возраст 11-12 лет ознаменован ярким кризисом самопознания, сущность которого мы рассмотрим далее. Поэтому наблюдается чрезмерность характеристик социальных статусов и ролей. На этом фоне постепенно начинают появляться характеристики своих действий и поступков.
Итак, мы видим, что наблюдается неблагополучное формирование образа Я в силу того, что из поля рефлексии в 10-11 лет выпадает базовое звено развития семантического пространства образа Я - анализ своих действий и поступков. Как мы убедились, он все же появляется к концу данного возрастного периода. Описанное выше, мы полагаем, может иметь две объективные причины. Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что ЗПР этой категории испытуемых обусловлена наиболее патогенными причинами - церебрально-органическими. А во-вторых, в условиях специальной школы дети ощущают принятие их окружающими, но из-за искусственного усвоения личностных характеристик в силу высокой внушаемости этих детей, происходит форсирование хода становления образа Я.
Для сравнения у младших подростков с ИН практически не наблюдается динамики в процессе становления образа Я на рефлексивной основе. Эти подростки к 12 годам просто активнее усваивают обобщенные оценочные характеристики, даваемые окружающими. Из-за недоразвития собственной рефлексии образ Я отличается бедностью, стереотипностью, аморфностью и отсутствием возрастных изменений.
2. Описывая сходные черты образов Я младших подростков с ЗПР, мы отметили, что у них раньше, чем в норме, возникает кризис самовосприятия, и что его причины и проявления различаются. Так в образах Я младших подростков с ЗПР 11-12 лет, обучающихся в классах коррекции, не появляется временная перспектива: испытуемые не планируют свое будущее, "не примеряют" на себя различные социальные роли и статусы в будущем. Подростки склонны давать себе негативные характеристики, которые не компенсируются перечислением своих достоинств, или гиперкомпенсаторные характеристики - такая бравада является проявлением защиты от негативного восприятия их взрослыми. На фоне низкого самопринятия у подростков формируются неоправданно позитивные представления о сверстниках, что мешает налаживанию полноценного общения. Кризис самовосприятия ведет к тому, что подростки находят неконструктивные способы самоутверждения: установки на аддиктивные формы поведения, мысли о смерти, ориентация на применение силы. То есть, как мы установили, неблагополучное становление образа себя у подростков из классов коррекции является одной из причин их девиантного поведения.
Подростки с ЗПР 11-12 лет из специальной школы также переживают яркий кризис самопознания, проявляющийся в чрезмерности характеристик своих социальных статусов и ролей (79% от всех модальностей). Но у этой категории подростков не возникает ощущения собственной неполноценности и бесперспективности своего положения, что является результатом принятия и уважения ребенка в условиях специальной школы. Однако кризис возникает в силу того, что у подростков, привыкших полагаться на мнение взрослых, впервые возникает собственная рефлексия. Накапливающиеся сведения о себе вступают в противоречие с усвоенными ранее: в возрасте 11-12 лет эти подростки только начинают активно рефлексировать свои действия и поступки. Недостаточность рефлексии приводит к тому, что у подростков оказывается сниженным осознание себя как носителя определенной активности. И если не стимулировать развитие самопознания с учетом выявленных закономерностей, то, вероятнее всего, полноценный образ Я так и не сформируется. А в итоге это проявится в незрелости Я-концепции и, как следствие, в психологических проблемах (несамостоятельность, неуверенность и т.д.).
3. Рассматривая структуру образа Я, была выявлена возрастная закономерность, которая заключается в том, что на протяжении младшего подросткового возраста растет значимость мнения сверстника при конструировании образа Я и снижается значимость мнения взрослого.У младших подростков с ЗПР из специальной школы так же, как и при НПР, прослеживается постепенность этого процесса. У младших подростков с ЗПР из классов коррекции отмечается не постепенное, а резкое снижение прямых корреляций между компонентами "Я - наличное" и "Я - для взрослых". А тенденция к прямой связи между "Я - наличным" и "Я - для друзей" оказывается выраженной не ярко. Более того, растет расхождение между компонентами "Я - для друзей" и "Я - для взрослых". Из всего этого можно сделать вывод, что образ Я подростков из классов коррекции в 11-12 лет оказывается в состоянии дисгармонии: существуют как бы два Я - для взрослых и для друзей, что, естественно, дестабилизирует наличный образ Я.
4. Отмечая существование возрастной эволюции механизмов самопознания в подростковом возрасте, мы не указали ее специфики применительно к подросткам с ЗПР.
У подростков, обучающихся в классах коррекции, в период от 10 до 12 лет очень значимым является такой механизм самопознания как усвоение характеристик извне (в 10-11 лет он доминирует). Постепенно возрастает значимость механизмов сравнения себя с другими и рефлексии единичных поступков. Последний к 12 годам становится ведущим.
У младших подростков с ЗПР из специальной школы на протяжении всего возрастного периода ведущим сохраняется усвоение характеристик извне, единственное, что испытуемые в 10-11 лет больше прислушиваются к мнению взрослых, а к 12 годам чаще ориентируются на мнение сверстников о себе. У подростков с ИН выявить механизмы самопознания не удалось в силу низкой критичности испытуемых, аморфности их образов Я.
Итак, наличие общих, возрастных, особенностей образа Я свидетельствует о единстве закономерностей становления образа Я как при НПР, так и при ЗПР. Это указывает на то, что при компетентной организации коррекционно-развивающей работы можно добиться нормализации процесса самопознания. Наличие специфических особенностей образа Я у младших подростков с ЗПР указывает на влияние дефекта опосредовано через микросреду. Это влияние далеко от идеального, как в случае дифференцированного, так и в случае интегрированного способов обучения подростков с ЗПР, имеющихся в настоящее время. Однако дифференциация образования позитивнее влияет на личностное становление таких детей. Способствовать снятию отклонений вторичного порядка, а специфика образа Я при ЗПР таковой и является, возможно только за счет правильной организации влияния микросреды.
Рецензенты:
Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г.Нижний Новгород.
Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий» (филиал в г. Н. Новгород), г.Нижний Новгород.