Введение
Таким образом, актуальность проблемы предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков обусловлена тем, что в условиях радикальных перемен, охватывающих все стороны жизни российского общества: экономическую, политическую, социальную, духовную наряду с позитивными преобразованиями, стимулирующими совершенствование многих сфер деятельности человека, усиливается и ряд негативных тенденций (Н.Ф. Дивицина [1], В.А. Сонина [5], В.А. Худик [8], П. Штомпка [9] и др.).
Так, например, по данным МВД в 2012 году каждое двадцатое расследованное преступление (5,1 %) совершено несовершеннолетними или при их соучастии; доля несовершеннолетних участников преступлений от численности детского населения в возрасте от 14 до 17 лет составляет 1,06 %; доля несовершеннолетних, совершивших преступления и общественно опасные деяния, от числа состоявших на учете в органах внутренних дел – 4,28 %.
Такие тревожные тенденции диктуют настоятельную необходимость пересмотра и совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества, всех социальных институтов. Анализ существующей практики [1–4, 6, 7] показывает, что сегодня все более актуализируются вопросы выявления особенностей формирования асоциального поведения подростков, поиска эффективных путей его социально-педагогической профилактики и коррекции, разработки целостной системы воспитательно-профилактической деятельности.
Цель исследования
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Прометей»» направлено на профилактику девиантного поведения подростков группы риска. В организацию центра входит сопровождение подростков с девиантным поведением. Результаты данной работы можно отследить по следующим мероприятиям, входящим в индивидуальный план работы с подростками:
- появление у подростков устойчивых интересов;
- формирование представлений об общечеловеческих ценностях;
- повышение интереса подростков к образовательному процессу;
- увеличение количества подростков, занимающихся в кружках, спортивных секциях, клубах и т.п.;
- сокращение количества подростков, состоящих на учёте в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН), уменьшение количества проявлений асоциального поведения у подростков;
- уменьшение количества причин, по которым подростки попадают в «группу риска»;
- проведение анкетирования, опросов участников мероприятий с целью отслеживания эффективности проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости подростков в мероприятия;
- создание условий для обеспечения защиты прав несовершеннолетних;
- социальной реабилитации и адаптации в обществе;
- стабилизация числа беспризорных детей и подростков.
Особого внимания требовала организация индивидуальной деятельности с подростками, которая определялась по следующей логике:
- представление о самом себе;
- отношения к миру;
- актуализация круга проблем, которые волнуют подростка и которые требуют своего решения.
Материал и методы исследования
Специалисты центра используют для сбора информации следующие основные методы и приемы: наблюдение, беседу, анкетирование, опрос, биографический метод и метод экспертной оценки.
Вместе с тем за период нахождения на сопровождении в отделении дневного пребывания имеют место единичные рецидивы совершения противоправных действий. По каждому факту собирается консилиум специалистов для решения вопроса о переводе воспитанника на другую форму обслуживания. Большинство сопровождаемых отделением дневного пребывания и социального патроната получают профессиональное образование в учебных заведениях системы начального профессионального образования (НПО), но следует отметить и увеличение количества обучающихся в высших учебных заведениях, что может свидетельствовать об эффективности работы по профессиональному самоопределению и повышению учебной мотивации проводимой в центре.
Таким образом, можно сделать вывод о повышении уровня познавательной активности, снижении уровня тревожности и гнева, что в целом может свидетельствовать о повышении учебной мотивации подростков, более позитивного отношения к процессу обучения [4]. Данные результаты позволяют сделать вывод об эффективности применяемых в центре «Прометей» методов по повышению учебной мотивации и сопровождения образовательного процесса в целом.
Важнейшим показателем эффективности психолого-педагогического сопровождения являются изменения в отношениях подростка с асоциальным поведением как к самому себе, так и окружающим. Данные изменения рассмотрим на примерах диагностики уровня самооценки (отношение к себе) и эмпатии (отношение к другим), приведенных на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Результаты диагностики уровня самооценки воспитанников группы дневного пребывания СРЦН
Рис. 2. Результаты диагностики уровня эмпатии воспитанников группы дневного пребывания СРЦН
Как видно из рисунков 1 и 2 у подростков появились реальные изменения в оценивании своего Я, развитии эмпатии, сочувствия, что в дальнейшем позволит наладить адекватные межличностные взаимоотношения, коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.
Приведем результаты исследования уровня реактивной (ситуативной) тревожности (далее – РТ) как наиболее яркого показателя оценки эффективности психологического компонента сопровождения подростков с асоциальным поведением. Для определения уровня РТ использовалась методика Ч.Д. Спилбергера, поскольку данный способ диагностики обеспечивает беспристрастное сравнение объектов по изучаемому признаку, эффективный контроль за динамикой РТ при применении профилактических технологий. Высокая тревожность обусловливает устойчивую склонность воспитанников к восприятию большого круга ситуаций как «угрожающих». Вместе с тем средний уровень РТ рассматривается как оптимальный уровень «полезной тревоги», как естественная, обязательная особенность активной личности. Результаты диагностики уровня РТ представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Сравнительные данные выраженности уровня реактивной тревожности у воспитанников группы дневного пребывания СРЦН
Данные диагностики подростков при поступлении показали, что большинство имеют умеренный уровень тревожности (50 %), высокий уровень характерен для 42 % воспитанников. Показатели диагностики по результатам сопровождения фиксируют снижение процента воспитанников, имеющих высокий уровень (с 42 % до 32 %), а также увеличение процента подростков, обладающих средним уровнем РТ (с 50 % до 53 %). Данную динамику можно рассматривать как положительную, поскольку большинству испытуемых (53 %) стал характерен средний оптимальный уровень РТ, т. е. адекватно оценивая ситуации, возникающие в процессе жизнедеятельности, они перестали воспринимать их как «угрожающие» и отказались от непродуктивных тактик защиты (например, от защиты в виде нападения).
Результаты исследования и их обсуждения
Результаты, полученные по итогам диагностики, служат подтверждением необходимости в проведении психолого-профилактической работы среди подростков с асоциальным поведением. Это можно рассматривать как один из показателей оценки эффективности сопровождения подростков с асоциальным поведением при поступлении воспитанника, и при выпуске применялась диагностическая методика на основе теста «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Данная методика позволяет оценить динамику изменения степени социальной приспособленности, уважения к социальным нормам и этическим требованиям, склонность к преодолению норм и правил, к саморазрушающему поведению, агрессии и насилию, делинквентному поведению. Сравнительные результаты тестирования приведены на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению воспитанников группы дневного пребывания СРЦН
Заключение
На основе полученных данных можно сделать вывод об эффективности социального сопровождения, так как показатели по шкалам склонности к агрессии и насилию, склонности к аддиктивному, делинквентному, саморазрушающему поведению, преодолению норм и правил по сравнению с первым тестированием значительно снизились и находятся в рамках нормы или приближаются к ней.
Рецензенты:
Худик В.А., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФПО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. ак. И.П. Павлова», г. Санкт-Петербург.
Рыжова Н.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, директор департамента НИР НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург.