Введение
Проблема совершенствования общего музыкального образования сегодня актуальна во всем мире. Большая часть населения планеты не приобщена к классической музыке. Аналогичная ситуация наблюдается в Республике Корея. По программе, утвержденной министерством образования страны, в учебные планы университетов на всех специальностях в качестве факультативной дисциплины введен предмет Понимание музыки. Однако встает вопрос: как его преподавать? В большинстве случаев педагоги пытаются вести его как традиционную музыкально-теоретическую дисциплину, например, Элементарную теорию музыки. Однако такое преподавание не приносит должных результатов, так как студентов надо заинтересовать. Нами разработана новая методика преподавания этого предмета, которая приносит ощутимые результаты. Этот вывод позволяет сделать тот факт, что данная методика практически апробируется с 2006 года в одном из южнокорейских университетов - Ханбат. Мои студенты - юристы, экономисты и представители других специальностей.
Основная часть
Новаторский подход преподавания включает несколько составляющих, но мы остановимся на одной из них, во многом определяющей вектор обновления: на включении в качестве учебного репертуара материала телевизионных программ, где звучит классическая музыка и которые постоянно смотрят студенты. Я обращаюсь к различным медиа-жанрам: от рекламных видеороликов до музыкальных кинофильмов.
Причина столь необычного для традиционной музыкальной педагогики выбора учебного материала заключается в том, что духовная жизнь современного человека буквально подчинена масс-мадиа. Именно ТВ, его наиболее популярные среди населения передачи оказывают решающее воздействие на формирование художественных вкусов молодежи, в том числе музыкальных. Телевизионное пространство вызывает у нее интерес, остальное (лекции, концерты и др.) зачастую отпугивает ее от классической культуры.
Нами была поставлена цель: использовать материалы телевидения для приобщения студентов к академической музыке. Особенно эти материалы играют важную роль на первом этапе обучения, так как непосредственно связаны с повседневной жизнью студентов. Что касается академического образовательного подхода, то поначалу он представляется молодым людям слишком «наукообразным» и лишает занятия необходимого эмоционального сопереживания и мотивации [4]. Согласно нашей точки зрения, наиболее оптимальным метод обучения, это совмещающий музыковедческую науку с активной аудио- и видео- иллюстрацией, почерпнутой из СМИ.
Спрашивая на первом занятии, какая сфера музыки особенно интересна студентам, мы обычно получаем ответ: «Современная музыка», то есть популярная, та, которую они каждый день слышат по радио и телевизору. Ответ «классическая музыка» звучит крайне редко. Причины этого довольно разнообразны. Например, достоинствами популярной музыки можно считать то, что ее интересно слушать, она легкая для восприятия, что ее жанры короткие, и исполнители приходятся по душе большинству слушателей, а мелодии можно легко спеть когда угодно, в том числе веселясь, собравшись вместе с друзьями.
Если задать вопрос о классической музыке, мы, как правило, получим только два ответа - это «сложно» и «неинтересно». В данном случае необходимо изменить в сознании студента понимание «сложно» на концепт «легко» и создать подход, опирающийся на причины любви к современной музыке.
Корейцы очень любят песни, при этом поют в одиночку. Следуя современным веяниям корейской поп-музыки, они вслушиваются в специфические особенности песен и, следовательно, приобретают культуру восприятия и исполнения этих мелодий. Следовательно, необходимо использовать положительные особенности популярной музыки для приобщения к классике и при помощи средств массовой информации сделать это процесс приобщения доступным. В качестве средства для достижения образовательного эффекта более всего подходят телепередачи, ведь телевизор смотрят, чтобы увидеть любимых звезд и послушать их песни. Среди телепередач есть те, что направлены на обучение музыке. В Республике Корея именно такими являются программы «Скандальные шедевры», в которой рассказывается о музыкальных произведениях, и «Звезды оперы», где популярные певцы исполняют классические арии (в России преподаватель тоже может найти необходимый ему медиа-материал).
Рассмотрим подробнее, какой образовательный эффект можно наблюдать в содержании каждой программы, в частности телекомпании KBS «Скандальные шедевры».
В музыке, особенно классической, есть содержание [2, 3]. Также в ней наличествуют, так называемые, фундаментальные основы, к которым в российском музыкознании относят средства музыкальной выразительности, жанр, форму и т. д. [1]. Однако для человека, не приобщенного к музыкальной культуре, в музыке достаточно знать только текст песни. На этом основании у него создается впечатление, что во многих жанрах классики (например, непрограммной симфонической) нет смысла, так как нет вербальных текстов. В связи с этим, воспринимать на слух такую музыку ему сложно, и запоминать тоже нелегко.
Музыка рождается из душевного состояния композитора, его пристрастий и интересов, его любви, разлуки, то есть из обыденной жизни [3]. Просто все это не выражено, зачастую, вербально, а передается при помощи звуков различных музыкальных инструментов. В донесении этой информации до слушателей огромную роль играет передача «Скандальные шедевры». В каждом ее эпизоде, посвященном известному художнику или композитору, рассказывается об известном произведении живописи или музыки, а затем исполняются музыкальные сочинения. Знакомство с оценкой шедевров классики, данной музыкантами, философами, звездами эстрады в ходе передачи с каждым новым ее эпизодом способствует взаимному обмену знаниями и повышает общее понимание шедевров искусства.
Начиная с 8-го января 2011 года, данная передача раз в неделю рассказывает зрителям о каком-либо известном произведении искусства. Поскольку создатели этих произведений жили (или живут) в разных странах, ведущие телепередачи выезжают за границу, чтобы взять интервью у зарубежных специалистов, посмотреть на оригинальные партитуры, побывать на родине музыкантов и показать это телезрителям. Все это придает передаче большую достоверность. С момента основания по сегодняшний день в передаче было представлено более сорока музыкальных опусов. Это и корейская музыка, и произведения Чайковского, Пуччини, Малера, Каччини, Мендельсона, Шопена, Брамса и других авторов. На примере познания этих произведений различных жанров несомненно улучшает понимание музыки в целом.
Например, материалы передач с 36-го по 45-й эпизоды были показаны нами (и прокомментированы) на занятиях осеннего семестра в 2011 году. В этот период передачи выходили вечером во вторник, что позволяло нам после их просмотра выкладывать музыкальное произведение на нашем личном Web-сайте, посвященном дисциплине Понимание музыки, и в пятницу, на занятии еще раз прослушать его и обсудить для лучшего закрепления. О списке сочинений можно судить по приведенной ниже таблице 1 (данные взяты нами с сайта телекомпании KBS «Скандальные шедевры» [5]):
Таблица 1. Репертуар телепередачи «Скандальные шедевры»
|
Музыкальное произведение |
Содержание занятия |
Эпизод 36 |
Опера Ж. Бизе «Кармен» |
Об опере, о Бизе |
Эпизод 42 |
Ф. Шуберт, Струнный квартет № 4 |
О струнном квартете, о Шуберте |
Эпизод 43 |
Элгар - «Триумфальный марш» |
О симфоническом оркестре, об Элгаре |
Эпизод 44 |
Че Дон-сон - «Родина» |
О корейских мелодиях |
Эпизод 45 |
Л. Бетховен, Симфония № 9, 4 ч. |
О симфонии, о Бетховене |
Заблаговременный просмотр передачи способствует лучшему усвоению материала, делает музыку привычной и знакомой, а также позволяет систематизировать знания в ходе занятий. Использование такого способа повторения материала повышает концентрацию внимания у студентов, их заинтересованность предметом, позволяет получить удовольствие от занятия. Более того, у многих студентов возникает интерес к классической музыке, и они без принуждения начинают ходить на концерты.
Использование для занятий передачи телеканала TVN «Звезды оперы» позволяет наиболее эффективно продемонстрировать особенности оперного жанра [6]. Приглашенные на телевидение современные эстрадные певцы исполняют оперные арии, а затем в режиме реального времени происходит голосование. Эта серия передач строится по принципу «кто останется последним»? Ее участники выбывают один за другим, и важно, что вокальные произведения исполняются по одному каждую неделю, при этом разбираются и оцениваются судьями как на уроке.
Сразу после выхода передачи на Интернет-порталах выкладывается видео с исполнениями арии разными участниками. Видео, занявшее первое место, стоит первым в списке, что явно повышает внимание зрителей к победителю. Для сравнения также выкладывается видео арии в ее классическом исполнении, что также способствует повышению зрительского интереса. Зрители слушают арии и незаметно для себя (на подсознательном уровне), осваивая их музыкальную лексику, начинают понимать, что такое классическое вокальное исполнение, в какой опере звучит та или иная ария.
К тому же, на каждом из Интернет-порталов дается более профессиональная академическая интерпретация, что позволяет зрителям естественным образом повторять и закреплять изученный материал.
О количественном показателе репертуарной динамики в передаче «Звезды оперы» можно судить по представленной ниже таблице 2:
Таблица 2. Количество арий, прозвучавших в выпусках 1-6 телепередачи «Звезды оперы»
Номер выпуска |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего |
Количество мелодий |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
4 |
34 |
Как видно из приведенной выше таблицы, за время существования передачи зрители ознакомились с содержанием 34-х разнообразных арий. Причем в Корее арии, исполняемые оперными певцами, не пользуются популярностью у широких слоев населения. Однако если те же арии поют любимые зрителями звезды эстрады, то это приводит к естественному сближению с классикой. И здесь, на наш взгляд, заключается положительный момент от показа данной передачи. Материалы этой передачи также обсуждаются нами.
Наша педагогическая практика подтверждает, в процессе ознакомления с этими передачами, студенты, вначале не знавшие предлагаемой музыки, научились различать арии и запомнили их названия, мелодии и содержание.
Вероятно, сегодня ничто не даст такого сильного познавательного эффекта и не привлечет внимание огромной аудитории, как креативное объединение классики с массовой культурой.
Выводы
Применительно к внедрению названных телепередач в учебный процесс университета Ханбат, можно сделать вывод, что при просмотре и прослушивании видеороликов с ариями в исполнении любимых звезд эстрады, студенты, сами того не замечая, знакомятся с классикой и постепенно адаптируются в ее образно-выразительный комплекс. Сначала они как бы привыкают к ее звучанию, зачем начинают проникать в него и только потом, через комплекс представлений и ассоциаций, приходят понимание и любовь.
Обращение к такого рода видеороликам стимулирует мотивацию к предмету «музыка», что особенно важно на первом этапе. Задачей преподавателя является грамотный подбор необходимого материала.
Большим достоинством такого метода является то, что студентов, можно приобщить к предмету на основе их художественных интересов и предпочтений (пусть пока еще мало развитых).
Музыка, в отличие от других предметов, обладает широким спектром психологического влияния, особенно эмоционального. Благодаря этому посредством передач студенты через искусство известных им звезд эстрады открывают для себя этих «звезд» в новом контексте и приобщаются к классической музыкальной культуре.
Таким образом, не исключено, что с увеличением числа телепередач, связанных с классической музыкой, студенты смогут слышать ее не только в стенах аудитории, но и за ее пределами, а преподаватели - использовать эти передачи в качестве учебно-методического материала.
Новый подход дает очень хороший педагогический результат. Как показывает опыт преподавания в университете Ханбат, у студентов появляется интерес к классической музыке, и они начинают ходить на концерты и интересоваться академическим искусством. Данный педагогический подход, вероятно, будет результативным и в других странах.
Рецензенты:
Клюев А.С., д.филос.н., профессор, профессор кафедры музыкального воспитания и образования ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г.Санкт-Петербург.
Денисов А.В., доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры теории и истории культуры ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г.Санкт-Петербург.