Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODS AND TECHNIQUES OF CREATIVE ACTIVITY TEACHER

Gubina M.V. 1
1 Municipal educational institution for children in need of psychological and pedagogical assistance Center of psychological-medical-social support "Rostok "
The article touches upon the problem of the study and development of creative activity of teachers. The creative activity of teachers, is defined as an individual´s ability to leverage its knowledge and skills in solving creative, pedagogical problems, and developing the process and result of the decision. It is noted that the problem of form-ing creatively active persons were examined by scientists from the positions of the search mechanisms of inclusion in the creative activity of the subject; the revealing of the essence of activity of the individual, and in particular teachers, as well as justification and use of methods and tools to facilitate the development of creative activity. Analysis of investigations aimed at studying the level of creativity of teachers. The paper proposes ways of meth-ods and techniques of development of creative activity of teachers. For development of creative activity of a teacher, you must perform a system formative influence through a certain set of conditions educational microen-vironment.
reflective environment
creative potential
creativity
creative activity
creation

Современное общество нуждается в педагогах, обладающих гибким и творческим мышлением, способных свободно ориентироваться в быстроменяющемся мире и адаптироваться в нем, владеющих способами преобразования окружающей действительности. Следовательно, актуальное значение приобретает творческая активность и способность личности к поиску и созданию нового, а также стремление к продуктивному решению актуальных задач и проблем.

Творческая активность учителя определяется как способность личности максимально использовать свои знания и умения при решении творческих, педагогических или других задач, совершенствуя процесс и результат решения. Развитие творческой активности оказывает благотворное влияние не только на способность к принятию нестандартных решений, к самостоятельному поиску и переработке информации - оно затрагивает и духовную сферу личности, поскольку «всякий творческий акт имеет нравственное значение, будь то творчество познавательных или эстетических ценностей» [8].

Согласно исследованиям Д.Б. Богоявленской и А.М. Матюшкина, творчество можно определить как некий выход за пределы наличной ситуации или имеющихся знаний, что находит выражение в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом [1].

Н.Е. Воробьев определяет творческую активность как интегративную черту личности, включающую совокупность двух компонентов: стремление к творческой деятельности (мотивационный компонент) и умение осуществлять творческую деятельность самостоятельно (операционный компонент) [2].

Проблема развития творческой активности учителя особенно остро проявляется при взаимодействии учителя с креативным ребёнком.

Место для творческого поиска и самостоятельного разрешения проблемы всегда должно оставаться, иначе учебная деятельность может потерять интерес для обучающихся вследствие своей механистичности, которой отличаются задания, выполняемые строго по установленному образцу и предполагающие единственное верное решение.

Центральным моментом в деятельности педагога является процесс принятия педагогических решений, где можно обнаружить единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности. По тому, как подготавливаются, принимаются и выполняются педагогические решения, можно судить о реальной силе практического мышления учителя и своеобразии его педагогического искусства. Рассматривать данный аспект без наличия у педагога оригинальности, изобретательности, творческой жилки, нетрадиционного подхода не представляется возможным. Поэтому необходимо соотносить «продукты» мышления учителя с его творческим потенциалом. К творческому же аспекту Б.М. Теплов относит способность свободно и быстро изменять способы деятельности в зависимости от складывающихся условий, способность твердо отстаивать принятые решения [9].

При этом, по мнению авторов учебного пособия по педагогике В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности [7].

С точки зрения А.Х. Маслоу, источниками творческой активности являются потребности высшего порядка, а именно следующие.

  1. Потребность в познании окружающего мира, желание познать новое, интерес к жизни и свежесть восприятия лежат в основе творческого поиска и задают направленность творческому процессу.
  2. Потребность в общении, которая проявляется и как потребность подражания, с одной стороны, и как потребность самовыражения, с другой. Сочетание самовыражения и подражания являются постоянными двигателями творческой деятельности.
  3. Потребность в самоуважении, которая свойственна только человеку, а, следовательно, относится к потребностям высшего порядка. Эта потребность наполнена социальным содержанием и основана на желании человека самоутвердиться в социуме, что, в свою очередь, является одним из важных мотивов творческой деятельности.
  4. Потребность в реализации заложенных в организме возможностей. Уже у ребёнка мы может проследить эту потребность, которая проявляется в детской игре, а у взрослого перерастает в желание реализации имеющихся способностей, в том числе и творческих.
  5. Потребность в самоактуализации. Самоактуализация трактуется представителями гуманистической психологии как процесс подлинного, самостоятельно избранного становления личности [6].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемы формирования творчески активной личности рассматривались учёными с позиций поиска механизмов включения в творческую деятельность субъекта; выявления сущности активности личности, и в частности учителя, а также обоснования и использования методов и средств, способствующих развитию творческой активности.

Проблемы включения в творческую деятельность, поиска условий развития творческой личности исследованы учеными: С.Д. Абдурахмановым, В.И. Андреевым, Л.С. Выготским, В.Н. Дружининым, В.А.Крутецким, И.Я. Лернером, А.Н. Луком, А.М. Матюшкиным, О.И. Мотковым, Т.С. Паниной, Я.А. Пономаревым, К. Роджерсом А.Х. Чупановым.

Вопросам творческой активности личности посвящены исследования A.Н. Лука, Я.А. Пономарева, В.Н. Соколова, Ж.И. Мугалова, А.Т. Шумилина, П.С. Ванцвайг, Д.М. Маллаева, И.И. Антоновой, в которых раскрывается сущность творческой активности, определяются её признаки и структура, обосновываются особенности организации творческого процесса.

Как в настоящем, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом.

Нами было проведено исследование, направленное на определение уровня творческой активности учителей. Исследование проводилось с использованием опросника М.М. Кашапова и О.Н. Ракитской «Определение творческой активности личности» [4].

Опросник включает 44 суждения, предлагается выразить своё согласие или несогласие с ними. Вопросы направлены на педагогическую деятельность, в частности на работу по поддержанию и развитию креативности обучающегося.

В исследовании приняли участие учителя в возрасте от 35 до 56 лет в количестве 60 человек. Мы получили следующие результаты: больше половины учителей (63%) обладают средне выраженной креативностью, проявляющейся в их творческой активности. У 37% учителей показатели оказались ниже среднего уровня, высокого уровня зафиксировано не было.

Анализ ответов показывает, что большинство учителей (66%) предпочитают заниматься традиционной проблемой, чем совершенно новой; 42% - не любят дискуссии на уроках; с воодушевлением применяют на практике нетрадиционные формы обучения - 42%. При этом 75% учителей отметили, что готовы преодолеть многие жизненные трудности ради любимой работы.

Таким образом, при решимости преодолевать трудности в своей работе большинство учителей не готовы признать, что сами эти трудности и создают нежеланием меняться, пробовать новое, исследовать, учиться у детей.

Создание творческой обстановки в педагогической деятельности и в ходе образовательного процесса с целью развития творческой познавательной и профессиональной активности и успешности учителя возможно, по М.В. Кларину, при соблюдении следующих рекомендаций:

  • содействовать устранению внутренних препятствий творческим проявлениям (помочь обрести уверенность во взаимоотношениях со всеми участниками образовательного процесса, избавиться от боязни сделать ошибку, натолкнуться на критику окружающих);
  • воздерживаться от категоричности и оценок, не препятствуя тем самым свободному размышлению над какой-либо проблемой;
  • поддерживать живость воображения и в то же время «дисциплинировать» его, обсуждая новые предложения;
  • повышать возможности новых ассоциаций и связей в творческом процессе (использование неочевидных сравнений и сопоставлений, поддержка спонтанности в создании образов и целенаправленности в их осмыслении);
  • создавать условия для умственной разминки (совместный групповой поиск решений, выполнение упражнений по освоению новой непривычной ситуации);
  • помогать видеть смысл, общую направленность собственной и совместной с кем-либо творческой деятельности, принимать творческую деятельность (решение творческих задач) как развитие собственных способностей, потенциальных внутренних резервов (открытости, восприимчивости, чувствительности, широты и насыщенности восприятия всего окружающего) [5].

Определяющее влияние на развитие творческой активности личности оказывает сочетание таких параметров среды, как низкая степень регламентации поведения, информационная обогащенность и представленность образцов креативного поведения [8].

На технологическом уровне это можно обеспечить с помощью: заданий практикума, обладающих креативной ценностью; создания ситуаций сотрудничества на разных этапах обучения; вовлечения педагогов в исследовательскую работу на экспериментальной площадке и апробацию своей авторской программы, оценку ее целесообразности и эффективности.

В.А. Сластенин и Л.С. Подымова отмечают, что особая роль в развитии творческой активности принадлежит рефлексивно-инновационным технологиям, к числу которых следует отнести: организационно-деятельностные игры, рефлексивно-инновационный практикум, изучение авторских концепций, разработку авторских программ, практическую работу в инновационных типах учебных заведений, участие в различных формах повышения квалификации, которые личностно ориентированы на активные технологии обучения; педагогические мастерские, тренинги [8].

Авторы, изучающие проблему развития креативности учителей, рассматривают различные приемы, с помощью которых на групповых занятиях можно способствовать повышению яркости образов интенсивности эмоциональных переживаний, чувствительности, преодолению барьеров психологической защиты, раскрепощению интеллектуальных возможностей и поддержке творческой направленности [3].

«Мозговая атака» как способ продуцирования новых идей без давления критики и самокритики позволяет освободиться от психологической защиты, особенно успешно тогда, когда группа разнородна по составу и широк круг профессиональных интересов участников. В рамках метода мозговой атаки следует для активизации мышления использовать такие приемы, как список контрольных вопросов (наводящие вопросы, заставляющие рассматривать задачу с самых разных сторон, менять ракурс взгляда на задачу), расчленение (переконструирование материала с целью разрушения старых связей, обсуждение возможности изменения каждого компонента в функционирующей системе), изложение задачи неспециалисту.

Р.М. Грановская отмечает, что метод «синектики» предполагает расположенность к импровизации, освобождение задачи от контекста, использование аналогий, что позволяет извлекать информацию из разных источников. Например, прямые аналогии находят часто искомые элементы в биологических системах. Субъективные аналогии особое внимание обращают на двигательные ощущения. Фантастические аналогии требуют представить вещи такими, какими их хотелось бы видеть, игнорируя любые законы. Аналогии являются средством смещения процесса поиска с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности.

Деловые игры - еще один достаточно известный пример группового развития творческих способностей.

Принятие на себя какой-либо роли (лучше, если непривычной) и дух соревнования способствуют нахождению оригинальных решений. При этом происходит формирование иной точки зрения на ситуацию, переосмысление происходящего, некоторое эмоциональное отчуждение от единственной, обычно принимаемой на себя роли. Важный момент в деловых играх - возможность исполнения различных ролей, что исключает полную идентификацию с какой-либо из них и позволяет, отстранившись от своего привычного взгляда, смотреть на проблему беспристрастно.

Создание рефлексивной среды, которая характеризуется, прежде всего, наличием условий для изменения учителем представлений о себе и переосмысления личностных стереотипов, позволяет моделировать особые, уникальные по отношению к учителю проблемные ситуации, когда его личностный профессиональный и интеллектуальный опыт не только актуализируется, востребуется, но и осознается как недостаточный в достижении какой-либо конкретной педагогической цели. Возникающее противоречие между ресурсами своего «Я» и уникальностью ситуации разрешается в поиске иных, нестереотипных, инновационных способов действия.

Таким образом, творческий потенциал учителя развивается как способность к созданию новшеств в педагогической деятельности, а также как своеобразная способность творчески относиться к себе, своему труду, к взаимодействию со школьниками, к решению проблемных ситуаций. С помощью рефлексивно-инновационных технологий достигается достаточно высокий уровень адаптации педагога к быстро меняющимся условиям. Применение рефлексивно-инновационных технологий способствует созданию творческой образовательной среды, в которой становится возможным соблюдение следующих основных позиций.

  1. Побуждение учащихся к творчеству в познавательной деятельности, формирование эмоционально-ценностного отношения к предлагаемому содержанию или действиям.
  2. Выстраивание отношений диалога, субъект-субъектного взаимодействия.
  3. Обеспечение в образовательном процессе контекста поиска и открытия, а не «риторики утверждений».
  4. Предложение таких видов действий, как: сравните, докажите, сделайте выбор, аргументируйте, предъявите и обоснуйте свой вариант.
  5. Основные формы организации занятий: проведение исследований, экспериментов; решение проблемных задач и ситуаций, защита проектов.

Анализ проблемы развития творческой активности учителя позволил сделать вывод о том, что она актуальна и требует своего решения в широком масштабе. Для развития творческой активности учителя необходимо осуществлять системное формирующее воздействие через определенный комплекс условий образовательной микросреды.

В образовательной практике и в профессиональной деятельности самого учителя желательно осуществить перенос акцента с обучающей деятельности на преобразовательную, что поможет в решении задач учителя, направленных на формирование у учеников способности использовать новые способы деятельности; потребности к познанию; развитию креативных качеств учащихся.

Разнообразие применяемых методов и приемов, направленных на решение данной проблемы, помогает повысить эффективность проводимой работы, которая осуществляется в условиях локальной профессиональной среды и в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Рецензенты:

Лукьянова М.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ОГБОУ ДПО «Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Ульяновск.

Донина О.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики высшей школы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.