Актуальность вопроса самореализации человека, как правило, возникает в периоды бурных социальных изменений, которые нацеливают его на поиск и осмысление своего места в жизни. В рамках классического психоанализа З.Фрейдом в ходе моделирования структуры психики был сформулирован основной принцип деятельности - принцип удовольствия, порождаемый напряжением отношений между «Ид» и «Супер Эго», однако напрямую проблема самореализации З. Фрейдом не рассматривалась. В рамках аналитической психологии, К.Г.Юнгом, описана точка равновесия, самость, единый гармонизирующий центр, который будучи аккумулированным, трансцендируется во вне. Реализация своей психической сущности носит у Юнга название индивидуации. У Э.Фромма, как у представителя неофрейдизма, тема реализации себя человеком уже связана со свободой проявления собственной воли при наличии ответственности.
Проблема самореализации, смысл которой понимался в уменьшении человеком неопределенности положения и уточнении своего места в мире, рассматривалась еще накануне первой мировой войны в работах представителей экзистенциальной философии. В дальнейшем В. Франкл отмечал, что при осуществлении смысла у человека появляется наличие «здоровой доли напряжения». Его трактовка базируется на основе положений гуманистической психологии, согласно которым человек несет прямую ответственность за все сделанное им, поэтому, в отличие от классического психоанализа, это напряжение носит осмысленный характер. Позже, экзистенциальный психолог Р. Мэй, высказал мысль о потребности человека в «продолжении и увеличении себя», а также о достижении счастья и гармонии в ходе примирения им противоположностей своего «Я».
Таким образом, в психодинамическом направлении развитие понятия самореализации проходит от этапа биологизаторского понимания к мифологическому и духовному, выходя на уровень решения вопроса посредством разума.
Тема самости и трансцендентности также рассматривалась в психосинтезе. Понятие самореализации Р. Ассаджиоли связано с духовным пробуждением человека и постижением своего «Я». С ним солидарен основатель онтопсихологии А. Менегетти, который полагал, что человек должен раскрыть и воплотить в жизнь замысел природы относительно себя, проявить свою сущность. В гуманистической психологии А. Маслоу рассматривает один из аспектов переживания самореализации - самоактуализацию, которая интерпретируется им как переход потенциального в актуальное, и является выражением человеком высших ценностей. Другой представитель гуманистического направления, К. Роджерс, также рассматривает человека в терминах возможного. По его мнению человек всегда стремится минимизировать рассогласование между «Я-реальным» и «Я-идеальным», достигнуть «конгруэнтности» и гармонии между ними. Мнения представителей гуманистического направления в вопросе самореализации человека едины в положении о достижении им идеала, однако самоактуализация в идеях раннего А. Маслоу выглядит как однонаправленное движение человека, поэтапное удовлетворение потребностей разного уровня. Самореализованных личностей, согласно мнению по А. Маслоу, не много, и достижение самоактуализации - удел избранных. В отличие от него К. Роджерс предполагает работу психики в цикличном режиме, основанном на возникновении - устранение дисгармонии между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Самоактуализация обусловлена наличием позитивного ядра личности, которое есть у каждого человека.
При анализе вышеперечисленных теорий самореализации в рамках зарубежной психологии возникает несколько направлений этого вопроса: ее осознанный и неосознанный характер; точка активизации потенциала и духовное пробуждение; материализация потенциальных сил человека в социальной действительности и, наконец, достижение вершин развития посредством приближения к идеалу.
В отечественной науке проблема самореализации также впервые возникла в начале XIX века, в период социально-экономической и политической неопределенности, упоминаясь в работах представителей экзистенциальной философии. Впоследствии тему самореализации подняли психологи в конце 50-х, начале 60-х годов, когда актуализировался вопрос об активизации профессиональной деятельности человека, а затем в 90-е годы, в эпоху социальной и политической напряженности в России. В свое время С.Л. Рубинштейн писал о самореализации, как о проблеме, поднимающей в науке вопрос «о месте человека в мире, в жизни» [13, с. 256].
По нашему мнению, возникает некая рядоположенность закономерных проявлений самореализации, выявленных разными исследователями. Изначально социальная среда выдвигает требования определенного уровня, отвечая которым человеку необходимо перестраивать свое сознание (Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев). Внешние изменения порождают напряжение в человеке, связанное с необходимостью самоопределения и реализации накопленного потенциала. Авторами М.С. Ивановым и М.С. Яницким самореализация рассматривается как взаимообусловленное единство процессов развития и реализации, скорость которых одинакова. Рассогласование скоростей способствует изменению силы напряжения самореализации, что, в свою очередь, замедляет этот процесс. По их мнению, процесс осуществления самореализации интегрирует «три классических уровня человеческой психики - индивидный, личностный и индивидуальный» [4, с. 21].
Напряжение самореализации переживается человеком как потенциал, вероятность и проект, данные феномены освещали в своих работах Е.Е. Вахромов, Т.Д. Шевеленкова. В терминологии Д.А. Леонтьева в процессе самореализации происходит «опредмечивание сущностных сил». «Сущностные силы человека - это его универсально-деятельные способности, содержательно определенные и наполненные конкретно-историческим содержанием, или, что то же самое, это конкретно-исторические общественные отношения, облеченные в форму деятельных способностей людей, реализующих эти отношения» [8].
Осознанная реализация собственных сил обуславливает субъектность человека в процессе выстраивания своей жизненной перспективы на пути к будущему идеальному «Я», что в рамках акмеологического подхода рассматривает К.А. Абульханова-Славская. В ходе деятельности человек «примиряет» противоречие биологического и социального, таким образом, происходит обретение им целостности. В отечественной психологии понятие целостности человека поднял Б.Г. Ананьев. Он выступил в качестве инициатора создания единой концепции в изучении человека, им выделены иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. В рамках деятельностного подхода А.Н. Леонтьевым обоснована взаимосвязь «деятельности и сознания» как системы. «В деятельности, а не в переживании осуществляется... действительное единство субъекта и его действительности, личности и среды» [7]. Системный взгляд на самореализацию снимает противоречия внешнего и внутреннего, по мнению авторов В.Е. Клочко и Э.В. Галажинского, в результате самореализации возникает новая реальность, третье «очеловеченное» пространство [5]. Человек в этом случае начинает действовать в режиме нового, «экономного» функционирования (Д.А. Леонтьев). По мнению Л.А. Коростылевой с повышением уровня самореализации уменьшается количество барьеров, препятствующих ей; деятельность происходит над порогом надситуативной активности (В.А. Петровский).
Таким образом, отечественными и зарубежными авторами отмечается разнообразие аспектов данного понятия. Самореализация рассматривается как цель и потребность (Д.А. Леонтьев, Э .Фромм); как способ жизни (А. Маслоу, Е.А. Никитина); как процесс (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Коростылева, М.С. Яницкий); как переход от потенциального к актуальному (Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин); как результат жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская). Л.А. Коростылева и И.В. Солодникова рассматривают самореализацию как результат для общества и для человека. Для общества - это формирование социально одобряемых образцов личностной успешности, для человека - личностный рост и формирование успешной, мобильной, хорошо адаптированной личности. Самореализация выступает в качестве средства (О.С. Газман); состояния (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс); как особый вид деятельности (И.Д. Егорычева).
Вышеизложенное обусловливает проблему выделения критериев самореализации, в решении которой среди исследователей на сегодняшний день нет единого мнения. К.А. Абульханова-Славская критерием самореализации считает удовлетворенность [1, с. 231], с ней согласна Л.А. Коростылева, называющая в качестве критериев самореализации удовлетворенность и полезность (продуктивность) [6]. С.Д. Максименко и В.И. Оседло выделяются следующие критерии самореализации: организационный (цели, мотивы, осознанность ценностных ориентаций и карьерного роста, уровень достижений, желание овладеть необходимыми знаниями и умениями); деятельностно-творческий (преобладающие средства и способы реализации профессиональной деятельности, степень выраженности профессиональной этики, характер творческой активности и умение творчески решать задачи, степень реализации творческого потенциала); субъектно-личностный (уровень сформированности субъектных качеств и личностно-профессионального развития); результативно-профессиональный (уровень результативности профессиональной деятельности, в том числе, реализации профессиональных знаний, умений, навыков и практических профессиональных действий) [9]. С.И.Филимонова в качестве критериев самореализации называет удовлетворенность, продуктивность самореализации и цену самореализации [18]. А.А. Реан среди критериев самореализации в педагогической деятельности выделяет ответственность, терпимость, способность к саморазвитию [12].
По нашему мнению структуру профессиональной самореализации педагогов-психологов составляют критерии, выступающие в качестве ее ценностно-смысловых оснований. К таким относится: 1) Субъектно-личностный: возраст и стаж работы в качестве психолога образования; самооценка профессионально важных качеств; 2) Ценностно-мотивационный: ценности профессиональной деятельности; мотивы профессиональной деятельности; 3) Инструментально-целевой: ценные для специалиста цели и средства деятельности; 4) Социальный: ценности социальных групп; 5) Смыслообразующий: уровень развития ценностно-смысловой сферы; смысложизненные ориентации; 6) Психологический: актуальные смысловые состояния сознания, заключающиеся в активности временных локусов (настоящее, прошлое, будущее); уровень субъективного контроля.
Таким образом, в отечественной психологии проблема самореализации предстает как поиск человеком своего места в мире, ответом на вызов внешнего мира является обнаружение и напряжение потенциальных сил. Выстраивание перспективы требует от человека как биологических, так и социально-психологических ресурсов. В ходе осуществления самореализации человек достигает целостности, также происходит формирование нового измерения, в условиях которого активность человека приобретает «надситуативные» характеристики.
Анализ отечественной и зарубежной научной литературы обнаруживает разнообразие идей на предмет детерминированности процесса и результата самореализации человека в профессиональной сфере. Большинство мнений сходно в положении о культурно-исторической детерминации самореализации специалиста в ходе его профессиональной деятельности. Ряд авторов отмечает, что профессиональная самореализация специалиста базируется на ценностно-смысловой основе.
Так, по мнению К. Обуховского, понимание смысла своей жизни, является залогом нормального функционирования. В.Э. Чудновский рассматривал смысл жизни как ценность «чрезвычайно высокого порядка» [19]. По выражению В.Е. Клочко и Э.В. Галажинского, ценности образуют «жизненный мир как пространство для реализации актуальных потребностей и возможностей человека» [5, с.91]. По мнению разных авторов, ценности могут иметь различное значение: 1) детерминируют поведение (Н. Гартман, Э.В. Соколов, М.С. Коган, Д.А. Леонтьев, В.А. Ядов, И. Ялом); 2) являются источником мотивации деятельности (Ю.А. Шерковин, Б.Ф. Поршнев, В.Б. Ольшанский, В.Г. Алексеева); 3) определяют направление высших психических процессов (Э.В. Соколов, Ш.А. Надирашвили). По мнению М.С. Яницкого ценностные ориентации выполняют функцию соединения, «связывания» личности и социальной среды, а также регуляции поведения и формирования целеполагания как отдельной личности, так и общества в целом [21]. Согласно результатам исследования А.В. Серого, осмысленное отношение к своей профессиональной деятельности способствует личностному и профессиональному развитию специалиста: «Необходимо отметить, что процесс функционирования системы личностных смыслов и профессиональная деятельность взаимодетерминированы и в комплексе обусловливают целостный процесс личностного развития профессионала» [14].
Вопрос самореализации личности в профессии также актуален с точки зрения особенностей ее деятельности. Деятельность педагога-психолога деонтологически ориентирована, что обуславливает ряд требований, правового, гуманистического и ценностного характера, предъявляемых к специалистам.
В профессии педагогов-психологов разные авторы обозначают следующий спектр особенностей, среди которых мы выделили особенности объективного и субъективного характера. К объективным относятся: гуманистическая ориентация профессиональной деятельности; применение психологами помогающих видов деятельности; интегративный характер знаний, которыми оперирует педагог-психолог (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, Б.М. Кедров). По мнению А.В. Серого система деятельности педагога-психолога заключается в обеспечении целостного процесса социализации личности школьника. Ряд авторов обуславливают особенности динамики развития данной профессии переживанием методологического кризиса в психологической науке (Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, В.А. Мазилов, В.М. Розин, А.В. Юревич). Мы отмечаем также продолжение становления профессиональной культуры педагогов-психологов; отсутствие стабильного профессионального сообщества, и, в связи с этим, затруднения в профессиональной идентификации специалиста со своей профессиональной группой.
К субъективным мы относим особенности ценностно-смысловых ориентаций, обозначенных А.В. Серым в качестве интегративного фактора в структуре профессионально важных качеств школьных психологов. Наличие творческой составляющей как одной из ведущих компонентов системы смысложизненных ориентаций педагога-психолога, обуславливающих эффективность профессионального воздействия, в ходе которого специалист несет ответственность за усвоение субъектами образования его ценностей (В.Э. Чудновский). По мнению Е.А. Климова профессия относится к разряду человековедческих, где главным инструментом деятельности выступает личность самого психолога.
Проблемы профессиональной деятельности педагогов-психологов становятся особенно актуальными, когда речь заходит о психологах образования малых городов, поскольку требования к профессии не учитывают геокультурной специфики малых городов. Среди таких особенностей, описанных разными исследователями, мы выделили несколько групп по критерию содержания.
Отечественные исследователи к особенностям с образовательным и культурным содержанием относят низкий уровень развития образовательных услуг и информационных коммуникаций (С.А. Богомаз, А.Л. Филоненко). Слабое влияние городской культуры как преобразующего «коллективного» субъекта, а также малый процент жителей - носителей культурноориентированных ценностей, влияет на «качество производства» человека (Д.А.Алисов). Американские социологи отмечают в малых городах более низкий, чем в больших городах, образовательный потенциал учащихся, поступающих в ВУЗы. Отмечают также небольшое количество университетов, а также объектов, где размещаются произведения искусства, театры и профессиональный спорт, выступающих в качестве стимулов роста сознания горожан, а также низкий уровень «культурной силы» интеллигенции и низкий уровень активности и творчества элиты (Д. Логан, Х. Молоч).
Особенности социально-экономического содержания включают неподготовленность малого города к рыночной конкуренции и его невостребованность формирующимся отечественным рынком, вследствие финансирования малого города по остаточному признаку, вследствие этого, более низкий социальный и экономический статус (О.А.Тяпкина). Сибирские психологи отмечают более низкий уровень производительности труда (О.И. Муравьева, В.В. Мацута, Ю.Н. Ерлыкова), а также большое количество людей с доходами ниже прожиточного минимума, обуславливающее низкий уровень общественной активности [3].
Особенности социально-психологического характера включают более низкий уровень проявления вариативности, обусловленной развитием сообщества (В.А. Вагнер). Вследствие этого отмечается низкий уровень толерантности к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям, формирующий рациональность и стратегию «экономного» функционирования (В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко), а также низкий уровень удовлетворенности и субъективного благополучия (П.П. Фесенко, А.В.Воронина). Зарубежные исследователи выделяют такие социально - психологические особенности как снижение уровня потребностей причастности к успеху (Д. Мак-Клелланд); усиление социального контроля и социальной сплоченности, отсутствие анонимности общения, отсутствие формально-ролевого общения, иррациональность поведения, увеличение роли первичных групп (Л. Вирт). Г. Брейквелл отмечает, что территориальная идентичность жителя малого города способствует формированию у него низкой самооценки, а также желание жителей малого города прервать процесс непрерывности - сменить место проживания, что показывают миграционные процессы малого города. Положительными характеристиками малого города является органическое соединение положительных качеств, присущих крупному городу, и «качества поселения, существующего в гармонии с окружающей природной средой» (И.А. Безденежных).
Тем не менее, существенно отсутствие перспектив развития самого малого города и личности, проживающей в малом городе [2], а удаленность от центра обуславливает низкую скорость и интенсивность обменных процессов (Т. Хагерстранд).
По нашему мнению, зависимость от центра способствует воплощению пассивной модели поведения и формированию у жителей адаптивной гибкости. В малом городе наблюдается низкий потребительский потенциал продукции профессиональной деятельности практического психолога образования, должный создавать условия для его социализации и самореализации. Неконгруэнтность горожан малого города и их интолерантность по отношению к профессии психолога образования опосредует отсутствие возможности у индивида оказывать конструктивное профессиональное влияние на процессы в образовательных учреждениях малого города, быть субъектом жизнедеятельности.
Таким образом, на основе вышесказанного, мы сформулировали определение профессиональной самореализации педагогов-психологов малого города. Это неспецифический многоаспектный феномен отношений человека и среды, заключающийся в реализации личных ценностей, интегрированных в социальный контекст (город, профессиональное общество), посредством профессиональной деятельности, происходящий на определенном отрезке жизненного пути и в индивидуальном режиме функционирования, характеризующийся полезным результатом (для социума) и удовлетворенностью личности за счет реализации ею сущностных сил.
Профессиональная самореализация педагогов-психологов обусловлена включенностью в системные изменяющиеся условия социально - культурного контекста, включающего подсистему образования. Современные тенденции образовательной политики нацелены на повышение уровня психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Данные положения законодательно закреплены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения [15]; новым законом «Об образовании» (ст. 47, 48) [16], а также Федеральным государственным стандартом основного общего образования [17].
Для выявления особенностей профессиональной самореализации педагогов-психологов в условиях малого города нами было проведено исследование, в котором приняли участие 180 педагогов-психологов образовательных учреждений десяти городов Кемеровской области. В ходе исследования использовались следующие методики: техника репертуарных решеток Дж. Келли (авторский вариант Серый А.В., Яницкий М.С., предназначенный для выявления уровня развития ценностно - смысловой сферы личности) [20]; методика изучения ценностей профессиональной деятельности Д. Сьюпера, Д. Невила (модификация Немолот Е.В., Вавилов В.А, 2013) [10]; методика «Мотивационный профиль» Ш. Ричи, П. Мартин, предназначенная для выявления ведущих мотивов профессиональной деятельности; методика самооценки личности Будасси С.А. (модифицированный вариант для изучения самооценки профессионально важных качеств Немолот Е.В., Зубова С.И, 2013) [11]; методика СЖО Д.А.Леонтьева (реконцептуализация Серого А.В. для выявления типа актуального смыслового состояния) [20]; методика Р. Инглхарта, позволяющая определить распространенные типы ценностных ориентаций в обществе (модификация М.С. Яницкого) [20]; а также учитывались возраст и стаж работы специалиста в качестве психолога образования.
Реализованность ценностей определялась посредством методики «ценностные ориентации» М. Рокича с использованием методического приема, предложенного А.В. Серым, М.С. Яницким и М.С. Ивановым для изучения уровня и потенциала развития личности, а также для определения уровня самореализации личности [20]. Таким образом, нами была выделена подгруппа педагогов-психологов, реализовавших ценности в профессиональной деятельности, в составе 111 человек. Результаты диагностики, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Корреляционные взаимосвязи показателей профессиональной самореализации педагогов-психологов малого города и группы обусловливающих факторов
|
|
N= 111 |
||||||||
|
Вероятность ошибки |
Возраст |
Стаж |
Самооценка ПВК |
Ценности профессиональной деятельности
|
Мотивы профессиональной деятельности |
Профессионально важные качества
|
|||
Достижения |
Престиж |
Взаимоотношения |
Чуткость |
Воспитанность |
Самообладание |
|||||
Показатели профессиональной самореализации |
p ≤ 0,1 |
0,175 |
|
-0,158 |
-0,173 |
-0,158 |
-0,158 |
-0,158 |
0,161 |
0,172 |
p ≤ 0,05 |
|
0,192 |
|
|
|
|
|
|
|
|
p ≤ 0,01 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вероятность ошибки |
Смысложизненные ориентации |
Терминальные ценности |
Инструментальные ценности |
|||||||
Цель |
Результат |
Здоровье |
Красота природы и искусства |
Материально обеспеченная жизнь |
Образованность |
Твердая воля |
Терпимость |
|||
p ≤ 0,1 |
|
|
|
0,158 |
-0,164 |
|
0,160 |
|
||
p ≤ 0,05 |
0,243 |
-0,187 |
0,203 |
|
|
-0,190 |
|
|
||
p ≤ 0,01 |
|
|
|
|
|
|
|
0,266 |
Полученные в исследовании результаты позволяют сделать вывод о том, что профессиональная самореализация педагогов-психологов малого города находится во взаимозависимости с их возрастом и стажем и обратно пропорциональна самооценке профессионально важных качеств. Продолжительность работы в качестве педагога-психолога, а также увеличение возраста способствует реализации личных ценностей в профессиональной деятельности. Такие профессионально важные качества как воспитанность и самообладание, отражающие достоинство личности и особенности нервной системы специалиста, а также, такое личностное качество, как чуткость, не способствуют самореализации педагогов-психологов малого города в профессиональной деятельности.
Переживание таких ценностей профессиональной деятельности, как достижения и совершенство в деятельности, а также ценности престижности, как возможности быть на виду у всех и пробуждать уважение, снижают возможность профессиональной самореализации. Мотив взаимоотношения также не способствует реализации профессиональных ценностей педагогов-психологов. Так, потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения, степень близости этих взаимоотношений, их доверительность, снижает показатели самореализации в профессиональной деятельности.
Наиболее реализованы в профессиональной сфере педагоги-психологи, для которых осмыслена цель их деятельности. При этом, осмысленность результатов жизнедеятельности предшествующего периода не способствует реализации ценностей в профессии.
Повышение показателей профессиональной самореализации наблюдается у педагогов-психологов, для которых значимы такие терминальные ценности как здоровье и красота природы и искусства. В периодизации Д.А.Леонтьева ценность-цель «здоровье» рассматривается как конкретная жизненная и индивидуальная ценность, относящаяся к личной жизни; ценность «красоты природы» относится к разряду пассивных ценностей. Таким образом, можно заключить, что профессиональная самореализация психологов малого города, базируется на ценностях личной жизни и пассивности, что соответствует менталитету жителей малого города. Индивидуальная ценность «материально обеспеченная жизнь» так же не способствует самореализации данной профессиональной группы.
Среди инструментальных ценностей на самореализацию психологов данной подгруппы влияют «терпимость» и «твердая воля». Ценность-средство «твердая воля» относится к классу ценностей профессиональной самореализации, самоутверждения и индивидуализма; ценность «терпимость» - к ценностям альтруизма и принятия других. Инструментальная ценность «образованность», относящаяся к разряду интеллектуальных ценностей не способствует самореализации педагогов-психологов в их профессиональной деятельности.
Социокультурная обусловленность деятельности педагогов-психологов малого города задает направление ценностно-смысловой ориентации их профессиональной самореализации. В качестве ценностей, детерминирующих профессиональную самореализацию педагогов-психологов малого города, выступают ценности пассивности и реалистичности, высокой значимости достижения целей и опоры на собственные ресурсы. Это соответствует культурно-историческому контексту, в котором осуществляется профессиональная деятельность и процесс самореализации педагогов-психологов.
Рецензенты:
Морозова И.С., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово.
Яницкий М.С., д.псх.н., профессор, член-корреспондент САН ВШ, декан социально-психологического факультета ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г.Кемерово.