Основополагающие положения Конституции Российской Федерации, уголовного, уголовно-процессуального законодательства в качестве первоочередной задачи определяют охрану прав и свобод человека и гражданина. Именно обеспечение прав личности составляет самостоятельный аспект принципа гуманизма, присущего российскому уголовному законодательству. Конституция Российской Федерации (ст. 45) гарантирует защиту прав и свобод личности, человека и гражданина. Обязанности по их защите, в том числе от преступных посягательств, и охрана правопорядка в регионах страны обеспечиваются правоохранительными органами.
В феврале 2013 г. президент России В.В. Путин, выступая на заседании расширенной коллегии МВД России, заметил: « ... не раз говорил и хочу повторить: люди, которые обращаются в органы МВД за защитой своих прав, собственности, должны получать реальную помощь. И низкая раскрываемость преступлений, безнаказанность преступников не способствуют восстановлению справедливости, негативно сказывается на общественном доверии к структурам правоохранительных органов, да и государства вообще» [3].
В 2012 года зарегистрировано 2302,2 тыс. преступлений, или на 4,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Не раскрытыми осталось 1014,7 тыс. преступлений [6]. Многие лица, виновные в их совершении, включая тяжкие и особо тяжкие преступления, скрываются от органов следствия и суда. Одним это удается сразу после совершения преступления, а другим - в период предварительного следствия, после привлечения их к уголовной ответственности в качестве обвиняемых. Длительное пребывание таких лиц на свободе в условиях, когда значительная их часть продолжает преступную деятельность, создает серьезную и реальную угрозу для населения всех регионов нашей страны.
Так, в 2012 г. выявлено 1010,9 тыс. лиц, совершивших преступления (‑2,9%), удельный вес лиц без постоянного источника дохода возрос с 66,4% в январе - декабре 2011 года до 66,7%, а удельный вес ранее судимых лиц - с 28,7% до 32,3% [6].
Как видно из приведенных статистических данных, работа органов внутренних дел по розыску преступников, в том числе обвиняемых, скрывшихся от органов следствия и суда, ведется, но пока далека от совершенства. При этом эффективная разыскная деятельность, имеющая в качестве одной из целей обеспечение правопорядка и защиту населения от преступных посягательств, невозможна без слаженных и четких действий служб и подразделений органов внутренних дел и других правоохранительных учреждений.
Для оптимизации и совершенствования разыскной деятельности, думается, необходимо, прежде всего, обеспечить: разработку нормативно-правовой базы взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел; высокий профессиональный уровень разыскной деятельности субъектов расследования; равномерное распределение нагрузки на следователей и работников органов дознания, осуществляющих розыск обвиняемых, и четкое разграничение их обязанностей, исключив возможное дублирование в работе друг друга; материальное и иное стимулирование работников, успешно разыскивающих обвиняемых.
Отметим, что система и последовательность действий при подготовке и осуществлении розыска обвиняемого может быть представлена следующим образом:
а) определение объекта розыска; б) изучение имеющихся сведений о признаках объекта, его связях и отношениях, в том числе о месте его возможного нахождения; в) собирание недостающей информации об объекте розыска, его связях и отношениях; г) систематизация, анализ и оценка собранной информации; д) построение версий о не установленных признаках объекта, имеющих значение для розыска; е) создание мысленной модели (образа) объекта розыска, осуществляемое с использованием как достоверных, так и предположительных знаний о его признаках; ж) фиксация (в текстуальной, графической или иной форме) и изучение модели объекта розыска, а в необходимых случаях и тиражирование ее; з) разработка с учетом обстоятельств дела информации, содержащейся в упомянутой модели, программы розыска с отражением в ней направлений работы, задач, подлежащих решению, методов и сроков их решения (то есть речь идет, собственно, о планировании); и) реализация намеченной программы; к) анализ и оценка полученных результатов и принятие решения о завершении или продолжении розыска.
При подготовке и проведении розыска рекомендуется учитывать следующие факторы:
- характер, степень тяжести и другие обстоятельства содеянного;
- характер, то есть видимые и индивидуальные особенности разыскиваемого обвиняемого;
- время, прошедшее с момента совершения преступления до начала розыска;
- объем и содержание информации о признаках (внешности и функциональных) разыскиваемого обвиняемого и данные о возможном месте его нахождения;
- особенности источников информации о разыскиваемом обвиняемом, обстоятельства и каналы поступления этой информации в правоохранительные органы;
- наличие или отсутствие противодействия розыску со стороны определенных лиц, характер и особенности такого противодействия, если оно имеет место;
- оперативная обстановка, сложившаяся в регионе, в котором осуществляется розыск.
Методы розыска обвиняемого, как правило, определяются исходя из накопленного опыта и сложившихся навыков.
К их числу относят обращения, в частности, путем использования средств массовой информации:
- к широким слоям населения с просьбой сообщить интересующие следователя сведения и оказать правоохранительным органам другую помощь в розыске (например, сообщить данные об очевидцах преступления, о месте укрытия разыскиваемого преступника);
- к конкретным социальным группам, среди которых, как предполагается, могут находиться очевидцы преступления, иные лица, располагающие информацией о признаках внешности и функциональных признаках разыскиваемого обвиняемого;
- к отдельным гражданам, которые по тем или иным причинам выбыли в неизвестном направлении с места своего жительства, перешли на нелегальное положение, с просьбой сообщить о том, где они находятся или явиться в правоохранительный орган;
- проведение повторных следственных действий или их комплексов через определенный промежуток времени, в течение которого, по предположению следователя, те или иные лица совершили действия, характер и результаты которых могут дать ключ к обнаружению разыскиваемого обвиняемого;
- использование полученных при расследовании доказательств (например, показаний сознавшихся в содеянном соучастников) на допросах подозреваемых, обвиняемых, связанных с ними лиц в целях побуждения их к даче показаний о месте нахождения скрывшихся соучастников, совершению других действий, способствующих розыску;
- наблюдение с использованием оперативных средств за местами возможного появления скрывшегося обвиняемого, обследование мест его предполагаемого нахождения;
- распространение по оперативным каналам в определенных социальных группах информации, проведение иных мероприятий, способствующих формированию мнения о бесполезности дальнейшего сокрытия разыскиваемого обвиняемого, побуждению к явке с повинной, к добровольной выдаче ими или другими лицами разыскиваемого обвиняемого.
Последнему обстоятельству в немалой степени могут способствовать методические рекомендации по калькулированию себестоимости разыскного расследования. На их основе распространяемые в социальной среде сведения могут расположить затаившегося обвиняемого к добровольной явке с повинной, если, конечно, он будет уверен в том, что, во-первых, факт нахождения его в розыске не будет отнесен к разряду отягчающих вину и ответственность обстоятельств; и, во-вторых, что ему будут предоставлены определенные льготы в случае полного возмещения им расходов органов предварительного расследования, рассчитанных на момент его добровольной явки.
Работа по розыску обвиняемых должна во всех случаях проводиться совместными усилиями органов внутренних дел и других правоохранительных учреждений. При этом лица, ее осуществляющие, обязаны координировать свои усилия, постоянно обмениваясь разыскной информацией.
В настоящее время розыск обвиняемых, скрывшихся от следствия и суда, осуществляют органы внутренних дел (следственные, разыскные и иные подразделения ОВД,); органы Федеральной службы безопасности; таможенные органы; органы пограничной службы; федеральные органы государственной охраны (Главное управление охраны Российской Федерации, Служба безопасности Президента РФ); Служба внешней разведки; Федеральная служба исполнения наказаний и Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ; органы Федеральной миграционной службы; частные детективы и отдельные граждане.
Изучение и анализ разыскной деятельности показали, что эта работа, осуществляемая правоохранительными органами, отличается разобщенностью. Должностные лица некоторых служб правоохранительных органов вовремя не оповещают друг друга о разыскиваемых лицах, считая это обязанностью только инициатора розыска.
Представляется, что розыск обвиняемых должен проводиться совместными усилиями должностных лиц правоохранительных органов с предоставлением максимально всеобъемлющей информации. Необходимо «стирание ведомственных граней» между службами и подразделениями всех правоохранительных структур и проявление оперативности и слаженности в разыскной работе. От этого, как правило, зависит результативность розыска обвиняемых и в целом достижение целей и задач уголовного судопроизводства [2, с. 8].
Известно, что в работе по розыску обвиняемых, скрывшихся от органов следствия и суда, нередко участвуют отдельные группы населения и граждане. И здесь на первое место выступает охрана их прав и интересов от преступных посягательств на их жизнь и здоровье. Известно, что такие граждане могут преследоваться как самими обвиняемыми, так и их родственниками и знакомыми.
В ст. 11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) отмечено, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам (близким лицам) угрожают убийством, применением насилия либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности.
В этой связи значимость разыскной работы должна возрастать и являться одним из приоритетных направлений деятельности следователей, оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов, обеспечивающих раскрытие преступлений, а также защиту конституционных прав и законных интересов граждан. При этом, разумеется, в розыске обвиняемых должна существенно возрасти роль следователей.
Необходимо обеспечить четкое взаимодействие следователя с работниками Федеральной миграционной службы и информационных центров. Думается, сторожевые листки следует использовать всегда (и прежде всего) как меру профилактического воздействия на обвиняемых, имеющих намерение скрыться от органов следствия и суда. Кроме того, необходимо чаще (чем это делается в настоящее время) обновлять компьютерную информацию об обвиняемых, находящихся в местном либо федеральном розыске. Реализация этой рекомендации, как представляется, будет способствовать дополнительному обнаружению и задержанию числа обвиняемых, скрывающихся от следствия, например в связи с производством обмена паспортов или, в будущем, идентификационных карт личности [1, с. 17].
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной регистрации в Российской Федерации» [5]. В нем четко определен перечень категорий лиц (военнослужащие, работники органов внутренних дел и т.п.), которые в обязательном порядке должны пройти дактилоскопирование. По нашему мнению, для эффективного и быстрого производства розыска обвиняемых следует внести законодательную инициативу с предложением о всеобщей обязательной дактилоскопической регистрации населения нашей страны.
Думается, что принятие такого закона явится мерой, способствующей укреплению правопорядка и усилению защищенности населения от преступных посягательств.
В Уголовно-процессуальном кодексе (далее - УПК РФ) в ст. 210 «Розыск обвиняемого» указано, что если место нахождения обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление. При этом следователь должен направить в орган дознания ряд документов: постановление о привлечении в качестве обвиняемого; постановление судьи об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; справку о личности обвиняемого. После получения указанных документов работник розыскного подразделения заводит розыскное дело и проводит местный розыск. О его результатах он уведомляет своего непосредственного руководителя и следователя, в производстве которого находится уголовное дело (в том числе приостановленное производством).
Вместе с тем отдельные статьи в УПК РФ, касающиеся разыскной работы, определены не достаточно четко и правильно, что, по нашему мнению, может отрицательно сказаться на результатах расследования. Так, в п. 5 ст. 108 УПК РФ «Заключение под стражу» записано: «Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствии обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск» [4]. Это означает, что в отношении обвиняемого, скрывшегося от органов расследования, фактически не может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Такое положения вещей на практике подчас создает проблемы для субъектов расследования при доставлении задержанных лиц (обвиняемых) к месту производства предварительного следствия, особенно лиц, задержанных в других регионах страны.
Анализ разыскной деятельности показывает, что число обвиняемых, объявленных в розыск органами дознания, следствия и суда, в Российской Федерации за 2012 г. составило 148836 таких лиц, в том числе с мерой пресечения, не связанной с заключением под стражу, - 57307 [6]. Полагаем, нет необходимости разъяснять, почему эти обвиняемые скрылись от органов следствия, дознания и суда.
Этот наш вывод подтверждается результатами изучения 213 уголовных дел, с оконченным производством, по которым производился розыск обвиняемых в период 2008-2010 гг. Уклонению обвиняемых от следствия способствовали следующие причины:
- неприменение меры пресечения (заключения под стражу, когда это необходимо) - в 93 случаях (что составляет 43,6% от общего количества изученных уголовных дел);
- поверхностное изучение личности обвиняемого - в 54 случаях (что составляет 25,3% от общего количества изученных уголовных дел);
- некачественное производство следственных действий - в 12 случаях (что составляет 5,6% от общего количества уголовных дел);
- недостатки во взаимодействии следователей с органами дознания - в 54 случаях (что составляет 25,3% от общего количества изученных уголовных дел).
Эти статистические данные позволяют заключить, что применение к обвиняемым, скрывшимся от органов расследования, например, такой меры пресечения, как подписка о невыезде, может в будущем привести к ухудшению показателей розыскной работы органов внутренних дел и других правоохранительных учреждений.
Реализация предложений и рекомендаций, изложенных в настоящей статье, думается, будет способствовать совершенствованию разыскной работы следователя и сотрудников служб, осуществляющих такую деятельность, обеспечению безопасности личности, общества и государства в современной России.
Рецензенты:
Печников Г.А., д.ю.н., доцент, профессор, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград.
Еремин С.Г., д.ю.н., доцент, профессор, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград.