За последнее десятилетие информационная инфраструктура общества претерпела значительные изменения, связанные с возникновением и активным развитием глобальных сетей и их сервисов. На сегодняшний день, подавляющее большинство населения, и школьники в том числе, являются активными пользователями сети Интернет и ее сервисов: файлообменных ресурсов, электронной почты, блогов, чатов, форумов, социальных сетей. Стремительно развивающаяся IT-индустрия постоянно предлагает пользователям технические устройства: мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры, которые обеспечивают выход в глобальную сеть и возможность осуществления информационной деятельности в произвольный момент времени и места. Все это существенным образом изменило традиционные взгляды и стереотипы поведения людей в области информационной деятельности.
Однако, развитие информационной инфраструктуры, предопределило также и новые возможности для нарушений нравственных и правовых норм информационной деятельности. Так развитие функционала сетевых сервисов, особенности организации глобальной сети Интернет, в которой отсутствует централизованное регулирование и цензура, существенная модерация, несовершенны механизмы идентификации пользователей, опосредованный информационный обмен между пользователями, привели к возникновению специфических этико-правовых нарушений в процессе осуществления ИД школьников. К ним относятся размещение, скачивание и распространение нелицензионных копий программных продуктов, книг, музыкальных произведений, фильмов, создание недостоверных профилей и аккаунтов, распространение спама. Также были выявлены различные формы информационного вредительства: размещение учащимися электронного сообщения выходящего за рамки ранее установленной темы общения или направлению форума (оффтопик), умышленное размещение очень похожих тем, затрагивающих одну и ту же проблему, в несколько разных разделов (кросспостинг), злоупотребление цитатами (оверквотинг) и смайлами. Специфически проявились проблемы общей культуры общения, связанные с провокацией, подстрекательством, словесной перепалкой, которые в виртуальной среде получили название троллинга и флейма соответственно, использование учащимися в электронных текстовых сообщениях компьютерных американизмов, жаргонизмов, слов, оскорбляющих и унижающих человеческое достоинство. Также в новых условиях информационного обмена усугубились проблемы, касающиеся массового размещения материалов, содержание которых нарушает этические чувства сторонних сетевых пользователей. Например, иллюстрация насилия, жестокости, сомнительных шуток над людьми и животными, курящих людей, лиц в нетрезвом состоянии, неподобающем внешнем виде и т.п.[4]
В связи с падением общего уровня нравственности молодежи, вопросы этико-правового развития учащихся в аспекте применения ИКТ в системе школьного образования получили новый импульс. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г., Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования требуют усиления роли образования в решении этих вопросов. При этом, в качестве требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных школ по информатике стандартом отмечается необходимость понимания учащимися этических и правовых аспектов использования компьютерных программ и информационных технологий, осознания ответственности при осуществлении информационной деятельности и соблюдение норм информационной этики и права в условиях использования компьютера, глобальных сетей и их сервисов [1].
Традиционными средствами и формами развития этико-правовой культуры ИД учащихся являются проектная деятельность, проведение конференций, брифингов, деловых игр. Однако, доступность новых технических устройств осуществления ИД, высокая обеспеченность интернет-услугами россиян, а также появление и развитие сетевых сервисов предопределило появление новых возможностей для нарушений этико-правовых норм ИД, которые не достаточно учитываются при использовании традиционных средств. Вместе с тем такие дидактические средства как ситуационные задачи, задачи с применением компьютерных виртуализаторов задачи и ситуации-ловушки обладают существенным потенциалом для развития этико-правовой культуры ИД учащихся на уроках информатики.
Ситуационные задачи представляют собой способ проверки знаний, позволяющий в условной обстановке решать конкретные реальные задачи. Их использование на уроках информатики способствуют формированию необходимых знаний в области информационной этики и права. В формулировках ситуационных задач по информатике, направленных на развитие этико-правовой культуры ИД, приводятся описания жизненных ситуаций, которые школьникам необходимо проанализировать и сделать выводы, обосновав выдержками из нормативных документов [2]. Опираясь на знания этико-правовых норм осуществления ИД в аспекте применения ИКТ, ответственности за их нарушения, обучающиеся анализируют, описанное этико-правовое нарушение, обосновывают свою точку зрения или решение задачи.
Ситуационные задачи могут быть ориентированы на определение одного или одновременно нескольких разноплановых этико-правовых нарушений, выявление первопричин конфликтов, каких либо несоответствий, прогнозирование возможного исхода событий на основе предложенных ситуаций.
Приведем пример такой задачи
Задача 1. Гражданин М. осуществлял торговлю компакт-дисками с названием "Все, что нужно хакеру" в торговом центре "Дом быта" г. Читы. На дисках содержались программы, запуск которых приводил к нарушению работы операционной системы ПК. Можно ли квалифицировать действия лица в предложенной ситуации как противоправные? Обоснуйте свой ответ, указанием соответствующего нормативного документа, статьи и пункта, на которые вы опираетесь.
Также, в задачах целесообразно использовать такие ситуации, которые иллюстрируют различную степень ущерба, наносимого людям, в результате нарушения этико-правовых норм ИД сторонними лицами. Например, моральный вред, материальный ущерб, недополученную прибыль и т.п. Такие ситуационные задачи способствуют развитию у обучающихся ответственного отношения к этико-правовым нормам ИД.
Приведем пример такой задачи
Задача 2. В сентябре 2010 года некий гражданин подобрал пароль к аккаунту своей знакомой Елены в социальной сети «Одноклассники», зашел на ее страницу, заменил все размещенные там фотографии на порнографические снимки и предусмотрительно сменил пароль к ее странице. Вследствие этого поступка владелица аккаунта подверглась систематическому унижению со стороны коллег в течение двух месяцев и, в дальнейшем, ей пришлось уволиться с работы. Используя ресурсы глобальной сети Интернет, найдите информацию о том, какое наказание понес злоумышленник.
Задачи и ситуации-ловушки целесообразно использовать для практического применения этико-правовых знаний учащихся в процессе осуществления ИД в аспекте применения ИКТ. В теории решения изобретательных задач задача-ловушка заранее рассчитана на возможный неправильный ответ решателя. В контексте развития этико-правовой культуры в процессе обучения информатике задача-ловушка рассчитана на возможное нарушение этико-правовых норм осуществления информационной деятельности учащихся в процессе выполнения задания. Во избежание нездорового интереса школьников к проблемам информационного общества и намеренного нарушения ими норм этико-правовой культуры информационной деятельности в условиях применения компьютера и ИКТ применять задачи-ловушки следует в том случае, когда школьники уже знакомы с этико-правовыми нормами и негативными последствиями их нарушения в своей информационной деятельности. Задачи и ситуации-ловушки способствуют созданию ситуаций, которые могут спровоцировать учащихся на нарушение этико-правовых норм. Такие задачи способствует развитию у школьников навыков практического применения этико-правовых норм при осуществлении ими ИД, что особенно важно в условиях современного виртуального информационного пространства, содержащих множество негативных примеров и провокаций для нарушений этих норм. В качестве ловушек могут выступать провокационное поведение пользователей сетевых сервисов, провокационные обстоятельства осуществления ИД, доступность сетевого контента, имеющего признаки контрафакта и т.п., открытых файлов, папок, аккаунтов, профилей и т.п.
Приведем примеры формулировок и особенности проведения таких задач на уроках информатики
Задача 3. Отправить почтовое сообщение на адреса 5-х своих одноклассников.
В процессе выполнение задания на электронную почту всех учащихся класса приходит письмо от неизвестного адресата, содержащее следующий текст: «Бесплатные новинки в области кино, музыки и программного обеспечения на http://www.torentino.com/. Перешли это письмо 10 контактам и получи дополнительно 30 Гб трафика от своего Интернет-провайдера!!!». В качестве ловушки в этой задаче выступает фиктивное письмо-спам, текст которого провоцирует учащихся к его распространению, а это является нарушением этическим и правовым нарушением.
Задача 4. Создать в текстовом процессоре поздравительную открытку «С Днем 8 Марта», используя максимальный функционал программного продукта. В случае, если на компьютерах не стоит необходимое программное обеспечение для выполнения этой задачи, можно воспользоваться предложенными дистрибутивами.
На компьютерах кабинета информатики отсутствует соответствующее программное обеспечение. На столе учителя лежат в достаточном количестве лицензионные диски с бесплатным программным пакетом Оpen Office из комплекта «Первая помощь» и диск с маркерной надписью Microsoft Office 7.0, имеющий признаки контрафакта. На диске с маркерной записью не содержит противоправной информации. На нем записан файл с сообщением о нарушении норм информационного права. Если учащийся выберет диск с признаками контрафакта и запускает исполняемый файл, то он увидит надпись о нарушении авторских прав корпорации Microsoft. В качестве ловушки в этой задаче выступает диск с признаками контрафакта.
Задачи с применением компьютерных виртуализаторов способствуют приобретению учащимися социально-значимого опыта ИД и формированию устойчивого эмоционального неприятия к нарушениям этико-правовых норм ИД через личный негативный опыт их реализации.
Неправомерные и неэтические информационные действия школьников в сетевых сервисах, такие как загрузка или установка crack-утилит на ПК, нелицензионных материалов и нелицензионных копий программного обеспечения, в большинстве случаев приводят к заражению компьютерной системы вирусами, тем самым нанося значительный урон ее работоспособности. Последствия могут быть самыми разными: блокирование операционной системы или Интернет-браузера баннерами, блокирование сетевого соединения, аккаунтов социальных сетей, функций установки, настройки и обновления антивирусного программного обеспечения, стремительное дублирование файлов и папок на ПК, несанкционированное удаление файлов, зависание окон в операционной системе, долгая загрузка файлов и папок и т.д. Наглядно продемонстрировать последствия заражения компьютерными вирусами на уроке информатики достаточно сложно. Никто из учителей не позволит намеренно заразить компьютеры кабинета информатики. Специфика компьютерных виртуализаторов позволяет без причинения реального вреда программному и аппаратному обеспечению компьютеров кабинета информатики смоделировать ситуации, в которых неправомерные и неэтичные информационные действия учащихся могут привести к нарушению функционирования компьютерной системы вследствие заражения компьютерными вирусами [3].
При использовании компьютерных виртуализаторов целесообразно использовать задачи, предполагающие различную степень нарушения работы компьютерной системы, необходимую для формирования негативного отношения к нарушениям этико-правовых норм ИД. Например, уничтожение значимых файлов и папок, частичное нарушение функциональности программного обеспечения (блокирование работы Интернет-браузера) и полное нарушение функциональности компьютера или блокирование функционала операционной системы. При организации таких уроков необходимо настроить окно монитора виртуализатора таким образом, чтобы у обучающихся сложилось полное впечатление, что они работают с полноценной операционной системой, а не с эмулятором.
Приведем пример формулировки и особенности выполнения такой задачи на уроках информатики
Задача 5. Используя ресурсы глобальной сети скачать установочный файл графического редактора с максимально возможным функционалом.
Примечательно, что в ходе выполнения задания учащиеся чаще всего пытаются найти дистрибутив графического редактора Adobe Photoshop. В результате перехода по первым ссылкам на ресурсы с контрафактным контентом и дальнейшей попытки его скачивания, происходит заражение вирусом-банером. На экране появляется баннер черного цвета, блокирующий доступ к элементам рабочего стола и операционной системы.
Таким образом, развитие этико-правовой культуры информационной деятельности школьников в условиях активного использования ПК, глобальных сетей и их сервисов является особенно актуальным. В условиях современной информационной инфраструктуры наиболее действенными средствами развития соответствующей культуры являются ситуационные задачи, задачи и ситуации-ловушки, задачи с применением компьютерных виртуализаторов.
Рецензенты:
Раскина И.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой прикладной информатики и математики, ФГБОУ ВПО «ОмГПУ», г. Омск.
Семенова З.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «ОмГПУ», г. Омск.