Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CITY HOLYDAYS: ANNIVERSARY LITERARY CELEBRATION AS A MECHANISM OF INTEGRATION OF OSSETIA IN SOCIOCULTURAL SPACE OF RUSSIA (THE SECOND HALF OF XIX – EARLY XX CENTURIES)

Dzalaeva K.R. 1
1 FSBIS “North Ossetian Institute of Humanities and Social Studies after V.I. Abaev of the Vladikavkaz Science Centre of Russian Science Academy and Government of North Ossetia-Alania”
The article investigates the problem of holiday as a social phenomenon, promoting ethno-cultural integration and structuring of the cultural life of society. The research objects are urban festivals devoted to anniversaries of Russian literature representatives and conducted in Ossetia during the second half of XIX – early XX centuries, the subject of study – their impact on the process of integration of Ossetia in cultural and social space of Russia. The author investigates jubilee celebrations as an effective administrative mechanism by which the imperial administration was working on consciousness highlanders, strengthening it certain cultural and ideological system of values corresponding to Russia´s national interests. They played an important role in the integration of traditional Ossetian culture, which has undergone significant changes in the post-reform modernization, in social and cultural space of Russia.
the assertion of Russian identity
integration in socio-cultural space
anniversary celebrations
holiday
russian
Ossetia

Успешная интеграция двух территорий, двух народов - Осетии и России - во многом обусловлена их прогрессивным взаимодействием на социально-культурном уровне на рубеже XIX-XX веков. Как известно, данное взаимодействие активизировало в осетинском обществе трансформационные процессы, в корне изменившие его традиционный образ жизни [1. с. 6]. Паллиативные формы культуры, возникающие как результат этой трансформации, стали наиболее ярким выражением сближения осетинского и русского менталитетов и способствовали укреплению общероссийской идентичности в рассматриваемом регионе. Преобразования, коснувшиеся, в числе прочего, праздничной культуры, вывели ее на совершенно иной этап развития, обогатив новыми праздничными традициями.

Принципиальным новшеством для осетин стало приобщение к праздникам, значимым для всей России - государственным. В их основе было заложено стремление утверждения государственной идентичности среди всего населения страны, формирования гражданственности и единой российской исторической народной памяти. Основные праздничные действа в Осетии разворачивались во Владикавказе (административном центре Терской области) и оказывали значимое влияние на соседние с Осетией территории и населяющие их народы, выполняя консолидирующие и воспитательные функции, становясь частью их этнической жизни, способствуя развитию межкультурных отношений.

Социокультурная интеграция горцев начиналась с малых лет, еще в начальных классах учебных заведений. Одним из ее действенных механизмов были праздничные мероприятия, связанные с жизнью и творчеством известных российских поэтов и писателей, олицетворявших не только русскую литературу, но и в целом культуру России - так называемые «юбилейные торжества», к проведению которых готовились с особой искренностью и добросовестностью.

Так, Владикавказское реальное училище и Ольгинская гимназия почтили столетний юбилей знаменитого российского поэта, переводчика и критика В.А. Жуковского, годы жизни и творчества которого пришлись на эпоху общественного подъема, переживаемого Россией, и были наполнены событиями, имеющими большое историческое значение. Бесспорно, это отразилось на его произведениях, придало им пафос высокой гражданственности.

С именем Жуковского были неразрывно связаны лучшие надежды отечественной литературы: в его стихах, преисполненных патриотизмом, находили отражение думы и чаяния соотечественников. Как известно, во время Отечественной войны 1812 года Жуковский, окрыленный общим патриотическим чувством, вступил в ряды народного ополчения, прошел вместе с русской армией, испытав на себе все опасности и тяготы военного похода, путь от Москвы к Тарутину и дальше. В Тарутинском лагере Жуковский создал свое знаменитое стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое разошедшись по армии, вызывало восхищение и заучивалось наизусть. Как яркий представитель своего поколения, прошедшего через опыт войны 1812 года, В.А. Жуковский с особенной силой ощутил общность судьбы личной с историческими судьбами всей России, всего российского народа. Этот дух единства и сплочения воплотился в творчестве поэта, которое приобрело государственную значимость, стало своеобразным воплощением эпохи.

Владикавказ, как и вся Россия, с готовностью включился в празднование 100-летнего юбилея со дня рождения выдающегося поэта. В Реальном училище, 30 января, после панихиды, отслуженной в местной церкви, присутствующие собрались в актовой зале, и учитель Успенский прочитал сведения о жизни и литературном значении поэзии Жуковского, учитель Станкевич - поэму «Шильонский узник», ученик 7 класса Белокуров - стихотворение «Перчатка», учитель Шимановский о значении Жуковского как человека и педагога. В антрактах между чтениями ученический оркестр и певческий хор прочувствованно исполнили несколько пьес на слова из стихотворений Жуковского, что своею искренностью и живой выразительностью произвело на присутствующих глубокое впечатление и вызвало продолжительные рукоплескания. Праздник закончился исполнением народного гимна и затем, в память поэта, всем присутствующим ученикам и гостям было роздано 415 экземпляров фотографических портретов Жуковского [4, с. 2]. В женской Ольгинской гимназии после панихиды 2 февраля чествование памяти выдающегося поэта открылось чтением биографии поэта ученицей Козловской, повествованием о его литературном значении ученицей Гасферт, выразительным чтением лучших стихотворений Жуковского ученицами Мягковой и Вертеповой. Далее инспектор гимназии Карпович выступил с сообщением о Жуковском как о человеке и воспитателе. По окончании чтения певческий хор учениц исполнил несколько разных песен и гимн «Боже, царя храни!» [4, с. 3].

Заметим, что юбилейные мероприятия имели схожие сценарии и в целом по стране мало чем отличались. В частности, непременным было завершение их гимном «Боже, царя храни!», что также подчеркивало государственную важность мероприятия, его торжественность и способствовало утверждению общероссийской идентичности в сознании каждого гражданина еще со школьной скамьи.

Большое внимание в учебных заведениях Владикавказа было уделено и празднованию 100-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина. 26 мая 1899 года в церкви Владикавказской гимназии была отслужена заупокойная литургия и панихида, а после богослужения состоялся годичный акт и был проведен литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти великого русского поэта. В реальном училище также была отслужена панихида о покойном поэте, а затем состоялся торжественный акт, который посетили родители учащихся и все сочувствующие делу просвещения.

Празднества, посвященные памяти А.С. Пушкина, прошли и в ряде других учебных заведений Владикавказа: в шестиклассном Николаевском училище, во Владикавказской Ольгинской женской гимназии и в прогимназии [5, с. 1]. 26 мая 1899 года воспитанницы местного епархиального женского училища и ученики мужского духовного училища отпраздновали столетний юбилей со дня рождения великого Пушкина совместно. Все присутствующие выслушали божественную литургию и панихиду в кафедральном соборе, которую совершил Преосвященнейший Владимир, епископ Владикавказский и Моздокский при довольно значительном собрании молящихся. Всю службу пропели на два хора воспитанниц и воспитанников духовных училищ. Настоятель собора, протоиерей Н. Колпиков, выступил с речью о тех высоких истинах, которые служили предметом поэзии Пушкина и которые имели своею задачей пробуждать в людях добрые чувства. Затем в зале епархиального женского училища состоялось литературно-вокальное утро, в ходе которого преподаватель русского языка и словесности В.П. Леонидов прочитал составленную им речь о значении Пушкина в литературе, а воспитанницы и воспитанники продекламировали шесть стихотворений и отрывок из сочинений поэта. Утро закончилось пением «Боже, цари храни!» и раздачей сочинений Пушкина [6, с. 1]. Примечательно, что к празднику во Владикавказе был разбит Пушкинский сквер, открыта Пушкинская народная аудитория. На средства, собранные городской интеллигенцией, было построено Горско-Пушкинское общежитие для детей из отдаленных аулов, обучавшихся в городских гимназиях и реальных училищах [2, с. 61].

Несомненно, участие в этом мероприятии способствовало приобщению подрастающего поколения Осетии не только к творчеству любимого в России поэта, но и к тем нравственным ценностям, которые он воспевал в своих произведениях. Раздача его сочинений способствовала выходу этого процесса далеко за рамки учебного заведения, вовлекая не только самих учащихся, но и их семей, друзей, знакомых, расширяя их кругозор и формируя в их сознании ценностную систему, идентичную жителям Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

План проведения каждой юбилейной даты утверждался заранее, а после его исполнения не менее тщательным образом подготавливались итоговые отчеты. Архивные фонды сохранили целый ряд документов, содержащих переписку чиновников различных уровней и представителей учебных заведений относительно их вклада в проведение указанных общегосударственных юбилейных мероприятий.

Так, в середине февраля 1909 года под председательством директора мужской классической гимназии Ф.И. Передерея и при участии директора народных училищ И. Девицкого состоялось совещание начальников всех местных учебных заведений, на котором обсуждался вопрос о чествовании 100-летнего юбилея со дня рождения Н.В. Гоголя. В ходе обсуждения было решено, что в день празднования юбилея писателя, 19 марта, во всех местных учебных заведениях будут отслужены заупокойные литургии, а затем, в 12 часов дня, в городском театре состоится публичное чествование покойного писателя. Также планировалось, что соединенными хорами мужской и женской гимназии и реальных училищ под управлением регента Лукина будет исполнена кантата в честь Н.В. Гоголя, после чего преподаватели произнесут речи, посвященные писателю, прозвучат посвященные ему же стихотворения и отрывки из его сочинений. В заключение городской театр должен был бесплатно представить пьесу Н.В. Гоголя «Ревизор» [7, с.3]. Помимо этого, каждое учебное заведение провело собственное обсуждение предстоящих юбилейных мероприятий. Чествование памяти Н.В. Гоголя по случаю истечения 21 февраля пятидесятилетия со дня его смерти обсуждалось на заседании педагогического Совета Владикавказского Николаевского шестиклассного городского училища. Педагогический Совет постановил устроить в училище чествование памяти Н.В. Гоголя, программа которого включала в себя проведение по окончании уроков 20 февраля панихиды, прочтение с туманными картинами учениками I и II классов отрывков из произведений Гоголя, а 21 февраля в 10 часов утра предполагалось пригласить учеников старших классов и постороннюю публику для прослушивания гимна Гоголю в исполнении хора учеников, биографии писателя в исполнении учителя А. Молчаина, отрывков из таких произведений писателя, как «Мертвые души», «Гой, ты Днепр», «Тарас Бульба», «Пропавшая грамота», «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством» и др. в исполнении учеников V-VI классов. Завершить программу планировалось исполнением гимна «Боже, царя храни!» и раздачей ученикам памятных листов и сочинений Гоголя [9, л. 26].

Юбилейные мероприятия проводились с широким размахом по всей стране и со всеми подробностями были отражены в местной прессе. В газете «Терские ведомости» нередко отводились целые развороты, посвященные общегосударственным праздникам, что делало ее читателей сопричастными к жизни всей страны и позволяло ощущать себя ее неотъемлемой частью. 100-летний юбилей со дня рождения Н.В. Гоголя стал тому ярким примером. В большой газетной статье «К чествованию памяти Н.В. Гоголя», посвященной предстоящему празднованию юбилея со дня рождения писателя, сообщалось о том, что вся Россия деятельно готовилась к празднованию предстоящего 100-летнего юбилея со дня рождения бессмертного творца «Ревизора» и «Мертвых душ», что от Вологды до Севастополя и Тифлиса, от Риги и Вильны до Екатеринбурга и Астрахани, от столиц до глухих провинциальных городов, со всех концов России телеграммы в газеты несли известия о готовящихся торжествах, а учебные заведения, городские управления, литературные и просветительные общества, музыкально-драматические кружки и просто почитатели Н.В. Гоголя готовились принять участие в национальном культурном празднике.

В процессе проведения праздника вокруг имени великого писателя объединялись отдельные лица и общества, разрозненные местные силы. Намеченные программы чествования включали панихиды, чтения, лекции, литературные и литературно-музыкальные вечера, спектакли, живые картины, раздачу сочинений и портретов юбиляра, учреждение стипендий и целых школ его имени. Характерно, что в статье было подчеркнуто, что в Москве в общем грандиозном празднике примут участие 1100 московских учебных заведений. «Какой подъем национального культурного духа! Каким солнечным светом должны озарить Россию гоголевские дни! Чья очерствевшая душа, чье заплесневевшее в медвежьих углах нашего обширного отечества сердце не проснется, не забьется сильнее в эти дни!» - заключал корреспондент [8, с. 2]. А дальнейшие сообщения о праздновании юбилея в Петербурге, Полтаве, Нежине не только информировали население Осетии и Терской области, но и вовлекали его в своеобразное общероссийское праздничное соревнование, предоставляя возможность каждому читателю включиться в это общее дело, в этот общий процесс, в эту общую историю - одну на всех.

Не остался не замеченным в Осетии и 100-летний юбилей со дня рождения народного поэта А.В. Кольцова. В циркулярном предложении попечителя Кавказского Учебного Округа от 26 сентября 1909 года начальником мужского и женского учебных заведений настоятельно предписывалась выработанная комиссией директоров Тифлисских средних учебных заведений программа чествования означенного юбилея. Она предполагала обязательное проведение в каждом учебном заведении 3-го октября во время пятого урока панихиды по поэту, предоставление возможности каждому учебному заведению в течение первого учебного полугодия выбрать один из праздничных дней для устройства тематического литературно-музыкального утра, поклассные сообщения о жизни и деятельности поэта, подготовленные преподавателями и учащимися, чтение его произведений учащимися разных возрастов, исполнение хоровых музыкальных пьес на слова произведений А.В. Кольцова или, где есть возможность, оркестровых и сольных музыкальных пьес, подходящих к данному случаю и желательной раздачею учащимся портретов или сочинений поэта [10, л. 96].

Таким образом, анализируя городскую праздничную жизнь Осетии второй половины XIX - начала XX в., можно сделать вывод о том, что главной тенденцией в развитии городской праздничной культуры пореформенного времени стало огосударствление праздника и превращение его в официально-парадное торжество, демонстрирующее величие власти и прославляющее существующий социальный порядок [3, с. 77]. Государственные праздники выполняли задачу утверждения стабильных стереотипов поведения, соответствующих диктуемым государством нравственным нормам и ценностным ориентациям.

Особая значимость государственных праздников как социально-культурного феномена обусловлена свойственной им общественной и личностной идентификацией с единой общероссийской культурной памятью и преемственностью духовных ценностей, эффективно реализующих установки на трансляцию общегосударственных культурных ориентиров через поколения. Юбилейные литературные торжества, отмечаемые в Осетии второй половины XIX - начала XX в. с большим размахом, выступили в качестве эффективного механизма, позволившего осетинской традиционной культуре, претерпевшей в эпоху пореформенной модернизации существенные преобразования, весьма успешно интегрироваться в социокультурное пространство России.

Рецензенты:

Марзоев И.-Б.Т., д.и.н., ведущий научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РCO- Алания, г. Владикавказ.

Туаева Б.В., д.и.н., ведущий научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РCO- Алания, г. Владикавказ.