Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

JOINT PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT: ON THE EXAMPLE OF THE TRAINING OF TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION

Tropnikova N.P. 1
1 Ural State Academy of veterinary medicine
Period of education in the University is regarded as a formative period for professional self-development, which is in the process of student-teacher interaction, educational promotion of this kind of willingness on the part of the teacher as a professional self-development is only possible in the implementation process. The success of ready to the professional self-development of students depends on the teacher´s constant work on the implementation of the own professional self-development. Highlights of professional self development, readiness for professional self-development training future teachers. Use the logical-semantic form design patterns of the individual teacher and student-oriented joint professional self-development, defined the relationship models, model components (motivational and valuable, cognitive is defined and konative). The details of each component of the model. The results of experimental verification of teaching to foster the professional development of future teachers of vocational training on the basis of the Ural State.
readiness for professional self-development of future teachers of vocational training
cognitive and konative components
motivational and valuable
professional self-development
model of the personality

Введение

Современный российский социум переживает сложный, переломный период своего развития. Ушли в прошлое идеологические постулаты, определявшие развитие страны на протяжении десятилетий. В этой ситуации перед Россией стоит задача поиска новых ориентиров социальной эволюции, адекватных вызовам современности. Модернизация социума предполагает переход от индустриального общества к обществу информационному, в котором процессы порождения, распространения и использования знания становятся ключевыми. Это в свою очередь вызывает необходимость развития института образования. Наращивание объемов и повышение качества знаний, развитие и реализация «человеческого капитала», способность к непрерывному личностному и профессиональному саморазвитию признаются многими учеными решающим условием модернизации экономики и общества в целом. В связи с этим разработка научно-методических основ становления готовности к профессиональному саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения в образовательном процессе вуза является актуальной научно-исследовательской проблемой системы высшего профессионального образования, нашедшей отражение в стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020» [6], в которой способность и готовность к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию определена в качестве составляющей компетенции инновационной деятельности.

Процесс профессиональной подготовки в последние два десятилетия требует от человека большой самостоятельной работы по постоянному саморазвитию и построению себя как профессионала. К педагогу профессионального обучения это имеет особое отношение, поскольку от его способности непрерывно осуществлять профессиональное саморазвитие зависит успешность становления готовности к профессиональному саморазвитию у будущих специалистов.

Период обучения в вузе мы рассматриваем как период становления готовности к профессиональному саморазвитию, в процессе которого осуществляется паритетное взаимодействие студента и преподавателя, педагогическое содействие становлению данному виду готовности со стороны преподавателя, так как профессиональное саморазвитие возможно только в процессе осуществления профессиональной деятельности. При этом успешность становления готовности к профессиональному саморазвитию студентов зависит от постоянной работы преподавателя по осуществлению собственного профессионального саморазвития. Взаимосвязь преподавателя и студента в процессе профессионального саморазвития отмечается во многих работах:

  • запуск, регулирование механизма личностного и профессионального саморазвития происходит благодаря сочетанию мягкого, «косвенного» управления со стороны преподавателя и самоуправления со стороны студента (К.Я. Вазина) [2], (Н.В. Лежнева) [8];
  • эмпатическое взаимодействие преподавателя и обучающегося обеспечивают высокую адресованную личностную продуктивность, осознанное профессиональное саморазвитие (Л.Н. Куликова) [7];
  • образовательное пространство, в котором создана ситуация успеха, обеспечивает личностное и профессиональное саморазвитие субъектов образования (А.С. Белкин) [1], (Ю.М. Забродин) [3];
  • взаимоосуществляемость и взаимодополняемость процессов профессионального саморазвития преподавателя и студента должна стать основой образовательного процесса в вузе (И. А. Зимняя) [5].

Однако при разработке моделей личности преподавателя и студента, ориентированных на совместное профессиональное саморазвитие, необходимо раскрыть ряд понятий в аспекте рассматриваемой проблемы.

Проведенный анализ понятий позволил нам установить, что:

  • понятия «развитие», «саморазвитие» являются родовыми категориями для понятий «профессиональное саморазвитие» и «готовность к профессиональному саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения»;
  • профессиональное саморазвитие – поэтапное становление и интеграция мотивационно-ценностного, когнитивного и конативного компонентов личности профессионала на основе осознанной саморегуляции им своей профессиональной деятельности;
  • готовность к профессиональному саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения – качество личности, обеспечивающее продуктивность поэтапного процесса становления и интеграцию мотивационно-ценностного, когнитивного и конативного компонентов личности будущего педагога профессионального обучения, ориентированной на профессиональное саморазвитие, на основе осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности.

При разработке моделей важным является выбор их формы. В последние годы в педагогических и социальных науках получило признание отражение многомерных процессов и явлений в форме логико-смысловых моделей, которые представляют собой новый класс моделей отображения информации в многомерных смысловых пространствах. Рассматривая личность как открытую, нелинейную и динамическую систему, Б.Ф. Ломов [9], Э.Ф. Зеер [4] считают, что она многомерна как психическое явление и может рассматриваться в самых разнообразных системных измерениях. При этом ни одно из измерений не характеризует всего явления в целом. По мнению Э.Ф. Зеера, проектирование таких моделей начинается с поиска ядра многомерного явления. В качестве такого центрального образования личности выступает деятельность или конкретные ее виды. Смыслообразующими координатами модели личности являются содержательные компоненты. Число координат зависит от эвристической сущности логико-смысловой модели. Межкоординатное пространство образует психологический потенциал личности, ее возможности. Личностные компоненты определяют область потенциального развития. Уровень выраженности конкретного компонента придает личностному пространству различную конфигурацию. Актуализация одного или нескольких личностных компонентов запускает механизм реализации всего потенциала личности. Учитывая гетерохронность развития структурных компонентов личности, следует допустить, что в зависимости от социально-психологической ситуации, возрастных и психофизиологических особенностей один, а в отдельных случаях и несколько компонентов становятся ведущими, определяющими все развитие личности. Необходимо учесть также наличие идеального (теоретически возможного) и реального потенциала для конструирования конкретной эмпирической модели. В зависимости от профессиональной образовательной ситуации один или несколько компонентов становятся доминантными, определяющими развертывание потенциала личности. Точки пересечения конструктов в матричном пространстве характеризуют их смысловые взаимосвязи и взаимодействия. Эвристическим достоинством представления психологических объектов в форме логико-смысловых моделей с учетом синергетического подхода является возможность визуального отображения многомерности психического феномена, отображения его ключевых конструктов на координатных осях, что характеризует модель как открытую структуру.

Использование логико-смысловой формы проектирования моделей личности преподавателя и студента, ориентированных на совместное профессиональное саморазвитие, позволило нам соотнести их компоненты на координатных осях, а обозначенные точки определения (пересечения) конструктов в матричном пространстве характеризовали их смысловые взаимосвязи и взаимодействия. В качестве объектов определены личность преподавателя и личность студента, которые стали тематическими ядрами логико-смысловой модели. Смыслообразующими координатами модели избраны мотивационно-ценностный, когнитивный, конативный компоненты.

Выделим основные конструкты избранных нами компонентов (рисунок 1).

В качестве составляющих мотивационно-ценностного компонента личности студента, ориентированной на становление готовности к профессиональному саморазвитию, мы выделяем:

  • наличие системы ценностей и мотивов, связанных с самопознанием, профессиональным саморазвитием, самореализацией, осознанием себя самостоятельной и саморегулируемой личностью;
  • принятие ценности осуществления самопознания и профессионального саморазвития как личностно значимой цели;
  • умение выбирать и корректировать целевые и смысловые установки профессионального саморазвития в зависимости от возможности разрешения внутренних противоречий и возникающих внешних условий.

Рис. 1 – Модели личности преподавателя и студента, ориентированные на совместное профессиональное саморазвитие

Составляющими мотивационно-ценностного компонента личности преподавателя, ориентированного на профессиональное саморазвитие, являются:

  • наличие мотивов самодиагностирования профессиональной компетентности в осуществлении педагогического содействия становлению готовности к профессиональному саморазвитию студентов;
  • наличие мотивов проектирования программы собственного профессионального развития;
  • наличие мотивов проектирования стратегии содействия становлению готовности к профессиональному саморазвитию студентов;
  • наличие системы ценностей постоянного профессионального саморазвития.

Когнитивный компонент личности студента, ориентированной на становление готовности к профессиональному саморазвитию, включает в себя:

  • знание психолого-педагогических основ самопознания и профессионального саморазвития;
  • развитое логическое, творческое, критическое мышление, рефлексивность;
  • познавательные умения.

Когнитивный компонент личности преподавателя, ориентированной на профессиональное саморазвитие, представлен:

  • знанием процедуры осуществления анализа динамики становления готовности студентов к профессиональному саморазвитию;
  • знанием требований к разработке содержания программы собственного профессионального развития;
  • рефлексивными умениями осуществлять самооценку, коррекцию результатов и определение перспектив собственного профессионального саморазвития и становления готовности к профессиональному саморазвитию студентов.

Конативный компонент личности студента, рассматриваемый как саморегулирующий становление готовности к профессиональному саморазвитию посредством волевых качеств, представлен:

  • умением моделировать траекторию профессионального саморазвития, разрабатывать план или программу профессионального саморазвития;
  • умением осуществлять деятельность самопознания и профессионального саморазвития;
  • способностями саморегулирования, самоконтроля, самооценки, самодиагностирования результатов самопознания и профессионального саморазвития.

Конативный компонент личности преподавателя определен:

  • рефлексивными умениями осуществлять самооценку собственного профессионального развития;
  • умениями самооценивать профессиональную компетентность педагогического содействия становлению готовности к профессиональному саморазвитию студентов;
  • умениями реконструировать деятельность собственного профессионального развития;
  • владением технологией педагогического содействия становлению готовности к профессиональному саморазвитию студентов.

Образованное межкоординатное пространство характеризует психологический потенциал личности и преподавателя и студента, их возможности. Уровень выраженности каждого компонента придает личностному пространству различную конфигурацию. При этом актуализация одного или всех компонентов обеспечивает запуск механизма реализации всего потенциала личности.

Выделенные мотивационно-ценностный, когнитивный и конативный компоненты являются содержательными компонентами моделей личности преподавателя и студента, ориентированных на совместное профессиональное саморазвитие, определяют область потенциального развития и представляют в целом сущность логико-смысловой модели.

Апробация моделей личности преподавателя и студентов, ориентированных на совместное профессиональное саморазвитие, проходила на базе Уральской государственной академии ветеринарной медицины в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения с 2003 по 2013 гг. Эффективность реализации моделей определялась нами по уровню становления готовности к профессиональному саморазвитию студента. В качестве критериев мы выделили: мотивационный, когнитивный, конативный критерии. Экспериментальная проверка осуществления педагогического содействия становлению готовности к профессиональному саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения показала, что по всем критериям наблюдались значительно большие положительные изменения в экспериментальных группах (18–38 %) по сравнению с контрольными (5–8 %). Значительные приращения наблюдались по когнитивному и конативному критерию. Особенно ценно в аспекте рассмотрения вопросов, связанных с профессиональным саморазвитием будущих педагогов профессионального обучения, что за время обучения в экспериментальных группах произошло существенное приращение таких параметров, как мотивация профессионального саморазвития (26–27%), саморегуляция деятельности по профессиональному саморазвитию (16–23 %), рефлексивности (17–25 %), уровня субъективного контроля (12–18 %).

Апробация моделей личности преподавателя и студентов, ориентированных на совместное профессиональное саморазвитие, в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения показала возможность обеспечения достаточного уровня становления готовности к профессиональному саморазвитию студентов посредством осуществления соответствующего педагогического содействия со стороны преподавателя.

Рецензенты:

Лежнева Н.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г.Троицк.

Старченко С.А., д.п.н., профессор кафедры профессиональной педагогики, истории и философии ФГБОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины», директор МБОУ «Лицей №13», г.Троицк.