Введение. Одной из основных тенденций в развитии профессионального образования является создание университетских комплексов, когда среднее специальное учебное заведение (колледж) включается в состав университетских комплексов и предполагает развитие структуры многоступенчатой подготовки специалистов, в основе которой – непрерывность и преемственность. Преемственность образовательного процесса реализуется в содержании обучения, формах организации учебно-воспитательного процесса, методах обучения, в том числе и в области физической культуры [1,2,4,7].
В современных условиях важным становится задача обеспечения выпускников образовательных учреждений не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями, в том числе и через занятия физической культурой и спортом.
Переход на новые государственные стандарты образования в среднем и высшем профессиональном образовании, направленность на развитие воспитательной составляющей профессионального образования, в том числе и через стимулирование спортивной деятельности студентов создают необходимость использование современных подходов к организации и содержанию физкультурно-спортивной деятельности различной направленности.
Физическое воспитание студентов в колледже и вузе направлено на развитие физических качеств и способностей, совершенствование физической подготовленности; на формирование способности использовать разнообразные средства физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, для подготовки к будущей профессиональной деятельности [5].
Проведенный информационно-аналитический анализ литературных и документальных источников по вопросам модернизации образования в современных условиях выявил ряд основных противоречий, которые заключаются в следующем:
- преемственность различных уровней физкультурного образования в средней и высшей школе не подкреплена научными разработками по интеграции этого процесса в системе региональных университетских комплексов;
- разнообразие подходов к организации и содержанию образовательного процесса по физической культуре в средних специальных и высших учебных заведениях и условий их практической реализации в системе регионального университетского комплекса не отвечает требованиям современного образования.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработать и экспериментальным путём обосновать организационно-педагогические условия, способствующие повышению качества физкультурного образования в системе регионального университетского комплекса.
Целью нашего исследования является повышение эффективности образовательного процесса по физической культуре в системе университетского комплекса путем совершенствования организационно-методических компонентов.
Практическая значимость исследования заключается в его использовании в учебном процессе образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также в возможности изменения структуры и содержания в зависимости от особенностей учебной и профессиональной деятельности студентов.
Экспериментальная часть. Исследование проводилось на базе Политехнического колледжа Многопрофильного колледжа Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. В эксперименте приняли участие 197 студентов.
Сравнительный анализ структуры и содержания образовательного процесса по физической культуре в системе высшего и среднего профессионального образования свидетельствует, что наряду с её общими целями и задачами имеют отличия в содержании как всего учебного процесса, так и в учебно-практических занятиях; а также в системе зачетных требований. В частности, преимущественно вариативность образования в вузе (учет интересов и способностей при выборе вида физической активности), в среднем специальном учебном заведении (ссуз) – базовость образования (обучение и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и способностей через использование средств легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики) [5,6].
В процессе исследования выявлены области взаимодействия, интеграции разделов учебных программ и образовательных процессов высшего и среднего профессионального образования. Взаимодействие основано на интеграции разделов программы (теоретического, практического и контрольного): базовой части программы (в среднем профессиональном образовании), вариативной части программы (в высшем профессиональном образовании), что позволяет более успешно решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Это подтверждается и результатами тестирования.
Взаимодействие программ осуществляется на уровне старших курсов средних специальных учреждений (3–4 курсы) и 1–2 курсов учреждений высшего профессионального образования. Это обуславливается тем, что на старших курсах колледжа содержание программного материала направлено на совершенствование функционального состояния организма, технико-тактических компонентов спортивных игр (на 1–2 курсах осуществляется развитие физических качеств, обучение технике видов спорта). Такое направление занятий соответствует задачам физической культуры в системе высшего профессионального образования, предполагающей совершенствование физической подготовленности студентов через занятие различными видами спорта.
Нами была разработана модель образовательного процесса по физической культуре в системе регионального университетского комплекса организованная структура физической подготовки на каждом этапе обучения (рис.1).
Разработанная структурно-функциональная модель включила в себя следующие взаимосвязанные структурные компоненты: целевой, содержательный, организационный, контрольно-диагностический. Целевой компонент направлен на оптимизацию учебного процесса в звене колледж-вуз, на совершенствование физических качеств и способностей, на формирование здорового образа жизни.
Содержательный компонент базируется на нескольких блоках: когнитивном, мотивационно-ценностном, организационно-практическом. Первый блок предполагает целенаправленное расширение и обогащение научных знаний по физической культуре и спорту, основам здорового образа жизни. Второй блок – формирование положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом. Третий блок направлен на приобретение практического опыта физкультурно-спортивной деятельности в целях достижения физического совершенства, сохранения здоровья, духовного развития.
Организационный компонент представлен комплексом разнообразных форм организации занятий (урочных и внеурочных) различной направленности (оздоровительной, адаптивной, спортивной) с использованием базового и вариативного компонента урочной программы.
Занятия на 1–2 курсе колледжа носят оздоровительно-развивающую направленность. Средства и методы направлены на оптимизацию физического здоровья, реализацию оздоровительной задачи. Параллельно решаются образовательные задачи, направленные на овладение программного объема знаний, умений и навыков. Структура основной части занятия может состоять из двух взаимосвязанных частей: образовательной и оздоровительно-развивающей. Образовательная часть направлена на изучение техники легкоатлетических и гимнастических упражнений, элементов техники спортивных игр, формирование физкультурных знаний. Основные задачи оздоровительно-развивающей части – оптимизация функционального состояния организма занимающегося, развитие физических качеств и двигательных способностей. Соотношение частей на протяжении всего цикла занятий различно. В начале цикла больше времени уделяется решению образовательных, оздоровительных задач, используется групповой и фронтальный метод. На последующих занятиях, при использовании игрового и соревновательного метода и метода круговой тренировки, акцент делается на развитие физических способностей, функциональной подготовке (через спортивные игры, подвижные игры, полосы препятствий и др.).
На старших курсах колледжа (3–4 курсе) учебно-тренировочные занятия носят спортивно-оздоровительную направленность, учитывают интересы и потребности студентов.
Содержание основной части учебно-тренировочного занятия состоит из двух частей: базовой и вариативной. Базовая часть составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и по содержанию полностью соответствует программе по «Физической культуре» с направленным развитием двигательных способностей. Средства и методы направлены на совершенствование техники изучаемых видов спорта, развитие физических качеств и двигательных умений и навыков.
Вариативная часть занятия отводится самостоятельным занятиям. Возможны изменения в вариативной части за счет внесения в ее содержание видов спорта, физических упражнений, учитывающих интересы, мотивы студентов к занятиям физической культурой, возможности материально-технической базы учебного заведения.
Рис. 1. Модель образовательного процесса по физической культуре в системе «колледж – вуз»
Данная структура построения и содержание занятия, с одной стороны, позволяет решать задачи функциональной подготовки, совершенствования техники, позволяет выполнить зачетные требования, предусмотренные программой, а с другой – направлена на самосовершенствование и самовыражение, самореализацию студента согласно его интересам и возможностям.
Образовательный процесс в вузе по своему содержанию ориентирован на использование вариативности образования, интересов студентов. Занятия направлены на совершенствование физической подготовленности студентов через занятия различными видами спорта, на самосовершенствование и самореализацию.
Важным при организации образовательного процесса по физической культуре мы считаем комплексное использование урочных и внеурочных форм занятий. Урочные формы занятий призваны решать образовательные, развивающие задачи в рамках требований учебной программы. Внеурочные формы занятий различной направленности: оздоровительной, спортивной, адаптивной, – являются своеобразным дополнением, способствующим совершенствованию физической подготовленности, самовыражению. К внеурочным формам занятий относятся занятия в спортивных секциях, группах здоровья, самостоятельные занятия физическими упражнениями, соревновательные формы организации занятий и другие [3].
В контрольно-диагностическом компоненте содержатся критерии оценки уровня физической подготовленности, степени освоения двигательных умений и навыков. Система комплексного контроля позволяет определить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Результаты. Для оценки эффективности предложенной структуры был проведен педагогический эксперимент. Для оценивания мы выбрали уровень физической подготовленности, двигательной активности вне учебных занятий, удовлетворенность студентов образовательным процессом, мотивационно-ценностное отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом.
В целом по колледжу анализ результатов тестирования позволяет констатировать положительную динамику: на 8,2 % увеличилось количество студентов с высоким уровнем физической подготовленности (46,1 % студентов), на 3,6 % увеличилось количество студентов со средним уровнем физической подготовленности (36,1 % студентов) и на 12,5 % снизилось количество студентов с низким уровнем подготовленности (17,8 % студентов).
Студенты, выпускники ПТК 2007 года, по итогам обучения на 1 курсе НовГУ показали следующие результаты тестирования: высокий уровень физической подготовленности – 64,3 %; средний уровень физической подготовленности – 21,4 %; низкий уровень физической подготовленности – 14,3 %.
Студенты 2 курса НовГУ (выпускники ПТК 2006 года) по итогам обучения показали следующие результаты тестирования: высокий уровень физической подготовленности – 22,2 %; средний уровень физической подготовленности – 55,5 %; низкий уровень физической подготовленности – 33,3 %.
Одним из показателей эффективности предложенной структуры и содержания учебного процесса можно считать уровень двигательной активности (занятие физкультурой и спортом вне учебного времени, вид активного досуга, спортивную активность и т.д.). До начала и после эксперимента нами был проведен опрос в виде анкетирования студентов 3–4 курсов. Анализ результатов опроса показал: на 15,9 % увеличилось количество студентов, занимающихся в различных секциях; 35 % студентов регулярно участвуют в соревнованиях, на 8 % снизилось количество студентов, не участвующих в соревнованиях; 49,8 % студентов участвуют в соревнованиях на Первенство колледжа, 27,1 % – в городских и районных соревнованиях, на 15,1 % снизилось количество студентов, не участвующих в соревнованиях различного уровня; снизилось число студентов, не занимающихся физическими упражнениями и спортом вне учебных занятий на 10,1 %, в то же время на 8,3 % увеличилось количество студентов 2–3 раза в неделю занимающихся физкультурой и спортом (и составило 42,1 %) и на 7 % студентов, занимающихся 4–5 раз в неделю (составили 20 % студентов). В различных секциях занимаются 28 % студентов-выпускников ПТК МПК НовГУ, 40 % регулярно участвуют в соревнованиях различного уровня.
Анализ данных социологических исследований свидетельствует, что на 60 % увеличилось количество студентов колледжа высоко оценивающих предложенную структуру и содержание занятий (что составило 84 % опрошенных студентов), в то же время уменьшилось количество студентов, не посещающих занятия, и составило 1 %.
Результаты анкеты мотивационных предпочтений студентов в физкультурно-спортивной деятельности позволяют констатировать следующее: для 42,2 % опрошенных физкультурно-спортивная деятельность направлена на реализацию социальных потребностей, 47,1 % опрошенных занимаются физкультурой и спортом, чтобы узнать больше о своих возможностях, чтобы испытать удовлетворение от возможности проявить себя, т.е. от собственно физической активности; лишь 12,3 % – потребности в соперничестве. 95 % студентов хотят развивать свои навыки; 51,9 % опрошенных студентов стремятся развивать ловкость, гибкость, быстроту, 93,9 % стать сильным и выносливым.
Таким образом, основными мотивами занятия спортом и физической культурой у студентов являются стремление улучшить свое здоровье, физическое и эстетическое совершенствование, получение удовольствия от занятия спортом и физкультурой, общение с друзьями.
Вывод. Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что предложенное сочетание разнообразных форм организации занятий, учитывающих уровень физической подготовленности студентов, их интересы и потребности, изменяющиеся по содержанию, использование средств и методов в зависимости от контингента обеспечивают повышение качества физкультурного образования в системе регионального университетского комплекса.
Рецензенты:
Чурганов О.А., д.п.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», г. Санкт-Петербург.
Щуров А.Г., д.п.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» Министерства транспорта, г. Санкт-Петербург.