Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATION PROCESS OF PHYSICAL CULTURE IN SISTEM COLLEGE-UNIVERSFTY

Shibanova T.Yu. 1
1 ОАОУ school sports boarding school of Velikiy
This article examines the improvement of physical education process efficiency with preparing detailed uninterrupted education program for two level higher school complex. The structure, content and organizational form of education process are depending on school level, students skills, their interests and shape. The education process at physical culture in college and university consists of sports training and improvement of student”s health. Study program includes two parts. Basic part is a development physical and functional preparedness. Othe part is a study of favourite sports. Educational process in the University in its content is focused on the use of variability education, students´ interests. Classes are aimed at improving the physical fitness of students through sports, self-perfection and self-realization. The proposed combination of various forms of organization of classes are improving the quality of physical education in the system of regional university complex.
content of education process
structure
physical culture at college and university
education program
education process
physical education
university complex

Введение. Одной из основных тенденций в развитии профессионального образования является создание университетских комплексов, когда среднее специальное учебное заведение (колледж) включается в состав университетских комплексов и предполагает развитие структуры многоступенчатой подготовки специалистов, в основе которой – непрерывность и преемственность. Преемственность образовательного процесса реализуется в содержании обучения, формах организации учебно-воспитательного процесса, методах обучения, в том числе и в области физической культуры [1,2,4,7].

В современных условиях важным становится задача обеспечения выпускников образовательных учреждений не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями, в том числе и через занятия физической культурой и спортом.

Переход на новые государственные стандарты образования в среднем и высшем профессиональном образовании, направленность на развитие воспитательной составляющей профессионального образования, в том числе и через стимулирование спортивной деятельности студентов создают необходимость использование современных подходов к организации и содержанию физкультурно-спортивной деятельности различной направленности.

Физическое воспитание студентов в колледже и вузе направлено на развитие физических качеств и способностей, совершенствование физической подготовленности; на формирование способности использовать разнообразные средства физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, для подготовки к будущей профессиональной деятельности [5].

Проведенный информационно-аналитический анализ литературных и документальных источников по вопросам модернизации образования в современных условиях выявил ряд основных противоречий, которые заключаются в следующем:

  • преемственность различных уровней физкультурного образования в средней и высшей школе не подкреплена научными разработками по интеграции этого процесса в системе региональных университетских комплексов;
  • разнообразие подходов к организации и содержанию образовательного процесса по физической культуре в средних специальных и высших учебных заведениях и условий их практической реализации в системе регионального университетского комплекса не отвечает требованиям современного образования.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработать и экспериментальным путём обосновать организационно-педагогические условия, способствующие повышению качества физкультурного образования в системе регионального университетского комплекса.

Целью нашего исследования является повышение эффективности образовательного процесса по физической культуре в системе университетского комплекса путем совершенствования организационно-методических компонентов.

Практическая значимость исследования заключа­ется в его использовании в учебном процессе образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, а также в возможности изменения структуры и содержания в зависимости от особенностей учебной и профессиональной деятель­ности студентов.

Экспериментальная часть. Исследование проводилось на базе Политехнического колледжа Многопрофильного колледжа Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. В эксперименте приняли участие 197 студентов.

Сравнительный анализ структуры и содержания образовательного процесса по физической культуре в системе высшего и среднего профессионального образования свидетельствует, что наряду с её общими целями и задачами имеют отличия в содержании как всего учебного процесса, так и в учебно-практических занятиях; а также в системе зачетных требований. В частности, преимущественно вариативность образования в вузе (учет интересов и способностей при выборе вида физической активности), в среднем специальном учебном заведении (ссуз) – базовость образования (обучение и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и способностей через использование средств легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики) [5,6].

В процессе исследования выявлены области взаимодействия, интеграции разделов учебных программ и образовательных процессов высшего и среднего профессионального образования. Взаимодействие основано на интеграции разделов программы (теоретического, практического и контрольного): базовой части программы (в среднем профессиональном образовании), вариативной части программы (в высшем профессиональном образовании), что позволяет более успешно решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Это подтверждается и результатами тестирования.

Взаимодействие программ осуществляется на уровне старших курсов средних специальных учреждений (3–4 курсы) и 1–2 курсов учреждений высшего профессионального образования. Это обуславливается тем, что на старших курсах колледжа содержание программного материала направлено на совершенствование функционального состояния организма, технико-тактических компонентов спортивных игр (на 1–2 курсах осуществляется развитие физических качеств, обучение технике видов спорта). Такое направление занятий соответствует задачам физической культуры в системе высшего профессионального образования, предполагающей совершенствование физической подготовленности студентов через занятие различными видами спорта.

Нами была разработана модель образовательного процесса по физической культуре в системе регионального университетского комплекса организованная структура физической подготовки на каждом этапе обучения (рис.1).

Разработанная структурно-функциональная модель включила в себя следующие взаимосвязанные структурные компоненты: целевой, содержательный, организационный, контрольно-диагностический. Целевой компонент направлен на оптимизацию учебного процесса в звене колледж-вуз, на совершенствование физических качеств и способностей, на формирование здорового образа жизни.

Содержательный компонент базируется на нескольких блоках: когнитивном, мотивационно-ценностном, организационно-практическом. Первый блок предполагает целенаправленное расширение и обогащение научных знаний по физической культуре и спорту, основам здорового образа жизни. Второй блок – формирование положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом. Третий блок направлен на приобретение практического опыта физкультурно-спортивной деятельности в целях достижения физического совершенства, сохранения здоровья, духовного развития.

Организационный компонент представлен комплексом разнообразных форм организации занятий (урочных и внеурочных) различной направленности (оздоровительной, адаптивной, спортивной) с использованием базового и вариативного компонента урочной программы.

Занятия на 1–2 курсе колледжа носят оздоровительно-развивающую направленность. Средства и методы направлены на оптимизацию физического здоровья, реализацию оздоровительной задачи. Параллельно решаются образовательные задачи, направленные на овладение программного объема знаний, умений и навыков. Структура основной части занятия может состоять из двух взаимосвязанных частей: образовательной и оздоровительно-развивающей. Образовательная часть направлена на изучение техники легкоатлетических и гимнастических упражнений, элементов техники спортивных игр, формирование физкультурных знаний. Основные задачи оздоровительно-развивающей части – оптимизация функционального состояния организма занимающегося, развитие физических качеств и двигательных способностей. Соотношение частей на протяжении всего цикла занятий различно. В начале цикла больше времени уделяется решению образовательных, оздоровительных задач, используется групповой и фронтальный метод. На последующих занятиях, при использовании игрового и соревновательного метода и метода круговой тренировки, акцент делается на развитие физических способностей, функциональной подготовке (через спортивные игры, подвижные игры, полосы препятствий и др.).

На старших курсах колледжа (3–4 курсе) учебно-тренировочные занятия носят спортивно-оздоровительную направленность, учитывают интересы и потребности студентов.

Содержание основной части учебно-тренировочного занятия состоит из двух частей: базовой и вариативной. Базовая часть составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и по содержанию полностью соответствует программе по «Физической культуре» с направленным развитием двигательных способностей. Средства и методы направлены на совершенствование техники изучаемых видов спорта, развитие физических качеств и двигательных умений и навыков.

Вариативная часть занятия отводится самостоятельным занятиям. Возможны изменения в вариативной части за счет внесения в ее содержание видов спорта, физических упражнений, учитывающих интересы, мотивы студентов к занятиям физической культурой, возможности материально-технической базы учебного заведения.

Рис. 1. Модель образовательного процесса по физической культуре в системе «колледж – вуз»

Данная структура построения и содержание занятия, с одной стороны, позволяет решать задачи функциональной подготовки, совершенствования техники, позволяет выполнить зачетные требования, предусмотренные программой, а с другой – направлена на самосовершенствование и самовыражение, самореализацию студента согласно его интересам и возможностям.

Образовательный процесс в вузе по своему содержанию ориентирован на использование вариативности образования, интересов студентов. Занятия направлены на совершенствование физической подготовленности студентов через занятия различными видами спорта, на самосовершенствование и самореализацию.

Важным при организации образовательного процесса по физической культуре мы считаем комплексное использование урочных и внеурочных форм занятий. Урочные формы занятий призваны решать образовательные, развивающие задачи в рамках требований учебной программы. Внеурочные формы занятий различной направленности: оздоровительной, спортивной, адаптивной, – являются своеобразным дополнением, способствующим совершенствованию физической подготовленности, самовыражению. К внеурочным формам занятий относятся занятия в спортивных секциях, группах здоровья, самостоятельные занятия физическими упражнениями, соревновательные формы организации занятий и другие [3].

В контрольно-диагностическом компоненте содержатся критерии оценки уровня физической подготовленности, степени освоения двигательных умений и навыков. Система комплексного контроля позволяет определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Результаты. Для оценки эффективности предложенной структуры был проведен педагогический эксперимент. Для оценивания мы выбрали уровень физической подготовленности, двигательной активности вне учебных занятий, удовлетворенность студентов образовательным процессом, мотивационно-ценностное отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом.

В целом по колледжу анализ результатов тестирования позволяет констатировать положительную динамику: на 8,2 % увеличилось количество студентов с высоким уровнем физической подготовленности (46,1 % студентов), на 3,6 % увеличилось количество студентов со средним уровнем физической подготовленности (36,1 % студентов) и на 12,5 % снизилось количество студентов с низким уровнем подготовленности (17,8 % студентов).

Студенты, выпускники ПТК 2007 года, по итогам обучения на 1 курсе НовГУ показали следующие результаты тестирования: высокий уровень физической подготовленности – 64,3 %; средний уровень физической подготовленности – 21,4 %; низкий уровень физической подготовленности – 14,3 %.

Студенты 2 курса НовГУ (выпускники ПТК 2006 года) по итогам обучения показали следующие результаты тестирования: высокий уровень физической подготовленности – 22,2 %; средний уровень физической подготовленности – 55,5 %; низкий уровень физической подготовленности – 33,3 %.

Одним из показателей эффективности предложенной структуры и содержания учебного процесса можно считать уровень двигательной активности (занятие физкультурой и спортом вне учебного времени, вид активного досуга, спортивную активность и т.д.). До начала и после эксперимента нами был проведен опрос в виде анкетирования студентов 3–4 курсов. Анализ результатов опроса показал: на 15,9 % увеличилось количество студентов, занимающихся в различных секциях; 35 % студентов регулярно участвуют в соревнованиях, на 8 % снизилось количество студентов, не участвующих в соревнованиях; 49,8 % студентов участвуют в соревнованиях на Первенство колледжа, 27,1 % – в городских и районных соревнованиях, на 15,1 % снизилось количество студентов, не участвующих в соревнованиях различного уровня; снизилось число студентов, не занимающихся физическими упражнениями и спортом вне учебных занятий на 10,1 %, в то же время на 8,3 % увеличилось количество студентов 2–3 раза в неделю занимающихся физкультурой и спортом (и составило 42,1 %) и на 7 % студентов, занимающихся 4–5 раз в неделю (составили 20 % студентов). В различных секциях занимаются 28 % студентов-выпускников ПТК МПК НовГУ, 40 % регулярно участвуют в соревнованиях различного уровня.

Анализ данных социологических исследований свидетельствует, что на 60 % увеличилось количество студентов колледжа высоко оценивающих предложенную структуру и содержание занятий (что составило 84 % опрошенных студентов), в то же время уменьшилось количество студентов, не посещающих занятия, и составило 1 %.

Результаты анкеты мотивационных предпочтений студентов в физкультурно-спортивной деятельности позволяют констатировать следующее: для 42,2 % опрошенных физкультурно-спортивная деятельность направлена на реализацию социальных потребностей, 47,1 % опрошенных занимаются физкультурой и спортом, чтобы узнать больше о своих возможностях, чтобы испытать удовлетворение от возможности проявить себя, т.е. от собственно физической активности; лишь 12,3 % – потребности в соперничестве. 95 % студентов хотят развивать свои навыки; 51,9 % опрошенных студентов стремятся развивать ловкость, гибкость, быстроту, 93,9 % стать сильным и выносливым.

Таким образом, основными мотивами занятия спортом и физической культурой у студентов являются стремление улучшить свое здоровье, физическое и эстетическое совершенствование, получение удовольствия от занятия спортом и физкультурой, общение с друзьями.

Вывод. Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что предложенное сочетание разнообразных форм организации занятий, учитывающих уровень физической подготовленности студентов, их интересы и потребности, изменяющиеся по содержанию, использование средств и методов в зависимости от контингента обеспечивают повышение качества физкультурного образования в системе регионального университетского комплекса.

Рецензенты:

Чурганов О.А., д.п.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», г. Санкт-Петербург.

Щуров А.Г., д.п.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» Министерства транспорта, г. Санкт-Петербург.