Введение
В современных условиях развитие системы образования в России во многом зависит от реализуемых подходов к оценке уровня и качества подготовки учащихся. Внедрение новых образовательных стандартов не только дает учителю большую степень свободы в выборе и разработке контрольно-оценочных педагогических материалов, но и предъявляет дополнительные требования к их качеству. При этом все большее значение приобретает тестовая составляющая системы учебной диагностики. Поэтому особенно остро встает проблема готовности современного педагога к применению тестовых технологий в образовательном процессе и оказания педагогической поддержки процесса становления его тестологической культуры.
Цель исследования состоит в том, чтобы систематизировать и теоретически обобщить региональный опыт формирования тестологической культуры учителя, выявить специфику предложенных форм психолого-педагогической поддержки процесса формирования готовности педагога к тестологической деятельности.
Материалы и методы исследования. В качестве материалов нами использованы теоретические положения и результаты исследований отечественных ученых, развивающих теорию профессионально-педагогической культуры, область дидактической тестологии, а также результаты проведенного нами исследования на базе нескольких школ и вузов Смоленской области. Использованы методы теоретического обобщения и моделирования, наблюдения, анкетирования, анализа, синтеза и обобщения опытно-экспериментальной работы.
Результаты исследования. Проанализировав результаты исследований ученых, занимающихся проблемами педагогической диагностики и использования тестирования в учебном процессе (В.И. Звонников [1], К. Ингенкамп [2], А.Н. Майоров [4], Н.М. Саенко [7], М.Б. Челышкова [8] и др.), изучающих динамично развивающуюся профессионально-педагогическую культуру учителя и специфику педагогической деятельности (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин [3] и др.), а также обобщив результаты проведенной нами диагностической работы по выявлению особенностей формирования готовности педагогов к использованию тестирования в обучении (2006 – 2008 годы), мы пришли к следующим выводам.
1. Профессионально-педагогическая деятельность учителя претерпела существенные системные изменения в связи с внедрением в структуру учебно-диагностической работы тестовых методов оценивания результатов обучения. В тестологической деятельности учителя мы прослеживаем два основных направления: проектировочно-познавательное и практико-реализующее.
Проектировочно-познавательная тестологическая деятельность направлена на освоение учителем тестовых технологий, создание и совершенствование тестовых материалов, встраивание их в собственную систему учебной диагностики, разработку методики применения тестов в обучении, освоение средств информационно-коммуникационной поддержки педагогического тестирования и т.д. Практико-реализующая связана с применением дидактического тестирования в системе учебной диагностики в рамках собственной профессионально-практической деятельности.
2. Вместе с появлением этого нового компонента профессионально-педагогической деятельности возникает феномен тестологической культуры учителя как одной из сторон его общей педагогической культуры. Для эффективного использования тестирования в процессе учебной деятельности и в педагогических исследованиях современный учитель должен обладать не только системой общих и специальных знаний и умений в области педагогического тестирования, но и сформированным позитивным ценностным отношением к применению тестовых технологий, творчески подходить к решению задач тестологической деятельности, постоянно осуществлять рефлексию этой деятельности.
Таким образом, мы полагаем, что тестологическая культура учителя как субъекта системы учебной диагностики – это одна из важнейших составляющих педагогической культуры учителя, представляющая собой систему педагогических ценностей, тестологических знаний и умений, позволяющих учителю самостоятельно осваивать готовые тестовые материалы и технологии, разрабатывать системы дидактических тестов и методику их применения в образовательном процессе, а также использовать их для развития творческой индивидуальности учителя и проведения педагогических исследований.
3. В качестве критериев сформированности тестологической культуры учителя были определены информационно-ценностный критерий, теоретико-практическая готовность, профессиональное самосовершенствование и творческая активность.
Информационно-ценностный критерий выявляет общие представления педагога о психолого-педагогических основах тестирования, истории и современных тенденциях его развития, сформированность ценностных ориентаций в сфере тестологической деятельности, знание и соблюдение этических норм и правил этой деятельности, а также внутренние установки учителя на собственное развитие как субъекта тестологической деятельности.
Теоретико-практическая готовность определяет владение технологией организации и проведения тестирования, создания тестов достижений; умение проводить экспертизу готовых тестовых материалов в контексте учебной ситуации, работать с документацией к тесту; знание технологии организации, проведения, обработки и анализа результатов апробационного тестирования; умение проводить анализ качественных характеристик теста и тестовых заданий; умение обрабатывать результаты тестирования; владение навыками использования информационно-комуникационных средств в тестологической деятельности; владение навыками подбора оптимальных тестов и разработки методики их использования.
Профессиональное самосовершенствование и творческая активность выявляет степень самостоятельности в решении задач тестологической деятельности, планировании и реализации своего тестологического развития; активность в освоении непосредственно тестологической деятельности и научно-исследовательской работе в области педагогического тестирования; степень сформированности тестологической рефлексии.
В зависимости от степени проявления данных критериев нами выделены условные уровни тестологической культуры учителя – адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный [6].
4. Изучение состояния педагогической практики в рамках проведенного на базе нескольких школ и вузов Смоленской области диагностического исследования сформированности тестологической культуры у практикующих педагогов и студентов-выпускников педагогических специальностей показало, что высший – креативный уровень тестологической культуры не был зафиксирован, у большей части респондентов был диагностирован адаптивный уровень, и лишь только среди учителей школ примерно в равных долях были зафиксированы адаптивный и репродуктивный уровни. На эвристическом уровне тестологическая культура учителя сформирована у небольшого числа респондентов (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Распределение уровней тестологической культуры педагогов (по результатам регионального диагностического исследования)
При этом наиболее высокие показатели коэффициента критериального проявления сформированности тестологической культуры учителя имеет информационно-ценностный критерий, однако сравнительно низкие показатели по двум другим критериям сильно снижают общий уровень тестологической культуры.
Данные диагностического исследования и результаты теоретического анализа работ ведущих ученых [1; 7], публикаций в средствах массовой информации и сети Интернет по проблемам эффективности внедрения тестовых технологий в учебный процесс подтвердили необходимость разработки системы целенаправленного формирования тестологической культуры учителя для повышения эффективности этого процесса, а также вариантов психолого-педагогической поддержки становления данного вида культуры учителя.
Нами была разработана модель системы формирования тестологической культуры учителя [5], в основу которой в качестве ориентира положены следующие принципы организации педагогического процесса и управления деятельностью его субъектов: научности; гуманизации; коммуникативности; динамичности и гибкости; связи с жизнью и практической деятельностью; сотрудничества обучающего и обучаемых; осознанной перспективы; сознательности и активности обучающихся; здоровьесбережения; сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения. Этот комплекс принципов конкретизирует общие идеи социальной, личностной ориентации педагогического процесса, гуманистического, личностно-деятельностного и культурологического подхода.
В результате апробации построенной модели и дальнейшего многократного использования системы формирования тестологической культуры при организации образовательного процесса курсов повышения квалификации для педагогов различных учебных учреждений Смоленской области (2008-2012 годы) были выделены педагогические условия эффективности и основные направления психолого-педагогической поддержки процесса становления тестологической культуры учителя как субъекта системы учебной диагностики. Обобщение полученного опыта позволило нам обозначить следующие наиболее важные положения:
- формирование тестологической культуры осуществляется на основе решения системы личностно значимых для конкретного учителя практических и учебных заданий при приоритетном использовании метода проектов и опоры на средства информационных и коммуникационных технологий;
- педагог, активно включенный в тестологическую и исследовательскую деятельность, является субъектом собственного развития; педагогическое сопровождение процесса становления тестологической культуры у учителей осуществляется на основе учета их субъектного опыта тестологической деятельности, дифференциации и индивидуализации содержания, форм и методов формирования рассматриваемого вида культуры;
- тестологическая деятельность является одним из системоопределяющих факторов процесса формирования тестологической культуры учителя и выступает как основной компонент содержания образовательной программы, как способ организации обучения и как форма креативности учителей.
Следует отметить некоторую специфику предложенной системы, в рамках которой проектная деятельность предполагает не только активную самостоятельную разработку обучаемыми тестовых материалов, их апробацию, обработку, анализ и интерпретацию результатов, а также оформление и обсуждение результатов проектной деятельности, но и обязательное участие в исследовательской работе с последующим выступлением на тематическом семинаре, конференции, написание тезисов или статьи по проблемам использования тестирования в учебном процессе. Особенности проводимых учителями исследований касаются как предметно-методической составляющей процесса диагностики, так и психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки и проведения тестирования. В качестве примера приведем некоторые направления исследований: «Особенности подготовки гипертимных детей младшего школьного возраста к выполнению тестовых заданий», «Проблемы и особенности подготовки к тестированию учащихся, имеющих акцентуации характера», «Изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся, влияющих на результаты тестирования», «Влияние особенностей мотивационной сферы и самооценки учащихся на результаты тестирования» и т.п.
Выполнение проектов обеспечивает активизацию процесса познания, вариативность использования тестологических и психолого-педагогических знаний и умений в реальном учебном контексте, расширение собственного опыта тестологической деятельности, а также личностный и общекультурный рост обучаемых. Во время проектного периода усвоенная ранее система тестологических знаний и умений приобретает личностную окраску, наиболее интенсивно наполняется личностно-творческий компонент тестологической культуры учителя, интенсивно формируются мировоззренческие показатели культуры тестологической деятельности. Так, на диаграмме 2 отображена динамика распределения уровней тестологической культуры одной из групп учителей, проходивших целенаправленную подготовку по предложенной нами системе.
Диаграмма 2. Динамика распределения уровней тестологической культуры педагогов до и после обучения
Таким образом, спроектированная система, включающая поэтапную характеристику целей, содержания, форм, методов и средств [5], позволяет интенсифицировать процесс становления тестологической культуры педагога. Разработанный практико-ориентированный курс «Тестологическая культура педагога» направлен на повышение профессиональной квалификации преподавателей, их педагогической мобильности, формирование ценностного отношения к тестовым технологиям в учебной диагностике, выработку собственной позиции в тестологической деятельности. Предлагаемые формы, методы и средства способствуют осознанной реализации программы индивидуального образовательного маршрута каждым преподавателем, активному творческому освоению им тестовых технологий.
При этом процесс становления тестологической культуры преподавателя при условии сохранения общей структуры и последовательности этапов может быть скорректирован в зависимости от исходного профиля личностной модели тестологической культуры педагога, уровня образования и качества подготовки субъектов диагностики, что позволяет сделать разработанную систему достаточно гибкой, обеспечивает ее адаптацию к конкретным условиям реализации и запросам системы менеджмента качества учебного учреждения.
Рецензенты:
Сенченков Н.П., д.п.н., профессор, первый проректор, ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.
Сенькина Г.Е., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных и образовательных технологий, ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск.