Распространенность употребления психоактивных веществ (ПАВ) в подростковой и молодежной среде на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем российского общества.
По данным экспертов, когда-либо пробовали наркотические вещества 4% детей в возрасте 11 лет, около 16% - 15-летних и 14% - 17-летних подростков. Заболеваемость наркологическими расстройствами среди подростков составляла в 2005 г. – 746,8; 2009 г. – 1024,5; 2011 г. – 785,3 на 100 000 подростков [4].
В возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже чем 2-3 раза в месяц) составляет 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн человек); алкогольные напитки (включая пиво) употребляют 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн человек); курят табачные изделия 45,6% (12,3 млн человек) [3].
При этом профилактическая работа по предупреждению вовлечения в употребление ПАВ должна начинаться с выявления и коррекции факторов риска, среди которых важную роль играют личностные факторы, включающие ценностные и поведенческие установки у целевых групп профилактики.
Целью исследовании явилось изучение когнитивно-ценностного и поведенческого компонентов установки учащихся общеобразовательных школ по отношению к употреблению ПАВ с помощью диагностических методик «Может ли…» и «Что будет, если…» [1].
Школьники, участвовавшие в тестировании, были разделены на группы по гендерному и возрастному признакам: девочек (150 человек) и мальчиков (150 человек), учащихся 5-9 классов.
Для определения когнитивно-ценностного компонента установки подростков по отношению к употреблению ПАВ была использована методика «Может ли…». Результаты изучения отношения испытуемых к табаку, алкоголю и наркотикам представлены на рисунке 1.
Как показывают результаты исследования, у подростков сформировано определенное мнение о социальных характеристиках потребителей ПАВ, а также об опасности и последствиях употребления ПАВ. Более чем для половины опрошенных употребление ПАВ является источником новых необычных ощущений, а человек, употребляющий ПАВ, считается любопытным. Кроме того, по мнению школьников, употребление ПАВ связано с развлечениями: 50-100% учащихся (в зависимости от вида ПАВ и группы испытуемых) считают, что человек, который употребляет ПАВ, постоянно развлекается.
Представление об опасности употребления ПАВ для здоровья раскрывается в ответах на вопрос «Может ли человек, который употребляет ПАВ, быть здоровым, никогда не болеть?». Лишь четверть участников исследования согласны с данным утверждением.
Тем не менее для многих подростков образ потребителя ПАВ является социально приемлемым. Среди испытуемых велико количество подростков, ответивших на вопрос «Может ли человек, который употребляет ПАВ нравиться другим людям?» положительно. Такие ответов являются достаточно нетипичными для детей и могут рассматриваться как показатели положительного отношения к употреблению ПАВ, а также недостаточной информированности о последствиях употребления.
Рис. 1. Обобщенная оценка отношения испытуемых к ПАВ
Необходимо учитывать, что степень социальной приемлемости разных видов ПАВ существенно отличается. Анализ рисунка 1 показывает, что наиболее одобряемым видов ПАВ является табак, наименее приемлемым – наркотики. Так, 75,6% опрошенных считают, что хорошо учиться может потребитель табака. Причем число подростков, разделяющих данную точку зрения, возрастает от пятого к девятому классу. Это связано, по-видимому, с постепенным распространением курения среди школьников по мере их взросления. Гораздо меньшее число учащихся считает, что хорошо учиться может потребитель алкоголя (46%). Однако следует обратить внимание на то, что 82% учащихся девятого класса уверены в том, что можно хорошо учиться, потребляя спиртные напитки. Это свидетельствует о произошедшей пробе алкоголя, не приведшей пока к неблагоприятным последствиям, а также о распространенности употребления спиртных напитков среди подростков и молодежи.
Наиболее негативным является отношение опрошенных к употреблению наркотиков: менее половины из них считают, что наркоман может хорошо учиться, быть здоровым, влиять на других людей.
Удельный вес учащихся с положительной установкой по отношению к употреблению ПАВ с учетом пола и возраста показан в таблице 1.
Таблица 1
Отношение к ПАВ по возрасту и полу (%)
Отношение |
ПАВ |
5 классы |
6 классы |
7 классы |
8 классы |
9 классы |
|||||
д* |
м* |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
||
Положительно |
Табак |
36 |
63 |
77 |
69 |
78 |
60 |
67 |
77 |
100 |
75 |
Алкоголь |
43 |
31 |
54 |
62 |
56 |
27 |
72 |
62 |
83 |
100 |
|
Наркотики |
7 |
19 |
15 |
8 |
17 |
13 |
33 |
46 |
38 |
50 |
* Д – девочки, М – мальчики.
Полученные данные свидетельствуют о том, что девочки имеют не меньший риск наркотизации, чем мальчики, поскольку число школьниц, положительно относящихся к употреблению ПАВ, в отдельных возрастных категориях даже превосходит число юношей (7 и 9 классы по отношению к табаку, 7 и 8 классы по отношению к алкоголю, 6 и 7 классы по отношению к наркотикам).
Интегральная оценка отношения учащихся к ПАВ по возрастным группам представлена в таблице 2.
Таблица 2
Интегральная оценка отношения к ПАВ
|
Среднее значение |
||||
5 классы |
6 классы |
7 классы |
8 классы |
9 классы |
|
Отношение к табаку |
+1,5* |
+ 4,9 |
+ 5,1 |
+ 6,9 |
+ 12,6 |
Отношение к алкоголю |
- 3,6** |
- 0,8 |
- 0,8 |
+ 1,7 |
+ 11,1 |
Отношение к наркотикам |
- 7,5 |
- 10,4 |
- 7,8 |
- 5,5 |
- 5,1 |
* знак плюс означает положительное отношение к ПАВ;
** знак минус означает отрицательное отношение к ПАВ.
В соответствии с результатами, представленными в таблице 2, у испытуемых в целом сформировано негативное отношение к наркотикам. Отрицательное отношение к алкоголю сохраняется у учащихся 5-7 классов, однако у подростков оно становится положительным. Это является следствием усвоения алкогольных традиций современного российского общества. Положительная установка по отношению к табаку диагностирована во всех возрастных группах испытуемых. При этом чем старше испытуемые, тем более благоприятным становится их отношение к употреблению табака.
Результатом изучения отношения подростков к употреблению ПАВ стало определение значения оценочного компонента антинаркотической установки, средние значения которого приведены на рисунке 2.
Рис. 2. Средние значения оценочного компонента антинаркотической установки
Положительные значения оценочного компонента антинаркотической установки говорят о сформированном одобрительном отношении подростков к употреблению ПАВ. Рисунок 2 показывает, что значения больше нуля имеют оценочный компонент установки у испытуемых 8-9 классов, находящихся в группе повышенного риска приобщения к употреблению ПАВ, что согласуется с эпидемиологическими данными, полученными другими авторами [2]. У учащихся 5-7 классов величина оценочного компонента отрицательна, однако на графике видно, что чем старше респонденты, тем более лояльными они становятся по отношению к ПАВ.
Следующим этапом исследования стал анализ системы ценностей испытуемых. Факторами риска развития дезадаптивного, девиантного поведения (в частности, употребления ПАВ) можно считать приоритет развлечений, получения удовольствия в структуре ценностей, низкую дифференцированность системы ценностей, а также низкую меру гармоничности между самооценкой и ценностными ориентациями [1].
Анализ результатов, представленных в таблице 3, показывает, что наиболее значимыми ценностями для опрошенной совокупности школьников являются развлечения (59,8%), дружба (49%) и необычные ощущения (47,4%). Тяга к развлечениям и необычным ощущениям, как известно, повышают риск приобщения к употреблению ПАВ [6]. Напротив, некоторые ценности, выполняющие защитную роль в отношении употребления ПАВ, а именно здоровье и успех в учебной деятельности, являются значимыми для меньшего числа испытуемых (45,9 и 39,7% соответственно).
Таблица 3
Наиболее значимые ценности испытуемых (%)
Ценности |
5 классы |
6 классы |
7 классы |
8 классы |
9 классы |
|||||
д* |
м* |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
|
Необычные ощущения |
43 |
81 |
69 |
85 |
28 |
13 |
45 |
31 |
29 |
50 |
Здоровье |
29 |
38 |
23 |
31 |
28 |
60 |
72 |
62 |
54 |
0 |
Богатство |
7 |
38 |
0 |
23 |
22 |
6 |
11 |
23 |
0 |
25 |
Развлечение |
64 |
81 |
54 |
69 |
83 |
33 |
45 |
31 |
38 |
100 |
Дружба |
64 |
19 |
31 |
23 |
45 |
53 |
61 |
77 |
92 |
25 |
Успех в учебной деятельности |
43 |
25 |
62 |
23 |
45 |
73 |
45 |
39 |
79 |
25 |
Сила, влияние на других |
14 |
19 |
23 |
8 |
11 |
0 |
6 |
23 |
8 |
0 |
* Д – девочки, М – мальчики.
Для изучения поведенческого аспекта установки учащихся по отношению к ПАВ использовалась методика «Приключения Кузи и Фани». Анализ результатов, полученных с помощью данной методики, проводился в 4 этапа: отмечалось, готов ли ребенок пробовать психоактивное или неизвестное вещество; анализировалась аргументация выбора поведения; оценивался характер указанных ребенком действий: реактивный или активный; отмечалось, является ли выбранный стиль поведения осуществимым в реальной жизни или предлагается сугубо фантастический способ решения ситуации. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Поведенческий аспект установки учащихся по отношению к ПАВ (%)
|
5 классы |
6 классы |
7 классы |
8 классы |
9 классы |
|
Готовность к пробе ПАВ |
Проба |
13 |
23 |
12 |
26 |
7 |
Отказ |
87 |
69 |
82 |
87 |
82 |
|
Аргументация выбора поведения |
Есть* |
67 |
59 |
47 |
32 |
7 |
Есть-2** |
30 |
47 |
42 |
58 |
89 |
|
Нет |
3 |
4 |
11 |
10 |
7 |
* аргументация, не связанная со свойствами ПАВ;
** аргументация, связанная со свойствами ПАВ.
Согласно полученным результатам, более 80% общего числа опрошенных склонны отказаться от пробы ПАВ. Вместе с тем практически в каждой возрастной группе 7-26% учащихся выразили готовность к пробе ПАВ с разрешения родителей, по просьбе друзей, в честь какого-либо знаменательного события. Именно таким образом происходит в действительности приобщение детей и подростков к употреблению, в частности, алкоголя [5].
Аргументация выбора поведения была различной. Аргументация отказа от пробы, не связанная со свойствами ПАВ, характеризует элемент внешнего контроля поведения ребенка (например, «мама будет ругать»). Снятие соответствующих запретов, ослабление контроля может способствовать пробе ПАВ. Такой тип аргументации часто встречался в ответах детей 5-6 классов и лишь в единичных случаях – у девятиклассников.
Напротив, в ответах испытуемых 8-9 классов преобладает аргументация, связанная со свойствами, эффектами и последствиями приема ПАВ. Причем к такому типу аргументации прибегали не только те респонденты, которые склонны отказаться от пробы ПАВ, но и готовые попробовать психоактивные вещества.
Итогом исследования стало определение сформированности у испытуемых защитного антинаркотического барьера. Количество подростков, имеющих защитный антинаркотический барьер, показано на рисунке 3.
Рис. 3. Наличие антинаркотического барьера по полу и возрасту (%)
Антинаркотический барьер, представляющий собой совокупность когнитивно-ценностных и поведенческих установок в отношении употребления ПАВ, в целом исследуемой совокупности сформирован у 46% школьников. Наиболее велико число респондентов, у которых антинаркотический барьер отсутствует, среди учащихся восьмых (58%) и девятых (82%) классов. Защитный антинаркотический барьер отсутствует у 62% девочек и 41% мальчиков, принявших участие в исследовании. Риск приобщения этих учащихся к потреблению ПАВ высок. Следовательно, именно эти учащиеся должны стать объектом проведения профилактической работы в образовательном учреждении.
Проведенное исследование также показывает, что информационно-просветительское направление работы по профилактике употребления ПАВ в образовательных учреждениях по-прежнему является важным и актуальным. Однако содержание просветительской работы не должно ограничиваться перечислением неблагоприятных последствий употребления ПАВ для здоровья человека. Результаты исследования свидетельствуют, что учащиеся осознают вред, наносимый ПАВ, однако вещества, изменяющие сознание и вызывающие зависимость, остаются для многих из опрошенных привлекательными в качестве источника удовольствия, новых ощущений, развлечения. Следовательно, необходимым компонентом профилактической работы должно являться расширение осведомленности подростков об альтернативных источниках положительных эмоций.
Рецензенты:
Седова Н.Е., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики профессионального образования; ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» Минобрнауки России, г. Комсомольск-на-Амуре.
Тяжелков А.П., д.м.н., профессор, главный врач КГБУЗ «Горбольница № 7» Министерства здравоохранения, г. Комсомольск-на-Амуре.