Интерес к изучению такого явления, как молодежные субкультуры, проявился в 1960-е годы в США и Западной Европе. В нашей же стране тема молодежной «инаковости» до 80-х годов прошлого века практически не изучалась, поскольку в советском обществе субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены в формах социальной и культурной активности, а те, что были представлены, воспринимались как социальная патология. С конца 1980-х гг. в России отмечается рост и распространение различных субкультурных течений, которые первоначально были представлены в основном в крупных городах. Специалисты отмечают, что с развитием сети Интернет, мобильной связи, социальных сетей географический признак уже не играет столь существенной роли в распространении субкультурных явлений в молодежной среде, и в малых городах и сельских пунктах молодые люди могут быть представлены в разных субкультурных группах.
В настоящее время у российских исследователей нет единой точки зрения на то, что же входит в понятие «молодежные субкультуры». Наиболее часто исследователи под субкультурой понимают «систему норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества» [1].
Исследователи западных молодежных субкультур называют несколько факторов, способствовавших распространению и развитию этого феномена: а) рост доходов среднего класса и особенно его молодежной прослойки в 1950-е годы; б) появление новых средств записи и распространения музыкальной культуры (радиоприемников, магнитофонов и т.п.) [2]. Еще большее влияние на развитие субкультур оказали Интернет и мобильная связь. Что касается нашей страны, то в России есть своя специфика субкультурных образований, среди которых, по мнению Лукова, наибольшую роль играют три фактора. Эту точку зрения разделяют и авторы данной статьи. Первый фактор - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних двух десятилетий и обнищание основной части населения. Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения. Молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение и богатство в короткие сроки, что часто основано на криминале, но стало тем не менее основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Третий фактор - утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному соединению актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений [3].
Исследователи выделяют среди субкультур криминализированные группы, число которых очень велико - от футбольных болельщиков до рэкетиров. В Кабардино-Балкарии развитие тех или иных субкультур началось, как и во всей стране, во второй половине 80-х годов. В данной статье рассматриваются основные субкультурные группы, которые в различные периоды были представлены в молодежной среде КБР.
Футбольные болельщики. Могут быть отнесены к разряду полукриминальных объединений. В Кабардино-Балкарии десятки футбольных команд (взрослых и молодежных, сельских, городских, дворовых), каждая из которых имеет своих болельщиков численностью от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Организационное оформление футбольного фан-движения в республике наметилось в 2008-2009 гг. после перехода нальчикского «Спартака» в высшую лигу. В настоящее время идет организационное оформление фан-движения этого футбольного клуба. В последнее время фанаты стали носить знаки отличия: шарфы (в цветах футбольной команды) с надписью «"Спартак" Нальчик», а также футболки, кепки и т.д. Болельщики «Спартака» имеют свой сайт - http://www.spartak-n.ru/ и неофициальную гостевую фанов -http://spartaknalchik007.forum24.ru/. Однако говорить о сложившемся и спаянном фан-движении в КБР рано, хотя фанаты стали все чаще и организованнее выезжать для поддержки команды на игры в другие города, а по примеру фанов «Спартака» организационно стали оформляться болельщики других футбольных команд республики.
Толкиенисты. Это движение в нашей стране существует около 15 лет и стоит особняком в молодежных субкультурах, оно наиболее закрытое и не стремится к расширению, скорее наоборот, как отмечает А.Л. Баркова, в прошлом сама член клуба толкиенистов и автор одной из наиболее интересных работ о толкиенистах [4]. В КБР первое толкиенистское движение зародилось в 2000 г. с легкой руки 17-летнего Игоря Лямина, который, отдыхая в Ростовской области, познакомился там с толкиенистами. В Нальчике Игорь сумел увлечь своей идеей два десятка ребят из Нальчика (где жил Лямин И.) и из Майского района республики, создав круг единомышленников. После первой встречи толкиенисты стали проводить свои игры по воскресеньям в любую погоду в лесу в микрорайоне Дубки г. Нальчика. В начальный период толкиенисты Нальчика делились на две команды - темные (орки, тролли) и светлые (эльфы, гномы) - и устраивали «сражение». В соответствии с разработанными заранее стратегией и тактикой первоначально действуют «разведчики», задача которых определить, где дислоцировался противник, затем подходят остальные. Команда-победитель определяется в рукопашном бою [5].
За 10 лет существования клуба толкиенистов в нем мало что изменилось. Свой клуб толкиенисты первоначально назвали «Берсерк», но впоследствии переименовали в «Белый дракар», что значит «боевой корабль скандинавов». Число официальных членов 12-13 человек, сам клуб остался неофициальным. Кроме постоянных членов, в клуб ходят еще 8-12 человек по желанию. В республике есть еще одна группа толкиенистов, так называемые крестоносцы, которые собираются в микрорайоне Горный, их численность также невелика и составляет 6-10 человек.
Свою одежду дракарцы стилизуют под викингов, а также имитируют их быт, одежду и оружие. Доспехи, костюмы и оружие делаются вручную из подручных материалов: металла, дерева, ткани. Кольчуги плетутся из гроверной шайбы либо из проволоки. Шлемы делаются из листового железа, под шлем надевается подшлемник, иногда просто несколько шапок. На ноги надевают берцы. Оружие выбирается в зависимости от правил и степени жесткости боя. Самое безобидное - деревянные мечи, топоры и копья из мягкой резины. Затем идет оружие из текстолита, жесткой резины, армированной сталью. Основное оружие для бугуртов - жестких массовых боев - киянки. Это большие молотки из очень твердой резины, которыми укладывают плитку. Для боя их надевают на стальные трубы. Толкиенисты Нальчика играют с клубами других регионов страны. Для игры приходится выезжать, т.к. в Нальчик не желают ехать из других регионов, считая, что в КБР неблагоприятная криминальная обстановка [6]. К толкиенистам в республике достаточно сложное отношение: от безразличного до резко отрицательного.
Под влиянием Интернета у толкиенистов развивается новый вид деятельности - форумные ролевые игры (словески). Как пишет Баркова А.П., это нечто среднее между обычной ролевой игрой и литературным творчеством. В отличие от полевых игр, где превалирует действие, в сетевых играх больше описываются взаимоотношения, переживания персонажей, а также создается прекрасная возможность для описания мест действия и внешности персонажей. В движении толкиенистов произошли и другие изменения. На внешнем плане - более «цивильная» одежда и чрезвычайно возросшее мастерство изготовления ролевых костюмов [7].
Эмо. Наиболее известной из субкультур молодежи в Нальчике являются эмо - киды (emo - эмоции, kid - ребенок). В первую очередь они привлекают внимание своим внешним видом: прическа у них набок, длинная косая челка, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны; либо детские, смешные прически с обилием ярких заколочек, бантиков и прочего. Еще они могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем, глаза густо подводить карандашом или тушью, ногти покрывать черным лаком. Одеты они в черное с ярко-розовым (либо другой яркий цвет), ходят с сумкой через плечо, покрытой заплатками и значками [8]. На общем фоне неформалов эмо выделяет частое проявление крайностей в эмоциях (горя и счастья, грусти и радости), тогда как остальные субкультуры, как правило, не отражают более одного крайнего настроения. Для представителей этой субкультуры основными ценностями являются разум, чувства, эмоции. Умение сочетать все три компонента и есть основная суть эмо. Но позитивные эмоции, так же как и индивидуальность, не забываются, а ценятся. Однако в реальности представители этой субкультуры часто являются ранимыми и депрессивными людьми. Численность эмо в Нальчике невелика, в основном это подростки, у которых со временем увлечение проходит.
Готы. По мнению специалистов, по своей природе близки к эмо. Считается, что основной толчок развитию готической (Goth) культуры дал фильм «The Hunger» (фильм про двух современных вампиров), а также фильм про Дракулу. Готическая субкультура, как и любая активная субкультура, характеризуется наличием места встречи (тусовки). В городах с развитой готической «сценой» это - клубы, пабы, регулярные концерты готических групп, готические магазины, условленные места сбора в заброшенных зданиях, на кладбищах. В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида. Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых)» [9]. Готы предпочитают в одежде черный цвет, они также красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза. В Нальчике число готов невелико, общаются они в основном через Интернет, на форумах и в социальных сетях, движением готов больше увлечены девушки, чем юноши.
Байкеры. Российские байкеры - это особый стиль жизни. Мотоциклисты сами создают свой мотоцикл: покупают старый мотоцикл, который дополняют деталями выброшенных на свалку мотоциклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. По мнению одного из байкеров КБР, мотоцикл - это очень удобный вид транспорта и для городских улиц, и для трассы. И при ужасных дорогах республики на двух колесах легче проехать колдобины, нежели на четырех [10]. За последние годы в Нальчике число байкеров увеличилось, своего мотоклуба в республике пока нет, владельцы мотоциклов ездят на спорт-байки в Пятигорск или другие соседние города. Байкеры делятся мотоновостями, обмениваются запчастями и участвуют в байк-шоу. Социальный состав байкеров республики неоднороден: есть достаточно обеспеченные люди с очень крутыми мотоциклами, а есть байкеры, которые создали своего коня своими руками.
Флешмоб (стремительная толпа). Это движение возникло в связи с развитием новых средств коммуникации - Интернета и мобильной связи. Первые попытки описать подобные флешмоб-акции можно найти в книгах фантаста Ларри Нивена, которые вышли ещё в 60-х годах прошлого столетия. Но флешмоб как движение зародилось уже после футурологической книги американского социолога Говарда Рейнгольда: «Умная толпа: следующая социальная революция», в которой автор писал о потенциальных возможностях толпы, способной собираться за пару часов с помощью современных цифровых технологий (e-mail, sms и т.п.). Эту работу исследователи и относят к числу тех факторов, которые послужили толчком к развитию flashmob-движения. Рейнгольд, предрекая грядущую социальную революцию, в рамках которой умная толпа, используя симбиоз Интернета и мобильной связи, будет оказывать радикальное воздействие, как положительное, так и разрушительное на все области деятельности человека, писал о возможностях, открываемых новыми средствами коммуникации.
Первая флешмоб-акция состоялась в 2003 г., после создания специального сайта FlockSmart.com движение стало стремительно набирать силу и провело ряд акций, которые из виртуального мира стали переноситься в реальный мир. К августу 2003 года это движение добралось и до Москвы [11]. 20 августа 2003 года был открыт и сайт fleshmob.ru. С этого времени число сайтов и сторонников движения стало расти, однако в 2005 году наметился кризис движения, связанный с рядом объективных и субъективных факторов.
Флешмоберы в России в основном молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, имеющие свободный доступ к Интернету и свободное время. Флешмоберы выкладывают в Интернет ролики со своих акций. Еще одной отличительной особенностью этой субкультуры является то, что они предпочитают не знакомиться друг с другом. Психологический принцип флешмоба заключается в том, что моберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней, как будто для них это вполне нормально и естественно: серьёзные лица, никто не смеётся, все находятся в здравом рассудке, трезвые и вменяемые.
В Нальчике первые попытки провести флешмоб-акцию начались в 2007 году, но реально организовать флешмоб в Нальчике удалось в ноябре 2009 года, когда общественная организация «М-Драйв» (руководитель Темиржан Байсиев) провела на дорогах Нальчика флешмоб, приуроченный ко Всемирному дню памяти жертв автокатастроф, с призывом к водителям и пешеходам уважать друг друга на дорогах. Акция ставила цель обратить внимание водителей и пешеходов на правила дорожного движения, несоблюдение которых часто стоит жизни. По завершении акции волонтеры при поддержке ГИБДД на минуту перекрыли главный проспект города, выкрикивая «Мы выбираем жизнь!» и «Пропусти пешехода!».
По мнению исследователей субкультуры молодежи, в российской социальной практике укореняются те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности, которые проявляются в характере организованных структур в российском молодежном движении. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. Исследование организованных структур в молодежном движении в регионах позволяет более широко представить субкультуры в их генезисе, специфике и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия [12].
Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, грант №11-06-00421
Рецензенты:
Кушхабиев А.В., д.и.н., ведущий научный сотрудник Центра социально-политических исследований КБНЦ РАН, г. Нальчик.
Гудиева М.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Ингушский государственный университет», г. Магас.