Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

YOUTH SUB-CULTURES OF KABARDINO-BALKARIA: CURRENT STATUS AND GENESIS

Sampiev I.M. 1 Akkieva S.I. 2
1 Ingush state university
2 Institute of humanitarian researches of the Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences
This article is dedicated to the modern youth sub-cultures of the post-soviet Russia and their regional features on the example of Kabardino-Balkaria. The analysis of the essence of the notion “youth sub-culture” that has got actualization in the period of social transformations and social contradictions of the modern Russian society is given in this article. Different interpretations of the term, reasons and factors of its emergence, its kinds and intrinsic characteristics are defined and marked out. The youth sub-cultures are considered as the way of socialization of the youth in conditions of transformation and modernization of the society. The reasons of the sub-cultures emergence, the degree of spreading and their role in the lives of the youth of Kabardino-Balkaria is studied. The main youth sub-cultural groups in Kabardino-Balkaria such as football fans, bikers, tolkienists, Goths, emos, flash-mobbers and others are observed and examined. The authors examine the reasons of emergence of these youth sub-culture groups; reveal their originality and trends of development.
Kabardino-Balkaria
valuable
youth people
modernization
transformation
youth sub-cultures

Интерес к изучению такого явления, как молодежные субкультуры, проявился в 1960-е годы в США и Западной Европе. В нашей же стране тема молодежной «инаковости» до 80-х годов прошлого века практически не изучалась, поскольку в советском обществе субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены в формах социальной и культурной активности, а те, что были представлены, воспринимались как социальная патология. С конца 1980-х гг. в России отмечается рост и распространение различных субкультурных течений, которые первоначально были представлены в основном в крупных городах. Специалисты отмечают, что с развитием сети Интернет, мобильной связи, социальных сетей географический признак уже не играет столь существенной роли в распространении субкультурных явлений в молодежной среде, и в малых городах и сельских пунктах молодые люди могут быть представлены в разных субкультурных группах.

В настоящее время у российских исследователей нет единой точки зрения на то, что же входит в понятие «молодежные субкультуры». Наиболее часто исследователи под субкультурой понимают «систему норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества» [1].

Исследователи западных молодежных субкультур называют несколько факторов, способствовавших распространению и развитию этого феномена: а) рост доходов среднего класса и особенно его молодежной прослойки в 1950-е годы; б) появление новых средств записи и распространения музыкальной культуры (радиоприемников, магнитофонов и т.п.) [2]. Еще большее влияние на развитие субкультур оказали Интернет и мобильная связь. Что касается нашей страны, то в России есть своя специфика субкультурных образований, среди которых, по мнению Лукова, наибольшую роль играют три фактора. Эту точку зрения разделяют и авторы данной статьи. Первый фактор - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних двух десятилетий и обнищание основной части населения. Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения. Молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение и богатство в короткие сроки, что часто основано на криминале, но стало тем не менее основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Третий фактор - утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному соединению актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений [3].

Исследователи выделяют среди субкультур криминализированные группы, число которых очень велико - от футбольных болельщиков до рэкетиров. В Кабардино-Балкарии развитие тех или иных субкультур началось, как и во всей стране, во второй половине 80-х годов. В данной статье рассматриваются основные субкультурные группы, которые в различные периоды были представлены в молодежной среде КБР.

Футбольные болельщики. Могут быть отнесены к разряду полукриминальных объединений. В Кабардино-Балкарии десятки футбольных команд (взрослых и молодежных, сельских, городских, дворовых), каждая из которых имеет своих болельщиков численностью от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Организационное оформление футбольного фан-движения в республике наметилось в 2008-2009 гг. после перехода нальчикского «Спартака» в высшую лигу. В настоящее время идет организационное оформление фан-движения этого футбольного клуба. В последнее время фанаты стали носить знаки отличия: шарфы (в цветах футбольной команды) с надписью «"Спартак" Нальчик», а также футболки, кепки и т.д. Болельщики «Спартака» имеют свой сайт - http://www.spartak-n.ru/ и неофициальную гостевую фанов -http://spartaknalchik007.forum24.ru/. Однако говорить о сложившемся и спаянном фан-движении в КБР рано, хотя фанаты стали все чаще и организованнее выезжать для поддержки команды на игры в другие города, а по примеру фанов «Спартака» организационно стали оформляться болельщики других футбольных команд республики.

Толкиенисты. Это движение в нашей стране существует около 15 лет и стоит особняком в молодежных субкультурах, оно наиболее закрытое и не стремится к расширению, скорее наоборот, как отмечает А.Л. Баркова, в прошлом сама член клуба толкиенистов и автор одной из наиболее интересных работ о толкиенистах [4]. В КБР первое толкиенистское движение зародилось в 2000 г. с легкой руки 17-летнего Игоря Лямина, который, отдыхая в Ростовской области, познакомился там с толкиенистами. В Нальчике Игорь сумел увлечь своей идеей два десятка ребят из Нальчика (где жил Лямин И.) и из Майского района республики, создав круг единомышленников. После первой встречи толкиенисты стали проводить свои игры по воскресеньям в любую погоду в лесу в микрорайоне Дубки г. Нальчика. В начальный период толкиенисты Нальчика делились на две команды - темные (орки, тролли) и светлые (эльфы, гномы) - и устраивали «сражение». В соответствии с разработанными заранее стратегией и тактикой первоначально действуют «разведчики», задача которых определить, где дислоцировался противник, затем подходят остальные. Команда-победитель определяется в рукопашном бою [5].

За 10 лет существования клуба толкиенистов в нем мало что изменилось. Свой клуб толкиенисты первоначально назвали «Берсерк», но впоследствии переименовали в «Белый дракар», что значит «боевой корабль скандинавов». Число официальных членов 12-13 человек, сам клуб остался неофициальным. Кроме постоянных членов, в клуб ходят еще 8-12 человек по желанию. В республике есть еще одна группа толкиенистов, так называемые крестоносцы, которые собираются в микрорайоне Горный, их численность также невелика и составляет 6-10 человек.

Свою одежду дракарцы стилизуют под викингов, а также имитируют их быт, одежду и оружие. Доспехи, костюмы и оружие делаются вручную из подручных материалов: металла, дерева, ткани. Кольчуги плетутся из гроверной шайбы либо из проволоки. Шлемы делаются из листового железа, под шлем надевается подшлемник, иногда просто несколько шапок. На ноги надевают берцы. Оружие выбирается в зависимости от правил и степени жесткости боя. Самое безобидное - деревянные мечи, топоры и копья из мягкой резины. Затем идет оружие из текстолита, жесткой резины, армированной сталью. Основное оружие для бугуртов - жестких массовых боев - киянки. Это большие молотки из очень твердой резины, которыми укладывают плитку. Для боя их надевают на стальные трубы. Толкиенисты Нальчика играют с клубами других регионов страны. Для игры приходится выезжать, т.к. в Нальчик не желают ехать из других регионов, считая, что в КБР неблагоприятная криминальная обстановка [6]. К толкиенистам в республике достаточно сложное отношение: от безразличного до резко отрицательного.

Под влиянием Интернета у толкиенистов развивается новый вид деятельности - форумные ролевые игры (словески). Как пишет Баркова А.П., это нечто среднее между обычной ролевой игрой и литературным творчеством. В отличие от полевых игр, где превалирует действие, в сетевых играх больше описываются взаимоотношения, переживания персонажей, а также создается прекрасная возможность для описания мест действия и внешности персонажей. В движении толкиенистов произошли и другие изменения. На внешнем плане - более «цивильная» одежда и чрезвычайно возросшее мастерство изготовления ролевых костюмов [7].

Эмо. Наиболее известной из субкультур молодежи в Нальчике являются эмо - киды (emo - эмоции, kid - ребенок). В первую очередь они привлекают внимание своим внешним видом: прическа у них набок, длинная косая челка, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны; либо детские, смешные прически с обилием ярких заколочек, бантиков и прочего. Еще они могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем, глаза густо подводить карандашом или тушью, ногти покрывать черным лаком. Одеты они в черное с ярко-розовым (либо другой яркий цвет), ходят с сумкой через плечо, покрытой заплатками и значками [8]. На общем фоне неформалов эмо выделяет частое проявление крайностей в эмоциях (горя и счастья, грусти и радости), тогда как остальные субкультуры, как правило, не отражают более одного крайнего настроения. Для представителей этой субкультуры основными ценностями являются разум, чувства, эмоции. Умение сочетать все три компонента и есть основная суть эмо. Но позитивные эмоции, так же как и индивидуальность, не забываются, а ценятся. Однако в реальности представители этой субкультуры часто являются ранимыми и депрессивными людьми. Численность эмо в Нальчике невелика, в основном это подростки, у которых со временем увлечение проходит.

Готы. По мнению специалистов, по своей природе близки к эмо. Считается, что основной толчок развитию готической (Goth) культуры дал фильм «The Hunger» (фильм про двух современных вампиров), а также фильм про Дракулу. Готическая субкультура, как и любая активная субкультура, характеризуется наличием места встречи (тусовки). В городах с развитой готической «сценой» это - клубы, пабы, регулярные концерты готических групп, готические магазины, условленные места сбора в заброшенных зданиях, на кладбищах. В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида. Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых)» [9]. Готы предпочитают в одежде черный цвет, они также красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза. В Нальчике число готов невелико, общаются они в основном через Интернет, на форумах и в социальных сетях, движением готов больше увлечены девушки, чем юноши.

Байкеры. Российские байкеры - это особый стиль жизни. Мотоциклисты сами создают свой мотоцикл: покупают старый мотоцикл, который дополняют деталями выброшенных на свалку мотоциклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. По мнению одного из байкеров КБР, мотоцикл - это очень удобный вид транспорта и для городских улиц, и для трассы. И при ужасных дорогах республики на двух колесах легче проехать колдобины, нежели на четырех [10]. За последние годы в Нальчике число байкеров увеличилось, своего мотоклуба в республике пока нет, владельцы мотоциклов ездят на спорт-байки в Пятигорск или другие соседние города. Байкеры делятся мотоновостями, обмениваются запчастями и участвуют в байк-шоу. Социальный состав байкеров республики неоднороден: есть достаточно обеспеченные люди с очень крутыми мотоциклами, а есть байкеры, которые создали своего коня своими руками.

Флешмоб (стремительная толпа). Это движение возникло в связи с развитием новых средств коммуникации - Интернета и мобильной связи. Первые попытки описать подобные флешмоб-акции можно найти в книгах фантаста Ларри Нивена, которые вышли ещё в 60-х годах прошлого столетия. Но флешмоб как движение зародилось уже после футурологической книги американского социолога Говарда Рейнгольда: «Умная толпа: следующая социальная революция», в которой автор писал о потенциальных возможностях толпы, способной собираться за пару часов с помощью современных цифровых технологий (e-mail, sms и т.п.). Эту работу исследователи и относят к числу тех факторов, которые послужили толчком к развитию flashmob-движения. Рейнгольд, предрекая грядущую социальную революцию, в рамках которой умная толпа, используя симбиоз Интернета и мобильной связи, будет оказывать радикальное воздействие, как положительное, так и разрушительное на все области деятельности человека, писал о возможностях, открываемых новыми средствами коммуникации.

Первая флешмоб-акция состоялась в 2003 г., после создания специального сайта FlockSmart.com движение стало стремительно набирать силу и провело ряд акций, которые из виртуального мира стали переноситься в реальный мир. К августу 2003 года это движение добралось и до Москвы [11]. 20 августа 2003 года был открыт и сайт fleshmob.ru. С этого времени число сайтов и сторонников движения стало расти, однако в 2005 году наметился кризис движения, связанный с рядом объективных и субъективных факторов.

Флешмоберы в России в основном молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, имеющие свободный доступ к Интернету и свободное время. Флешмоберы выкладывают в Интернет ролики со своих акций. Еще одной отличительной особенностью этой субкультуры является то, что они предпочитают не знакомиться друг с другом. Психологический принцип флешмоба заключается в том, что моберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней, как будто для них это вполне нормально и естественно: серьёзные лица, никто не смеётся, все находятся в здравом рассудке, трезвые и вменяемые.

В Нальчике первые попытки провести флешмоб-акцию начались в 2007 году, но реально организовать флешмоб в Нальчике удалось в ноябре 2009 года, когда общественная организация «М-Драйв» (руководитель Темиржан Байсиев) провела на дорогах Нальчика флешмоб, приуроченный ко Всемирному дню памяти жертв автокатастроф, с призывом к водителям и пешеходам уважать друг друга на дорогах. Акция ставила цель обратить внимание водителей и пешеходов на правила дорожного движения, несоблюдение которых часто стоит жизни. По завершении акции волонтеры при поддержке ГИБДД на минуту перекрыли главный проспект города, выкрикивая «Мы выбираем жизнь!» и «Пропусти пешехода!».

По мнению исследователей субкультуры молодежи, в российской социальной практике укореняются те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности, которые проявляются в характере организованных структур в российском молодежном движении. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. Исследование организованных структур в молодежном движении в регионах позволяет более широко представить субкультуры в их генезисе, специфике и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия [12].

Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, грант №11-06-00421

Рецензенты:

Кушхабиев А.В., д.и.н., ведущий научный сотрудник Центра социально-политических исследований КБНЦ РАН, г. Нальчик.

Гудиева М.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Ингушский государственный университет», г. Магас.