Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

AFTER-HOUR EDUCATIONAL WORK AS MEANS OF FORMATION AND UNITY OF COOL COLLECTIVE

Okulova M.V. 1
1 STC "Technoprestige"
Formation and team building teens purposefully and consistently carried out, according to the objectives of education facing the class teacher and enhances the effectiveness of pedagogical conditions of formation and teambuilding teenagers means extracurricular activities. To solve the tasks, the main theoretical and methodological ways of evaluating the effectiveness of pedagogical conditions of formation and teambuilding teenagers means extracurricular activities, defined totality of educational actions ( information-analytical, problem- staged and logical ) in the development of pedagogical conditions for the formation of a cohesive team of teenagers , identified forms of extracurricular activities aimed at forming a cohesive team of teenagers developed methodological framework and methods for evaluating the effectiveness of educational and educational complex events. We formulate ways of improving the methodological apparatus objective assessment of the effectiveness of pedagogical conditions of formation and teambuilding teenagers means extracurricular activities.
educational technology
formation and team building teens
great team
after-hour educational activity

Основой формирования личности и главной задачей педагогической общественности является нравственное воспитание молодёжи. Формирование личности - комплексный процесс, который осуществляется в условиях взаимопомощи и эффективного взаимодействия всех общественных институтов.

Использование теоретических и методологических основных способов оценки эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности позволяет сформулировать направления совершенствования методического аппарата объективной оценки эффективности такой работы. При этом особенно ценны практические исследования эффективности отдельных наиболее значимых элементов нового подхода к педагогическим условиям формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности. Особенный интерес представляют комбинированные педагогические технологии использования существующих средств и методов работы педагога с подростками при организации и проведении внеурочной деятельности, новые методы внеурочной деятельности, благодаря которым выявляются механизмы эффективной адаптации средств внеурочной деятельности к конкретной учебной группе.

В последние десятилетия исследования российских педагогов были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов; развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем; разработку педагогической деятельности коллектива [1, 5].

В условиях школы формирование и сплочение коллектива подростков следует осуществлять целенаправленно и последовательно, согласно задачам воспитания. Классному руководителю необходимо определить задачи повышения эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности:

  1. Показать современное состояние изученности и ведущие тренды в области исследования педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности в системе общего образования.
  2. Представить апробированную комплексную модель методов и средств для осуществления внеурочной деятельности с подростками, повышающую эффективность индивидуальной и совместной деятельности участников с целью формирования сплочённого коллектива.
  3. Продемонстрировать на примере проведённого эксперимента эффективность предлагаемой модели для решения воспитательно-образовательных задач, в результате комплексного восприятия урочной и внеурочной деятельности по формированию коллектива подростков в школе.
  4. Предложить педагогическому сообществу эффективный механизм оценки степени сплочённости коллектива подростков в результате совместной внеурочной деятельности.

Для решения задачи повышения эффективности педагогических условий формирования коллектива подростков средствами внеурочной деятельности предлагается интегрированный подход, состоящий из:

  • исследования мировоззренческих и исторически обусловленных оснований теории и практики образования;
  • рассмотрения теоретических и методологических основ известных способов оценки эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности;
  • формулирования направления совершенствования методического аппарата объективной оценки;
  • исследования эффективности отдельных наиболее значимых элементов подхода к педагогическим условиям формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности;
  • анализа совокупности приёмов традиционного педагогического подхода на современном этапе для выбора вариантов эффективного применения различных педагогических технологий при взаимодействии с подрастающим поколением, способствующих раскрытию творческих способностей и активизации внутреннего потенциала подростков в процессе внеурочной деятельности;
  • внесения корректировок в планы воспитательной работы для повышения эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков.

В основе исследований лежит задача оптимизации педагогического процесса в условиях быстроменяющегося общества с целью выявления способов повышения эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков средствами внеурочной деятельности.

При этом целесообразно осуществлять определенные варианты комплексирования педагогических условий формирования и сплочения коллектива подростков в части взаимодействия педагогического и классного коллективов посредствам:

  • организации и использования свободного времени школьников дома, в семье, по месту жительства, во внешкольных учреждениях;
  • обеспечения органического единства урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • оказания помощи общественным организациям и привлечение их к активному решению проблемы деятельности подростков во внеурочное время;
  • обеспечения общественно полезной направленности использования свободного времени;
  • обучения школьников основам научной организации разнообразной деятельности, приёмам распределения времени, осуществления самоконтроля;
  • реализации активного взаимодействия с внешкольными учреждениями, семьёй и общественностью;
  • применения методов педагогической мнемотехники к мероприятиям внеурочной деятельности.

Для этого рекомендуется использовать наиболее эффективные формы внеурочной деятельности, раскрывающие способности детей и их индивидуальность при формировании интереса к различным видам деятельности: словесно-логические (беседы на различные темы, дискуссии, собрания, конференции и т.д.), образно-художественные (концерт, праздник, спектакль и т.п.), трудовые (уборка в школе, работа на приусадебном участке, работа в школьном кооперативе и.д.), игровые (спортивные игры, соревнования конкурсы), психологические (лекции, консультации, беседы, психологические упражнения).

Внеурочную воспитательную деятельность с учениками целесообразно осуществлять разнообразными способами организации их деятельности в школе при педагогически целесообразном руководстве взрослых и выстраивать при соблюдении таких педагогических условий, как: предъявление педагогических требований; формирование общественного мнения; организация движения коллектива; создание традиций коллектива; организация самоуправления.

Если рассматривать классификацию воспитания средствами внеурочной деятельности по направленности, то её можно подразделить на следующие виды:

  • учебное воспитание;
  • культурно-эстетическое воспитание;
  • патриотическое воспитание;
  • спортивно-физическое воспитание;
  • трудовое воспитание.

Практическая реализация формирования и сплочения классного коллектива средствами внеурочной деятельности направлена на осуществление запланированной воспитательной работы в педагогическом процессе и должна учитывать следующие аспекты, основанные на особенностях подросткового возраста и индивидуальности детей: формирование нравственных чувств и позиции личности в коллективе; нравственную подготовку школьников к семейной жизни и полового воспитания; формирование познавательного интереса, совершенствование учебных и творческих навыков; психологические основы индивидуального подхода в воспитании подростков, формирование навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия. При этом предлагается использовать наиболее эффективные формы внеурочной деятельности, раскрывающие способности детей и их индивидуальность при формировании интереса к различным видам деятельности.

Оценку эффективности педагогических технологий, способствующих развитию индивидуальных особенностей подростков, следует проводить на каждом этапе формирования классного коллектива по специально разработанному и сформированному научно-методическому комплексу, включающему в себя методики оценки воспитательной и образовательной эффективности комплекса мероприятий с использованием организационного метода (сравнительный способ) и эмпирического метода (беседа, анкетирование, тестирование и т.д.) и педагогического анализа воспитательных мероприятий, выполненного путем учета результатов, полученных в форме наблюдения и анкетирования.

Диагностику мотивации учения рекомендуется проводить на основе сопоставления и анализа полученных результатов по трем типам методик: прямых, проективных, косвенных [2].

При проведении косвенных методик (наблюдение, беседа с учителем и родителями, кривая текущей успеваемости, анкета для родителей и т.д.) данные собираются косвенным путем, с помощью оценивания другими людьми отношения ученика к учению, тогда как при использовании проективных методик (рисуночная методика, цветовой тест отношений, составление расписания, методика «Неоконченные предложения») школьник сам выполняет экспериментальные задания. К прямым методикам диагностики относятся беседа-интервью, сочинение, лесенка уроков, лесенка побуждений.

Оценку уровня сформированности познавательной и учебной мотивации учащихся предлагается проводить с использованием таких методик, как интервью, лесенка уроков, сочинение.

В основе оценивания социального и духовного развития целесообразно использовать наблюдения, беседы, анкетирование, изучение личных дел учащихся, индивидуальных дневников. Педагогический анализ воспитательных мероприятий необходимо осуществлять путем учета полученных результатов, выполненных в форме наблюдения и анкетирования.

При оценке нравственного воспитания должны учитываться сведения о проявлении учениками убежденности, стойкости, целеустремленности, выражающие ее направленность и сущность. Неразрывно связанными с этими качествами личности являются прилежание и успешность, свидетельствующие о развитии природных способностей и нравственных качеств подростков. С точки зрения прилежания и успешности может быть оценена любая деятельность ребенка: учение, труд, общественная работа, общение, внеклассная деятельность, творчество, обязанности в семье.

Основные моральные требования к школьникам выражены в Уставе школы, Законах и Уставах общественных организаций. Классный руководитель и воспитатель на основании этих документов имеет набор требований, с которым предлагается сравнивать состояние нравственной воспитанности и основные личностные характеристики учащихся. Классный руководитель, обобщая всю информацию и анализируя несоответствия и противоречивости суждений, может оценить нравственное развитие школьника на данный момент. Это дает возможность создать динамичную картину нравственного развития учащихся. Развитие нравственных качеств и свойств детской личности оценивается как примерное, хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное. Предлагается проводить оценку не только поступкам, в которых не всегда просматривается истинное отношение ребенка к жизни, а именно направленности, тенденции развития нравственности личности подростка, которые объективно отражаются и выражаются в поведении, во взаимоотношениях, суждениях и мнениях детей и взрослых друг о друге. Знание уровня прилежания и успеваемости помогает дать полную, целостную картину личности и способствует объективному ее пониманию.

Для оценки позиции личности в коллективе должны быть учтены сведения о выполнении общих дел, контактов в учебной работе и трудовой деятельности, проведении досуга, участии в органах самоуправления.

Коррекционную работу по оказанию помощи трудным детям в реализации их индивидуального потенциала рекомендуется проводить в форме уроков этики, нравственных бесед, индивидуальных консульта­ций. Эффективность запланированной коррекционной работы необходимо оценивать по отчетам родителей об изменениях в детско-родительских отношениях, имеющей субъективный характер, и по мнению классного руководителя и учителей-предметников.

Уровень воспитанности учащихся предлагается определять по методике, основанной на диагностических программах, которая включает уровень сформированности различных личностных качеств подростков; отношение к человеку, труду, школе, к прекрасному, природе, к самому себе; оценку поведения и поступков учащихся [3].

Методику оценки распределения внимания между различными видами деятельности следует осуществлять по10-балльному оценочному континууму, состоящему из оценки концентрации, устойчивости и переключаемости внимания учащихся[4].

Духовное развитие должно включать оценку степени усвоения учащимися духовных ценностей, развитие его интеллектуального, творческого и этического потенциалов. Результаты работы по духовно-нравственному воспитанию предлагается оценивать по проявленным поступкам, отношениям к другим людям. Уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся и готовности родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе рекомендуется оценивать по следующим методам диагностики: диагностика межличностных отношений используется для исследования представлений подростка о себе и своем «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах; толерантное отношение друг к другу, милосердие, готовность прийти на помощь оценивается по методике диагностики уровня воспитанности школьника, которая включает оценки следующих показателей: поведение в семье, в классе; отношение в семье; отношения со сверстниками; поведение на улице и общественных местах; отношение к самому себе; диагностика эмоционального компонента нравственного развития используется для оценки развитости нравственно-духовного компонента, которая включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития.

Оценивая каждого учащегося по представленным методикам и обобщив полученные данные воедино, классный руководитель реально будет наблюдать динамику формирования и сплочения классного коллектива, что позволит ему анализировать эффективность воспитательных мероприятий. Важно, чтобы при организации всех мероприятий с использованием различных организационных форм каждое мероприятие решало бы максимум воспитательных задач. С этой целью преподавателю при проведении комплекса мероприятий по воспитательной работе целесообразно анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы в план работы, менять формы и методы работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, добиваясь максимально эффективных результатов в воспитательной деятельности.

Таким образом,

  1. Комплексный подход, включающий в себя формы и методы воспитательной и педагогической деятельности, должен состоять из системы внеурочных мероприятий, направленных на систематическую и научно-обоснованную воспитательную работу, и, в отличие от других подобных подходов, представляет собой эффективный механизм управления соответствующими педагогическими технологиями за счёт созданияпрограммы формирования и сплочения коллектива и механизма оценки эффективности воспитательной деятельности подростков.
  2. Научно-методический комплекс по оценке эффективности воспитательного процесса, должен включать в себя методики оценки воспитательной и образовательной эффективности мероприятий с использованием организационного метода (сравнительный способ), эмпирического метода (беседа, анкетирование, тестирование и т.д.) и педагогического анализа воспитательных мероприятий, выполненного путем учета результатов, полученных в форме наблюдения и анкетирования.

Для повышения эффективности индивидуальной и совместной деятельности учащихся с целью формирования сплочённого коллектива на основании полученных результатов рекомендуется проводить корректировку содержания внеурочных мероприятий в планах воспитательной работы по формированию и сплочению классного коллектива.

Рецензенты:

Васильева И.Ю., д.п.н., профессор, ведущий специалист ООО «Спецтехреал», г. Москва.

Ивкина З.А., д.и.н., профессор, эксперт ООО «Спецтехреал», г. Москва.