Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE STRUKTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF THE VALUABLE RELATION TO THE FAMILY

Korenkova M.S. 1
1 FSEI HPE “Volgograd State Social-Pedagogical University”
The structural-functional model of the valuable relation to the family was developed and theoretically substantiated; criteria and indicators of formation of this personal education identified. Based on the specifics assignment of values personality was found, that valuable relation to the family at the high school students performs the following functions: cognitive, emotional reinforcement, semantic and regulatory-prognostic. Along with the functions the essence of the valuable relation to the family at the high school students revealed in its structure, which identified the following components: cognitive, emotional-semantic, activity. These components considered in the allocation criteria and indicators considered manifestations of personal education: the completeness and consistency of knowledge about the value of “family”; maturity of emotional expression; the degree of awareness of the importance of personal and social values of “family”; maturity of educational abilities. So, the valuable relation to the family due to the high school student knowledge of its essence, the appropriate emotional attitude to him, perception of the family as personally and socially significant value, as well as the implementation of activity-related aspects of the valuable relation to the family.
a high school student
valuable relation
value
family

Первостепенной задачей современного образования является духовно-нравственное воспитание обучающихся. Содержание данного процесса определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, разделяемыми в обществе, такими как патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука и др. [1].

Особое внимание среди перечисленных ценностей следует уделить семье, так как она является носительницей и хранительницей социально-культурных ценностей и социальной памяти, а семейные традиции выступают основным средством их трансляции. Укрепление семьи как нравственной основы общества продолжает оставаться актуальнейшей задачей государства и общества.

При этом стоит отметить ряд негативных изменений, произошедших в развитии современной российской семьи и ее социально-педагогических функциях. Данные тенденции связаны как с общими социально-экономическими процессами развития производственных отношений в масштабах всего человечества (к. XX - н. XXI вв.), так и с изменениями, происходящими в нашей стране на протяжении последних двух десятилетий. Новые социально-экономические условия, демографический кризис в России породили ряд проблем в сфере семейного воспитания и подготовки подрастающего поколения к созданию собственной семьи, осознанному родительству: разрушены нравственные представления о браке и семье, снижается социальная значимость материнства и отцовства, происходит девальвация ценностей семьи, материальные ценности в современной семье доминируют над духовными. Отечественные ученые установили, что ценность семьи и семейных отношений у молодёжи падает в связи с формированием у них новой системы ценностей, которая основана на доминанте индивидуалистического «Я», низком уровне представлений о базовых функциях семьи - репродуктивной и воспитательной, утрате семейных традиций.

В этих условиях актуализируется задача формирования ценностного отношения к семье в системе образования. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения среди личностных результатов освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования выделено ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни [8]. Следует подчеркнуть, что школьное социально-гуманитарное образование обладает особым потенциалом в решении данной задачи. Это связано со спецификой социально-гуманитарных дисциплин, сопряженных с ценностно-смысловым освоением человеческого бытия, а также с системностью школьного образования и возможностью поэтапной реализации обозначенной задачи с учетом психолого-возрастных особенностей школьников.

Целью настоящей статьи выступает разработка и научное обоснование структурно-функциональной модели ценностного отношения к семье, критериев и показателей сформированности данного личностного образования.

Исходя из специфики присвоения ценностей личностью и опираясь на исследование Л.П. Разбегаевой о функциях ценностных отношений [5; c. 191-192], мы предположили, что ценностное отношение к семье у старшеклассников выполняет следующие функции: познавательная (заключается в расширении и углублении знаний о ценности «семья»), эмоционального подкрепления (отражает эмоциональное восприятие знаний о ценности «семья»), смысловая (определяет поиск, осознание и принятие личностного смысла рассматриваемой ценности) и регулятивно-прогностическая (реализуется в соотношении субъектом собственного действия с личностным смыслом ценности «семья» и определяет направленность целеполагающей деятельности личности).

Выделение функций ценностного отношения к семье следует рассматривать как одну из ступеней в познании этого личностного образования. Наряду с определенной автономией, функции исследуемого качества предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.

Наряду с функциями сущность ценностного отношения к семье раскрывается в ее структуре. В поиске подходов к структурированию данного личностного образования исходным являлось положение о том, что функция порождается структурой, является непременным условием ее существования; в результате функции ценностного отношения к семье, в некоторой степени, служат как бы «отражением», «слепком» ее структуры.

Исходя из этого в структуре ценностного отношения к семье были выделены следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-смысловой, деятельностный. Содержательное наполнение данных компонентов обусловлено потенциалом социально-гуманитарных дисциплин и спецификой присвоения ценностей в старшем школьном возрасте.

Когнитивный компонент ценностного отношения к семье представляет собой единство знаний о семье как ценности, которые могут быть представлены на трёх уровнях: на уровне представлений, на уровне понятий, на уровне идей.

Содержание знаний о ценности «семья» раскрывается через её основные «импульсные» идеи:

  • идея преемственности поколений.
  • идея ответственности за воспитание гражданина;

Идея преемственности поколений раскрывается через понятия «преемственность поколений», «традиция», «семейные традиции».

Преемственность поколений - процесс взаимной передачи, усвоения, сохранения и использования материальных и духовных ценностей, социальной информации и опыта предшествующих и сосуществующих поколений. Преемственность в обществе представляет собой закономерную связь между прошлым, настоящим и будущим, обеспечивая целостность его исторического развития.

Особую роль в процессе смены поколений выполняют традиции. «Традиция - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений формы поведения людей, взаимоотношения или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура» [7; c. 225]. Но, будучи частью культуры, традиции не могут оставаться абсолютно автономными, в них, как и во всяком элементе системы, сказывается действие законов диалектики. Сохраняя относительную самостоятельность, традиции в связи с изменением самой культуры приобретают новые черты, созвучные времени. Удержание положительного и передача его последующему поколению - необходимое условие развития культуры. Это положительное, вписываясь в структуру культуры новой эпохи, приобретает иной вид [5; с. 72]. Таким, образом, с одной стороны, традиции - это те ценности, которые передаются от поколения к поколению по закону преемственности и непрерывности. С другой стороны, традиция - это не только то, что передаётся, но и то, в недрах чего формируются инновации.

Основу преемственности поколений составляет процесс социализации личности. Передача наследия от поколения к поколению происходит посредством совместной деятельности представителей разных поколений и освоения ими традиций других поколений. Важнейшим социальным институтом социализации личности является семья. Основным средством передачи наследия от поколения к поколению в семье выступают семейные традиции. Они являются частью общенародных, национальных традиций.

В современной психолого-педагогической литературе понятие «семейные традиции» часто рассматривается как синоним таким понятиям, как «родительская педагогика», «традиции народного воспитания». Ученые определяют семейные традиции как совокупность обычаев и норм поведения, принятых в семье и передаваемых от старшего поколения к младшему.

Анализ философской, этнографической и психолого-педагогической литературы позволил выделить семейные традиции, которые должны лечь в основу семейного воспитания: уважение к старшим, родителям; почтительное уважение к женщине, матери; милосердие и взаимопомощь; заботливое отношение к младшим, воспитание трудолюбия.

Воспитательная значимость семейных традиций заключается в том, что они благодаря своей постоянной повторяемости постепенно воспринимаются всеми членами семьи как обязательные нормы. Дети, включенные в систему традиций, воспитываются незаметно для самих себя. Именно в этом их воспитательное воздействие. Ребенок усваивает практику нравственных поступков, не замечая, что кто-то занимается его воспитанием. Наличие системы традиций стабилизирует семью, организует всех её членов, способствуя развитию общения детей и родителей.

Таким образом, преемственность поколений обеспечивается главным образом семейным воспитанием. Семейные традиции являются основным средством передачи молодому поколению общечеловеческих норм и ценностей, которые, преломляясь через призму семьи, легко воспринимаются, усваиваются ребенком и позволяют нивелировать деструктивное влияние других социальных институтов.

В контексте идеи ответственности за воспитание гражданина раскрывается значительная роль семьи в воспитании гражданина. Человек приобретает ценность для общества тогда, когда становится личностью, и становление её требует целенаправленного, систематического воздействия. Именно семья с её постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребёнка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Следовательно, речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его конституционных правах и обязанностях. Родители несут ответственность за нравственное воспитание ребенка, формирование гражданина, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, благо своего народа.

Для осуществления этих высоких целей родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит формирование жизненных принципов ребенка. Через семью он осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является сам ребенок и его родители.

Идеи преемственности поколений и ответственности за воспитание гражданина, интегрируясь, составляют содержание ценностного отношения к семье.

Эмоционально-смысловой компонент ценностного отношения к семье определяет особенности эмоционального восприятия знаний. Эмоции представляют собой «особый класс психических процессов и состояний, отражаемых в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций» [4; c. 427]. Идеи и суждения разума становятся возможными как практические принципы жизни только в связи с зарождением эмоционально-чувственного отношения людей к жизненно важным проблемам [2; с.126]. Чувства и эмоции пронизывают все стороны жизни человека, выражают отношение человека к окружающему миру, в частности, к семье и к самому себе. Воспитывать чувства, по мнению И.С. Кона, - это не только подчинять их разуму, контролировать, но и уметь их выражать [3]. Эмоции выступают как внутренние сигналы, посредством которых осознается личностный смысл происходящих событий. Знания, преломляясь через эмоциональную сферу личности, становятся внутренним требованием личности к самой себе, приобретают личностный смысл [6].

Но, согласно В. Франклу, смысл нельзя дать или создать за самого человека, его можно только найти, «обнаружить возможность на фоне действительности» [9].

Таким образом, при формировании ценностного отношения к семье для школьника нужно создавать условия для поиска знаний о ценности «семья» в учебном материале, способствовать установлению школьниками связей между изучаемым материалом и их собственной жизнью, стимулировать процесс осознания и принятия ими личностного смысла ценности «семья».

Деятельностный компонент ценностного отношения к семье отражает регуляцию субъектом собственного действия. Важный момент действия - его осознанность, так как осознанное действие способно подчинять действие неосознанное.

Деятельность основывается на сформированных у школьников в ходе реализации активности по присвоению ценности «семья» учебных умениях. Умения - это «способность выполнять действия, показатель сформированности активности» [4]. Таковыми являются следующие:

  • умение находить признаки ценности «семья» в учебном материале;
  • умение обосновывать собственное отношение к ценности «семья»;
  • умение прогнозировать и корректировать деятельность, связанную с проявлением ценности «семья».

Выше обозначенные компоненты ценностного отношения к семье тесно связаны между собой, причем эта связь носит не суммарный, а интегративный характер. Поэтому процесс формирования обозначенного личностного образования у старшеклассников строится на основе неразрывного единства когнитивного, эмоционально-смыслового и деятельностного компонентов. Другими словами, формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников осуществляется одновременно с развитием его компонентов.

Для определения уровня сформированности ценностного отношения к семье у старшеклассников необходимо выделить характерные критерии и показатели проявления обозначенного личностного образования.

Анализ научной литературы позволил определить критерии и показатели сформированности у старшеклассников ценностного отношения к семье. При выделении критериев учитывались когнитивный, эмоцианально-смысловой и деятельностный компоненты ценностного отношения к семье. В основу определения характерных показателей была положена совокупность социально значимых проявлений, отражающих конкретные признаки обозначенного личностного образования в их объективно обусловленной взаимосвязи.

Были выделены следующие критерии и показатели ценностного отношения к семье: полнота и системность знаний о ценности «семья» (понимание ценности семьи для отдельной личности и общества в целом, роли семьи в воспитании гражданина, необходимости сохранения и приумножения семейных традиций); сформированность эмоциональных проявлений; степень осознанности личностной и социальной значимости ценности «семья» (осознание сопричастности к семье, роду, его традициям; чувство гордости за свою семью, их традиции; осознание личностной и социальной значимости ценности «семья»); сформированность учебных умений (умения находить признаки ценности «семья» в учебном материале, обосновывать собственное отношение к ценности «семья», прогнозировать и корректировать деятельность, связанную с проявлением ценности «семья»).

Таким образом, ценностное отношение старшеклассника к семье обусловлено знанием её сущности, соответствующим эмоциональным отношением к нему, осознанием семьи как личностно и социально значимой ценности, а также реализации деятельностных аспектов ценностного отношения к семье.

Рецензенты:

Разбегаева Л.П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград.

Соловцова И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград.