Творческое саморазвитие человека - это сложный и бесконечный процесс, охватывающий становление личности в различные периоды ее жизнедеятельности. Каждый человек сам избирает свой путь в жизни, сам выстраивает свои отношения с окружающими, однако стихийное саморазвитие на определенных возрастных этапах не приводит к значимым результатам. Кроме того, процесс саморазвития сопряжен с определенными трудностями, т.н. барьерами саморазвития, преодоление которых требует тактичной помощи педагогов и психологов. Все это выводит на первый план проблему психолого-педагогической поддержки саморазвития. Ученые, исследуя феномен творческого саморазвития, всегда отмечают значимость образовательной среды для этого процесса (А.И. Бондаревская, К.Г. Кречетников, В.М. Нестеренко и др.). И не случайно общепризнанной целью современной парадигмы образования становится создание условий для творческого саморазвития человека, организация педагогического сопровождения самоуправляемых изменений личности обучающегося.
Мы представляем процесс творческого саморазвития студентов вуза прогрессивным, идущим от исходного уровня к новому, более высокому уровню готовности к творческому решению жизненно важных для этой личности постоянно усложняющихся творческих задач по самовыстраиванию себя. Обучающийся проектирует траекторию своего саморазвития, осознавая проблемы, с которыми он сталкивается. Чем осознаннее подходит студент к разрешению этих противоречий, тем эффективнее и результативнее происходит данный процесс, тем интенсивнее развиваются компоненты творческого саморазвития его личности, тем на более высокий уровень творческого саморазвития он вступает. Отсюда следует, что степень развития личностных качеств и способностей обучающегося, характер его взаимоотношений в образовательной среде вуза определяют ранжирование уровней творческого саморазвития студента. В свою очередь развитие личностных качеств студента зависит от познавательной активности и характера связанной с ней учебно-познавательной деятельности обучающегося.
На основе этих положений нами разработана критериально-диагностическая база для мониторинга педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития личности студента вуза, выделены три уровня познавательной активности студента вуза: допустимый, надлежащий, целесообразный и, соответственно, три уровня изменения компонентов творческого саморазвития личности обучающегося: интуитивно-возможный, стабильно-продуктивный и рефлексивно-успешный.
Критериями оценки уровня развития компонентов творческого выстраивания личностью обучающегося самой себя являются:
- осознанность необходимости творческого личностного и профессионального саморазвития (ценностно-мотивационный компонент);
- осмысленное применение усвоенных знаний для творческого саморазвития (содержательно-деятельностный компонент);
- эмоционально-волевая регуляция деятельности, направленной на творческое саморазвитие (эмоционально-волевой компонент);
- осознанный выбор способов преобразования собственного «Я» для творческого саморазвития (оценочно-рефлексивный компонент);
- выстраивание траектории своего саморазвития через творческую деятельность в процессе взаимодействия с окружающими (коммуникативно-творческий компонент).
Основным критерием, позволяющем судить о степени педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития личности студента вуза, выступает продвижение обучающегося от интуитивно-возможного к стабильно-продуктивному, а от него - к рефлексивно-успешному уровню развития компонентов творческого саморазвития в процессе соответствующего перехода от допустимого к надлежащему, а от него - целесообразному уровню проявления познавательной активности.
Допустимый уровень познавательной активности студента включает в себя стремление обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, освоить способ его применения по заданному образцу, неустойчивость волевых усилий, отсутствие интереса к углублению знаний.
Надлежащий уровень познавательной активности студента отличается стремлением к раскрытию смысла изучаемого содержания, к познанию связи между наблюдаемыми явлениями, к овладению способами применения знаний в изменяющихся условиях. Можно отметить фрагментарное проявление волевых усилий, направленных на логическое завершение начатого.
Целесообразный уровень познавательной активности включает в себя стремление не только понять сущность явлений, но и найти для этой цели новые способы познания. В этом случае студентов отличает высокая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в поиске возможных путей решения учебной задачи, несмотря на возникающие затруднения.
Уровни эволюции компонентов творческого саморазвития студентов (ценностно-мотивационного, содержательно-деятельностного, эмоционально-волевого, оценочно-рефлексивного и коммуникативно-творческого) ранжируются следующим образом.
Интуитивно-возможный или эвентуальный уровень характеризуется отсутствием мотивов саморазвития обучающегося, его интерес ситуативен, мотив достижения направлен на получение хотя бы удовлетворительных оценок. Студента отличает безразличное отношение к деятельности, в его поступках нет последовательности, он ожидает положительного отношения окружающих при любых обстоятельствах и рассчитывает на везение. У него нет стремления применять полученные знания, переносить знания и умения в новые ситуации. Цели творческого саморазвития отсутствуют, главная цель - получение диплома. Эмоции при неожиданном открытии в себе новых возможностей не выражены или выражены слабо. Волевые усилия при попытке решить поставленные задачи не проявляются. Приобретенные знания и способы деятельности не осознанны. Неадекватная самооценка. Самоанализ процесса творческого саморазвития вызывает затруднения. Студент не проявляет творческую активность, уклоняется от творческих заданий. У него не развита способность постановки реалистичных краткосрочных целей, соответствующих текущим возможностям и условиям, отсутствуют знания о коммуникативной деятельности человека.
Стабильно-продуктивный уровень эволюции компонентов творческого саморазвития включает в себя осознание сущности своей деятельности. Фрагментарное проявление мотивов саморазвития при доминировании мотива самоутверждения. Мотив достижения направлен на получение хороших оценок. В этом случае студента отличает положительное отношение к себе и к своей деятельности, формирование установки на творческое саморазвитие, стремление к использованию усвоенных знаний, проявление активности в самостоятельном поиске и изучении учебного материала. Цели творческого саморазвития ставятся, но на этом уровне они бессистемны и не целостны. В процессе достижения конкретных целей фрагментарно проявляются волевые усилия и эмоции переживания, удивления, радости. Сформированы некоторые приемы самоанализа, но самооценка не всегда адекватна, не включена в структуру деятельности. Самоанализ процесса творческого саморазвития стимулируется потребностью нахождения путей решения возникающих затруднений. Творческая активность выражается в попытке проникновения в сущность явлений, их взаимосвязи. Обучающийся способен поставить реалистичные цели, соответствующие его возможностям. Его отличает знание механизмов коммуникативной деятельности человека, форм и методов ее организации.
Рефлексивно-успешный уровень развития компонентов творческого саморазвития характеризуется устойчивой «Я-концепцией» обучающегося, стабильным проявлением мотивов, побуждающих к творческому саморазвитию, осознанием его необходимости. Мотив достижения направлен на получение отличных оценок. Студента отличает самостоятельность, критичность, умение вычленять и формулировать проблему, ставить цели, выдвигать гипотезу, доказывать ее, делать выводы. Он осознанно применяет усвоенные знания для творческого саморазвития, у него развита способность переносить знания и умения в новые ситуации, прогнозировать свою деятельность. Студент осознанно и целенаправленно осуществляет действия по творческому саморазвитию, он уверен в своих силах, умеет владеть собой. Данному уровню также соответствуют следующие характеристики: доминирование эмоций радости, волевые усилия и способность личности мобилизовать себя для достижения поставленной цели проявляются во всех сферах деятельности. Осознанный выбор способов преобразования собственного «Я». Адекватная самооценка деятельности. Способность формулировать и обосновывать цели, анализировать их с точки зрения значимости и возможности достижения; создание новых способов осуществления своих действий; умение определять разнообразные критерии, эталоны, показатели контроля и оценки своей деятельности. Инициативность, склонность к риску. Устойчивое стремление самостоятельно выстраивать путь своего саморазвития через творческую деятельность. Стремление к самовыражению, раскрытию перед людьми. Умение в процессе взаимодействия с окружающими находить условия для собственного личностного роста и развития.
Таким образом, показателем определенного уровня эволюции компонентов творческого саморазвития является развитость ценностно-мотивационного, содержательно-деятельностного, эмоционально-волевого, оценочно-рефлексивного и коммуникативно-творческого компонентов и их целостность при соответствующем проявлении допустимого, надлежащего и целесообразного уровней познавательной активности. И если степень сформированности компонентов, обуславливая траекторию творческого саморазвития студента, является показателем эффективности и результативности педагогического сопровождения этого процесса, то возникает необходимость определения качества и степени проявления составляющих данных компонентов.
С этой целью на базе ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ) была организована опытно-экспериментальная работа. Ее планирование и проведение базировались на фундаментальных исследованиях в области педагогики и психологии (В.И. Зазвягинский, Т.Е. Климова, Н.В. Кузьмина, Е.В. Яковлев и др.), а также на нашем опыте практической деятельности в высшей школе.
В ходе экспериментальной работы мы использовали комплекс общеизвестных классических методов педагогического исследования: диагностические (анкетирование, тестирование, беседа, проективные методики, экспертная оценка), обсервационные (педагогическое наблюдение), праксиметрические (анализ продуктов деятельности), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты), математические (методы математической статистики, факторный анализ и др.).
Педагогический эксперимент проходил в четыре этапа. На первом этапе были сформулированы задачи эксперимента, установлен объём выборки исследования, проведен констатирующий этап эксперимента для определения исходного состояния компонентов творческого саморазвития обучающихся. На втором этапе была разработана методика формирующего эксперимента, определены экспериментальные и контрольные группы с целью проверки комплекса условий для эффективного и результативного педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов вуза, проведен нулевой срез. На третьем этапе был выполнен формирующий эксперимент, цель которого - реализация и проверка выдвинутых положений. В экспериментальных группах образовательный процесс строился на основе разработанной системы педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов вуза. В контрольных группах учебная работа протекала в обычных условиях вуза. На четвёртом этапе эксперимента был выполнен контрольный срез, сравнение результатов с положениями гипотезы исследования, обобщение полученных данных и внедрение созданных материалов в практику, построение выводов об обоснованности научных положений.
Надежность результата, который исследователь получает в ходе эксперимента, в первую очередь зависит от исходных данных. Поэтому совместно с сотрудниками психологической службы ННГАСУ мы провели отбор методик, позволяющих наиболее эффективно проверить заданные критерии состояния познавательной активности обучающихся и компонентов творческого саморазвития студентов экспериментальных (ЭГ) и контрольных (КГ) групп (таблица 1).
Методики констатирующего и формирующего экспериментов
Таблица 1
Фактор |
Показатели |
Методики |
Познавательная активность |
активное участие в учебной работе, желание выполнить задания самостоятельно и т. д. |
Тест № 1 «Определение уровня познавательной активности» [1] |
Критерии |
Показатели |
Методики |
Осознанность необходимости творческого личностного и профессионального саморазвития |
а) осмысление, понимание и оценка себя |
Тест №2 «Я-концепция творческого саморазвития» [2] |
б) стремление к самосовершенствованию в выбранной профессии |
Тест № 3 «Определение уровня профессиональной направленности» [4] |
|
Осмысленное применение усвоенных знаний для творческого саморазвития |
а) теоретическая подготовленность |
Контрольный опрос текущей аттестации |
б) умение добывать знания с помощью различных источников и применение усвоенных знаний на практике |
Проверка выполненных решений познавательно-творческих проектных учебных задач на текущей и промежуточной аттестации |
|
в) способности обобщения и анализа материала, гибкость мышления, выбор оптимальной стратегии деятельности. |
Тест № 4 «Оценка общих умственных способностей» [10] |
|
Эмоционально-волевая регуляция деятельности, направленной на творческое саморазвитие |
а) умение владеть собой, уверенность в своих силах |
Тест № 5 «Определение уровня развития волевой саморегуляции» [6] |
б) способность личности мобилизовать себя для достижения поставленной цели |
Тест № 6 «Диагностика волевого потенциала личности»[9] |
|
Осознанный выбор способов преобразования собственного «Я» для творческого саморазвития |
а) адекватная самооценка деятельности |
Опросник «Рефлексия» |
б) умения самоорганизации и саморегуляции |
Тест № 7 «Самооценка личности» [3] |
|
Выстраивание траектории своего саморазвития через творческую деятельность в процессе взаимодействия с окружающими |
а) характер взаимоотношений, уровень взаимопонимания |
Тест № 8 «Диагностика качеств, необходимых для успешной работы в коллективе» [5] |
Тест № 9«Коммуникативные умения» [7] |
||
б) стремление к творческой самореализации, в том числе и в профессиональной деятельности |
Тест № 10 «Диагностика творческого потенциала» [8] |
Рамки статьи не позволяют представить все материалы экспериментальной работы, отметим лишь то, что числовые данные результатов свидетельствуют о том, что в экспериментальных группах по сравнению с контрольными значительно уменьшилось количество студентов, имеющих интуитивно-возможный уровень сформированности компонентов творческого саморазвития, а количество студентов с рефлексивно-успешным уровнем сформированности компонентов творческого саморазвития значительно увеличилось. В контрольных группах тоже произошли позитивные изменения, но наиболее значимые изменения произошли в экспериментальных группах. Эти изменения связаны в первую очередь с пересмотром студентами своего отношения к будущей профессиональной деятельности, с ростом глубины понимания значимости творческого саморазвития и осознания своей потребности в нем. Таким образом, результаты эксперимента, проведенного на основе разработанной критериально-диагностической базы, позволили сделать вывод о том, что эволюция компонентов творческого саморазвития протекает более результативно в экспериментальных группах, где внедрялся комплекс условий эффективного педагогического сопровождения процесса творческого саморазвития студентов. В то же время данные экспериментальной работы свидетельствуют о том, что в организации педагогического сопровождения процесса самоуправляемых изменений личности обучающегося не может быть сиюминутного эффекта. Это священнодействие требует вдумчивой кропотливой работы самоотверженных педагогов с открытым сердцем.
Рецензенты:
Лагунова М.В., д.п.н., профессор кафедры начертательной геометрии, машинной графики и теоретических основ САПР ФГБОУ ВПО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, г. Н. Новгород.
Толстенева А.А., д.п.н., профессор, зав кафедрой Технологии сервиса и технологического образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Н. Новгород.