Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATION PROGRAM OPTIONAL COURSE FUTURE FAMILY MAN IN PRIMARY SCHOOLS.

Permovskaya O.S. 1
1 State Pedagogical University K.Minina
This article discusses the creation of the strategic guidelines for family education programs in elementary school due to the challenges of modern society. The problems of the development of moral and spiritual culture of younger schoolboys. Based on the changes in rhythm, tempo of the modern world, as well as new educational standards and the Education Act, proposes a program of optional courses for elementary school students. Considered the main goal of the program: to prepare younger students to make a conscious understanding of family values through self-knowledge and interaction with other people , including family members. As a result of this course will educate a child family values, positive interaction with the teacher, parents, peers and themselves.
spiritual and moral qualities.
family values
younger students
family man
family

Семья - это основа общества, именно поэтому без семьи невозможно существование, как самого общества, так и государства. Издавна государство и семья как социальные институты всегда находились в постоянном взаимодействии друг с другом. Любое государство по мере своего развития, переходя из одной формации в другую, предпринимало определенные меры для поддержки института семьи, так как руководители государства понимали, что семья не только выступает в роли основной первичной формы организации общества, но и является базовым уровнем, на котором покоится фундамент государственного механизма. В настоящее время изменился мир, государство и сам человек, изменились ритмы и темп его движения, пространства жизни. Сегодня общество нуждается в типе человека, способного жить в непрерывно меняющимся мире, с учетом его собственных качественных изменений. При этом, самосовершенствование человека, его развитие, рост способности и потребности самореализовываться в разных жизненных ролях: работника, мужа, жены, матери, отца, ребенка и т.д. становятся главной целью человека и общества в ХХI веке[4, с.3]. Важнейшими институтами, содействующими личности в сохранении морально-нравственного облика, развитии духовности, являются образовательные организации и семья.

В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года отмечено ослабление института семьи и традиционных семейных ценностей. Это происходит на фоне неблагоприятной информации, изобилующей агрессивной пропагандой семейного неблагополучия, насилия, пронизанного неуважением к родителям и ненавистью к детям. Сохранение этих разрушительных процессов в семье и обществе ставит под угрозу перспективу сохранения российского народа. Выход из сложившейся ситуации может обеспечить восстановление традиционных семейных ценностей устойчивости брака, уважения родительской власти, прочности, многодетной многопоколенной семьи, любви к детям, в сближении церкви и государства, особенно в сфере семейных отношений. Восстановление духовных основ жизни семьи - это преодоление духовного вакуума общества в целом [2]. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» направляет все содержание образования на формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями [4]. В новых федеральных и государственных образовательных стандартах целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развития учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Это происходит, в том числе, через умение принимать и уважать ценности семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им [3].

Одним из путей формирования готовности младшего школьника к семейной жизни является введение в учебную программу факультативного курса по семейному воспитанию «Моя счастливая семья». Программа рассчитана на три года обучения (2 - 4 класс).

Цель программы: подготовить младших школьников к осознанному пониманию ценности семьи через самопознание и взаимодействие с другими людьми, в том числе с членами своей семьи. Задачи: помочь школьникам увидеть свои особенности, способности, возможности, направить их в русло положительной жизненной позиции; познакомить с особенностями ребенка 7-11 лет; способствовать развитию навыков: по уходу за собой и родными, в проведении закаливания, правильном питании и т.д.; способствовать расширению сознания ребенка на основе духовного восприятия жизни, общечеловеческих ценностей.

Каждый год обучения включает себя 36 часов занятий из расчета 1 раз в неделю. Курс делится на пять модулей, которые по мере взросления ребенка углубляются и усложняются по содержанию и ориентирам. Программа может быть использована в образовательных организациях любого типа и проводиться в форме факультативной, кружковой работы, интегрированных уроков и др. с небольшими изменениями: дополнение, дробление или исключение конкретных тем, занятий, коррекция углубленности в тему, но с сохранением базовых принципов программы. Программа «Моя счастливая семья» создана на основе межпредметных связей, что позволяет использовать, закреплять и углублять знания и умения, опыт учащихся по таким предметам общеобразовательной школы, как: окружающий мир, чтение, технология, физкультура. Программа дополняется тематическим, календарно-тематическим, поурочным планированием с конспектами занятий. Предполагается творческий подход учителя к «гибкому» планированию, целесообразному сочетанию по длительности и учебной нагрузке теоретической и практической частей и перерывов для отдыха. Для лучшего взаимодействия необходимо свободное проведение тренинговых занятий и ролевых игр. Для блоков «Я выбираю здоровье» и «Я в обществе» следует организовать встречи со специалистами с посещениями театра, библиотеки, кафе и др.). Для придания ценности и значимости деятельности дети ведут работу в специальных «Семейных альбомах» на печатной основе, где они заполняют рубрики, имеющие следующие названия: «фольклор», «мои мысли по этому поводу», «на заметку», создают рисунки, планируют свои действия на ближайшее будущее. Программа «Моя счастливая семья» предполагает активное участие учителя в жизни детей и их родителей, принимающих участие в жизни класса: участвуют в различных концертах, конкурсах, встречах, что является неотъемлемой частью сплочения коллектива детей и родителей.

Вся программа построена на принципах:

  • практической деятельности - все знания, умения, социальный опыт, которые ребята получают на уроках можно применить в практической жизни.
  • гуманизма - воспитание ребенка на образцах Великих духовно богатых личностей, обеспечивающих формирование духовно-нравственного «стержня» личности ребенка. Истинно человеческие ценности - любовь, свобода, добро, красота должны быть основой для воспитания младших школьников.
  • учетом возрастных особенностей детей.
  • активной жизненной позиции учителя - учитель является сподвижником и наставником на жизненном пути по обогащению души ребенка; жизнерадостного оптимистичного друга, способного понять и принять любого ученика.

Сотрудничество педагога, учащихся, родителей - всех, кого объединяет данная программа, определило следующие формы и методы обучения и воспитания:

  • диалоги, беседы, дискуссии, игры
  • психологические тесты и анкетирование,
  • привлечение родителей к проведению учеников по интересам детей и самих родителей,
  • участие в совместных праздниках и выезды на мероприятия города и района,
  • сочинения-размышления,
  • письмо в будущее,
  • творческие посиделки по темам.

Сравнительное анкетирование, тестирование учащихся по программе «Моя счастливая семья» в начале и в конце учебного года обеспечивает диагностику в формировании у них универсальных учебных действий.

Структура и план программы.

Программа имеет модульное построение, преемственно усложняющее от класса к классу по содержанию.

Первый модуль «Кто я такой?» предлагает младшему школьнику погрузиться в свой внутренний мир, проанализировать свои поступки и реакции на окружающие ситуации. На занятиях ученики изучают особенности своего характера, дискуссируют по поводу человеческой миссии на Земле. Второе направление « Я среди других» нацелено на взаимоотношения школьников со сверстниками, взрослыми (близкими и незнакомыми), педагогами, своими родителями. На занятиях этого блока ребята разыгрывают ролевые игры, проводятся тренинги и семинары. В модуле «Я выбираю здоровье!» обсуждаются вопросы, касающиеся здоровья и здорового образа жизни. Дети узнают, что такое здоровый образ жизни, как правильно следить за своим здоровьем и питанием. Четвертое направление «Я в обществе». Цель занятий этого блока раскрыть общие понятия этикета и обязанностей по отношению к окружающим людям и самому себе. Также ребята на этих занятиях учатся правильно вести беседу, принимать гостей, писать письма и т.д.. Целью пятого блока «Мир моей семьи» является содействие укреплению и продолжению семейных традиций, создание условий для совместного проведения родителей и детей викторин, конкурсов, концертов, театральных представлений. Каждое направление включает в себя 7 занятий, последнее занятие - урок-обобщение.

Тематический план занятий учащихся 2-х классов

Раздел

Тема

Количество часов

  1. Кто я такой?

 

 

 

 

 

 

 

2. Я среди других

 

 

 

 

 

3. Этикет

 

 

 

 

 

 

 

4. Здоровый образ жизни

 

 

 

 

 

 

5. Моя семья

 

 

 

 

 

 

Всего

 

1). Человек - уникальное существо на планете

2). Мои особенности

3). Мои способности и таланты

4). Что я люблю и не люблю

5). Мои любимые книги

6). Концерт «Алло, мы ищем таланты!»

 

 

1). Дружба

2). Трудолюбие

3). Уважение к людям

4). Богатство доброты

5). Урок-игра на сплочение коллектива.

 

1). Что такое этикет? Зачем нужен этикет?

2). Идем в гости. Как правильно встречать гостей и быть гостем

3). Как вести телефонный разговор

4). Напишу письмо другу

5). Идем в театр. Этикет в театре

6). Урок-игра «Путешествие в страну вежливых слов»

 

1). Что такое здоровье? Почему его нужно беречь?

2). Гигиена полости рта. Правильно чистим зубы

3). Зачем мыть руки? Что такое микробы?

4). Правильно питаемся. Витамины

5). Викторина «Добрый доктор»

 

1). Портрет мамы

2).Мудрость отца

3). Счастливая семья

4). Наши братья и сестры

5). Мои бабушка и дедушка

6). Совместный праздник детей и родителей на природе

 

7

1

1

1

1

1

2

 

7

2

1

1

1

2

7

 

1

1

1

1

1

2

6

 

1

1

1

1

1

8

1

1

2

1

1

2

36часов

Тематический план учащихся 3-х классов

Раздел

Тема

Количество часов

  1. Кто я такой?

 

 

 

 

 

 

2. Я среди других

 

 

 

 

 

 

 

3. Этикет

 

 

 

 

 

 

4. Здоровый образ жизни

 

 

 

 

 

 

 

5. Моя семья

 

 

 

 

 

 

Всего

 

1). Особенности человеческого поведения

2). Когда я был маленьким

3). Мой мир

4). Мои любимые вещи

5). Игралочки

6). «Самый, самый» игра

 

1). Мудрость

2). Храбрость

3). Чистота

4). Служение людям

5). Щедрость

6). Задание по группам. Смотр сценок на пройденные темы

 

1). Сервировка стола. Виды сервизов.

2). Семейные и дружеские обеды

3). Званые обеды и ужины

4). Балы и вечера

5). Об игре

6). Коллективный вечер в кафе

 

 

1). Болезни инфекционные..Борьба с инфекциями.

2). Лекарства

3). Нетрадиционные методы лечения. Травы.

4). Гигиена. Уход за руками и ногами.

5). Закаляйся, если хочешь быть здоров!

6). Встреча с медицинским работником.

 

1). Наши родители

2). Любовь мамы

3). Любовь папы

4). Братская любовь

5). Пожилые люди

6). Театрализованное представление детей и родителей.

 

7

1

1

1

1

1

2

7

1

1

1

1

1

2

 

7

1

1

1

1

1

2

7

 

1

1

1

1

1

2

8

2

1

1

1

1

2

 

36 часов

Тематический план учащихся 4-х классов

Раздел

Тема

Количество часов

  1. Кто я такой?

 

 

 

 

 

 

2. Я среди других

 

 

 

 

 

 

3. Этикет

 

 

 

 

 

 

. Здоровый образ жизни

 

 

 

 

 

5. Моя семья

 

 

 

 

 

 

Всего

 

1). Что такое характер? Мой характер

2). Сочувствие

3). Любознательность

4). Мастер на все руки

5). Агрессия и гнев.

6). Ролевая игра «Мы все такие разные»

 

1). Что такое характер? Мой характер

2). Сочувствие

3). Любознательность

4). Мастер на все руки

5). Агрессия и гнев.

6). Ролевая игра «Мы все такие разные»

 

1). Семейные праздники

2). Все о подарках

3). Грустные новости. Как о них сообщать

4). Близкие родственники (сноха, шафер, племянник и т.д.)

5). Практическая работа «Подарок»

 

1). Секреты утренней гимнастики

2). Режим дня. Распределение дел.

3). Внешний вид.

4). Стиль и имидж.

5). Беседа с дизайнером одежды

 

 

1). Мы - будущие родители

2). Будущая мама

3). Будущий папа

4). Моя будущая семья

5). Семейный калейдоскоп.

 

7

1

1

1

1

1

2

7

1

1

1

1

1

2

7

2

1

1

1

2

 

6

1

1

1

2

1

8

 

2

1

1

2

2

36 часов

Изучение научно-педагогической литературы показало, что концептуальные основы воспитания будущего семьянина успешно реализуются с учетом комплекса условий. Опираясь на исследования, проведенные С.П. Акутиной, мы выделяем пять групп условий:

  • группа условий, способствующая воспитанию у школьников духовно-нравственных ценностей (изучение семей учащихся, использование опыт народной педагогики, воспитание сознательного семьянина);
  • группа условий, способствующая вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс школы по воспитанию семейных ценностей (психолого-педагогический всеобуч для родителей);
  • научно-методические условия, направленные на реализацию профессиональной деятельности педагогов;
  • педагогические условия взаимодействия семьи и школы по успешному воспитанию семейных, духовно-нравственных ценностей школьников;
  • педагогические условия по подготовке будущего педагога по воспитанию духовно-нравственных ценностей и работе с семьей [1.с. 130].

В заключении необходимо отметить, что реализация данной программы на практике показало, что ее использование значительно повышает качество воспитания младшего школьника как будущего семьянина, а также оказывает позитивное воздействие на родителей. Так как программа построена, прежде всего, на сотрудничестве семьи и школы, значит, она позволяет воспитать у ребенка семейные ценности, позитивное взаимодействие с учителем, родителями и сверстниками, а также способствует нахождению новых оттенков эмоциональных радостей в общении с окружающим миром и самим собой.

Рецензенты:

Николина В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина, г.Нижний Новгород.

Маркова С.М., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина, г.Нижний Новгород.