Введение
В вопросе о моделях пути жизни современной женщины мы исходим из того, что рассматриваем каждого человека как биологический, социальный и духовный феномен. В силу этого «процесс формирования пути жизни человека идет под воздействием природной, социальной и духовной среды» [8, с. 63]. В свою очередь, это позволяет говорить о выделении естественной, социальной и духовной модели пути жизни человека. Каждая из этих моделей имеет позитивное и негативное выражение. В данной статье мы хотели бы сфокусировать внимание на тенденциях, характерных для жизни современной женщины в рамках естественной позитивной и негативной, социальной позитивной и негативной, духовной позитивной и негативной моделей пути жизни.
Позитивная естественная модель жизни женщины. Современные социологические исследования показывают, что в распределении оценок степени личностной важности жизненных ценностей приоритет отдается «крепкому здоровью»: 97 % опрошенных женщин подчеркнули его важность [1, с. 138]. Не удивительно, что данная модель становится все более распространенной в кругу девушек и молодых женщин. Внимание к своему телу, забота о нем, интерес к здоровью, стремление к красоте собственного тела становятся альфой и омегой женского бытия. Достаточно назвать две вещи, чтобы подтвердить сказанное: диета и одежда.
В жизни современных женщин наблюдается устойчивая тенденция к стремлению быть утонченной, стройной, изящной, а значит, как считается, современной. К слову сказать, здесь женщины, безусловно, демонстрируют значительную силу воли, приобретая навыки контроля над своим телом. Как массовое добровольное явление, это, пожалуй, обозначилось впервые в истории человечества. Стремление к утонченности, говоря языком Э. Тоффлера, было на заре общества «Второй волны». Художники Нового времени отобразили это в своих картинах. Но это была утонченность людей высшего света. К простым людям это не относилось. Сегодня же вне зависимости от материального достатка девушки и молодые женщины стремятся к стройности.
Нам представляется, что это тенденция носит позитивный характер в плане построения пути своей жизни. По сути дела, в раннем возрасте закладываются основы контроля над своим телом, его состоянием. Человек, который поставил под контроль одну из своих базовых потребностей - необходимость приема пищи, - сделал важный шаг в процессе формирования своего пути жизни. Необходимая достаточность и умеренность станут важными ценностями индивидуального человеческого бытия. Это, безусловно, найдет свое проявление и в решении других жизненных вопросов. Осмелимся предположить, что это может стать фундаментом в рачительном использовании личного времени, денег и т.п.
Кроме того, нельзя не отметить важного в социальном аспекте момента. Дело в том, что девушки, женщины разного материального достатка как бы уравниваются в своем стремлении быть стройными. В результате возникает новый социальный слой девушек, молодых женщин (вполне можно добавить сюда и женщин зрелого возраста, следящих за собою), который является, можно сказать, трансвозрастным, транссостоятельным по своей сути, ибо он объединяет людей, которые считают для себя приоритетом контроль над своим телом, его здоровьем.
Теперь несколько слов о женской одежде, которая призвана подчеркнуть красоту тела. Она становится все более эротичной [4, с. 62]. Причем для этого широко используются элементы не только западной, но и восточной культур: декольте и разрезы на платье дополняют открытый пупок, лосины, прозрачные ткани и проч. Словом, женщина демонстрирует стройность своей фигуры, совершенство форм. Откровенно говоря, это - закономерно. Ведь для того чтобы привлечь внимание мужчины, женщина садится на диету и контролирует вес своего тела. Естественно, когда результат получен, тогда он должен стать достоянием общественности.
Негативная естественная модель жизни женщины связана с деструктивными моментами. В качестве примера можно рассмотреть вопросы, связанные с гиподинамией и манипуляцией телесностью.
Удивительно, но факт в XXI веке, когда человек многое знает о своем теле и дорожит своим здоровьем, он позволяет себе быть малоподвижным. Понятно, есть объективные причины для малоподвижного образа жизни: просторная современная квартира (или собственный дом), обставленная мягкой удобной мебелью, в которую приятно «погружать» свое тело; есть Internet, мобильная связь, личный автомобиль, которые помогают преодолевать расстояния. Многое помогает женщине решать свои проблемы, не выходя из дома. Но где же субъект как активное, деятельное начало?! Похоже, роль субъекта ограничивается использованием современных средств мобильного перемещения в пространстве.
Манипуляция человеческой телесностью - одна из проблем XXI века. Она затрагивает комплекс вопросов: пластическая хирургия, татуировки, аборты и проч. Рассмотрим указанные вопросы применительно к интересующей нас теме.
Нет сомнений в том, что пластическая хирургия помогает человеку в жизни. Скажем, трансплантация кожи лица после ожога поможет женщине чувствовать себя увереннее в общении с людьми. Также как убранные на шее папилломы позволят ей носить украшения без неудобств. Все это так. Но женщины, подчас, идут дальше. В своем стремлении быть красивыми они не только делают подтяжку лица и убирают жировые отложения с талии и бедер, но и осуществляют коррекцию носа лишь для того, чтобы быть похожей на какую-то голливудскую звезду, увеличивают объем груди, чтобы быть сексуально привлекательней. Обо всем этом можно было бы не писать, если бы не проблемы медицинского и социального характера. Дело в том, что данные операции далеко не безобидны. После них возможны осложнения, которые могут поставить под угрозу жизнь женщины. Кроме того, женщина теряет свою индивидуальность. По сути дела, она обретает маску, которая призвана представлять ее вовне. Для личной жизни это - серьезная проблема: получается, что живешь не свою жизнь, а чужую.
Татуировки - та же проблема. Женщина, желая казаться современной, покрывает свое тело татуировкой. Смысл всего этого понятен - стать, как ей представляется, частью «продвинутой» молодежи, привлечь к себе внимание. Но многое в современной жизни быстро меняется. Модные татуировки устаревают. С годами тело становится иным, татуировки «расплываются».
Аборт - еще один способ манипуляции телом женщины. Очевидно, что существуют объективные и субъективные причины абортов. К объективным причинам можно отнести: нежелательность беременности для женщины по медицинским показаниям, слишком раннюю или позднюю беременность, патологии, выявленные у плода на ранних стадиях беременности и т.п. К субъективным - нежелание женщины иметь ребенка, незаинтересованность ближайших родственников в рождении ребенка и проч. Другими словами, есть реальные причины, которые заставляют женщину пойти на аборт. Поэтому бесполезно запрещать аборты. Другое дело, можно создать условия, при которых аборты будут минимизированы - использование контрацептивов. Тем более что сегодня женщина также получила возможность предохраняться от беременности. Событие, по своей сути, революционного характера. Кроме того, это шаг на пути достижения действительного равенства полов в правах: беременеть или нет. Женщина должна воспользоваться своим правом контроля над беременностью. Ведь именно на ее плечи ложится вся сложность и ответственность по вынашиванию плода, рождению и уходу за ребенком. В любом случае прерывание беременности оказывает значительное влияние на путь жизни женщины.
Позитивная социальная модель жизни женщины. Она во многом связана с самореализацией женщины в профессиональной сфере. Это общая мировая тенденция. Более того, исследователи констатируют, что общество оказывается более социально ориентированным и стабильным там, где во властных структурах женщины «составляют 30-40 %» [10, с. 69]. Так, в частности, наибольшее гендерное равноправие отмечается на парламентском уровне в Швеции (42 %), Дании (37 %), Нидерландах (30 %) [10, с.73]. Думается, в дальнейшем эта тенденция сохранится. Причем женщины придут в «традиционно» мужские профессии. Так, «женщины получили равные с мужчинами права при поступлении на военную службу; новый социально-правовой статус обусловил значительный их приток в войска. В 1999 г. в российских Вооруженных силах проходили службу по контракту 114,6 тыс. женщин, или около 10 % от общей численности личного состава» [11, с. 124].
Еще более заметна роль женщин в деловой жизни. «Женский менеджмент активно набирает силу не только в торговле, сфере услуг и финансов, которые в России традиционно считались женскими отраслями, но и в таких типично мужских секторах, как машиностроение, строительство, связь и др.» [5, с. 36]. Как следствие, благосостояние женщин-руководителей растет. Социологи фиксируют это в своих опросах. В частности, если в 2002 году 55,9 % менеджеров имело автомобиль, то в 2006 году их уже было 78,5 % [9, с. 85]. Можно констатировать, что год от года количество женщин-автолюбителей растет. В социальном плане это - очень важный момент. Он фиксирует внимание на расширении сферы влияния женщины. Освоив автомобиль, женщина расширила свои возможности в профессиональной сфере, стала более мобильной по жизни и, следовательно, свободной. Раньше ей нужно было просить мужчину договариваться с ним о времени прибытия машины, времени ее использования. Одним словом, женщина находилась в зависимости от мужчины. Он диктовал ей свои условия. Сегодня все изменилось. Женщина сама решает, когда, куда, с кем она поедет.
Для нас важно подчеркнуть, что позитивная социальная модель жизни женщины во многом обусловлена современной ситуацией, в которой акцент сделан на многообразие форм и способов социальной самореализации женщины. Традиционные формы, связанные с осуществлением функции матери, дополняются профессиональными: женщина-руководитель, женщина - глава фирмы и проч. Для молодых и социально активных женщин это становится жизненным приоритетом. На это они тратят свое время, силы и средства, здесь они находят возможности для самореализации.
Негативная социальная модель жизни женщины. В литературе обращается внимание на последствия эмансипации, которые связаны с процессом «гендерного перерождения женщины в мужчину. Отвоевывая все больше прав и свобод, достигая положения, при котором, по оценке интеллектуалов ХХ века, «слабый пол никогда еще не пользовался таким уважением со стороны мужчины, как в наш век», женщина незаметно для себя перестает быть женщиной, теряет свою онтологическую определенность или «самость» [2, с. 123]. Высказанные суждения фиксируют внимание на том моменте, что расширение прав и свобод женщин увеличивает их возможности в самореализации. При этом выбираемые формы самореализации идентичны мужским. Отсюда и делается вывод о «перерождении» женщины в мужчину.
Нужно сказать, что опасения имеют под собой определенные основания. Ведь если женщина будет копировать мужчину, его образ жизни и стиль поведения, то, действительно, в ее жизни будет много «мужского», или того, что связывается с «мужским», и в этом смысле она будет как бы «перерождаться» в мужчину. Это далеко не лучший жизненный сценарий. Не случайно исследователи стали говорить о «гендерной конвергенции», явлении, «которое представляет собой непрерывно идущее сближение мужских и женских полоролевых функций в системе гендерных отношений» [2, с. 125].
К сожалению, в массе своей женщины, выполняя традиционные мужские роли, скорее всего, подражают мужчинам. В качестве примера возьмем профессию «следователя», которую осваивают женщины. В отечественном кино-, теле-, литературном творчестве получили известность романы А. Марининой о Насте Каменской, которая лихо раскрывает все серьезные дела, утирая нос мужчинам. Каменская все свое время тратит на сложную, тяжелую работу. У нее нет времени на женские домашние хлопоты. В результате, ее «вторая половинка» взваливает на себя уход по дому, в сущности, выполняя ту работу, которую традиционно выполняли женщины. По социальным функциям женщина стала мужчиной, мужчина - женщиной.
Сказанное позволяет заключить, что «негативное» в социальной жизни, подчас, выступает как результат реализации, казалось бы, позитивных устремлений человека. Встав на путь, проложенный мужчинами в конкретной профессиональной сфере, и копируя мужской стиль поведения, женщина может получить негативный результат для своей личной жизни.
Позитивная духовная модель жизни женщины. Она связана, прежде всего, с реализацией таких ценностей в жизни человека, как любовь и материнство.
Можно сказать, что женщина есть воплощение любви. В любви и через любовь раскрывается женщина, ее женское начало.
Женщина, в силу того, что она женщина, способна настроиться на любимого человека. Вообще говоря, в женщине сильно развито чувство индивидуальности в восприятии действительности. Мы уже говорили о стремлении женщин к индивидуальности в одежде. Это проявляется и в межличностных отношениях. Так, например, «сама мать относится к детям по-разному: к сыну как "другому", к девочке как "к себе"» [3, с. 175]. Уважение, в свою очередь, невозможно без знания. Нужно знать мужчину, особенности его физиологии, психологии, философии, для того чтобы выстраивать отношения с ним, чтобы поддерживать в отношениях с ним то чувство, которое называется любовью.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что любовь для женщины есть основа ее бытия. В любви она может наиболее полно раскрыть себя в качестве женщины, реализовать свои способности. Говоря так, мы далеки от того, чтобы сводить удел женщины к дому, семье, детям. Мы лишь стремимся подчеркнуть, что для женщины важна любовь как форма реализации ее женского начала. К тому же приобретенный в любви опыт важен для женщины в ее жизни. Через призму его она выстраивает отношения с другими мужчинами, если появляется такая необходимость.
Материнство - одна из величайших ценностей человечества, вожделенная мечта каждой женщины. Для современных молодых женщин - это также важное событие в жизни. Материнство позволяет женщине реализовать свой потенциал в качестве полового существа.
Негативная духовная модель жизни женщины. Она связана с неверием в свои силы, порочностью мыслей, слов и дел в жизни женщины.
Неверие. Оно приходит как разочарование в себе, других людях, жизни в целом. Как следствие, женщина замыкается в себе, пытается в одиночку идти по жизни. Находясь в ситуации безысходности, женщина порой теряет нравственные ориентиры, вставая на путь греховный. Проституция становится ее уделом. Исследователи этой проблемы отмечают общие «принципы и ценности» [6, с. 138], которые являются характерными для таких женщин. В частности, московские проститутки - это: «замужние - 60 %, имеют детей - 80 %, снимают "хаты" - 99 %, выпивают - практически все, курят - 100 %, сидят на игле - 50 %, но пробовали все без исключения» [6, с. 138]. Встав на скользкий путь жизни, мало кто возвращается к нормальной жизни, полной радости и счастья.
Для того чтобы оставить путь греховности и обрести путь добродетельный, нужна, прежде всего, воля. Именно воля является важнейшим средством духовного возрастания человека. В научной литературе специально обращается внимание на то, что «воля, с одной стороны, есть форма проявления и реализации человека, с другой - одно из средств построения его жизни» [7, с. 164]. Опираясь на волю, человек может многое изменить в своей жизни. Но это нужно захотеть сделать и суметь реализовать.
Таким образом, рассмотрев основные модели пути жизни современной женщины, мы выяснили, что все они возможны в своей реализации. Понятно, что та или иная модель вызвана к жизни не только субъективными, но и объективными причинами. Но многое в выборе модели пути зависит от женщины.
Женщины, демонстрируя высокую степень адаптации к новым условиям, садятся за руль автомобиля, открывают свой бизнес, осваивают электронное пространство и т.п. Они все меньше становятся похожими на женщин «традиционной» эпохи, ориентированных в основном на любовь, семью, счастье, которое им создадут представители сильной половины человечества. Очевидно, что это, в свою очередь, приведет к изменению в отношениях между полами. Традиционно доминирующая роль мужчины сменяется доминированием социально значимого человека. Им может быть не только мужчина, но и женщина. Женщина может взять на себя ответственность за свою жизнь, жизнь своих детей, своего мужчину. Для этого она должна быть не только профессионально активна, но и социально активна. Ей не нужно ждать предложения о свадьбе, если она уже сделала свой выбор. Она может сделать первой шаг навстречу своему избраннику. Правда, весь вопрос в том, готовы ли мужчины к такому повороту дел? Думается, в настоящее время, которое по праву называют эпохой перемен, это будет еще вызывать неприятие со стороны мужчин. Но довольно скоро такое положение вещей может стать вполне обыденным явлением.
Мы считаем, что все вышесказанное не только актуализирует вопрос о моделях пути жизни современной женщины, но и подчеркивает важность изучения данной проблемы в рамках философских исследованиях.
Рецензенты:
Ермаков С.А., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой культуры предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.
Максимова С.А., д.ф.н., профессор, проректор по научно-исследовательской и проектной деятельности Нижегородского института развития образования, г. Нижний Новгород.