Введение
Несмотря на длительную историю проведения исследований и реализации превентивных программ в области профилактики рискованного поведения подростков в сфере здоровья, уровень девиантного поведения среди подростков остается достаточно высоким, что делает актуальным дальнейшие исследования в данной области. Мотивация является одним из самых важных внутренних факторов, который, наряду с личностными особенностями и ситуацией, оказывает влияние на поведение.
Традиционно мотивация определяется как психическая «сила», лежащая в основе направленности, интенсивности и устойчивости поведения. При закладке основ современных концепций мотивации большое значение имели работы А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда.
В отечественной психологии это работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович. Исследования в области мотивации включают изучение структуры мотивационной сферы, связи мотивов с потребностями, целями, установками.
В области изучения мотивации проведено большое количество исследований, из которых мотивации девиантного поведения подростков посвящено немного работ, как правило, связанных с изучением мотивации определенных видов проблемного поведения. Аналитический обзор литературы, представленный в данной работе был проделан с целью выделения наиболее значимых аспектов в личностном развитии и в процессе социализации, которые оказывают влияние на становление мотивационной сферы подростков.
Мотивационные аспекты девиантного поведения подростков
Отклоняющееся от нормы поведение подростков может быть рассмотрено на континууме нормальное поведение - поведение риска - девиантное поведение - делинквентное поведение. В качестве причин отклоняющегося от нормы поведения рассматриваются (21) клинические аспекты, которые проявляются в нарушениях развития детей (например, умственная отсталость или аутистическое расстройство), или социальные аспекты, которые проявляются в нарушенном поведении (например, нарушения внимания, активности и социального поведения). Нарушения развития и нарушения поведения обычно пересекаются друг с другом.
Девиантное поведение - это поступок, действие человека (группы лиц), не соответствующее официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям (9). Большое количество исследований посвящено изучению проявлений различных видов девиантного поведения именно в подростковом возрасте. Это связано с тем, что подростковый возраст - это период формирования личности, связанный с экспериментированием, желанием все попробовать. Часть этого процесса развития сопряжена с готовностью к рискованному поведению, будь то занятия экстремальными видами спорта, незащищенный секс или употребление психоактивных веществ.
По мнению С. Холла (1904) (по:16), период отрочества связан с концепцией «storm and stress» и наиболее адекватно отражает смятение, свойственное внутреннему миру подростка. Это идея о непреодолимом разрыве между потенциальными возможностями отрочества и его реальными возможностями в обществе. В середине XX века в области построения концепций, объясняющих особенности подросткового возраста, преобладали две основные темы. В одном из подходов акцентировалось внимание на разрыве между наступлением сексуальной и социальной зрелости подростка. Другой подход связан с изучением влияния группы сверстников на выбор моделей поведения. Исследования показали, что семья и сверстники могут являться альтернативными референтными источниками выбора моделей поведения. При этом девиантные подростки характеризуются особой значимостью группы сверстников в детерминации их взглядов и поведения.
По данным (1), курящие подростки в полтора раза чаще, чем некурящие, обращались за помощью и поддержкой к друзьям в сложных жизненных ситуациях. Исследование (2) также показало, что если не зависимые от психоактивных веществ подростки склонны в первую очередь искать социальную поддержку у семьи, то зависимые обращаются к друзьям и значимому другому.
С точки зрения мотивационных теорий «ожидания - значимости», мотивация к действию состоит в желании и намерении осуществить или избежать определенного события или состояния, так как оно обладает позитивной или негативной значимостью.
Установлена связь систем подкрепления поведения с поведенческими и эмоциональными проблемами: чувствительность к вознаграждению являлась фактором риска экстернальных проблем (проблем поведения и гиперактивности), а чувствительность к наказанию была фактором риска интернальных проблем (эмоциональных симптомов и проблем со сверстниками) (18).
Связь потребностей с мотивацией показана в исследованиях, посвященных изучению типа поведения, который называется «поиск новых ощущений». Показана связь этого типа поведения со склонностью к социально рискованному поведению, в частности к наркотизации (12, 13).
Одним из важных аспектов поведения риска является желание или намерение незамедлительного удовлетворения общечеловеческих желаний. Соответственно способность к добровольной отсрочке вознаграждения рассматривается как черта, противоположная импульсивности (5).
По результатам исследований Л.И. Божович (6), у детей младшего школьного возраста можно наблюдать наличие конфликта между одновременно существующими разнонаправленными мотивационными тенденциями. При этом сам ребенок не участвует сознательно в регулировании этой борьбы, не организует свои мотивационные тенденции. У старших детей уже наблюдается произвольная организация поведения. Развитие структуры мотивационной сферы характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием роли опосредствованных потребностей и все большей их иерархизацией. Усвоение моральных норм осуществляется в деятельности ребенка через их осознание, принятие, переживание, обретение личностных смыслов для самого ребенка. Ю. Б. Гиппенрейтер (11) нравственное развитие рассматривает как формирование и становление положительных черт личности. Ребенок ориентируется на образец поведения взрослого, эти образцы становятся внутренними регуляторами (мотивами) поведения. Мотивационная структура в наиболее развитой форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей. Социально-значимые мотивы рассматриваются как признак зрелой личности.
Мотивация связана с ценностями и нормами общества, которые усваиваются индивидом в процессе социализации. Социализация - это процесс усвоения правил поведения и приобретения системы представлений и установок, позволяющих человеку эффективно функционировать как члену общества. В основе формирования социального существа лежит установление отношений с другими людьми. Привязанность - это специфическая продолжительная связь, образующаяся между двумя людьми, это нормативное явление в развитии, встречающееся почти у всех детей. Согласно автору теории привязанности Дж. Боулби (7) необходимым условием сохранения психического здоровья детей в раннем детстве является наличие эмоционально теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с матерью (или лицом постоянно ее заменяющим). Привязанность и поведенческие реакции, связанные с ней формируются на первом году жизни и свойственны человеку в течение всей жизни. На протяжении подросткового периода и во взрослом возрасте происходит изменение в переживании привязанности, в том числе меняется тот круг лиц, которым адресуется поведение привязанности. Ainsworth et al. (1978) (по: 20) выделили три основных типа отношений привязанности: надежная, избегающая и амбивалентная. В исследованиях были показаны преимущества надежного типа привязанности в формировании ценностей патриотизма, а также преимущества надежного типа в адаптации к травмирующим обстоятельствам.
По данным исследований (20), большинство подростков, особенно мальчиков, причастно в большей или меньшей степени к мелким правонарушениям. Результаты социально-психологических исследований позволяют выдвинуть предположение, что делинквентность используется стратегически, особенно мальчиками, чтобы создать себе репутацию среди группы сверстников. Делинквентную репутацию можно рассматривать как альтернативный путь приятия и престижа, отличный от «академического». В исследовании нормальной популяции подростков обнаружили, что многие виды делинквентного поведения, в том числе употребление наркотиков, кража, агрессия, вандализм и гражданские правонарушения, почти неизменно выполнялись в присутствии других. Ориентация на группу была особенно характерна для более тяжких проступков, например, скорее для вандализма, чем для прогулов. Девочки с большей вероятностью совершали преступления в группах. При возможности добиться успеха на работе по окончании школы, а позже в стабильных сексуальных и семейных отношениях причастность к делинквентности снижается и перестает производить впечатление на значимых других.
Согласно К. Бартолу (4), выделяют группу неисправимых преступников, у которых нарушения поведения наблюдаются до 10 летнего возраста, и группу правонарушителей в юности, у которых нарушение поведения начинается в подростковый период, после 10 лет и обычно прекращается к 18 годам. Одной из характерных черт, отличающих поведение большинства хронических правонарушителей, является синдром дефицита внимания и гиперактивность. Сверстники зачастую отвергают таких детей, поскольку они вызывают раздражение и неприязнь. Подростки группы правонарушителей в юности предпочитают совершать такие преступления, которые символизируют приобщение к привилегиям взрослых и позволяют продемонстрировать независимость от родительского контроля. В качестве примеров можно привести вандализм, преступления, связанные с наркотиками и алкоголем, воровство и статусные правонарушения, наподобие побегов из дома или прогулов в школе.
При сравнении учащихся 3, 6, 8 и 11 классов (29) выяснилось, что с возрастом все большее число ребят готовы следовать за товарищами в неблаговидных делах. По мере возрастания влияния сверстников снижались положительные оценки отцов. Однако, те ребята, которые сохраняли положительное мнение о своих отцах и взрослых вообще, были не склонны следовать дурному примеру сверстников.
В теории контроля под контролем понимаются сдерживающие факторы, имеющиеся у индивидуума в виде интернализованных норм, а также контролирующее влияние и авторитет социальных институтов. Существуют внутренние и внешние механизмы социального контроля, действие которых противостоит негативным проявлениям девиантного поведения. Внешний контроль осуществляется различными социальными институтами, организациями (семья, школа, здравоохранение, полиция и др.). Внутренний контроль основан на интернализованных ценностях и нормах, связан с развитием процессов саморегуляции поведения.
В исследовании ценностных ориентаций и поведенческих рисков (22) приняли участие 553 подростка (11-18 лет). Были выделены группы подростков с нормативным поведением, подростки группы риска и девиантные подростки. Данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать некоторые выводы относительно системы ценностей современных подростков и их восприятии окружающей действительности. У нормативных подростков первые три места в рейтинге ценностей занимают благополучие, семья, авторитетность. У девиантных подростков - семья, вольность, благополучие. Лидирующие позиции в рейтинге ценностей современных подростков занимает семья: будь то значимые отношения с родителями, любовь или создание собственной семьи. У девиантных подростков отмечается сниженная потребность в познании и выраженное стремление к «вольности» как «свободе от» (зачастую в противозаконном ключе). Одним из результатов исследования стало то, что более трети респондентов не сумели закончить предложения о желаниях и целях, что говорит о том, что система ценностей современных подростков не является в полной мере проясненной и отрефлексированной.
Исследования мотивации отдельных видов девиантного поведения подростков представлены в литературе работами в области аддиктивного поведения, рискованного сексуального поведения, вандализма, побегов из дома, воровства, чрезмерной лживости, агрессивного поведения.
Наиболее распространенными видами девиантного поведения среди подростков являются употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение.
Анализ мотивации употребления психоактивных веществ подростками позволил выделить следующие основные виды мотивов. Это стремление к снятию нервно-психического напряжения, то есть употребление как реакция преодоления стрессогенных переживаний (14, 19). Это гедонистические мотивы, связанные с эмоциями, индуцированными приемом веществ и поиском новых ощущений (19, 3). Это мотивы, связанные с конформизмом, самоутверждением (3, 13). Это мотивы, связанные с выражением протеста (13, 23).
Протективным фактором в отношении употребления психоактивных веществ выступает наличие социальных установок относительно здоровья и законопослушного поведения (13, 26).
Мотивация сексуального поведения подростков во многом определяется их разделением либерально-консервативных ценностей, которые отражают отношение к таким аспектам сексуальной жизни как раннее начало, вступление в сексуальные отношения до брака, моногамия-полигамия, использование средств контрацепции. Нормативные представления подростков о сексуальных отношениях представлены в работе В.С. Собкин, Е.В. Баранова (24). Среди мотивов вступления в сексуальные отношения молодежи выделяют эмоционально-коммуникативные (любовь, желание эмоционального контакта) и гедонистически-развлекательные (стремление к получению удовольствия) мотивы (17). Кроме того, поскольку сексуальность для подростка нечто запретное и рискованное, раньше всего вовлекаются в него те, кто любит риск и самопроверку и нуждается в самоутверждении (17 , 15). Более раннее начало половой жизни статистически связано с разными формами девиантного поведения, курением, алкоголизацией и наркотизацией (10).
Результаты и обсуждение
Таким образом, можно говорить о девиантном поведении, характерном именно для подросткового возраста, и для значительной части подростков связанного с экспериментированием и выбором неадекватных способов самутверждения в процессе взросления. Личностные характеристики и отношение к нормам и ценностям, препятствующие проявлениям девиантного поведения, формируются в процессе социализации. В подростковом возрасте семья и сверстники могут являться альтернативными референтными источниками выбора моделей поведения. При этом девиантные подростки характеризуются особой значимостью группы сверстников в детерминации их поведения. Употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение являются наиболее распространенными видами девиантного поведения, достаточно часто встречаются совместно и представляют угрозу для здоровья подростков. Изучение мотивов девиантного поведения позволяет понять, каким психологическим смыслом для подростков наполнены определенные виды поведения. Как подростки объясняют свои действия и поступки, какие причины обусловливают девиантное поведение в целом и отдельные его виды. Знание и учет особенностей мотивации девиантного поведения подростков может быть использован в планировании профилактических программ в сфере здоровья и превенции противоправного поведения.
Статья подготовлена в рамках проекта «Прогнозирование девиантной и делинквентной активности подростков на основе специально разработанной диагностической методики» реализуемого на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета № НИР 8.39.1064.2012 в период с 05.06.2012 г. по 31.12.2013 г.
Рецензенты:
Гурвич И.Н., д.псх.н., профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, г.Санкт-Петербург.
Хрусталева Н.С., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, г.Санкт-Петербург.