По мнению современных исследователей (В.С. Степина, Л.П. Киященко, И.Т. Касавина, О.Н. Астафьевой и др.), сегодня мы вторгаемся в пространство дисциплинарных коммуникаций, которые поддерживаются и развиваются в рамках научных сообществ представителями различных научных областей, а также в «пространство особого рода - диалогово-дискурсивно-дискуссионного» [5]. Подобное пространство выступает общей научной платформой, в которой реализуются различные формы междисциплинарного взаимодействия. В результате возникает вопрос о роли, ценности и последствиях таких взаимодействий, исходя из чего формируется потребность в проведении особого рода экспертиз (социальных, гуманитарных, культурологических и т.д.). В данной статье предпринята попытка проанализировать понятие, сущность и значение культурологической экспертизы не только в рамках научной деятельности, но и для современного общества в целом.
В рамках культурологической экспертизы реализуются исследования не просто отдельного фрагмента реальной действительности, но анализу подвергается культурное пространство в целом. И, помимо теоретического осмысления фундаментальных культурологических проблем, сегодня выявляется необходимость в разработке специальных проектов прикладного характера, направленных на решение конкретных задач. Такая тенденция актуализируется в условиях современных познавательных трансформаций, когда, по мысли И. Валлерстайна, «...знание разделено на множество дисциплин, причем каждая из них имеет постоянно расширяющуюся область интересов - так называемых специализаций» [1, c. 211-212].
В современных исследованиях под культурологической экспертизой понимается, во-первых, сам факт участия культурологов (т.е. специалистов, обладающих соответствующей академической квалификацией) в различных видах экспертиз; во-вторых, привлечение концептуального аппарата культурологии для создания экспертного инструментария (методик и приемов) в традиционных и новаторских видах экспертизы; в-третьих, экспертную практику, которая своим предметом или контекстом полагает культуру, понятую в широком смысле (как коллективный опыт, как мир ценностей и смыслов, как сложную реальность, пронизанную нелинейными взаимосвязями между различными сферами человеческой жизни) или в узком (как «отрасль», регулируемую культурной политикой) [3].
Согласно общепринятой типологии, к основным видам экспертных исследований могут быть отнесены: отраслевая экспертиза и общегуманитарная [5]. Однако целесообразней, если речь идет о сфере культуры и деятельности культурологов, использовать более развернутую классификацию. По мнению ряда исследователей, современный культуролог участвует в таких видах экспертно-аналитической деятельности, как:
- экспертиза культурных ценностей, включая весь спектр проблем, связанных с их созданием, хранением, распространением, тиражированием, функционированием в системе учреждений и организаций культуры, арт-рынка и его отдельных сегментов;
- экспертиза культурно-образовательных, научно-исследовательских и культурно-просветительских проектов, реализуемых в социокультурной сфере;
- социокультурная экспертиза охватывает широкую проблемную зону (сферы культуры, науки, образования, здравоохранения, коммуникаций, экологию и т.д.) и включает экспертный анализ программ социокультурного развития и комплексных инновационных проектов;
- культурологическая экспертиза, являющаяся особым направлением теоретического моделирования и прогнозирования культурного развития, задачей которой является выделение основных векторов и перспектив, разработка критериев и принципов коммуникативного взаимодействия между различными социальными субъектами, осуществляющими культуротворческую деятельность;
- профессиональная аттестация работников сферы культуры, образования, науки; государственных служащих, занимающихся вопросами регулирования сферы культуры на разных уровнях власти;
- экспертиза образовательных и научно-исследовательских программ и других видов учебно-методической продукции по профилю научной специальности эксперта;
- разработка экспертных оценок в фирмах и консалтинговых компаниях, общественных и государственных организациях социокультурной сферы;
- общественная экспертиза как форма гражданского участия в принятии государственных решений, с обязательным использованием экспертных процедур, привлечением к обсуждению проблем специалистов высокой квалификации [3].
Независимо от целей и вида экспертизы основными принципами, предъявляемыми к результатам экспертной деятельности культуролога, выступают: профессиональная компетентность, научная объективность, независимость от заказчика.
Повышению значения экспертно-аналитической деятельности культурологов способствуют социокультурные изменения, демократизация общественной жизни, формирование системы государственно-общественного регулирования в сфере культуры. Сегодня проведение экспертизы - ее обязательная составляющая часть, которая носит как коллективный, так и индивидуальный характер. С одной стороны, ею обеспечивается канал коммуникаций между властью и обществом, позволяющий проводить открытое обсуждение проблем и предлагаемых решений. С другой стороны - через систему экспертных советов, функционирующих на общественных началах, на основе конкретных экспертных заключений структуры власти получают возможность принимать ответственные управленческие решения по поддержке и распространению инновационных проектов, по распределению ресурсов и по поощрению деятельности и т.д.
Культурологическая экспертиза воплощается в объединении различных научных областей и, как результат, создании единого исследовательского поля. Благодаря подобным междисциплинарным коммуникациям, основанным, по словам В.С. Степина, на «парадигмальных прививках» или «парадигмальных трансплантациях» [7], осуществляется перенос как специальной научной картины мира, так и идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую.
Культурология в данном случае может рассматриваться как научное образование, воплотившее в себе специфические «парадигмальные трансплантации», объединив науки, изучающие человека, его культуру, быт и процесс жизнедеятельности, сформировав уникальную по своей сути научную платформу. Подобные трансплантации иллюстрируют переход от внутридисциплинарных коммуникаций и процессов до выстраивания целой научной сети исследовательских контактов и взаимосвязей.
Во многом наша позиция подтверждается исследовательскими моделями отечественных культурологов. Так, А.Я. Флиер уточняет, что культурологический профиль исследований и обобщений относится к зоне «теорий среднего уровня», который занимает промежуток между «непосредственно эмпирикой и метафизикой» [8]. В пределах созданной исследовательской зоны изучаются различные цивилизационные теории, теории адаптации, также анализируются специфические культурно-исторические эволюции и концептуальные построения, которые направлены на установление неких системных признаков в общем потоке социально-исторических событий. Такие исследовательские зоны могут быть применены к изучению любых социальных, гуманитарных, и в рамках познавательных трансформаций, даже в естественно-научных областях. Объясняются такие перемены в области естественно-научных исследований тем, что в естествознании начинает все больше и шире внедряться «идеал исторической реконструкции, которая выступает особым типом теоретического знания, ранее применявшимся преимущественно в гуманитарных науках (истории, археологии, историческом языкознании и пр.)» [6].
Специфика методологических оснований культурологической экспертизы связана, прежде всего, с применением различных методов гуманитарного знания не механистически, а в зависимости от проблемного поля, которое исследуется в контексте определенного культурно-исторического периода. Тем самым культурологическая экспертиза адаптируется к запросам внешнего мира, привлекая к решению возникающих задач различные ресурсы и реализуясь в проектно-практических моделях.
И, что особенно важно, в методе культурологического познания не просто анализируется, интерпретируется специфическая проблема, но и онтологизируется культура как целостность. В рамках культурологии реализуются рациональные ресурсы человека, а также, как замечает А.П. Марков, «включаются иные энергии, с помощью которых не просто понимается, но создается модель культурной реальности» [4, c. 27].
Таким образом, культурологическая экспертиза выступает как динамичное, многоуровневое, междисциплинарное научное образование, реализующее уникальный культурологический метод, специфика которого заключается в универсальности его применения. Объясняется такой универсализм тем, что практически любой области человеческой жизнедеятельности свойственна регуляция ценностно-нормативных установок, механизмов установления и регуляции коммуникативных связей людей в различных сферах жизнедеятельности. Тем самым культурологическая экспертиза представляет собой новый уровень исследования культурных процессов, в которых анализируются регулирующие, знаковые, коммуникативные, смысловые аспекты современной культуры.
В исследовательском пространстве культурологии и, следовательно, в рамках культурологической экспертизы формируются подуровни различных научных обобщений, применимых к любой области познания форм человеческой жизнедеятельности. Так, выделяется философско-теоретический уровень обобщений, который направлен на выявление сущности и базовых закономерностей, определяющих тот или иной вид деятельности. Предметный уровень, связанный с определением и выработкой непосредственных технологий организации и обеспечения человеческой деятельности. И третий уровень обобщений - социальный, включающий в себя историю исследуемого вида деятельности, ее психологию или мотивационный аспект, социологию или социально-функциональную организацию ее субъектов, а также культуру изучаемого вида деятельности, т.е. ценностно-нормативные, знаково-коммуникативные аспекты. Причем, если философско-теоретический и предметный уровни преимущественно связаны с исследованием предмета изучения, социальный уровень ориентирован на изучение и обоснование проблем субъекта рассматриваемой деятельности, на мотивационные, регулятивные, организационные компоненты его участия в данном виде деятельности.
Культурологическая экспертиза направлена на изучение ценностно-нормативных механизмов организации жизнедеятельности людей в социуме, регуляции и выстраивания эффективных коммуникативных связей. Также в рамках культурологической экспертизы осуществляется анализ наиважнейших подсистем мотивации и регуляции поведения людей и, что особенно актуально в современном социуме, изучение системы институциональных органов, которые призваны социализовать и инкультурировать человека.
Особенность культурологической, гуманитарной, социальной и др. видов экспертизы связана с тем, что в условиях новой коммуникативной рациональности анализ социально-исторических событий, политических, культурных осуществляется не только в рамках узкоспециализированных научных сообществ, но и обращает все больше и больше внимания общественности и людей, направляя на это индивидуальные человеческие усилия. Осуществляется процесс формирования новой формы культурного осмысления, новых дискурсивных практик, форм диалога различных культур, что ведет к иному осмыслению культурного пространства, выработке принципов толерантности, возвращению к культурным традициям и ценностным ориентациям.
В информационном социуме начала XXI в. завершается процесс обособления и изоляции различных социокультурных миров друг от друга, тем самым, человечество стоит на пути сближения, укрепления разнообразных контактов, что ведет к образованию единого общечеловеческого, мирового культурного пространства. Именно в эту эпоху человечество обретает единство не «только как антропологическое - как биологический вид, но и единство социальное - объединяясь в целостную всемирную социальную систему, в единство культурное - поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура» [2, c. 56]. Переходное состояние культуры воплощается в уходе от разрозненных культурно-исторических пространств и фрагментов к единому культурно-коммуникативному пространству, в котором осознается потребность в знании целостном, в выработке единых механизмов сосуществования, в установлении диалога между различными культурами, в выработке общих регулятивных, ценностных, культурных ориентиров и т.д.
И такая потребность формируется как в отношении отдельных обществ, так и в отношении каждого конкретного человека. Сегодня существует потребность в человеке компетентном, в целостном человеке, который осуществляет свою деятельность в процессе постоянных информационных потоков и обменов, в условиях многообразия культур, возможностей, реализаций, и тем не менее подвержен утрате жизненных ориентиров, ценностных установок, что и приводит к кризисным ситуациям. Культурологическая экспертиза может выступить той оценочной деятельностью, которую формирует интеграционно-интеллектуальное поле, открытое для коммуникаций, рефлексирующее над происходящими событиями во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Культурология реализуется в двух научных пространствах: фундаментальном и прикладном, которые охватывают социальные, экономические, политические, научные области деятельности, выходя на особый уровень междисциплинарности, интегративности.
Многообразие, разнохарактерность исследовательских программ, концепций, теорий, которые разрабатываются в рамках экспертиз, не подводятся под единую черту, что является признаком открытости для рациональной критики и развития. Такое положение свидетельствует о том, что предметная область культурологической экспертизы постоянно расширяется, охватывая все новые и новые познавательные области.
Культурологическая экспертиза может занять особое положение в рамках экспертологии, и этому способствует ее универсальность, разнонаправленность и широкий исследовательский охват. Прежде всего, культурологическая экспертиза определяется информационной и когнитивно-символической подсистемой исследования культурных процессов, явлений, феноменов.
Итак, в условиях новой коммуникативной рациональности культурологическая экспертиза синтезирует современные методологические разработки, эффективно реализуя их в своем познавательном пространстве. В частности, применение информационного, междисциплинарного, синергетического подходов, наряду с общими методами социально-гуманитарных наук, дают комплексное и всестороннее культурологическое исследование предметов. В процессе реализации исследовательской деятельности культурологическая экспертиза формирует междисциплинарную научно-исследовательскую платформу, проявляясь как на теоретическом (фундаментальном), так и на практическом уровнях. Не уходя в абстрактные описания культурологических проблем и не ограничиваясь узкоспециализированными рамками, культурологическая экспертиза воплощает в себе современные формы осмысления, анализа и решения проблемы. При этом осуществляется интеграция методов, видений, результатов различных познавательных областей вокруг актуального проблемного поля, позволяя изучить его в различных научных контекстах, но в рамках единой культурориентированной парадигмы.
Рецензенты:
Колодий Н.А., д.филос.н., профессор, заведующая кафедрой культурологии и социальной коммуникации ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.
Моисеева А.П., д.филос.н., профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.