Водоснабжение – подача поверхностных или подземных вод в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах потребителям. Целью исследования является изучение основных водных ресурсов Канады, опыта организации водоснабжения и его контроль, рассмотрение деятельности основных поставщиков воды в Канаде, рассмотрение водопотребления в крупнейших провинциях и городах Канады.
Канада занимает одно из ведущих мест в мире наравне с Россией по наличию пресных водных ресурсов. Великие озера, расположенные на территории США и Канады, включают группу из 5 озер в восточной части континента, в бассейне реки Святого Лаврентия: Верхнее (площадь – 82,4 тыс. км2, максимальная глубина – 393 м), Гурон (59,6 тыс. км2, 208 м), Мичиган (58,0 тыс. км2, 281 м), Эри (25,7 тыс. км2, 64 м), Онтарио (19,5 тыс. км2, 236 м). Озеро Мичиган находится в США, по другим озерам и соединяющим их коротким рекам проходит граница между США и Канадой. Канаде принадлежит часть акватории четырех озер. Озера соединены между собой относительно короткими, но многоводными реками. В Великие озера впадает несколько сотен малых рек, сток из озер происходит по реке Святого Лаврентия, вытекающего из озера Онтарио и впадающего в Атлантический океан. Воды Великих озер имеют малую минерализацию (от 0,06 до 0,13 г/л). В озерах водится более 170 видов рыб (карповые, окуневые, лососевые, сиговые, форелевые и др.). С юга и юго-востока к Великим озерам примыкают густо заселенные индустриальные районы, с севера и запада – аграрно-сырьевые районы США и Канады. На Великих озерах расположены крупнейшие города США – Чикаго и Милуоки на берегах озера Мичиган, Буффало и Кливленд – озера Эри, Детройт на берегах одноименной реки, а также второй по величине город Канады Торонто – на берегах озера Онтарио. Великие озера соединены с бассейнами реки Миссисипи системой судоходных каналов, начинающейся у г. Чикаго, и реки Гудзон каналом, берущим начало из озера Эри. Бассейн Великих озер является одной из крупнейших на планете водосборных систем; содержащей 18 % мировых запасов пресных вод[1], что по соотношению отождествляется с содержанием мировых запасов пресных вод в России.
Речная сеть Канады густая и полноводная. Через территорию страны текут реки Юкон, Манитоба, Колумбия, Фрейзер, Маккензи, Святого Лаврентия, Андерсон, Олбани и другие. Равнинные реки относятся к бассейнам Атлантического и Северного Ледовитого океанов. На западе реки преимущественно короткие, с узкими долинами. Канадские реки имеют преимущественно снего-дождевое питание, большая их часть до 6–9 месяцев в году покрыта льдом. Благодаря многочисленным озерам сток рек урегулирован. Реки Колумбия и Ниагара имеют большой гидроэнергетический потенциал.
В среднем до 25 % водоснабжения в Канаде осуществляется из подземных вод. Приблизительно 75 % населения Канады обслуживается муниципальными канализационными системами. Снабжение питьевой водой в целом является высококачественным и непрерывным.
Управление и контроль водоснабжением в Канаде входят в полномочия Министерства охраны окружающей среды Канады. Оно отвечает за координацию природоохранной политики и программ по сохранению и развитию природной среды и возобновляемых ресурсов: сохранение и улучшение качества окружающей природной среды, включая качество воды, воздуха и почвы; возобновляемых ресурсов, в том числе перелетных птиц и другой флоры и фауны; метеорологии, обеспечивает очистку опасных отходов и разливов нефти, за которые несет ответственность правительство, и оказывает техническую помощь частному сектору. На Министерство возложена ответственность за реализацию национальных программ, связанных с управлением охраной окружающей среды [1]. Также оно отвечает за международные экологические проблемы (например, проблема загрязнения воздуха в Канаде и США). В 2012 г. Министерство приняло новые Муниципальные правила обращения со сточной водой. Правила заменили старые правила муниципальных сточных вод.
В соответствии с Конституцией, ответственность за охрану окружающей среды разделена между федеральным правительством и провинциальными органами власти. Например, провинциальные правительства несут главную ответственность за управление ресурсами, в том числе за поддержание предельно допустимой нормы промышленных выбросов (например, выбросов в воздух). Федеральное правительство отвечает за управление использованием токсичных веществ в стране. Привлечением инвестиций в инфраструктуру водоснабжения, канализации и в другие приоритетные вопросы занимается Министерство инфраструктуры Канады.
Рис. 1. Структура управления и контроля водоснабжением в Канаде на федеральном уровне
На провинциальном уровне водоснабжение контролируется и осуществляется под руководством специальных округов[2]. Специальные округа не имеют самостоятельных источников финансирования, и средства на выполнение своих полномочий получают в виде субсидий от органов власти, подпадая под их жесткий административный контроль. В качестве источника финансирования также выступают добровольные пожертвования граждан и организаций или сборы, взимаемые в обслуживаемой зоне. Структура управления и контроля водоснабжением на провинциальном уровне приведена на рис. 2.
Рис. 2. Структура управления и контроля водоснабжением в провинциях
Роль основных поставщиков воды и промышленного оборудования для подачи воды в Канаде исполняют коммерческие (саморегулируемые) организации. В их числе компании «Управление водных стоков Канады», «Водоснабжение Канады» и другие.
«Управление водных стоков Канады» осуществляет поставку разносторонних услуг управления водными стоками, оказывает услуги по жилым, коммерческим и промышленным сборам воды, по переработке водных стоков и расстановке их по всей территории Канады[3].
«Управление водных стоков Канады» имеет в распоряжении 3,4 тыс. трудящихся на 116 функционирующих пунктах в 9 провинциях из 10, обслуживая более 4,5 млн постоянно проживающих потребителей и 170 тыс коммерческих потребителей. Во владении «Управления водных стоков Канады» находятся 20 станций для переработки водных стоков и возврата воды и 18 участков для захоронения мусора.
«Управление водных стоков Канады» является дочерней компанией «Управления водных стоков», штаб-квартира которой находится в Хьюстоне, Техас. Компания обладает знанием, опытом и ресурсами крупнейших организаций, которые оказывают услуги в области охраны окружающей среды. В общей сложности 52 тыс. работников всей компании «Управления водных стоков» обслуживают примерно 25 млн. жилых и 2 млн коммерческих потребителей по всей Канаде, Соединенным Штатам и Пуэрто-Рико.
ООО «Водоснабжение Канады» является ведущим поставщиком оборудования водопроводных сооружений для Правительства и промышленности в атлантической части Канады на протяжении одной четверти века[4]. Компания осуществляет поставку воды и поставку оборудования для очистки сточных вод, крупных стекловолоконных перехватчиков для нефти и жира, оборудования для дезинфекции для крупных и малых городов, оборудование для молотьбы мягкой массы и бумаги, пищевые процессоры и другое по всем атлантическим провинциям Нова Скотия, Нью-Брансуик, Острова Принца Эдварда и Ньюфаундленда. Продукция «Водоснабжения Канады» установлена на заводах-осветлителях по программе очистки в Галифаксе, на семи муниципальных биологических заводах по изъятию марганца. В 1998 г. Компания организовала продажу первой станции биологической переработки по изъятию марганца, основанной по замыслу механического цеха Дегремона.
Компания «Веолия Уотер Канада», являющаяся частью организации «Веолия Уотер – Северная Америка», становится лидирующей компанией на континенте, предоставляющей услуги для местных и федеральных правительств и промышленности. Компания разрабатывает и осуществляет строительство, управление и приведение в действие различных типов, программ и систем водного оборудования и оборудования сточных вод[5].
В сферу услуг компании «Веолия Уотер – Северная Америка» входят более 600 местных сообществ независимо от величины, находящиеся на территории Северной Америки, от Нью-Брансуика до Онтарио.
«Канадское объединение воды и сточных вод» – некоммерческий национальный орган, представляющий интересы общественного сектора водоснабжения и услуг водоотведения и их частных отраслевых поставщиков и партнеров. Оно было создано в 1986 г. муниципальными органами и Федерацией муниципалитетов. Целями объединения являются: продвижение разумной политики, продвижение законодательной деятельности, поддержка эффективных мероприятий, улучшение сотрудничества, потоков информации и рабочих сетей, поддержка научных исследований и информированности общественности.
Немаловажную роль в Канаде выполняет «Компания по выдаче водных сертификатов и сертификатов для сточных вод», подотчетная Министерству охраны окружающей среды, занимающаяся классификацией питьевой воды, сертификацией операторов питьевой воды, классификацией оборудования стоков, лицензированием операторов стоков, сертификацией исследователей качества воды.
Доступ к безопасной питьевой воде имеет существенное значение для человека как вид его основного права, в том числе как и составная часть для курса сохранения состояния. Значение водоснабжения и улучшение санитарных условий для его развития отражается во многих мероприятиях по предложению дальнейшего функционирования общества.
Питьевая вода – вода, имеющая ряд биологических и химических нормативов, находящихся в пределах норм питьевого водоснабжения. Показатели питьевой воды и их данные не закреплены значениями и величинами повсеместно и даже в пределах одной страны [4].
В провинции Квебек снабжение питьевой водой осуществляется 86 муниципальными сетями, которые снабжают 61 муниципалитет и более 560 тыс. чел. Большинство населения (80,5 %) обеспечивается поверхностной водой, остальные – подземными источниками. Каждый человек в столице провинции Квебек потребляет 530 л. в сутки[6]. Для сравнения в г. Якутске, после внедрения счетчиков воды, среднее потребление на 1 чел. в сутки составляет 130–150 л. (исследования НИИ РЭС СВФУ).
Жители столицы Канады – Оттавы – используют в среднем 250 л. воды в сутки. Городские службы устанавливают, поддерживают и отслеживают показания 154 тыс. счетчиков воды по городу. Городская сеть включает в себя 20 насосных станций и 14 водных резервуаров, учитывающих также повышенный спрос во время пожаров. Каждый год вода в столице проходит контроль качества в количестве 125 тыс. раз и где оцениваются 350 параметров. Город Оттава выполняет свой План водной эффективности, целью которого является сокращение стоков на 50 % к 2014 г., то есть будут приравнено текущему потреблению в г. Якутске.
Правовой базой для сотрудничества по водным вопросам между Канадой и США является рамочный Договор между США и Канадой о пограничных водах 1909 г., а основной структурой – американо-канадская Международная объединенная комиссия (МОК) по пограничным водам, состоящей из 6 членов на паритетной основе – по 3 от каждой Стороны. Комиссия функционирует как коллегиальный орган в интересах обеих стран.
Комиссия не является органом правительства, а члены Комиссии не представляют правительства, которые их назначили, не получают от них инструкции и не подотчетны им, т. е. являются независимыми в принятии решений. Независимость членов Комиссии подтверждается также иммунитетом Комиссии против судебных процессов в обеих странах. Фактически члены Комиссии могут быть лишены своих полномочий только Соглашением между двумя странами.
Комиссия наделена рядом преимуществ, прежде всего – она не является органом для переговоров между правительствами Сторон, и это позволяет избежать недостатков данного процесса. Двусторонний мандат Комиссии помогает ей избежать процедуры урегулирования спорных вопросов с привлечением третьей стороны.
Основная задача Комиссии состоит в предотвращении и урегулировании споров между Канадой и США. В целях реализации поставленных задач Комиссия выполняет следующие 3 основные функции:
- Первая функция – псевдо-судебная. Комиссия имеет право управлять заявками на любые новое пользование, заграждение или забор воды в одной стране, в результате которых предполагается изменение естественного уровня воды или объема стока в другой стране. Для принятия решений Комиссия обычно предварительно создает совет для консультирования по проблемам, которые возникают по рассматриваемому вопросу;
- Вторая – консультативная. Комиссия имеет полномочия по управлению заявками на строительство любых сооружений, плотин или других заграждений на реках, если эти проекты поднимают естественный уровень воды по другую сторону границы в стране выше по течению.
Решения Комиссии по первым двум его функциям (псевдо-судебной и консультативной) являются окончательными и обязательными для исполнения;
- Третья функция – арбитражная. Комиссия рассматривает любой спорный вопрос, переданный ей правительствами Сторон. Совет и согласие Сената США требуются до того, как правительство США сможет начать данный юридически обязательный арбитражный процесс. За 100 лет Комиссии не было передано ни одного дела по данному вопросу.
В 1970 г. МОК опубликовала доклад о загрязнении «нижних» Великих озер.
Доклад Комиссии (от 1970 г.) стал основой для заключения Соглашения 1972 г. о качестве воды в Великих озерах и согласованных действиях по его восстановлению.
С 1972 г. частный и общественный сектора затратили более 500 млрд долл. США на контроль и очистку сточных вод, главным образом – коммунальных и промышленных точечных источников загрязнения.
В 1987 г. основными направлениями природоохранной политики стали сокращение фосфатной нагрузки, загрязнений, поступающих из воздуха и с суши, а также решение проблем, связанных с загрязнением донных отложений (для снижения вторичного загрязнения) и подземных вод. В этом же году были разработаны Планы действий по очистке предварительно выявленных 43 экологически неблагополучных территорий и начаты широкомасштабные работы по реализации программы очистки.
Начиная с 1972 г. отмечено снижение на 71 % объемов производства, использования и сброса со сточными водами 7 основных токсичных соединений. С конца 1980 г. удалось достичь сокращения объема токсичных веществ на 82 %. В итоге резкого сокращения поступления фосфора и других загрязнителей существенно уменьшилось развитие водорослей в озере Эри и снизился дефицит кислорода в придонном слое. Объявленное ранее «мертвым» озеро стало крупнейшим в мире районом добычи окуня.
Однако в 1990-х гг. быстрое развитие городов и промышленности продолжало наносить ущерб состоянию окружающей среды на водосборах озер. В Великих озерах обнаружено до одной тысячи видов токсичных загрязнителей, которые попадают туда вместе со сточными водами и кислотными дождями. Проблема кислотных дождей остается одной из наиболее острых, около 50 % кислотных дождей в Канаду поступают из США. Было установлено также, что до 96 % хлорсодержащих химических соединений в водах Великих озер поступает из атмосферы. Возможно, именно поэтому Канада первой подписала Киотский протокол о регулировании выбросов в атмосферу парниковых газов и ввела на своей территории обязательную систему отчетности по количеству выброшенных в атмосферу парниковых газов для промышленных предприятий. В то же время США не подписали Киотский протокол.
Для решения проблемы в первой половине 1990 гг. США и Канада разработали Стратегию защиты Великих озер от загрязнения токсичными веществами, которая начала реализовываться с 1997 г. Стратегия включает мероприятия, связанные с заменой высокотоксичных химикатов в промышленных циклах на малотоксичные с поэтапным отказом от веществ, представляющих риск для здоровья людей и окружающей среды.
Большинство экспертов высоко оценивают совместные усилия США и Канады, направленные на улучшение качества вод Великих озер, и считают, что они представляют собой выдающийся пример сотрудничества в сфере межгосударственного и местного водопользования.
Итак, основной проблемой водоснабжения в Канаде в настоящее время является ухудшение качества воды. Ухудшение качества воды во многом связано с изменением многообразия биологических смесей в воде, таких как морских водорослей, и химического состава воды. Рост морских водорослей обусловлен во многом изменением климата в сторону потепления и большими засухами последних лет, который растянул время разложения растительных веществ, что повлекло за собой вымывание в водные объекты большого количества питательных и составных веществ. Также росту биологических смесей в виде водорослей способствуют остаточные вещества, оставляемые после себя удобрениями, пестицидами и гербицидами, используемыми в культивации почв. Прекращение применения удобрений, пестицидов и гербицидов повлечет за собой снижение урожайности и количества производимых пищевых продуктов.
В таком случае требуется совершенствование методов производства пищи с меньшими затратами, что потребует большее количество времени для исследований в фундаментальных технологиях, предназначенных для заинтересованных в этом хозяйствующих субъектов и фермеров.
Рецензенты:
Дарбасов В.Р., д.э.н., профессор, гл. научный сотрудник научно-исследовательского института региональной экономики Севера ФГАОУ ВПО Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск.
Тарасов М. Е., д.э.н., профессор, и.о. директора научно-исследовательского института региональной экономики Севера ФГАОУ ВПО Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск.
[1] http://www.cawater-info.net/bk/
[2] http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2004/vestniksf246-26/vestniksf246-26210.htm
[3] http://www.wmcanada.com/index.asp
[4] http://www.canadawater.ca/about_us/
[5] http://www.veoliawater.com/about/locations/canada.htm
[6] http://www.onedrop.org/en/projects/projects-overview/AquaNorthProject/WaterCities/InQuebec/DrinkingWater.aspx