Введение
Раскрывая смысл понятия «образовательная среда», К.В. Гавриловец, Л.Г. Кожевникова, В.А. Сапрыкин, Т.В. Цырлина соотносят ее с потенциалом учебного заведения, с присущими ему ценностями и традициями [2]. В.И. Слободчиков считает, что образовательная среда не есть нечто однозначное и наперед заданное, среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; совместное проектирование и строительство предмета продуктивной деятельности, выстраивание определенных связей и отношений между субъектами образования [1].
Мы предлагаем собственное определение образовательной среды. Образовательная среда - это
- Культурообразная матрица, имеющая качественный контент: архетипы, смыслы, символы;
- Многослойный субстрат, представляющий собой некий профессиональный, деятельностный, информационный материал;
- Интеллектуальная субстанция, свойственная ее субъектам;
- Окружение, имеющее конфигурацию/геометрию; навигационную систему; собственное информационное поле; траекторию развития; потенциал интеграционного взаимодействия;
- Структура, обладающая свойствами связности, целостности, управляемости, зависящая от насыщенности ее образовательными, воспитательными, информационными и другими ресурсами [5].
В широком смысле образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней, которые определяются административно, социально, институционально. В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное ближайшее окружение индивида. Именно взаимодействие с этим окружением может оказывать наиболее сильное влияние на становление личности. Такой локальной средой может быть образовательная среда вуза.
Основными характеристиками образовательной среды вуза являются ее
- уровни (определяемые институционально, административно, социально);
- показатели (насыщенность, структурированность среды);
- характер (отношения между участниками деятельности, режимные моменты и т.д.);
- части (социально-контактная, информационная, соматическая, предметная и т.д.);
- единицы:
1. Физическое окружение (архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки);
2. Человеческий фактор (личностные особенности, успеваемость учащихся, их гендерные, возрастные и национальные особенности);
3. Программа обучения (структура деятельности учащихся, содержание программ обучения, стиль преподавания и характер контроля);
- эффекты (интегральный, консолидирующий, образовательный форсайт);
- свойства (обучающая, воспитывающая, образовывающая среда);
- модификация (виртуальная, образовательная, распределенная, учебная);
- отношения (межличностные, административные, субъект-объектные, дружеские);
- факторы (пространственные, предметные, материальные);
- компоненты (эмоциональный, социальный, психо-дидактический, пространственно-предметный).
В вузовской среде создаются условия для
- гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности студентов;
- социализации юношей и девушек;
- формирования нравственных ориентаций будущих учителей;
- профессиональной культуры будущих специалистов.
Понятие «культура» трактуется в философском словаре, как совокупность телесно-духовно-душевных свойств личности [6]. По мнению Е.В. Бондаревской, интеграция «образования в культуру» и, наоборот, «культуры в образование» позволяет активно осуществлять процессы социализации в обществе в определенной культурной среде, результатом которой является образование и воспитание «человека культуры» [2]. Образование при этом рассматривается как форма трансляции культуры и реализации ее креативного потенциала.
Обратимся к трактовке концепта «потенциал». По мнению Л.В. Быкасовой, «потенциал» определяется как совокупность средств, ресурсов и резервов, которые могут быть актуализированы при определенных условиях в соответствующей социально-экономической, исторической и политической ситуации [3]. Существует парадигма разновидностей потенциала. Наиболее актуальным для вуза является образовательный и научный потенциал. Образовательный потенциал ориентирован на развитие образования и представляет собой совокупность параметров, обусловливающих наличие у образовательной системы определенных возможностей, способностей, ресурсов, направленных на ее эволюцию. Научный потенциал - совокупность научно-исследовательских, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций, чья научная деятельность сориентирована на производство новых достоверных знаний об окружающей действительности, на создание научной теории действительности [4]. Этот потенциал представляет собой сложноструктурированное целостное образование, состоящее из взаимодействующих компонентов, среди которых важнейшее значение имеют:
- обеспеченность научными кадрами - их численность, квалификация, горизонтальная и вертикальная мобильность, возрастная структура, ресурсы;
- финансовая и материально-техническая обеспеченность науки - удельный вес финансирования исследований и разработок в общем объеме национального дохода, соотношение финансирования фундаментальных и прикладных исследований;
- научно-информационная обеспеченность - наличие задела оригинальных научных идей, конкурентоспособных на мировом рынке знаний, информированность о мировом научном опыте, сеть и эффективность работы информационных центров, объем, уровень и количество национальных научных публикаций;
- уровень организации и управления наукой - умение использовать творческий потенциал ученых и их общностей, рациональная организация усилий научных коллективов на решении наиболее актуальных и перспективных проблем, повышение эффективности исследований, ускорение реализации их результатов в образовании и других сферах общественной жизни.
Научно-образовательный потенциал вуза представляет собой сложноструктурированное динамически развивающееся целостное образование, состоящее из совокупности взаимодействующих компонентов: кадровый, материально-технологический, организационно-управленческий, духовно-психологический, информационно-содержательный социально-деятельностный.
Обратимся к опыту развития научно-образовательного потенциала в культурно-образовательной среде ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова». В логике средоориентированного подхода модель научно-образовательной и воспитательной работы имеет многокомпонентную структуру:
1. Научная среда представлена следующими объединениями:
- кружок по изучению древних языков;
- кружок по страноведению;
- центр изучения творчества А.П. Чехова;
- кружок по генеалогии;
- центр военно-исторических исследований.
2. Научно-исследовательская среда. В ТГПИ имени А.П. Чехова действует Совет молодых ученых, который занимается популяризацией научной деятельности среди аспирантов и студентов; разработкой грантовых поддержек; коллективным научным творчеством (проекты, монографии, хоздоговорные работы).
3. Среда творческих коллективов
- формирует общекультурные компетенции;
- повышает интеллектуальный и общекультурный уровень;
- способствует проявлению инициативы;
- адаптирует к новым ситуациям.
Креативное направление в ТГПИ имени А.П. Чехова представлено следующими составляющими:
- академический хор факультета искусств и художественного образования;
- ансамбль русских народных инструментов «Лель»;
- фольклорный ансамбль ТГПИ имени А.П. Чехова;
- клуб «Музыкант-педагог».
4. Оздоровительная среда формируется с учетом здоровьесберегающих технологий. Для занятия физкультурой и спортом в ТГПИ имени А.П. Чехова функционирует спортивный клуб, состоящий из 2 залов, где студенты имеют возможность заниматься в 15 спортивных секциях по различным видам спорта. На базе спортивно-оздоровительного лагеря «Ивушка» проводятся мероприятия: день СМИ, день семьи, день здоровья, день искусств, день традиций, день культуры и родного языка, день толерантности и др.
5. Клубная среда представлена широким спектром тематических студий
- клуб Активной Психологии;
- медиаклуб «Синема»;
- литературно-музыкальное объединение;
- клуб интеллектуальных игр, Дебаты.
6. Среда творческих мастерских (молодежная студия творческой самореализации «Hijo de la luna», кружок начинающих поэтов, школа КВН).
7. Информационная среда создана для
- обеспечения информационно-консультационной поддержки студентов;
- выражения их жизненной позиции через СМИ;
- ознакомления с жизнью сверстников в других вузах;
- занятий наукой и творчеством.
Современный социум характеризуется вовлечением большого количества пользователей в сеть Интернет, так как в виртуальной культурной коммуникации
- происходит конструирование/моделирование социальной реальности различных социальных групп;
- формируется культура Интернет (форма существования субъекта в виртуальной среде);
- оформляются нормы и ценности, регулирующие социальные практики;
- образуется структура нового Интернет-сообщества.
Особенностью новой культуры, формируемой Интернет, является ее независимость от статуса, возрастной группы, места жительства пользователя. В виртуальном культурном пространстве рельефно выделяются три субъекта информационного поля: профессионалы, культурная элита, разнохарактерная аудитория.
В виртуальном культурном пространстве особо выделяется значение «сетевой морфологии» в реорганизации отношений, оформления всех видов потенциала (научного, образовательного, информационного и т.д.). Сетевая морфология является средством организации, руководством вуза.
8. Социопедагогическая среда
- развивает творчество;
- способствует самореализации личности;
- формирует у студентов гражданскую позицию;
- сохраняет и приумножает нравственные, культурные, научные ценности.
Исходя из структуры, модель средоориентированного образования вуза может выгладить как совокупность трех блоков: воспитательный, образовательный, обучающий, каждый из которых включает несколько компонентов:
- Воспитательный блок включает в себя 5 компонентов (среда творческих коллективов, оздоровительная среда, клубная среда, среда творческих мастерских, социопедагогическая среда);
- Образовательный блок состоит из 4 компонентов структуры (информационная среда, среда творческих мастерских, научная среда, научно-исследовательская среда);
- Обучающий блок представлен 4 компонентами (среда творческих коллективов, клубная среда, среда творческих мастерских, научно-исследовательская среда).
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что два блока модели (образовательный и обучающий) содержат одинаковое количество структурных элементов. Воспитательный блок представлен большим количеством структурных компонентов, что позволяет сделать заключение о его ведущем значении в формировании среды как субстрате, легитимирующем, формирующем, поддерживающем и развивающем
- личность во всех ее ипостасях;
- антропосферное мышление студентов;
- сублимацию личности;
- пасторальную структуру;
- новые ментальные модели.
В рамках аксиологического и системного подходов целесообразно развертывание каждого блока модели для гармоничного развития субъекта образования в полиструктурированной среде. В рамках средоориентированного обучения необходимо учитывать процессы дифференциации, диверсификации, интеграции в образовании.
Рецензенты:
Федоров А.В., д.п.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», г. Таганрог.
Стеценко И.А., д.п.н., доцент, декан факультета информатики и управления ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», г. Таганрог.