Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE EFFICIENCY OF THE POLITICAL ELITE AND THE QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION

Burenko V.I. 1 Titova O.N. 2
1 INO HVE "Moscow University for the Humanities"
2 SEI HVE "Yaroslavl State University named after P. G. Demidov"
The article considers the factors that favour the effeciency of the change of the political control in Russia . The authors prove that the approach to the functioning of the local elite in terms of the concept of quality of life and human capital may expand the notion of how to achieve the best results in their scope of political management . There is shown the specificity of functioning of local elites, the nature of the political relationship management with quality of life in the region, and also explored the relationship of quality of life , human capital and effective political control . There are discovered indexes of quality of life, marked contrast to the role of the material parameters of the spiritual and social . There are also separated by terms such ideas as "quality of life" and "human capital". It is the human capital that allows to create a relationship of interaction and cooperation in the region.
human capital.
political elite
political management
political power

Как известно, теоретики политического класса, определяя понятие «элита», выдвигали такой критерий, как достижение «наивысших результатов в своей сфере деятельности». Так Вильфредо Парето пишет: «В каждой сфере человеческой деятельности» можно выделить класс тех, кто обладает исключительными качествами, позволяющими добивается наивысших результатов в этой сфере. «...Класс тех, кто имеет наиболее высокие индексы в своей сфере деятельности, ...мы назовём избранным классом или элитой» [8]. Если последовательно применять центральную идею теории элит, то следует измерять результаты функционирования данного правящего класса (группы) и лишь затем отвечать на вопрос о возможности номинации этой правящей группы в качестве политической элиты.

Эффективность правящего класса - это результативность, проявляющаяся в функционировании государства, осуществления им задач и функций в политической системе, в обществе, на международной арене.

По эффективности осуществления этих задач, прежде всего, следует оценивать правящий сегодня в России класс. Среди таких задач и обязанностей для государства и, безусловно, для правящего класса в Конституции РФ сформулированы следующие (укажем лишь немногие): формирование демократического, правового, социального государства, в котором гарантируется государственная «...защита прав и свобод человека и гражданина» (ст. 2 Конституции РФ).

Опираясь на измерение общезначимых результатов правления той или иной политической группы, становится возможным измерять и определять её способность использовать государственную власть в качестве инструмента решения общезначимых проблем. Подчеркнём, речь идёт не об измерении некоторых нравственных качеств этого класса, что характерно для аксиологического подхода, речь идёт об измерении эффективности использования политическим классом государственной власти как инструмента решения общезначимых проблем.

Таким образом, инструментальный подход к определению элит предполагает выявление в правящих слоях, группировках и т.д., «наиболее достойных» на основе классического критерия «элитарности» - «достижение наивысших результатов в своей сфере деятельности», а именно: в сфере политики, продуктом которой является, прежде всего, качество жизни народа.

Теория качества жизни рассматривается как экономическая теория, однако в условиях глобализующегося мира стирания границ между государствами, информационного единства мира она приобретает политический характер, так как ее решение затрагивает интересы всех слоев общества до отдельного индивида, и решение этой проблемы все еще зависит от степени эффективности функционирования политических элит. С другой стороны, социальная эффективность элит зависит от того, в какой степени само общество будет заинтересовано в достижении социально значимого результата.

В процесс политического управления происходит рекрутирование кадров в политическую элиту, распределение политических ролей, функций. Взаимодействие указанных компонентов создает механизм формирования и деятельности политической элиты, анализ которых позволяет решить важную проблему: определить степень готовности элитного сообщества к решению важных современных проблем, определяющих направление развития общества. Способ пополнения элиты демонстрирует, насколько реально осуществляется обновление кадров и насколько качественным является состав новой элиты. Распределение политических ролей способствует выстраиванию политических иерархий, а выполнение функций показывает, насколько верно были распределены роли и осуществлено кадровое пополнение элиты.

Современные условия политического управления таковы, что самые оптимальные методы формирования элиты, включая и нормативно-правовую базу, обеспечивающую ее создание и деятельность, недостаточны без таких факторов, как: компетентность, профессионализм, ценности, идеалы, представления, которые характерны для личности, входящей в элитное сословие, то есть всего того, что составляет человеческий капитал политической элиты. Несмотря на значительный объем работ, раскрывающих проблему человеческого капитала, необходимо все же отметить, что среди них преобладает экономическое и психологическое направление [4]. Выявление типов политического поведения, стилей межличностных отношений, а также политических представлений, потребностей и мотивов политического поведения, способности к объективной самооценке позволяет проследить, какие изменения происходят в структуре политического сознания, отношений и поведении политической элиты. Капиталом личности являются ее профессиональные знания и способности осуществлять политическое управление. С точки зрения экономической элита - товар, который стремится дороже продать себя на политическом рынке, следовательно, личные достоинства и возможности и составляют тот капитал, который позволяет личности занять лидирующее положение в обществе. Однако представления о человеческом капитале все в большей степени соприкасаются с представлениями о качестве жизни представителя элиты и качества жизни руководимого им сообщества. Человеческий капитал в такой интерпретации представляет собой те культурные характеристики личности, группы и массы, которые позволяют ей выстраивать отношения с обществом, быстрее социализироваться и применительно к элите принимать те решения, которые являлись бы откликом на социальные потребности.

Понятие качество жизни до недавнего времени использовалось лишь для обозначения ряда жизненных благ, которые признавались как некий показатель материального благополучия. По этому критерию между представителями элиты и массами всегда существовали непримиримые разногласия.

По мере развития образования и культуры, здравоохранения представления о качестве жизни стали наполнять новым содержанием, в него уже входят и характеристики физического здоровья и здорового образа жизни, ценностных ориентаций, владения современными технологиями, склонность к инновациям, готовность к новому типу социальных отношений, основанных на взаимопонимании и сотрудничестве, новые правила делового этикета, способствующего эффективному ведению переговоров. К понятию качества жизни относится также ощущение безопасности, защищенности, доверия к власти, взаимного доверия между людьми, уверенность в своем будущем и будущем детей, это понимание реальных жизненных перспектив. Эффективное управление - это и умение улавливать настроения в обществе и стремление учитывать их в своей деятельности.

Изменение качества жизни - условие новой наполняемости понятия «человеческий капитал», которое служит уже не столько объяснению процессов достижения материального благополучия личности и общества, но и показывает, чего достигает личность как саморазвивающийся субъект в процессе социализации и социального участия. В этом плане шансы на взаимодействие и развитие представителей элиты и рядовых граждан равны. С другой стороны, концепция качества жизни позволяет конкретизировать процессы локального развития - регионального и муниципального уровня, так как именно от субъектов и органов местного самоуправления требуется ясное понимание стоящих перед ними задач в обеспечении качества жизни населения. Анализ возможностей служащих системы местного самоуправления, муниципальных служащих с точки зрения роста человеческого капитала, прежде всего, должен включать изучение исходных показателей качества жизни на территории данного муниципалитета, выявление переменных, характеризующих качество жизни муниципалитета или региона, а затем определение показателей качества работника, накопленных возможностей в виде опыта, способности управлять человеческими отношениями, правильно расставлять акценты в деятельности, распределять роли и усилия участников процесса.

Важным конечным показателем результативности решений, принимаемых местными администрациями, является качество жизни населения в регионах. Естественно, что этот показатель дифференцируется по группам населения, отражается и на жизни отдельной личности.

Мониторинг социально-экономического состояния общества и качества жизни граждан в Центральном федеральном округе, который ежегодно проводит Центр социально-консервативной политики, дает оценки эффективности управления и оценки качества жизни населения регионов ЦФО. Согласно мнению экспертов, социальная эффективность управления региональных органов исполнительной, законодательной власти и органов местного самоуправления Ярославской области по критерию качества жизни населения в 2008-2011 гг., находится на среднем уровне, а показатели качества жизни населения в регионе - крайне низкие (оценки в исследовании даны по 10-ти бальной шкале). Так, деятельность губернатора области оценивается максимально высоко в 2011 году, однако в течение периода с 2008 по 2011 гг. её оценка не выходит за рамки среднего показателя (по годам 5; 4.6; 5.6 и 5.8 баллов соответственно). Эффективность работы законодательного собрания (Ярославская областная Дума) колеблется в рамках показателей от чуть ниже среднего до низкого (в 2009 г. - 3.6; в 2010 г. - 4.3 и в 2011 г. - 3.9 балла). Органы местного самоуправления имеют примерно такой же уровень эффективности (по годам с 2008 по 2011 гг. - 4; 3.3; 4.4 и 3.8 баллов соответственно). И что характерно, показатели качества жизни населения в этот период крайне невелики: (по годам 2.5; 2.8; 2.9 и 3.25 баллов соответственно)[9].

Сравнивая данные, обращаем внимание, что показатели качества жизни в Ярославской области, с точки зрения экспертов, ниже (а в 2008 и 2011 гг. значительно ниже) показателей качества управления на уровне губернатора области. Наметившееся повышение оценок качества работы губернатора в 2011 году тем не менее не подняло показатели качества жизни выше среднего. Кроме того, общий уровень оценки эффективности управления невысок. И тенденции к улучшению показателей в этой сфере, появившиеся в 2010 году, не стали нормой развития.

Обосновывая оценку эффективности деятельности органов управления на региональном и муниципальном уровнях в Ярославской области, эксперты обращают внимание на слабую связь управляющих структур с населением, несамостоятельность законодательного собрания, коррупцию, отрыв от реальностей социальной жизни. В Ярославской области деятельность законодательных органов власти протекает крайне вяло, нет обдуманной, просчитанной стратегии улучшения качества жизни населения. Мнение экспертов подтверждаются и последующими исследованиями.

Практически во всех регионах России выделяются такие наболевшие проблемы, как ЖКХ, состояние дорог, коррупция, конформизм законодательных органов с исполнительной властью, безынициативность законодательной власти. Слабые связи с населением, нескончаемые внутриэлитные столкновения, аппаратные перестановки по принципу личных связей, «своих команд» - все это свидетельства низкого уровня эффективности управления на местах.

На уровне регионов ведется поиск новых механизмов управления, создаются новые структуры, институты, идет поиск соприкосновения деятельности депутатского корпуса, мэрии, областной администрации. Однако практика такова, что эти действия местных элит пока мало затрагивают интересы жителей, скорее, в них отражаются личные амбиции работников управленческого аппарата, депутатского корпуса. Путь от управленческих мероприятий к реализации интереса отдельной личности еще достаточно далек.

Ни в одном регионе ЦФО власти не озабочены пополнением элит новыми молодыми кадрами, хотя везде существуют различные формы политического участия молодежи - правительства, парламенты, общественные молодежные организации, организуются экспериментальные молодежные площадки, производится обучение молодых лидеров и управленцев, с 1997 года существует Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, с 2011 года - программа Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения, образования и культуры в 2011-2014 годах. 1152 человека - тех, кто трудится на руководящих постах в Администрации Президента Российской Федерации, Правительстве РФ, федеральных службах и представительствах Президента в федеральных округах, Совете Федерации, Госдуме, Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии и в администрациях субъектов Федерации получали первое, второе и даже третье высшее образование в 19 лучших вузах России [10]. Характерно, что среди управленцев численность молодых работников, окончивших вузы по управленческим специальностям, незначительное количество. Налицо противоречие между стремлением абитуриентов в вузы, готовящие менеджеров и реальной обеспеченностью их работой: «Три четверти (75%) работодателей предпочитают рассматривать те резюме кандидата, где указан его послужной список, а не те, где описываются его умения и навыки, утверждают исследователи Robert Half International» [5].

Обзор аналитических исследований показывает, что существует корреляция между неоправданной социальной пассивностью власти и качеством жизни населения.

Показатели качества жизни: состояние здравоохранения, образования, торгового обслуживания, социального обслуживания, престижности работы, жилищно-коммунального обслуживания, охраны порядка и безопасности личности, среды обитания и экологии, культуры и досуга, комфортности жизни, уровня материального благосостояния, качества управления, степени социальной активности - неравноценны по регионам России.

Угрожающее положение создается в области здравоохранения, городской инфраструктуре, обеспеченности жильем, ценообразовании. В ряде городов разгорелись громкие дела о взяточничестве (2012- 2013 гг. - обвинения во взяточничестве мэра Ярославля, Рыбинска, коррупционный скандал с председателем Областной избирательной комиссии, во Владимирской области в 2011 году - взяточничество среди руководства ряда муниципалитетов). Вместе с тем эксперты отмечают, что население слабо реагирует на эти негативные явления, степень социальной активности населения среди 18 регионов ЦФО преимущественно ниже среднего.

Перед региональными и муниципальными органами управления стоят конкретные задачи улучшения качества жизни региона, района, города. Создается сложно разветвленная система функций, население предъявляет серьезные требования к реализации потребностей на местах. Главным направлением деятельности органов регионального и местного самоуправления в настоящее время является поиск ресурсов, подготовка кадров, инновационные подходы к осуществлению социально-экономической политики, учет настроения населения, степень его удовлетворенности действиями местных элит.

Значительное влияние на решение региональных проблем начинает оказывать социальная активность самого населения, осознание каждым решения общественных проблем как личной потребности. «Наполнение» «человеческого капитала» населения осознанной гражданской позицией во многом зависит от степени взаимодействия населения с властью, доступа его к участию в принятии жизненно важных для региона решений.

Таким образом, подход к функционированию местной элиты с позиций концепции качества жизни и человеческого капитала позволяет расширить представление о способах достижения эффективности политического управления и социальной активности граждан.

Рецензенты:

Воскобойников А.Э., д.филос.н., профессор, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, г. Москва.

Костина А.В., д.филос.н., доктор культурологии, заведующий кафедрой философии, культурологи и политологии Московского гуманитарного университета, г. Москва.