Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION COGNITIVE COMPONENT OF PERSONHOOD PHYSICAL EDUCATION STUDENTS THROUGH THE OF INFORMATION TECHNOLOGY

Belyantseva V.B. 1
1 Institute of Technology - Branch FGBOU VO "Ulyanovsk State Agricultural Academy. Stolypin "
In article the model of scholastic-research activity of students on the basis of monitoring of physical preparedness with the subsequent processing of personal results on the personal computer is offered. It should be noted an interesting aspect of the decision of this idea - self extracurricular academic work of students on a personal computer, thus preserving watch for physical exercises. Introduction of the student in independent scientific and pedagogical research develops ability at students to check and supervise, critically to estimate activity. In the course of the study based on the findings obtained theoretically and experimentally, a scheme of structural activity of the teacher and students of physical culture in the formation of the cognitive component of personal physical culture.
studies
computers
monitoring

Актуальность

Основополагающим компонентом личностной физической культуры человека являются знания, нормы и правила поведения в процессе физического воспитания, понимание ценностей физической культуры и др. признаки, детерминирующие самостоятельную двигательную активность человека. Однако система физического воспитания уделяет недостаточное внимание формированию этого составляющего, сдерживая тем самым эффективное решение поставленных задач. В статье определяется содержание и эффективный методический прием формирования у студентов института когнитивного компонента личностной физической культуры посредством информационных технологий. В сфере непрофессионального физкультурного образования (дошкольного, школьного, вузовского) традиционно отмечается его низкая эффективность. У многих школьников и студентов, а в масштабах страны – у большинства населения недостаточен уровень здоровья, физического развития и физической подготовленности, имеет место физкультурная безграмотность, отсутствие потребностей в занятиях физическими упражнениями. Отмечается, что основной причиной слабой физической подготовленности, отклонений в состоянии здоровья является отсутствие у подростков сформированного когнитивного компонента физической культуры личности.

Объект исследования – физкультурная деятельность студентов Технологического института.

Мы предположили, что разработка и внедрение передовой технологии формирования когнитивного компонента физической культуры личности у студентов Технологического института позволит оптимизировать процесс физического воспитания и будет способствовать формированию физической культуры личности студентов, и в том числе повышению уровня физической подготовленности выпускников.

Цель исследования – формирование физической культуры личности студентов Технологического института при направленном регулировании когнитивного компонента в процессе физкультурной деятельности.

Задачи исследования: разработать технологию, направленную на формирование когнитивного компонента физической культуры личности студентов Технологического института в процессе физкультурной деятельности.

Научная новизна исследования заключается в разработке нового подхода к формированию физической культуры личности студента путем воздействия на когнитивную сферу физкультурной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями с использованием информационных технологий.

На этой основе сделано следующее: разработана и апробирована применительно к конкретным условиям Технологического института педагогическая технология, направленная на формирование личностной физической культуры студентов посредством информационных технологий.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний о средствах и методах формирования ценностного отношения к физкультурной деятельности у студентов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогической технологии формирования когнитивного компонентов физкультурной деятельности в практической работе преподавателя по физической культуре вуза.

Педагогическая технология формирования когнитивного компонента физкультурной деятельности, основанная на использовании информационных технологий, внедрена в практику работы кафедры физического воспитания Технологического института – филиала ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина».

Государственным образовательным стандартом в комплексе мер, направленных на радикальное реформирование преподавания предмета «Физическая культура», были выдвинуты идеи переориентации цели предмета с традиционной её трактовки (всестороннего развития) на формирование личной физической культуры личности. В связи с этим стала очевидной необходимость создания личностно-ориентированного физического воспитания в высшей школе. По своей сущности данный подход противостоит ранее существовавшей в советском образовании социоцентрической модели обучения и воспитания учащихся. Научной предпосылкой использования уровнево-дифференцированного контроля на занятиях по физической подготовке является возникшая необходимость адаптировать учебный процесс, согласно новой гуманистической парадигме образования, к физическим возможностям каждого студента, предъявить соответствующие уровню его развития требования, создания личностно-ориентированной системы оценки результативности достижений студентов [1]. Разработанная педагогическая модель уровнево-дифференцированного подхода в практической деятельности преподавателя физической культуры вуза реализована в процессе физического воспитания Технологического института, филиала Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии им. П.А. Столыпина. Модель реализуется в процессе физического воспитания через модель мониторинга физической подготовленности и модель учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях по физической культуре. Создание системы мониторинга и его педагогического сопровождения структурирует деятельность преподавателя по физической культуре, обеспечивает реализацию управления качеством процесса физического воспитания, служит мотивационным компонентом в физической подготовленности студентов [2]. Теоретические положения об исследовательской деятельности, ее роли в развитии интеллектуального творчества студентов легли в основу построения модели организации учебно-исследовательской деятельности на занятиях по физической культуре. Как видно из таблицы, обе модели взаимопроникающие (табл. 1).

Таблица 1

Модель уровнево-дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов вузов

Цель: создания личностно-ориентированного физического воспитания в высшей школе

 

 

Задачи: практическая реализация уровнево-дифференцированного подхода в практической деятельности преподавателя

 

 

Входной мониторинг физической подготовленности студентов

 

 

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

 

 

 

Определение качественного состава группы

Вычисление среднего балла

 

 

 

Формирование подготовительной группы

Определение индивидуального контрольного норматива

 

 

 

Учебно-тренировочный процесс

 

 

 

Текущий мониторинг

Оформление УИР

 

 

 

Уровнево-дифференцированный контроль

Зачёт

 

 

 

Результат

 

 

 

Совершенствование готовности преподавателя к уровнево- дифференцированному контролю физической подготовленности студентов

Формирование устойчивой мотивация к физическому самосовершенствованию, исследовательской деятельности

По результатам мониторинга преподаватель в ходе послойного описания определяет качественный состав группы по физической подготовленности, формирует основную и подготовительную группы. Студенты определяют «личные контрольные нормативы» в каждом виде физических упражнений, переводят показатели в баллы и вычисляют средний балл. Средний балл определяет уровень физической подготовленности студентов относительно действующего стандарта и является «индивидуальным контрольным нормативом» на протяжении всего периода обучения в вузе.

Далее студент строит в программе Microsoft Excel: индивидуальную гистограмму, линейный график, лепестковую диаграмму. Перед построением всех первоначальных графиков показатели в упражнениях, переведённые в баллы располагают в порядке возрастания значений баллов. В этом случае лепестковая диаграмма получается в виде геометрической фигуры, напоминающей «ракушку» (рис. 1).

Рис. 1 – Пример индивидуальной диаграммы

Индивидуальная диаграмма показывает и наглядно демонстрирует гармоничность развития физических качеств.

Индивидуальная гистограмма показывает уровень показателей в отдельных упражнениях и используется для исследования отстающих физических качеств и величины отставания относительно требований действующей программы (рис. 2).

Рис. 2 – Пример индивидуальной гистограммы студента

Сравнительный график общего уровня физической подготовленности на разных этапах обучения позволяет сделать заключение о динамике улучшений (рис. 3).

Рис. 3 – Пример сравнительного графика студента за 1 и 2 семестр

И в заключении студент обсуждает с преподавателем результаты исследовательской деятельности, обработанные на компьютере, определяет ближайшие цели, оформляет свою работу как учебно-исследовательскую. Все эти действия, выполненные последовательно, составляют модель учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях по физической культуре. Уровнево-дифференцированный контроль и зачёт происходит на основании сравнения предыдущих показателей среднего балла и полученного в результате проведенных вычислений. По итогам текущего мониторинга преподаватель по показателям среднего балла каждого студента строит групповой график, где каждый студент может определить свой рейтинг в учебной группе.

Применение информационных технологий обучения в преподавании физической культуры позволяет реализовать когнитивный компонент личностной физической культуры посредством самостоятельной внеаудиторной учебной работы студентов, сохраняя тем самым аудиторные часы для занятий физическими упражнениями. При самостоятельной диагностике физической подготовленности у студентов формируется реально осознанная связь теории и практики физического воспитания, создаются условия для готовности студентов к исследовательской деятельности. Поэтому оценочный компонент в нашем исследовании передаётся самому студенту [4].

Участие студентов в исследовательской деятельности, введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий достаточно эффективно позволяют в настоящее время преодолевать противоречия между массовым характером подготовки специалистов в вузе и потребностями развития у каждого студента самостоятельности и инициативы, реализации творческих способностей. Готовность студента к научно-исследовательской деятельности является составной частью модели специалиста, частью инновационной деятельности высшего учебного заведения. Педагогическое взаимодействие на основе совместной творческой деятельности на занятиях по физической культуре создает атмосферу сотворчества – самый высокий уровень взаимодействия преподавателей и студентов.

Разработанная нами технология преподавания физической культуры в вузе меняет эстетику учебного процесса, позволяет сформировать когнитивный компонент личностной физической культуры студентов [5].

Рецензенты:

Сокунова С.Ф., д.п.н., профессор кафедры физиологии, труда и спорта Ульяновского Государственного университета, г. Ульяновск.

Назаренко Л.Д., д.п.н., профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.