Актуальность
Основополагающим компонентом личностной физической культуры человека являются знания, нормы и правила поведения в процессе физического воспитания, понимание ценностей физической культуры и др. признаки, детерминирующие самостоятельную двигательную активность человека. Однако система физического воспитания уделяет недостаточное внимание формированию этого составляющего, сдерживая тем самым эффективное решение поставленных задач. В статье определяется содержание и эффективный методический прием формирования у студентов института когнитивного компонента личностной физической культуры посредством информационных технологий. В сфере непрофессионального физкультурного образования (дошкольного, школьного, вузовского) традиционно отмечается его низкая эффективность. У многих школьников и студентов, а в масштабах страны – у большинства населения недостаточен уровень здоровья, физического развития и физической подготовленности, имеет место физкультурная безграмотность, отсутствие потребностей в занятиях физическими упражнениями. Отмечается, что основной причиной слабой физической подготовленности, отклонений в состоянии здоровья является отсутствие у подростков сформированного когнитивного компонента физической культуры личности.
Объект исследования – физкультурная деятельность студентов Технологического института.
Мы предположили, что разработка и внедрение передовой технологии формирования когнитивного компонента физической культуры личности у студентов Технологического института позволит оптимизировать процесс физического воспитания и будет способствовать формированию физической культуры личности студентов, и в том числе повышению уровня физической подготовленности выпускников.
Цель исследования – формирование физической культуры личности студентов Технологического института при направленном регулировании когнитивного компонента в процессе физкультурной деятельности.
Задачи исследования: разработать технологию, направленную на формирование когнитивного компонента физической культуры личности студентов Технологического института в процессе физкультурной деятельности.
Научная новизна исследования заключается в разработке нового подхода к формированию физической культуры личности студента путем воздействия на когнитивную сферу физкультурной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями с использованием информационных технологий.
На этой основе сделано следующее: разработана и апробирована применительно к конкретным условиям Технологического института педагогическая технология, направленная на формирование личностной физической культуры студентов посредством информационных технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний о средствах и методах формирования ценностного отношения к физкультурной деятельности у студентов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогической технологии формирования когнитивного компонентов физкультурной деятельности в практической работе преподавателя по физической культуре вуза.
Педагогическая технология формирования когнитивного компонента физкультурной деятельности, основанная на использовании информационных технологий, внедрена в практику работы кафедры физического воспитания Технологического института – филиала ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина».
Государственным образовательным стандартом в комплексе мер, направленных на радикальное реформирование преподавания предмета «Физическая культура», были выдвинуты идеи переориентации цели предмета с традиционной её трактовки (всестороннего развития) на формирование личной физической культуры личности. В связи с этим стала очевидной необходимость создания личностно-ориентированного физического воспитания в высшей школе. По своей сущности данный подход противостоит ранее существовавшей в советском образовании социоцентрической модели обучения и воспитания учащихся. Научной предпосылкой использования уровнево-дифференцированного контроля на занятиях по физической подготовке является возникшая необходимость адаптировать учебный процесс, согласно новой гуманистической парадигме образования, к физическим возможностям каждого студента, предъявить соответствующие уровню его развития требования, создания личностно-ориентированной системы оценки результативности достижений студентов [1]. Разработанная педагогическая модель уровнево-дифференцированного подхода в практической деятельности преподавателя физической культуры вуза реализована в процессе физического воспитания Технологического института, филиала Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии им. П.А. Столыпина. Модель реализуется в процессе физического воспитания через модель мониторинга физической подготовленности и модель учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях по физической культуре. Создание системы мониторинга и его педагогического сопровождения структурирует деятельность преподавателя по физической культуре, обеспечивает реализацию управления качеством процесса физического воспитания, служит мотивационным компонентом в физической подготовленности студентов [2]. Теоретические положения об исследовательской деятельности, ее роли в развитии интеллектуального творчества студентов легли в основу построения модели организации учебно-исследовательской деятельности на занятиях по физической культуре. Как видно из таблицы, обе модели взаимопроникающие (табл. 1).
Таблица 1
Модель уровнево-дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов вузов
Цель: создания личностно-ориентированного физического воспитания в высшей школе |
|||
|
|
||
Задачи: практическая реализация уровнево-дифференцированного подхода в практической деятельности преподавателя |
|||
|
|
||
Входной мониторинг физической подготовленности студентов |
|||
|
|
||
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
||
|
|
|
|
Определение качественного состава группы |
Вычисление среднего балла |
||
|
|
|
|
Формирование подготовительной группы |
Определение индивидуального контрольного норматива |
||
|
|
|
|
Учебно-тренировочный процесс |
|||
|
|
|
|
Текущий мониторинг |
Оформление УИР |
||
|
|
|
|
Уровнево-дифференцированный контроль |
Зачёт |
||
|
|
|
|
Результат |
|||
|
|
|
|
Совершенствование готовности преподавателя к уровнево- дифференцированному контролю физической подготовленности студентов |
Формирование устойчивой мотивация к физическому самосовершенствованию, исследовательской деятельности |
По результатам мониторинга преподаватель в ходе послойного описания определяет качественный состав группы по физической подготовленности, формирует основную и подготовительную группы. Студенты определяют «личные контрольные нормативы» в каждом виде физических упражнений, переводят показатели в баллы и вычисляют средний балл. Средний балл определяет уровень физической подготовленности студентов относительно действующего стандарта и является «индивидуальным контрольным нормативом» на протяжении всего периода обучения в вузе.
Далее студент строит в программе Microsoft Excel: индивидуальную гистограмму, линейный график, лепестковую диаграмму. Перед построением всех первоначальных графиков показатели в упражнениях, переведённые в баллы располагают в порядке возрастания значений баллов. В этом случае лепестковая диаграмма получается в виде геометрической фигуры, напоминающей «ракушку» (рис. 1).
Рис. 1 – Пример индивидуальной диаграммы
Индивидуальная диаграмма показывает и наглядно демонстрирует гармоничность развития физических качеств.
Индивидуальная гистограмма показывает уровень показателей в отдельных упражнениях и используется для исследования отстающих физических качеств и величины отставания относительно требований действующей программы (рис. 2).
Рис. 2 – Пример индивидуальной гистограммы студента
Сравнительный график общего уровня физической подготовленности на разных этапах обучения позволяет сделать заключение о динамике улучшений (рис. 3).
Рис. 3 – Пример сравнительного графика студента за 1 и 2 семестр
И в заключении студент обсуждает с преподавателем результаты исследовательской деятельности, обработанные на компьютере, определяет ближайшие цели, оформляет свою работу как учебно-исследовательскую. Все эти действия, выполненные последовательно, составляют модель учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях по физической культуре. Уровнево-дифференцированный контроль и зачёт происходит на основании сравнения предыдущих показателей среднего балла и полученного в результате проведенных вычислений. По итогам текущего мониторинга преподаватель по показателям среднего балла каждого студента строит групповой график, где каждый студент может определить свой рейтинг в учебной группе.
Применение информационных технологий обучения в преподавании физической культуры позволяет реализовать когнитивный компонент личностной физической культуры посредством самостоятельной внеаудиторной учебной работы студентов, сохраняя тем самым аудиторные часы для занятий физическими упражнениями. При самостоятельной диагностике физической подготовленности у студентов формируется реально осознанная связь теории и практики физического воспитания, создаются условия для готовности студентов к исследовательской деятельности. Поэтому оценочный компонент в нашем исследовании передаётся самому студенту [4].
Участие студентов в исследовательской деятельности, введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий достаточно эффективно позволяют в настоящее время преодолевать противоречия между массовым характером подготовки специалистов в вузе и потребностями развития у каждого студента самостоятельности и инициативы, реализации творческих способностей. Готовность студента к научно-исследовательской деятельности является составной частью модели специалиста, частью инновационной деятельности высшего учебного заведения. Педагогическое взаимодействие на основе совместной творческой деятельности на занятиях по физической культуре создает атмосферу сотворчества – самый высокий уровень взаимодействия преподавателей и студентов.
Разработанная нами технология преподавания физической культуры в вузе меняет эстетику учебного процесса, позволяет сформировать когнитивный компонент личностной физической культуры студентов [5].
Рецензенты:
Сокунова С.Ф., д.п.н., профессор кафедры физиологии, труда и спорта Ульяновского Государственного университета, г. Ульяновск.
Назаренко Л.Д., д.п.н., профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.